О художниках Левицком, Варнеке и Яковлеве

НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ  представлены наиболее известные  произведения художника И.Е. Яковлева:
1   Портрет  Д.Г. Левицкого. Х.м. 132х107. 1812. Русский музей.   
2.  Портрет Е.Н. Паской-Шараповой, урожденной Меншиковой (1807 - ?), жены петербургского купца 1-й гильдии, матери 6-ти детей.  Х.м. 108,3х81,5. Государственный Эрмитаж. 1824.      
3.  Автопортрет. Х.м. 75х60. 1811.  ГТГ.

Ниже приведены «типичные» биографии трех художников, публикуемые обычно в биографических словарях и альбомах по искусству, и являющиеся основой для моего последующего рассказа о художниках  Левицком, Варнеке и Яковлеве.

В дальнейшем  же речь пойдет о малоизвестных фактах из их жизни, и некоторых секретах создания  портрета знаменитого живописца  Д.Г. Левицкого. Выполнен он малоизвестным художником Иваном Еремеевичем Яковлевым, который в известном справочнике [1] имеет рейтинг 3В (художник-профессионал, признанный и востребованный художественным рынком  и публикой)////////////////////////////.

1. Дмитрий Григорьевич Левицкий (май 1735, Киев — 4 апреля 1822, Санкт-Петербург) — российский художник украинского происхождения, крупнейший петербургский портретист екатерининского классицизма  мировой известности.
Мастер парадного и камерного портрета, автор изображений известнейших людей российского государства, включая императрицу Екатерину II и «малый двор» (так называли в Петербурге двор цесаревича Павла).

Академик (с 1770), руководитель портретного класса (1771–1787), советник (с 1776) и член Совета (1780–1787 и с 1807) Императорской Академии художеств.

Некоторые известные картины Дмитрия Левицкого - портрет Екатерины II законодательницы в храме богини правосудия, портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской» («Смолянки»), портрет Марии Дьяковой, портрет Н.И. Новикова, портрет Дени Дидро.

Левицкий оказал сильное влияние на становление художников П.И. Соколова,  В.Л. Боровиковского, Л.С. Миропольского  и Г.И. Угрюмова.  Знаменитому художнику посвящено целый ряд художественных альбомов, в том числе , [2, 3].

Похоронен он был на Смоленском православном кладбище СПб, но могила его утеряна. 

Молева Нина Михайловна (1925 – 11.02.2024), известная писательница - искусствовед, написавшая небольшую книгу о Левицком, рассказывает в ней о своих поисках его захоронения, оказавшихся неудачными [4].  Упоминает она в своей книге и двух его учеников.

Знакомство именно с этой книгой  и явилось основанием рассказать в миниатюре о трех художниках-портретистах, связанных между собой малоизвестными узами, имена которых указаны в названии миниатюры. /////////////////////

2. Александр Григорьевич Варнек (15 февраля 1782, Санкт-Петербург — 19 марта 1843, там же) — русский живописец и рисовальщик, сын мастера-краснодеревщика приехавшего в Санкт-Петербург с женой из-за рубежа, предположительно, из Гданьска [5]. Один из известных портретистов раннего русского романтизма первой половины XIX века.

С марта 1795 г. по сентябрь 1803 г. он учился в Императорской Академии художеств у Г. Ф. Дуайена, Д. Г. Левицкого, С. С. Щукина. Окончил Академию с большой золотой медалью за «Портрет живописца» и аттестатом 1-й степени со шпагой (1803). Во время учёбы выполнял заказы на портреты императора Александра I.

В 1804 году Варнек пенсионером Академии художеств уехал в Италию. Там он создал свое первое программное произведение — «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» (1805–1806) [5].

В 1810 году Варнек получил звание академика, преподавал в Академии художеств портретную живопись. С 1824 года художник работает в Эрмитаже хранителем рисунков и эстампов.

В 1831 году удостоен звания профессора 2-й степени, годом позже — профессора 1-й степени, в 1834 — заслуженного профессора.

Среди основных его произведений  портреты актрисы Е.И. Колосовой, гравера Н.И. Уткина, живописца А. В. Ступина, графа И.О. Потоцкого, президента Академии художеств  А.Н. Оленина, детей Томиловых, скульптора И. П. Мартоса, польского публициста Томаша  Потоцкого (1841). Написал также несколько автопортретов.

Среди учеников А. Г. Варнека: А.М. Легашов, Р.К. Жуковский, Г.Г. Чернецов, Т.Р. Головня, П.П. Жарков, В.В. Баранов, а также его сыновья Александр и Николай. ///

3. Иван Еремеевич Яковлев (30.07.1787, Санкт-Петербург, 11.07.1843, там же) — русский живописец, портретист [6].

Родился в семье военного и в возрасте двенадцати лет в марте 1798 года был принят воспитанником Императорской Академии художеств. Впоследствии был в ней учеником Степана Семёновича Щукина.  В 1811 году за собственный автопортрет был признан назначенным в академики, а в 1812 году за портрет Дмитрия Григорьевича Левицкого Яковлев был удостоен степени академика.

В 1814 году И.Е. Яковлев был определён рисовальным учителем в Академию художеств. Некоторое время преподавал рисование также в Горном кадетском корпусе.

В 1839 году за написанную по заданной академией программе картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» Яковлев был возведён в звание профессора.
Из исторических документов следует, что в 1830-х годах художник писал преимущественно образа, религиозные и исторические картины. В этих же источниках есть упоминания и о работе над портретами.

В 1842 году Николай I пожаловал художнику звание профессора третьей степени в награду за долговременную усердную службу.

Помимо Императорской Академии художеств и Горного кадетского корпуса, Яковлев преподавал рисование в Училище правоведения, в Патриотическом институте и в Доме трудолюбия.

