Трубы продолжают звучать,

 переливаясь, захлебываются тысячи
колокольчиков, громыхая, вращаются молитвенные барабаны под руками
людей, направляющихся на церемонию.

Друзья!
Из Сети
"…Огненный рассвет запылал на вершинах далеких гор. Ледяной ветер пронзает
звездную синь небес. Но вот уже солнечный огонь гонит прочь черный холод
ночи, постепенно счищая его с окрестных скал. Огненные всполохи рассвета
одну за другой зажигают вершины, постепенно сползая по отрогам в черноту
глубоких долин.
И вот уже они коснулись стен древнего монастыря, висящего на отвесной
стене ущелья.Беленые стены окрасились в розовые тона, и протяжно зазвучал
дунгчен. Его зов огласил долину в лучах просыпающегося солнца, возвещая о начале церемонии.
Монастырь, как птичье гнездо примостился в неприступных скалах, но люди в оранжевых одеяниях покорили это место. И вот сейчас они собрались на
главном дворе. На стене трепещет огромная тханка, и многорукий
Авалокитешвара благословляет с её полотна.
Трубы продолжают звучать, переливаясь, захлебываются тысячи
колокольчиков, громыхая, вращаются молитвенные барабаны под руками
людей, направляющихся на церемонию.
Но вот уже во дворе собралась пестрая толпа… И вот уже на сцену вышли
рогатые маски цама. Демоны и духи представлены в древней мистерии, и
могучие воины беспредельности в гневном виде укрощают их в символичном
танце о победе над страстями и пороками.
За всем этим действом наблюдает золотоликий Будда, восседающий на
пьедестале под балдахином из тысяч разноцветных флажков".https://shambavedi.blogspot.com/.
...Други!
В интернете много  досужих рассуждений о карме, перевоплощениях, колесе сансары и т.д..
Пишет один из блогеров:
"Вот моя точка зрения:
1. Тело человека - оболочка, сосуд для души. Оно смертно, тленно, и перерождается тоже по своему в
другую материю (когда сгнивает и т.д.). После смерти оно уже не "наше".
2. Мысли человека, его психика (важно не путать с душой) - тоже по своему смертны, относятся к
разновидности тонкой материи (одна из разновидности тонкой материи- свет). Могут какое-то время
присутствовать в информационном поле Земли, пока мысли этого человека помнят, читают и т.д. и т.п.
А если все забыто, то эти мысли полностью растворяются.
3. Но самый главное это душа. Это как бы лампочка, стремящаяся попасть к огромной большой
лампочке (творцу), соединится с ней и существовать таким образом в полной гармонии.
А вообще- то я хотел задать такой вопрос.
Раз мы задуманы Высшим Разумом такими, какими мы есть, у нас есть смертные тела, которые все время
нужно кормить пищей, насыщать кислородом, и при "приземленных" мыслях (лампочка окутывается
неправильными потоками энергии и не может покинуть круг сансары) нас всегда перерождают,
ТО
Нужно ли нам стремится к выходу из бесконечных перерождений или это все таки не обязательное условие
и перерождение наш естественный процесс, который рано или поздно все равно приведет к более
одухотворенному отношению?
Я уже и не буду здесь говорить об иерархии Высших Существ (подотчетных Высшему Разуму), чтобы не путать.

"Вот мое мнение на этот счет: Вся материя (в том числе ДНК чел. организма) безусловно создана из одного
вещества.И не факт, что его уже знают ученые." - это вещество называется энергией, все создано из
энергии, материя это сильно сжатая энергия, поэтому делить на материальное и духовное (дух это тоже
энергия) нет смысла. Именно учеными уже давно все объяснено, повторюсь 99,9% знаний (не научных).
Я это высказываю в качестве комментария к предыдущим ответам, так как символов очень много.
Во первых, скажу сразу, что Любовь, Гордыня, Ненависть, в общем семь смертных грехов и семь их
противоположностей - это не душа. В понимании материалиста - это лишь производные работы мозга,
психики. У новорожденного нет вообще никаких пороков и чувств, кроме пяти чувств, которыми наделены
мы как животные существа. Затем эволюция человечества влияет на мозг этого малыша и малыш начинает
приобретать те или иные психические свойства.
Но с точки зрения идеалиста, ребенок рожден под определенной Звездой (Созвездием), у определенных
родителях, в определенной стране и т.д. Следовательно каждый конкретный новорожденный не рожден
просто так, а согласно каким-то правилам, с определенным набором генов.
Вот мое мнение на этот счет: Вся материя (в том числе ДНК чел. организма) безусловно создана из одного
вещества. И не факт, что его уже знают ученые. Оно очень мало. Но существует и такая частица, которая
создает связь между тонкой невидимой материей (Астрал) и материей ощутимой и измеряемой физически.
Именно эта частица формирует каркас судьбы для новорожденного. Именно она послужит толчком для
Судьбы будущего человека. Судьбу изменить можно, но ДНК не поменяешь хоть что ни делай. Поэтому для
конкретного человека будут всегда приготовлены конкретные испытания.
Это и есть круг сансары. Например, в прошлой жизни Вы с успехом преодолели какой либо из семи
пороков, но часть испытаний не выпала в этой жизни, так как она слишком коротка (все семь смертных
грехов туда сложно поместить). Тогда Вам уготована учесть родиться снова человеком (может с пятью
чувствами, может и без какого-то) и снова преодолеть какое-то испытание. Однако, преодолев его, Вы
можете посеять семена порока, который присутствовал еще в прошлой жизни. И так заново и до
бесконечности. В этом нет ничего страшного. Поскольку таков механизм. Всему виной индивидуальная
душа, окутывающая "Параматму", то есть ту именно душу, которую я и называю истинной душой, частью
Высшего Разума.
