Письма Учителю. Сжечь соседа

    "    Ваш дневниковый 1884 год продолжает период нравоучительный повествований.

 Вы уже обжились в Москве. Но родная Ясная Поляна, с её вечными проблемами, будоражит графское сердце.

 Взаимоотношения крестьян, особенно тех, кто учился в Вашей школе, находят отражение в марте упомянутого года.

 Короткий зачин про поджог соседской хаты имеет реальную основу. Склока между Резуновыми и Фокановыми, с клочками волос по закоулочкам.

 Через год рассказ "Упустишь огонь -не потушишь" печатается в издательстве "Посредник".

 Весьма, Лев Николаевич, натуралистично. Однако, осмелюсь высказать личное мнение. Нечто созвучное у Гоголя, написанное полвека назад.

 Согласитесь, у Николая Васильевича, при одинаковости сюжета, круче. И дело даже не в статусе ссорящихся. Описание конфликта соседей, вот, что позволило остаться произведению Гоголя в памяти народной.

 Обличающая ирония автора, более яркими красками описавшего столкновение Ивана Ивановича со своим соседом. И последующие, бесконечные судебные дрязги.

 Это же так актуально до сих пор. У Вас же христианская идеализация завершения конфликта.

 Герой рассказа приходит к умирающему отцу. В последнюю минуту тот напутствует:

 -Смотри ж, Ваня, не сказывай, кто зажег. Чужой грех покрой. Бог два простит.

 Согласен, Лев Николаевич, весьма в духе пацифизма и всепрощения. Сосед поджигает твой дом. Огонь перекидывается на другие. Сгорает полдеревни.

 Ты, не говоря никому, прощаешь поджигателя. Половина погорельцев будет кивать на него,другая-на тебя.

 Получается, разделение греха с агрессором. Мол, "ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать".

 Или же в самом тот же импульс поджигателя. Но сосед успел первым. Натешившись, все садятся за общий стол.

 Увы, в жизни все иначе. Ты думаешь, в доме соседа ожили старые паразиты. Их не так много, но они влияют на общую ситуацию. Ты не приходишь к соседу, а тупо, под покровом ночи, поджигаешь его хату.

 Так и всю Землю можно превратить в безжизненную, покрытую радиоактивным пеплом пустыню.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Н.Н.Страхов указал на скомканный конец рассказа. Уж и не знаю, у кого будет он скомкан в этом году?"


Рецензии
Мне кажется, и в прошлом писатели вдохновлялись и отталкивались от произведений друг друга.
К примеру, начало "Мёртвых душ": "В ворота города N въехала бричка...".
Начало повести Чехова "Степь" : "Из N, уездного города, выехала обшарпанная бричка".
Тот же Чехов в "Рассказе неизвестного человека" сравнивает одну женщину с римской матроной, которая не стыдилась купаться в присутствии рабов. Это же сравнение употребляет Достоевский (кажется, в "Игроке").
То есть я хочу сказать, что тогда это не считалось плагиатом. А нас, современных авторов, ругают. Мол, ничего нового сказать не можете, штампы, избитые сравнения...

Сабина Стрешнева   04.01.2025 21:57     Заявить о нарушении
У художников тоже семь цветов. Но у каждого свои оттенки и предпочтения.

Целиком на вашей стороне, наши современные авторы.

Миру-мир, руки прочь от наших замечательных авторов, особенно пацифистов.

С признательностью,

Евгений Садков   05.01.2025 07:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.