В 1843 году умер через пять месяцев после А.Г. Варнека и был  похоронен на Смоленском православном кладбище; могила не сохранилась. ///////////////////////////////////////////////////////////
Переключусь теперь на названную выше книгу Молевой Н.М. о живописце Левицком [4], написанную в довольно своеобразном стиле – «мазками» - на языке живописцев. 

На ее страницах постоянно происходит  переключение с одного эпизода на другой, в каждом из которых постоянно меняются многочисленные имена людей, имеющих отношение к Императорской академии художеств. Здесь и президенты Императорской Академии художеств тех лет, и ее педагоги, ученики Левицкого, и др.

Одни  из них относятся, можно сказать, чуть ли не враждебно к уже престарелому Левицкому, другие – с уважением и нейтрально, а молодые художники, в том числе, Варнек и Яковлев, являющиеся его учениками, с уважением и симпатией.

Для того, чтобы передать атмосферу, царящую в Академии, процитирую лишь небольшие фрагменты книги, создать из которых «гладкий текст» оказалось довольно сложно.

«1807 год. Левицкого уже двадцать лет нет в Академии художеств, и, тем не менее, академическая администрация поднимает вопрос о включении старого мастера в состав Совета. Это рука помощи портретисту, который со смертью зятя оказался кормильцем своей овдовевшей дочери и ее детей.

При этом конференц-секретарь Академии и вице-президент подчеркивают, что Левицкому все труднее становится находить заказы. Именно находить в силу изменявшихся вкусов и моды, а не выполнять — работать живописец способен по-прежнему.

1812 год. Недавнему выпускнику Академии Ивану Яковлеву предлагается в качестве программы на звание академика написать портрет Левицкого. Учитель Яковлева, А.Г. Варнек, пользуется предлогом, чтобы поместить в академических залах портрет почитаемого им живописца. 

Слухи утверждают, что голова на портрете была прописана самим Варнеком — нота острого психологизма, введенная в парадное изображение.

Левицкий на портрете И.Е. Яковлева — А.Г. Варнека не молод, но ему далеко и до старческой дряхлости. Непринужденный поворот сидящей фигуры. Поредевшие, но все еще достаточно густые волосы. Живой напряженный взгляд, полный внутренней энергии и неиссякаемого интереса к жизни. Сложнейший натюрморт, где каждая деталь подсказывает все новые и новые подробности из жизни художника.

Теплый плед на ногах — Левицкий страдал жестоким ревматизмом, на который не обратили внимание биографы, но о котором хорошо знали друзья художника из масонской среды. А ведь ревматику трудно опуститься на колени, тем более невозможно ползти на больных распухших суставах, как утверждает мемуаристка Софья  Лайкевич (1797 – 1870). 

В руках художника и на столе рядом с ним книги — Левицкий увлекался литературой и был одним из образованнейших людей своего времени, тем более в среде художников. Рукопись как напоминание о литературных занятиях, рулон рисовальной бумаги — Левицкий был превосходным рисовальщиком и обращал особенное внимание на рисунок в работе с учениками, очки — в них художник принужден был и читать, и работать. Кстати, характер его взгляда, очень точно зафиксированный Варнеком,  говорит о сильно развитой дальнозоркости.

В этом перечислении подробностей Яковлев старомоден. XIX век приносит с собой отказ от «многозначительных» деталей, сосредоточивая все внимание художника на внутренней характеристике человека.

Возможно, редкая разносторонность Левицкого, необычная для современных ему художников, побудила портретиста не ограничиваться каким-то одним намеком на профессию живописца, и обратиться к старым привычным  приемам. 

Но главное — яковлевского Левицкого нельзя себе представить неспособным  держать кисть, писать, работать, если даже ухудшающееся здоровье и давало себя знать. Да ведь и в том же 1812 году Левицкий не прочь был вернуться в Академию в качестве преподавателя.

Наконец, 1820-е годы. После смерти мужа вдова Левицкого поднимает вопрос о назначении ей вдовьей пенсии. При этом семья по-прежнему живет в доме на Кадетской линии Васильевского острова, лишь половина которого была заложена за очень значительную по тем временам сумму в две тысячи рублей. Одно только содержание этого дома и налоги на него превышали академический оклад Левицкого.
 
Не имея ни наследственного, ни благоприобретенного капитала, средства для жизни художник мог зарабатывать единственно собственным трудом. Этот логический вывод подтверждают и самые прозаические, зато вполне достоверные свидетели в виде петербургских адрес-календарей.

Семейные предания, в общем поддерживающие версию о немощах и неспособности работать Левицкого, ничего не сумели рассказать о последних годах художника. По мнению большинства биографов и в том числе семейных историков, Левицкий оставил в 1818 году Петербург и переселился на Украину.

Однако претендуя на исчерпывающую осведомленность о жизни прославленного предка, потомки Левицкого не знали его конца: где именно — на Украине или все же в Петербурге — умер и похоронен портретист. 

И вот адрес-календари, регулярно издававшиеся справочники о жителях столицы, вносили в этот вопрос полную ясность. До конца своих дней Левицкий оставался жителем Петербурга, до конца хотел или принужден был работать по заказам. 

ПРИМЕЧАНИЯ

1  Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
2. Людмила Маркина. Дмитрий Левицкий. Живописный альбом. Издательство «Белый город». М. 2001.
3. С. Королева. Дмитрий Григорьевич Левицкий. Живописный альбом. Издательство «Директ- Медиа». М. 2011.
4. «Молева Нина Михайловна. Левицкий» - ключевые слова для чтения книги в интернете.
5. В.С. Турчин. Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. - М.: Искусство, 1985. - 168 с.
6. Яковлев Иван Еремеевич. Биография.  Википедия.      03.01.2025.


Рецензии