Чистополь чайный
Отдельный зал музея посвящён самоварам. На выставке представлены самовары конца 19 начала 20 века.
Но начну я всё-таки свой рассказ немного с истории. До появления самоваров воду кипятили в сбитинках – отсюда происходит и название такого напитка, как сбитень, напитка, сделанного на основе мёда и трав. Но на смену сбитинкам приходят самовары.
Самовар — это чисто русский продукт, т.к. нигде, ни в одной стране мира его не было. Самоварец, самогарец, самокипец – так называли самовар.
К середине XIX века в Туле насчитывалось не менее 80 действующих самоварных предприятий, продукция которых высоко ценилось, проникая во все уголки России, а город заслужил статус самоварной столицы. К концу XIX века появляются династии самоварных производителей-Баташовы, Воронцовы, Телле и другие. Со временем предприятий стало настолько много, что для определения изготовителя придумали своеобразный торговый знак. К какому фабрикату принадлежит агрегат узнавали из клейма самоваров, которые утверждалось правительством и в обязательном порядке помечалась производителем. Многообразие фабричных марок и клейм было впечатляющим. Помимо имени фабриканта с географической привязкой, изображение клейма разрабатывалось индивидуально. Популярны также были выставки и экспозиции, где за лучшие представленную продукцию самоварные Короли получали награды, а образцы медалей украшали тулова самоваров. Все знаки использовались в рекламных целях для заявления о себе в Торговом мире, формирование репутации, привлечение покупателей и заказчиков.
С такими самоварами старались попасть на ярмарки. Каждый самоварщик стремился получить такую печать – оттиск. А для этого нужно было соблюсти главное условие - мастер, изготовивший самовар должен быть российским, да и сырьё для изготовления самовара тоже должно было быть только российское, никакого импорта здесь быть не могло.
Самовар – вещь достаточно дорогая. Цена за самовар могла составлять 25 рублей, что являло собой весьма солидную сумму, на которую можно было купить хорошую корову и не только. Не дешевое удовольствие, но те, кто мог себе это позволить могли иметь в доме и по три самовара. Один самовар для повседневного использования, другой для чаепития с почётными гостями, а ещё был бельевой самовар для стирки и кипячения белья. Отсюда и размеры самоваров – от небольших, до огромных.
Считается что родиной самовара является город Тула, где жили братья Лисицыны, которые его и изобрели. И всем знакома пословица гласящая, что в Тулу со своим самоваром не ходят. Помимо Тулы ходят версии, что самовар привёз Петр 1 из Голландии, или что его изобрели на Урале, но всё это не подтверждённые версии и остановимся всё-таки на городе Туле.
В экспозиционном зале помимо самоваров представлены предметы крестьянского быта – например, маслобойка и прялка. Особенность прялки состояла в том, что как только девочка подрастала, она тут же обучалась искусству прядения. И научившись ему девочка, а потом и девушка, а в последствии и женщина до глубокой старости пряла. На ряду с прядением женщины вышивали скатерти, полотенца, наволочки и многое другое.
Но вернёмся к самоварам. На выставке можно увидеть самовар с необычными ручками, похожими на цыганские серьги, поэтому такие самовары и называли цыганскими. Форма самоваров тоже разнится. Это и банки, и вазы. Каждый самоварщик стремился сделать свой самовар самым красивым, самым запоминающимся, самым уникальным.
Самовар использовали не только для чая. В нем можно было сварить яйца, подогреть на нём заварочный чайник, разогреть баранки.
Но опять немного вернёмся к предметам крестьянского быта и увидим – лапти. В Чистополе было много мастеров, занимавшихся плетением лаптей. Помимо самих лаптей, рядом с ними можно увидеть и инструменты, при помощи которых они создавались. Плетение лаптей и других изделий считалось не особенно сложным занятием, скорее даже элементарным делом. И примером этого рядом с лаптями можно видеть короба, лыковые сапоги, корзинки.
Но вернемся за стол и продолжим наше чаепитие, а татарское чаепитие часто заменяло обед. На стол выставлялось очень много сладостей – пастила, безе, курага, урюк и многое другое. Для заварки использовали в основном различные травы. Чай выпивали по несколько чашек, одну чашки пить было не принято. Поэтому чаепитие порой проводилось часами. И если вы думаете, что все пили из одинаковой посуда, то спешу вас удивить. Женщины пили из чашек, а вот мужчинам предлагались стаканы с подстаканниками. Так было в домах татар. А вот русские пили чай из блюдец.
- Как понять, насколько чаепитие удалось, знаете?
- Довольно просто. Чем больше во время чаепития происходит
характерных звуков, от создания которых нас в детстве постоянно отучали, тем вкуснее чаепитие.
- Что находилось на столе рядом с самоваром?
- Сахарная голова!
Сахар, который следовало наколоть. А потом с колотым сахаром и пили чай. А в связи с наличием сахара и чай пили по-разному. Это сейчас, бросили пару ложек сахара в чай, размешали и забыли о нём. Ничего интересного. А вот раньше чай пили в накладку, в прикуску, в прилизку, в приглядку.
- Не знаете, что это такое?
- А я расскажу.
В прилизку – это значит, лизнул кусочек сахара, попил чай, опять лизнул, опять чай – растягиваем удовольствие, не от того, что так нам хочется, а потому что сахар был дорогим продуктом. Вот и изловчались его экономить.
А вот как пили чай вдогонку. Брали кусок хлеба, клали наверх кусочек сахара. Кусали хлеб без сахара, отодвигали сахар, пили чай и т.д., куснули хлеб, отодвинули сахар, попили чай. Вот и получается чай вдогонку. Если завтра есть возможность купить сахар, то сегодня за чаепитием сахар можно было догнать и съесть. А если нет, то так и будешь догонять сахар до лучших времён.
Тоже самое и чай в приглядку, когда посмотрел на сахар, попил чай, посмотрел и т.д.
Вот так интересно пили чай в старину.
Чаепитие – это наша русская визитная карточка, в том понимании, что самовар для нас символ уюта, гостеприимства, тепла. Самовар — это генерал стола. Он украшал собой стол.
Так что пейте чай, как вам захочется и наслаждайтесь.
Свидетельство о публикации №225010300393