Но дело еще в том, что за гранью Семи Земных Смертных Грехов (вообще это понятие растяжимое, не
надо ему приписывать то-то то-то и то-то, это все грехи все вмести взятые, ну если хотите неправильные
чувства, да и вообще Параматма чувств никаких не имеет, кроме Любви и Гармонии к Общему
Существующему Порядку - Божественному Разуму) лежит понятие бесконечности Вселенной
(Мультиленной), это как зеркало поставить отражаться в зеркало. Поэтому всегда есть иерархия. То есть
над нами есть существа более эволюционировавшие, над ними еще более эволюционировавшие, а все все
равно попадает к Единому Божеству, хотя эта иерархия бесконечна. Вообще в мозгу такое не
укладывается. Но именно так нам это и трактуют самые древние Священнописания.
Покинуть круг сансары или нет - это его личное дело. Это может сделать любой. Но в первую очередь для
этого нужно пренебрегать всеми пятью чувствами материального тела, далее пойдет следующая ступень
эволюции для Вашей индивидуальной души. Мне, например, тяжело отказаться от вкусной пищи, всяких радостей от пяти чувств, поэтому я и готов вечно крутиться в этом колесе. Может когда-то мне и это надоест".https://www.bolshoyvopros.ru/
...Да, видимо, так и случится при наступлении Эры Огня!
В.Н
**********************
1.Четыре благородные истины Будды Шакьямуни1
Понятие сансары как
таковой существовало в древней Индии в среде
брахманов ещё до учения Будды Шакьямуни. Самое
первое упоминание найдено в Упанишадах, где
раскрываются законы и природа всего сущего. В текстах
говорится, что высшие существа пребывают в блаженной
нирване, а все остальные, омрачённые тремя
умственными ядами, вынуждены вращаться в колесе
перерождений, затянутые туда законами кармы.
Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех
существ — найти выход и вернуться в состояние
совершенного блаженства. Многие поколения мудрецов
искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?»,
но толкового способа не было, пока Гаутама Будда не
достиг Просветления. Именно буддизм разработал
чёткую концепцию сансары (Пратитья самутпада).

Колесо сансары в буддизме — это совокупность всех
миров, находящихся в постоянном движении и
трансформации, ничто в них не является
постоянным и незыблемым.
представил её как отлаженный механизм причинно-
следственных связей, основанных на принципах кармы
и реинкарнации. Понятие сансары можно озвучить как
непрекращающийся круговорот рождений и смертей
живых существ во всех проявленных мирах Вселенной.
Если переводить слово «сансара» дословно, то оно
означает «скитание, длящееся вечно». Согласно
буддийскому учению о Просветлении (о выходе из
круговорота жизни и смерти) существует бесчисленное
множество миров и бесчисленное множество живых
существ, которые проявляются в этих мирах и действуют
в них каждый согласно своей карме.
Изменчивость — основной атрибут всего проявленного,
поэтому изображают сансару в виде колеса,
совершающего беспрерывно один оборот за другим.
Круг жизни, колесо сансары – его вращение
символизирует непрерывность и цикличность событий
во Вселенной.
Упрощённый символ колеса сансары — обод и
восемь спиц, соединяющих его со ступицей. По
преданию, Будда сам выложил его рисом на песке.
Спицы колеса означают лучи истины, исходящие от
учителя (по числу ступеней Восьмеричного пути).
Лама Гампопа, живший в 1079-1153 гг., определил три
основные характеристики сансары. По его определению,
природа её есть пустота. То есть все проявленные миры,
какие только возможны, не являются реальными, они не
несут в себе истины, базиса, основы, они эфемерны и
беспрестанно изменчивы, как облака в небе. Не стоит
искать истину в бесплотной фантазии, а постоянство — в
изменчивом. Второе качество сансары: её появление
есть иллюзия. Всё, что окружает живых существ, а также
формы воплощения самих существ являются обманом,
миражом, галлюцинацией. Как и любая иллюзия, не
имеющая под собой основы, сансара может нести
бесчисленное число проявлений, она может принимать
все мыслимые и немыслимые формы, выражаться в
бесконечном числе образов и явлений, которые, едва
возникнув и не имея под собой реальной основы, тут же
трансформируются в другие, изменяются или исчезают в
соответствии с законами кармы. Третий атрибут —
самый важный, ибо главная характеристика сансары —
страдание. Но заметим, что буддисты в понятие
«страдание» вкладывают немного иной смысл, чем мы
привыкли.
Термин «страдание» в буддийском учении не является
антиподом счастья или удовольствия. Страдание можно
определить как любую эмоциональную нестабильность,
любую активность ума, порождающую новые эмоции и
переживания. Если найти значение, противоположное
страданию, то для буддиста им станет состояние
совершенного спокойствия, умиротворения, свободы и
внутреннего блаженства. Не эйфории и праздной неги, а
ощущения вселенского мира и гармонии, законченности
и целостности.
А мирская жизнь, с её суетой и заботами, даже и не
пахнет таким покоем и полным духовным равновесием.
Вот поэтому всё, что связанно с сансарой, будь то
радость, печаль, восторг или горе, связывается со
страданием. Даже, казалось бы, положительные
моменты причиняют дискомфорт. Имея нечто, мы
допускаем мысль об утрате и страдаем. Любя кого-то, мы
страшимся разлуки. Достигнув чего-то, мы видим, что
это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова
страдаем. И, конечно, страх смерти как страх потерять
всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся
единственной.
