Жизнь и отражения...
КРУПНЫМ ПЛАНОМ, - ЛИЦО ИВАНА ИГОРЕВИЧА СВЕРКАЛОВА.
Ещё молодой Иван Игоревич Сверкалов сам наносит грим на своё лицо.
Авторский голос за кадром
Актёр и театральный режиссёр Иван Игоревич Сверкалов родился и всю свою жизнь прожил в России. В стране, где искусству, в том числе и театральному, всегда уделяли внимания больше, чем самой жизни. Да и саму жизнь многие в России хотели бы изменять в соответствии с тем, что они видели на театральной сцене.
ИНТЕРЬЕР. ГРИМУБОРНАЯ ИВАНА ИГОРЕВИЧА СВЕРКАЛОВА В ТЕАТРЕ ГДЕ-ТО НА ЮГЕ РОССИИ, ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, ЧТО В КРЫМУ. ОСЕНЬ ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТОГО ГОДА.
За столиком, над которым висит зеркало, сидит И.И.Сверкалов. Он снимает грим со своего лица. В дверь гримуборной стучат.
Голос театрального слуги из-за двери
Иван Игоревич тут к вам с цветами. Очень странно, что поклонник, а не поклонница. Что делать?
Сверкалов
Пусть войдёт.
В гримуборную входит товарищ Григорий с большим букетом цветов. Одет он как материально благополучный, состоятельный человек.
Сверкалов
(вполголоса)
Это вы, - сами! Неужели так плохи дела, что вы сами пришли?
Товарищ Григорий
(тоже, - достаточно тихо)
А я думал, что вы Иван Игоревич, мне самому скажете, как у нас идут дела. Не пронюхала ли врангелевская разведка о том, что наше подполье готовит в городе?
Сверкалов
Не пронюхала. Насколько известно моему информатору из контрразведки. Они думают, что большевистское подполье в городе ими полностью разгромлено. И некому возглавить в городе восстание.
Товарищ Григорий
Это хорошо. О, что-то у вас, кроме моих, других цветов нет? А ваза с водой есть. Я для вас цветы поставлю в неё, с вашего позволения?
Сверкалов
Ставьте. А офицерам сейчас не до театра. Зал, вы наверное видели, - полупустой. И тем, которые сидели в зале с испуганными глазами, им не до цветов актёрам. В глазах у них такой страх: "Красные с севера идут!". Что, - Красная Армия сильно нажимает на них?
Товарищ Григорий
Сильно нажимает. Будем считать, что непреодолимо.
Сверкалов
(встаёт со стула рядом с гримёрным столиком)
Не знаю, нужно ли это вам сейчас, но я деньги вам приготовил.
Сверкалов встаёт, подходит к стоящей в углу комнаты вешалке для одежды, и из внутреннего кармана висящего на вешалке своего пальто достаёт пачку денег. Сверкалов протягивает деньги уже сидящему в кресле для посетителей товарищу Григорию.
Товарищ Григорий
Спасибо. Ваши деньги пригодятся. (Кладёт деньги во внутренний карман своего пальто). А я всё хочу вам один вопрос задать. Всё времени не было.
Сверкалов
А сейчас, что? Разве время появилось?
Товарищ Григорий
Появилось. Врангелевской контрразведке восстания уже не остановить. А я хочу спросить: вот у Вас, Игорь Иванович, стаж помощи нам ещё с дореволюционных времён, но нет в вас, как в театральном деятеле, никакой социальности. Даже небольшой, как у Немировича со Станиславским, социальности в вас нет. Так почему вы нам, большевикам, ещё с дореволюционных времён помогаете?
Сверкалов
Всё очень просто. Это я на театральной сцене в одних только водевилях и комедиях роли исполняю, а в жизни я очень наблюдательный человек. Театральные актёры, они такие, - не только жизнь отражают, они ещё, как сапожники, могут создавать колодки для новой жизни. Вполне возможно, что Немирович со Станиславским думают, что они на сцене создают колодки новой жизни, которыми будут пользоваться их зрители в этой самой новой жизни. А мне бы самому, так как я не только на сцене существую, подобрать бы колодку для своей собственной жизни. Вот я и подобрал себе такую колодку. Сотрудничества с вами, - с большевиками. А на театральной сцене у меня колодка моего поведения раз и навсегда одна: не забрасывать людей идеями, а дарить им со сцены праздник.
Товарищ Григорий
Откровенный вы человек, Иван Игоревич! И я вас, несмотря на ваш запутанный, по-философски, язык, - хорошо понял!
ИНТ. ЗАЛИТАЯ СОЛНЦЕМ БОЛЬШАЯ КОМНАТА В ЮЖНОМ ГОРОДЕ. ЛЕТО ПРИМЕРНО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДВАДАТЬ ПЯТОГО ГОДА.