Согласно ведическим текстам, один оборот колеса
Сансары соответствует временному интервалу,
называемому кальпой (1 день жизни бога Брахмы). В
буддийской же традиции Брахма тут ни при чём, мир
возникает из-за наличия кармических предпосылок,
оставшихся после разрушения предыдущего мира. Как
существо в Сансаре рождается и умирает, следуя карме,
так и миры возникают и разрушаются под действием
того же закона. Один цикл колеса называется
Махакальпа и состоит из четырёх частей по 20 кальп. В
первую четверть мир формируется и развивается, во
второй период он стабилен, в третий — деградирует и
гибнет, в четвёртый — пребывает в непроявленном
состоянии бардо, формируя кармические предпосылки
для очередного воплощения. Расхожее выражение
«колесо Сансары дало оборот» обычно применяют в
значении смены эпох, когда происходит ломка
старого и возникновение нового.
Четыре благородные
истины Будды Шакьямуни
Колесо сансары в буддизме играет огромную роль,
составляя основу учения об освобождении. Учение об
освобождении от круговорота рождений и смертей
основано на четырёх утверждениях, называемых
Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни
сформулировал после своего Просветления. Познав
истинную сущность сансары, он не только открыл заново
все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг
перерождений.
Выйдя из медитации, Будда сформулировал четыре
основных открытия, совершённые им в процессе
Просветления. Эти открытия названы Благородными
истинами и звучат как:
Дукха (боль) — всё в земной жизни пронизано
страданиями.
1
Самудая (желание) — причинами всех страданий
являются нескончаемые и неутолимые желания.
2
Ниродха (окончание) — страданиям приходит
конец, когда отсутствуют всякие желания.
3
Магга (путь) — источник страданий – желания –
можно искоренить, следуя особым методикам.
4
Дукха означает, что ум омрачён неведением, он подобен
глазу, который видит всё, кроме себя самого, и из-за
этого воспринимает мир двойственно, отделяя себя от
него. Восьмеричный путь — средство, помогающее уму
увидеть себя, осознать иллюзорность окружающего
мира, преодолев пять препятствий:
Привязанности — желание обладания и
удерживания возле себя.

Реинкарнация
Самудая означает, что омрачённый ум полон
разноречивых эмоций, жёстких концепций, принципов
и самоограничений, которые не дают ему пребывать в
покое и постоянно толкают из крайности в крайность.
Ниродха предполагает, что, искоренив неведение, ум
вернётся в гармоничное состояние, преобразовав
бурлящие эмоции и ограничения в мудрость.
Магга — указание на методы борьбы с неведением.
Методы избавления от желаний и достижения
освобождения собраны в учении Срединного пути,
называемом также Восьмеричным благородным путём.
Определение колеса сансары, как уже говорилось выше,
тесно связано с такими понятиями, как карма и
реинкарнация.
Понятие реинкарнации, знакомое многим верованиям,
предполагает наличие у живых существ как смертных
временных тел, так и бессмертных, более тонких и даже
вечных оболочек, неуничтожимого сознания, или «искры
божьей». Согласно теории реинкарнации, существа,
воплощаясь в разных мирах, отрабатывают
определённые навыки, выполняют возложенные на них
миссии, после чего, оставляя смертное тело в этом мире,
переходят в новое тело с новой миссией.
О феномене реинкарнации ведётся много споров.
Наиболее часто реинкарнация упоминается в индуизме.
О ней говорится в Ведах и Упанишадах, в Бхагавад Гите.
Для жителей Индии это такое же общепринятое явление,
как восход и закат. Буддизм, основанный на индуизме,
развивает теорию реинкарнации, дополняя её знанием
закона кармы и путями выхода из колеса сансары.
Согласно буддийскому учению, круговорот рождения и
смерти составляет основу изменчивой сансары, никто не
обладает абсолютным бессмертием, и никто не живёт
единожды. Смерть и рождение есть лишь
трансформация для определённого существа, которое
является частью изменчивой Вселенной.
Даосисты также принимали идею перевоплощения
души. Считалось, что Лао Цзы жил на земле несколько
раз. В трактатах даосов есть такие строки: «Рождение не
является началом, так же как и смерть — концом.
Существует безграничное бытие; существует
продолжение без начала. Бытие вне пространства.
Непрерывность без начала во времени».
Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в
смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе
высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой
соединиться с ним. Пока существо омрачено
эгоистичными помыслами, душа будет попадать в
смертный мир и подвергаться испытаниям.
Христиане тоже знали о реинкарнации, но на пятом
Вселенском соборе в VI веке информация о ней была
запрещена, и все упоминания были изъяты из текстов.
Вместо череды рождений и смертей была принята
концепция одной жизни, Страшного Суда и вечного
пребывания в Аду или Раю без возможности оные
покинуть. Согласно же индуистским и буддийским
знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в
соответствии с тяжестью совершённого греха или
значимостью благой заслуги. Некоторые учёные
считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати
раз, прежде чем воплотиться в качестве мессии из
Назарета.
Ислам напрямую идей реинкарнации не поддерживает,
склоняясь к христианской версии Суда и ссылки души в
Ад или Рай, но в Коране встречаются упоминания о
воскресении. Вот, например: «Я умер камнем и воскрес
растением. Я умер растением и воскрес животным. Я
умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться?
Разве смерть обокрала меня?» Можно предположить, что
изначальный текст книги тоже подвергся изменениям,
хотя исламские богословы это, конечно, отрицают.
Состояние бардо
Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею
отсутствия жизни после смерти считали абсурдной
египтяне. Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях
перевоплощения души ничего удивительного.
Приверженцами реинкарнации были Гёте, Вольтер,
Джордано Бруно, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, А.
Конан-Дойль, Лев Толстой, Карл Юнг и Генри Форд.
В буддийских текстах также есть упоминание о
«состоянии бардо» — промежутке времени между
рождениями. Дословно оно переводится как «между
двумя». Насчитывают шесть типов бардо. В разрезе
круговорота сансары интересны первые четыре:
Бардо Процесса Умирания. Промежуток времени
между началом заболевания, приводящего к смерти,
или травмой тела и моментом, когда ум и тело
разъединяются. Это время агонии — чрезвычайно
важный момент. Способность сохранять в нём
самоконтроль имеется только у тех, кто
добросовестно практиковал в течение жизни. Если
получилось удержать ум под контролем, это великое
достижение, в противном случае в этот момент
человек будет испытывать сильную боль. Страдания
большинства людей в момент смерти бывают
чрезвычайно сильными, если же некто накопил
много хорошей кармы, то у него будет поддержка. В
этом случае, например, человек может переживать
видения святых или божеств, являющихся для
помощи в этот трудный час. Предсмертные моменты
жизни также важны. Переживания, наполняющие ум
перед последним вздохом, имеют огромную силу и
дают немедленный результат. Если человек имеет
благую карму, то он спокоен и не испытывает мук.
Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет,
то раскаяние, проявленное сейчас, поможет
очиститься. Молитвы также имеют огромную силу, а
благие пожелания немедленно исполняются.

Истинная природа ума проявляется у каждого
существа, так как все обладают изначальной
природой Будды. Если бы существам не было
присуще это основополагающее качество, то они
никогда бы не смогли достичь Просветления.
Бардо Рождения. Время, в котором ум формирует
предпосылки к перерождению. Длится от момента
выхода из состояния бардо Дхарматы и
возникновения неясных кармических предпосылок
до момента зачатия.

Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах.
Первый аспект: карма — это деятельность, имеющая
результат. В буддийской традиции карма имеет смысл
любого действия. Действием здесь может выступать не
только совершённое деяние, но также слово, мысль,
намерение или недействие. Все проявления воли живых
существ формируют его карму. Второй аспект: карма
есть закон причинно-следственной связи,
пронизывающий все явления сансары. Всё
взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие,
ничего не происходит без причины. Карма как закон
причинно-следственных связей является
основополагающей концепцией в буддизме,
объясняющей механизмы процессов рождения и смерти,
а также путей прерывания этого круговорота. Если
рассматривать карму с этой позиции, то можно дать
несколько классификаций. Первая делит понятие кармы
на три основных типа:
карму· акарму·викарму·
Слово «карма» в этой классификации имеет значение
благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг.
Карма накапливается, когда живое существо действует в
соответствии с законами Вселенной и не помышляет об
эгоистических выгодах. Деятельность, приносящая
пользу окружающим и миру, самосовершенствование —
это есть карма. Карма, согласно законам реинкарнации,
ведёт к перерождению в более высоких мирах, к
уменьшению страдания и открытым возможностям для
саморазвития.
Викарма — противоположное понятие. Когда некто
действует вопреки законам Вселенной, преследует
исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то
он накапливает не заслуги, а воздаяние. Викарма
становится причиной перерождения в нижних мирах,
страданий, отсутствия возможности к саморазвитию. В
современных религиях викарма называется грехом, т. е.
погрешностью относительно мирового порядка,
отклонением от него.
Акарма — особый вид деятельности, при котором не
происходит ни накопления заслуг, ни накопления
воздаяния, это деятельность без последствий. Как такое
возможно? Живое существо действует в сансаре согласно
указаниям и мотивам своего эго. Абстрагируясь от
своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а
всего лишь инструмента, не источника воли, а
проводника чужих идей, существо перекладывает
кармическую ответственность на того, чьим именем
совершает деяние. Сложность в том, что при этом
следует полностью исключить собственные мотивы,
суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких
наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в
руки носителя идеи. Это деятельность, приносимая в
качестве бескорыстного жертвования. Акарма — это
деяния святых подвижников, которые творили чудеса
именем Божьим, и служение преданных жрецов,
вверявших себя воле почитаемого божества; это подвиги
и самопожертвование во имя справедливости и спасения
страдающих, это деятельность монахов, которые
согласно закону Дхармы (закон мировой гармонии)
несут благо живым существам из любви и чувства
Как выйти из колеса
сансары?
единства со всем мирозданием, ничего не ожидая
взамен; это действия, совершаемые из любви и
сострадания.
Последний вид кармы напрямую связан с
Просветлением, так как позволяет победить своё ложное
эго.
Вторая классификация делит карму с точки зрения
проявления следствий.
Прарабдха-карма, или последствия деяний,
переживаемые сейчас, в этом рождении. Это воздаяние,
получаемое за совершённые деяния. Тут о карме можно
говорить как о «судьбе».
Апрарабдха-карма, или последствия, которые
неизвестно когда и как проявятся, но уже
сформированные причинно-следственной связью. Идёт
программирование следующих воплощений.
Рудха-кармой называют последствия, которые ещё не
наступили в проявленном мире, но человек чувствует их
наступление интуитивно, как бы стоя на пороге.
Биджа-карма — это не сами последствия, а причины
последствий, которые ещё не сформировали ответную
реакцию, но обязательно проявятся. Это посеянные
семена, ещё не давшие корней и всходов.
Как ясно из вышеизложенного, закон кармы
предполагает всеобщую обусловленность, то есть все
события причинно связаны. Вращение колеса сансары
происходит благодаря этой связи. Одно цепляет другое и
так далее до бесконечности.
Благие и неблагие деяния
Основной причиной, затягивающей существ в
круговорот перерождений, являются три яда,
обозначаемые символически в виде свиньи невежества,
петуха страсти и змеи гнева. Искоренение этих
омрачений помогает освободиться от негативной кармы
и найти выход из колеса сансары. Согласно буддийскому
учению, есть десять благих и десять неблагих видов
поступков, создающих ту или иную карму.