За столом сидят и завтракают Иван Игоревич Сверкалов и его супруга, очень красивая женщина. И актриса.
Супруга Сверкалова
Неужели, Иван, тебе работу в самой Москве могут предложить?
Сверкалов
Не знаю. Могут и работу предложить. Наверное, это обо мне мой старый приятель вспомнил. Товарищ Григорий. А как ты думаешь, Нина, зачем нам в Москву перебираться? Теперь новая экономическая политика, и мы нисколько не голодаем. Даже здесь. В провинции. Да и провинция здесь не простая, не скудная, а сытная. Неизвестно, что будет с нами в Москве. Может здесь останемся?
Супруга Сверкалова
Да ты что, Ваня? Это тебя работа в одном только театре устраивает. А я в кинематографе сниматься хочу. Я зачем фотокарточки свои на кинофабрику по почте посылала? Заметь Ваня, - на Московскую кинофабрику!
Здесь могут мелькать на экране сцены из разных кинофильмов, в которых снимется в будущем актриса Нина Сверкалова, супруга театрального деятеля Ивана Игоревича Сверкалова.
ИНТ. КАБИНЕТ ВОЖДЯ В КРЕМЛЕ. КОНЕЦ ЛЕТА, НАЧАЛО ОСЕНИ ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ПЯТОГО ГОДА.
Вождь с трубкой в руке прохаживается по кабинету. За столом для посетителей, приставленном к рабочему столу Вождя, сидит товарищ Григорий.
Вождь
Что за сомнения у Вас, Григорий Степанович? Вы сами предложили кандидатуру Сверкалова, как его зовут?
Товарищ Григорий
Иваном Игоревичем.
Вождь
Интересное сочетание имени с отчеством. Так в чём у вас сомнения, Григорий Степанович?
Товарищ Григорий
Легкомысленный у него подход к театру, а мы хотим его сделать руководителем Театра революционных масс. Он же только водевили и комедии ставит. И сам в них играет.
Вождь
Водевиль и комедия, Григорий Степанович,- это же ведь праздник, идущий к людям с театральной сцены. Что, - рабочему классу и другим народным массам не нужен праздник?
Товарищ Григорий
Очень нужен, Иосиф Виссарионович!
Вождь
Возьмите, Григорий Степанович, и переименуйте Театр революционных масс в Театр новой комедии. И пусть вот этот театр и возглавляет Иван Игоревич Сверкалов.
НАТУРА. ВЫХОД ИЗ ЗДАНИЯ ТЕАТРА НОВОЙ КОМЕДИИ. ПРИМЕРНО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ ГОД.
Из здания выносят гроб с телом Ивана Игоревича Сверкалова.
Голос тележурналистки за кадром
Очень печально! Совсем недавно мне посчастливилось брать интервью у Ивана Игоревича Сверкалова. По случаю его восьмидесятилетия. И вот теперь он ушёл от нас. Это очень большая потеря для зрителей. Для всего советского искусства.
ИНТ. КОМНАТА В ОБЫЧНОЙ СОВЕТСКОЙ "ХРУЩЁВКЕ". РАБОТАЕТ ЧЁРНО-БЕЛЫЙ ТЕЛЕВИЗОР.
На экране телевизора молодая тележурналистка берёт интервью у Ивана Игоревича Сверкалова.
Тележурналистка
У вас такой самобытный подход к театру, а ваше творчество всё время сварнивали с искусством Евгения Вахтангова, вам это не обидно?
Сверкалов
Сначала хотел ответить вам с улыбкой: "Да что вы, какая здесь может быть обида!". А потом вспомнил, что терпеть не могу во всяком, в том числе и в театральном искусстве, метод сравнения. И хочу думать, что меня и Вахтангова не сравнивают, а рядом упоминают наши имена. И всё. И мне очень приятно, что когда вспоминают о Вахтангове упоминают и моё имя. Надеюсь, что и в будущем, когда будут упоминать моё имя, будут вспоминать о Вахтангове. Методы у нас с Евгением Вахтанговым разные, но одного и того же дела: одаривания людей праздником настоящего и живого театра!
P.S. Автор напоминает, что данный текст - это представление читателям и читательницам эпизодов киносценария об одном театральном деятеле, являющемся образом собирательным. Кроме того, автор просит прощения, что представил только одну сцену на натуре, и то, - печальную. Но искусство наших "киношных" айтишников, сценаристов и художников возросло настолько, что им никакого труда не составит дополнить данные эпизоды другими сценами, как интерьерными, так и происходящими на натуре, то есть на свежем воздухе. А, если никто не захочет снимать фильм по данной "идее", то и дополнять текст ничем не надо, так как автор думает, что основную идею, высказываемую устами Ивана Игоревича Сверкалова, он, автор, не до зрителей, но до читательниц и читателей данного текста, донёс.
Свидетельство о публикации №225010300277