Негативные поступки состоят из действий тела, речи и
ума. Телом можно согрешить, совершая убийство из
глупости, гнева или желания удовольствия. Совершая
кражу силой или обманом. Совершая измены партнёру,
изнасилования или всякие извращения сексуального
характера.
Речью можно согрешить, солгав во вред другим и на
пользу себе, создав ссору, сплетничая и злословя: грубя
собеседнику напрямую или за спиной, отпуская обидные
шутки.
Умом можно согрешить, имея неправильные (не
соответствующие истине) взгляды, враждебные мысли в
отношении других людей или их деятельности, жадные
помыслы об обладании чужим или привязанности к
своему имуществу, жажде богатства.
Десять положительных деяний очищают ум и ведут к
освобождению. Это:
Спасение жизни любых существ: от букашки до
человека.

По закону кармы все деяния живых существ имеют свой
уникальный вес и не подлежат взаимозачёту. За хорошие
поступки следует награда, за плохие — воздаяние, если в
христианстве есть принцип «взвешивания» суммарных
заслуг и грехов, то в отношении колеса сансары и учения
Будды за все придётся рассчитываться индивидуально.
Согласно древнему индийскому эпосу Махабхарата, где
описаны жизни как великих героев, так и великих
грешников, даже герои попадают в ад, чтобы искупить
свою плохую карму, прежде чем вознестись на небо, а
злодеи, прежде чем низвергнуться в ад, имеют право
пировать с богами, если у них есть определённые
заслуги.
Обычно символично колесо сансары изображают в виде
старинного колесничного с восемью спицами, но также
есть каноническое изображение круговорота жизни и
смерти, распространённое в буддийской иконографии.
Танка (изображение на ткани) содержит множество
символов и иллюстраций процессов, происходящих с
душой в круговороте перерождений, и имеет указание
то, как выйти из колеса сансары.
Центральное изображение самой сансары вмещает один
центральный круг и три окружности, поделённые на
сегменты, иллюстрирующие действие закона кармы. В
центре всегда находятся три существа, обозначающие
три главных яда ума: невежество в образе свиньи,
страсть и привязанность в образе петуха и гнев и
отвращение в виде змеи. Три этих яда лежат в основе
всего круговорота сансары, существо, чей разум омрачён
ими, обречено перерождаться в проявленных мирах,
накапливая и искупая карму.
Второй круг называется Бардо, по названию состояния
между рождениями, которое было описано выше. Он
имеет светлую и тёмную части, символизируя благие
заслуги и грехи, которые ведут либо к перерождению в
высших мирах, либо в адах соответственно.
Следующий круг имеет шесть частей по числу шести
типов миров: от самых мрачных к самым светлым. В
каждом сегменте также изображён Будда либо
бодхисаттва (святой учитель дхармы), приходящий в
данный мир из сострадания, чтобы спасать живых
существ от страданий.
В соответствии с буддийским учением миры могут быть:
Следующие миры считаются благоприятными:
Адские. Там рождаются существа, чей ум полон
гнева, злобы, жажды мести. Они ослеплены
ненавистью. Существа этих миров испытывают
непрерывные страдания разного характера. Ады
бывают самые разнообразные: от горячих до
холодных.
·
Миры голодных духов. Существа этого мира
одержимы страстями и вожделением. Их гложет
ненасытность. В этих мирах существа мучаются от
невозможности утолить свои распалённые до
предела страсти и похоти.
·
Мир животных. Животные проживают свой век в
неведении и тупости, удовлетворяя естественные
нужды и не помышляя о духовном. Они вынуждены
подчиняться обстоятельствам, не имея воли, чтобы
изменить их. Они полны беспокойства и страха, либо
лени и безразличия.
·
Мир людей. Людские умы наполнены
привязанностями и сонмом нескончаемых желаний.
·
Мир полубогов (асуров). У этих существ
преобладает воинственность, они полны гордыни,
ревнивы и завистливы, но в отличие от богов, коим
завидуют, не являются бессмертными. Согласно
индуистской мифологии, сосуд с эликсиром
бессмертия — амритой — появляется в мире асуров,
но тут же улетает в мир богов, не доставаясь первым.
·
Мир богов (девов). Боги полны радости и
блаженства. Божественные миры также
разнообразны: от ближних к миру асуров до самых
высоких — миров Брахмы. В них царит всеобщее
счастье, а удовольствия, испытываемые
обитателями, настолько привлекательны и желанны,
что редкие боги задумываются о законе кармы и
последующем перерождении. Говорят, что когда
·
жизнь божества благих миров подходит к концу, то
оно испытывает страдания даже большие, чем
испытывает умирающий человек, ибо понимает,
каких наслаждений лишается.
Хотя миры и расположены по кругу, переродиться можно
как снизу вверх, так и сверху вниз, из человеческого
мира можно вознестись в мир богов или упасть в ад. Но
на мире людей надо остановиться поподробнее. По
мнению буддистов, человеческое рождение наиболее
выигрышное, так как человек балансирует между
нестерпимыми страданиями адов и самозабвенным
блаженством богов. Человек может осознать закон
кармы и встать на путь освобождения. Часто
человеческую жизнь называют «драгоценным
человеческим рождением», так как существо получает
шанс найти выход из круговорота сансары.
Внешний ободок в изображении символически
иллюстрирует закон кармы в действии. Сегменты
читаются с верхнего по часовой стрелке, всего их
двенадцать.
Первый сюжет указывает на неведение относительно
природы мира, его законов и незнание истины. Человек
со стрелой в глазу — символ отсутствия ясного видения
происходящего. Из-за этого неведения существа и
попадают в круговорот миров, крутясь в нём наугад и
действуя без чёткой осознанности.
Второй сюжет изображает гончара за работой. Как
мастер лепит форму горшка, так и спонтанные
неосознанные мотивы формируют предпосылки для
нового рождения. Сырая глина бесформенна, но она
заранее содержит в себе бесконечное число форм всех
изделий из неё. Обычно этот этап соответствует
зачатию.
Третий сюжет изображает обезьяну. Неугомонная
обезьяна символизирует беспокойный ум, имеющий
природу двойственного (не единого, не истинного)
восприятия, в таком уме уже содержатся семена
кармических тенденций.
Четвёртая картинка показывает двоих людей в лодке.
Это значит, что на основе кармы создаётся определённая
форма проявления существа в мире и его миссия на
данное воплощение, то есть существо осознаёт себя как
такое или иное, проявляются психофизические
характеристики будущей жизни, формируются
предпосылки жизненных обстоятельств.
Пятая картинка изображает дом с шестью окнами. Эти
окна в доме символизируют шесть потоков восприятия
по шести органам чувств (включая ум), по которым
существо получает информацию.
На шестом секторе изображена пара, предающаяся
любви, что означает, что органы восприятия вошли в
контакт с внешним миром и начали получать
информацию. Этот этап соответствует рождению в
проявленных мирах.
Седьмая картина показывает воду, выливаемую на
раскалённое железо. То есть, полученные ощущения ум
распознает как привлекательные, отвратительные или
нейтральные.
Восьмая картина изображает человека, пьющего
алкоголь (пиво, вино), что символизирует
возникновение пристрастий или антипатий на основе
суждений о полученных ощущениях.
Девятый сектор показывает снова обезьяну, которая
собирает плоды. То есть ум создаёт для себя правила
поведения – приятное надо желать, неприятного
избегать, нейтральное игнорировать.
Десятая часть изображает беременную женщину. Так
как сформированные подсознанием штампы поведения
сформировали кармические предпосылки для нового
воплощения в мирах сансары.
На одиннадцатой картинке женщина рожает дитя. Это
есть результат действия кармы, созданной в
предыдущей жизни.
И последний сектор содержит изображение покойника
либо урны с прахом, символизирующих бренность
любой проявленной жизни, её конечность. Таким вот
образом для живого существа колесо сансары дало
оборот.
Образ Будды — это указатель, как выйти из колеса
сансары, знак существования пути освобождения, пути,
который ведёт к умиротворению и спокойствию (символ
прохладной Луны).
Восьмеричный (срединный)
путь освобождения
Всё колесо сансары с его наполнением крепко держит в
своих острых когтях и зубах божество Яма — божество
смерти (в смысле бренности и непостоянства всего), из
такой хватки вырваться совсем не просто. В
иконографии Яма изображается синим цветом
(грозным), с рогатой бычьей головой о трёх глазах,
зрящих в прошлое, настоящее и будущее, в окружении
пламенной ауры. На шее Ямы ожерелье из черепов, в
руках жезл с черепом, аркан для ловли душ, меч и
драгоценный талисман, подразумевающий власть над
подземными сокровищами. Яма является также
посмертным судьёй и владыкой подземного (адского)
мира. Как бы в противовес такому суровому существу,
рядом, вне колеса, стоит Будда, указывающий на Луну.
Как остановить колесо сансары? Разорвать цикл
перерождений можно, следуя Срединным путём,
который назван так, потому что доступен абсолютно
всем существам и не предполагает каких-либо крайних,
доступных лишь избранным, методов. Он состоит из
трёх больших этапов:

Правильное воззрение заключается в осознании и
принятии Четырёх благородных истин. Осознание
закона кармы и истинной природы ума. Путь
освобождения заключается в очищении сознания —
единственной истинной реальности.
Правильное намерение заключается в работе над
желаниями, трансформации негативных эмоций в
позитивные, развитии благих качеств. Осознавая
единство всего сущего, практик воспитывает чувство
любви и сострадания к миру.
Нравственность очень важна на пути, так как без неё
Просветление не осуществимо. Для соблюдения
нравственности требуется не совершать греховных
действий и не допускать одурманивания ума разными
средствами. Последнее очень важно, так как
одурманенный ум туп, не способен самоочиститься.
Правильная речь заключается в воздержании от
четырёх греховных деяний, проявляющихся через речь.
Напомним, это воздержание от лжи, грубости, сплетен и
слов, приводящих к ссорам.
Правильное поведение заключается в воздержании от
греховных деяний, совершаемых через тело: от убийства,
присвоения чужого разными способами, измены и
извращений, — а для людей духовного сана —
соблюдение целибата.
Правильный образ жизни предполагает добычу
средств существования честным путём, не создающим
дурной кармы. Вредят Просветлению такие виды
деятельности, как торговля живыми существами
(людьми и животными), работорговля, проституция,
деятельность, связанная с изготовлением и продажей
оружия и инструментов убийства. Служба в армии
считается благим делом, так как мыслится как защита, в
то время как торговля вооружениями провоцирует
агрессию и конфликты. Также греховны деяния по
производству мяса и мясных продуктов, создание и
торговля алкоголем и наркотиками, обманная
деятельность (мошенничество, использование чужой
неосведомлённости), любая преступная деятельность.
Жизнь человека не должна быть поставлена в
зависимость от материального. Излишества и роскошь
порождают страсти и зависть, мирской быт должен
носить разумный характер.
Правильное усилие по искоренению застарелых
убеждений и устоявшихся штампов. Непрерывное
самосовершенствование, развитие гибкости мышления
и наполнение ума позитивными мыслями и
мотивациями.
Правильное направление мысли предполагает
неустанную бдительность в осознании происходящего
как оно есть, без субъективных суждений. Тем самым
искореняется чувство зависимости от всего, что ум
называет «моё» и «я». Тело — это только тело, чувства —
всего лишь ощущения тела, состояние сознания — всего
лишь данное состояние сознания. Мысля так, человек
освобождается от привязанностей, связанных с ними
беспокойств, необоснованных желаний и больше не
страдает.
Правильное сосредоточение достигается практиками
медитации различных уровней углублённости и ведёт к
Малой Нирване, то есть личностному освободению. В
буддизме это называется состоянием архата.

************
1.Вечное колесо сансары

Большинству людей знакомо понятие сансары, что оно связано с Индией и религией. В этой статье мы
расскажем о значении слова «сансара», о сути понятия, о том, как сансара влияет на судьбу человека и
почему нужно стремиться выйти из нее.
Что это такое
С санскрита «сансара» переводится как «блуждание по кругу», «вечные скитания», «процесс
прохождения». В индуизме под сансарой подразумевается постоянная цепочка перевоплощений
(реинкарнаций). Человек рождается, умирает, и все по кругу. Окончательно погибает лишь физическое
тело. Душа живет вечно и при следующем перевоплощении помещается в новую телесную оболочку.
Например, в одной жизни человек был богатым, в другой бедным, в третьей стал животным, в четвертой
духом из нижнего мира.
Почему не всегда можно опять получить тело человека? Как повествуют Упанишады (древнеиндийские
трактаты религиозно-философского содержания), где сансара была упомянута впервые, есть высшие
создания, живущие в нирване (состоянии абсолютного покоя), и есть те, кто вращаются в колесе
перевоплощений. Такие существа не в силах разорвать круговорот из-за своих плохих поступков и
эмоций. Именно негативные действия препятствуют обретению желаемого человеческого тела.
Вращение сансары происходит только от деятельности человека. Череда перерождений определяется
кармой – судьбой. Если человек совершил что-то хорошее или плохое, то в новом витке он получит по
заслугам: наказание или награду.
Индуизм призывает использовать каждое перерождение как шанс исправить ошибки прошлого и
приблизиться к светлому и доброму. То есть минувшие и настоящие жизни формируют будущее
существование. При этом ничего не является постоянным и предопределенным.
Как изображают сансару
По легенде, Будда выложил рисом простую схему колеса сансары – обод и 8 спиц, соединенных со
ступицей. Сансара обычно выглядит в виде центрального круга и 4 окружностей, поделенных на
сегменты.
В центре колеса сансары располагается круг с 3 существами, которые отравляют умы людей, чтобы они
никогда не выбрались из череды перевоплощений. Свинья символизирует невежество, петух – порочные
страсти, змея – гнев и отвращение.
Вторая окружность колеса делится на светлую и темную части. На светлой находится душа с благими
делами, на темной – душа в грехах.
Третий круг колеса сансары состоит из 6 частей, которые обозначают разные миры. В каждый можно
попасть в результате перерождения. В этих мирах обязательно есть Будда или Бодхисатва (святой
учитель), спасающие существ от мук. Среди миров имеется: мир дэвов (богов), асуров (полубогов),
людей, животных, претов (голодных духов), нараков (злых существ) и адов (тех, кто страдает от нараков).
Внешняя рамка колеса сансары включает 12 рисунков, изображающих законы кармы в действии.
Например, картинка с трудящимся гончаром – это олицетворение рождения нового; рисунок с
обезьяной – пытливость ума.
Финальный элемент колеса сансары – Яма, божество бренности существования, посмертный судья. Яма
держит зубами и когтями круговорот жизни. Вверху справа от колеса стоит Будда, указывающий на Луну
– символ освобождения.
5 оборотов колеса сансары
Колесо сансары то и дело вращается, и когда оно соприкасается с землей – это и есть земное
воплощение человека на данный момент. Существует 5 законов, движущих колесо сансары.
Привязанность. К ней относится сильное желание обладать вещью, человеком, животным. Важно, чтобы
привязанность была в меру, без потери разума.
Гнев. Данная негативная реакция толкает к совершению плохих поступков, о которых человек будет
жалеть всю жизнь или которые нельзя исправить.
Зависть и ревность. При них человек мечтает заполучить предмет или чувства другого человека. За
завистью и ревностью тянется ряд отрицательных эмоций и действий.
Гордыня. Она ставит человека выше остальных. Он считает себя лучше и умнее прочих и наслаждается
этим, унижая других. Но человек, подверженный гордыне, наоборот, становится морально ниже.
Невежество и запутанность. Для людей, склонных к указанным качествам, нет разделения на благо и
вред. Такой человек, совершая тот или иной поступок, не понимает, что он может кому-то доставить
страдания.
Главные законы провоцируют появление других отрицательных реакций, эмоций и поступков, которые
формируют карму следующего жизненного цикла. И одновременно 5 законов оборота помогают найти
пути, как вырваться из порочного круга. Для этого надо отработать все кармические долги, совершать
хорошие дела, очищать душу, иначе новый цикл принесет страдания.
Оборот колеса сансары – жизнь человека от рождения до смерти. Однако колесо включает не только
жизненные циклы, но и различные миры, которые постоянно меняются и двигаются. Поэтому оборот
следует рассматривать и в рамках Вселенной, и тогда он может соответствовать нескольким
перевоплощениям души. Каждой душе требуется разное количество перерождений в цикле, максимум 9.
На это влияет карма. Чем больше реинкарнаций, тем мощнее будет карма.
Выход из колеса сансары

Что же нужно сделать, чтобы прекратить бесконечный круговорот, когда негативные поступки
сматываются в огромный клубок? Очень важно понять, что жизнь – явление временное, подготовка к
следующему этапу существования. Чтобы оно стало лучше и привело к духовному просветлению,
полагается придерживаться правил:
избегать жадности;
спасать жизни;
помогать нуждающимся;
стараться примирить врагов;
хранить верность семье и браку;
быть честным;
не желать никому зла;
избегать пороков;
противостоять лжи;
проявлять сострадание к живым существам;
стремиться к знаниям, в том числе духовным;
довольствоваться тем, что есть.
Кроме того, надо избавляться от плохих мыслей, хамства, ругательств и грубых слов. Ведь карма все
«записывает».
В идеале, если у души было много перерождений, она становится мудрее, опытнее, а ее мышление
разнообразнее и глубже. Духовный рост ведет к тому, что в следующем цикле душа снова попадет в
человеческое тело и быстрее отработает карму, а в перспективе выберется из колеса сансары и
перейдет на новый уровень. То есть окажется вне привязанности к материальному миру – погрузится в
нирвану. Из людей этого достиг только Будда Шакьямуни.
Пока человек злой, жадный, жестокий и глупый, то его существование в разных обликах и мирах
будет сродни вечному двигателю, бегу по кругу. И лишь сам человек способен себе помочь:
накопленные знания и благие дела избавят его от бесконечного цикла рождений и смертей и
приведут к совершенству. Таков закон сансары.
https://myindia.ru/
**************
2.Жизнь за пределами сансары
Иногда религиоведы шутят, что ответвлений индуизма в мире так же много, как и
самих индуистов. Несмотря на то, что мнения индуистов расходятся по вопросу
достижения религиозной цели, между ними всё же наблюдается единство по вопросам
проблемы человека в мире и её решения. Эту экзистенциальную проблему
представляет собой сансара, что буквально означает блуждание или течение;
замкнутый круг, колесо жизни, смерти и перерождения. Мы рождаемя и умираем, а
затем вновь рождаемся и снова умираем. То же самое отнсится и к самому космосу,
который тоже движется по бесконечному собственному циклу создания, разрушения и
нового воссоздания.
Вера в реинкарнацию, по данным последних соц. опросов, быстрыми темпами растёт и
на Западе: каждый четвёртый американец и европеец верит, что после смерти душа
вселяется в другое тело. Но жители Запада обычно воспринимают реинкарнацию как
некую награду, а не как наказание: "а вдруг в следующей жизни удастся купить крутую
тачку, жениться на красотке и стать миллионером". Однако для индуистов
реинкарнация - скорее беда, чем возможность, ведь этот мир полон слёз, и, если в нём
и возможно обрести счастье, то оно будет непрочным и недолговечным, как и сам
материальный мир-иллюзия. Даже небо подвержено воздействию непреложного
закона сансары. - Оно тоже создано и будет уничтожено, как и живущие на нём
божества. Следовательно, цель индуиста - не просто "спастись бегством" из этого мира,
"остановить Колесо сансары", а прежде всего - духовное освобождение, избавление
души от уз сансары и связанной с ними неудовлетворённости. Это наиболее близкий
индуистский аналог христианского спасения души.
Но ставить знак равенства между мокшей и спасением некорректно, т.к.
концепция спасения подразумевает спасение от греха, а индуисты не верят в грех, т.е. и
не проявляют никакого желания спасаться от него. Если от чего-то и надо бежать,
то не от греха, а от сансары. Мокша - не спасение, а бегство.
Индуисты понимают, что далеко не все сумеют достичь этой цели или даже стремиться
к ней. Поэтому они признают существование 4-х разных целей в жизни:
1) Кама, или чувственное удовольствие (как в древнем руководстве по сексу
"Камасутре");
2) Артха, или богатство и власть;
3) Дхарма, или долг.
4) Мокша - высшая цель. Иногда мокшу называют союзом отдельно взятой души с
личным божеством. Другие видят в ней более обезличенное слияние "Верховной
Души" с невыразимой сущностью Божественного. Есть и те, кому мокша
представляется местом. Вместо христианского Рая, они воображают раем либо обитель
Вишну, Вайкунтху, либо дом Шивы, Кайлас.
Один из самых увлекательных диалогов в индуистской традиции посвящён
достижению её религиозной цели. Каковы способы перемещения из сансары в мокшу?
Веками ломая голову над этим вопросом, индуисты изобрели 3 совершенно разные
йоги:
1) Карма-йога, или йога деятельности - была создана жрецами и описана в
ритуальных текстах Вед. Поначалу применялась к ритуальным действиям и в
особенности к приношению жертв на огне.
2) Джняна-йога, или учение о мудрости - результат труда странствующих мудрецов,
записанный в философском трактате Упанишады.
3) Бхакти-йога, или учение о поклонении, в настоящее время является наиболее
популярной формой индуизма. Согласно ей, ни жертвоприношения жрецов, ни
философские познания не нужны для избавления от уз сансары. Достаточно любви,
искренней преданности выбранному божеству.
Сегодня у многих жителей Запада индуизм ассоциируется с Апу, владельцем магазина
"На скорую руку" (Kwik-T-Mart) из мультсериала "Симпсоны" - почитателем Ганеши и
Шивы и, бесспорно, самым известным западному миру индуистом. Но классическим
примером всё-таки остаётся святой или аскет, садху. В 19 веке отчёты миссионеров,
судовые журналы капитанов и восточные сказки запечатлели в сознании западного
человека образы безумных аскетов, разгуливающих босиком по раскалённым углям,
немыслимым образом сгибающим свои изнурённые тела, раскачивающихся на
железных крюках, впившихся в их спины. Но в 60-70х г.г. эту "холопскую", по
выражению одного французского миссионера, расу, перестали поносить и начали
превозносить. Когда контркультура променяла "материалистический Запад" на
"духовный Восток", в Европе и Америке начался настоящий "бум Гуру" - например,
таких, как Ошо, Саи-Баба
Иногда религиоведы шутят, что ответвлений индуизма в мире так же много, как и
самих индуистов. Несмотря на то, что мнения индуистов расходятся по вопросу
достижения религиозной цели, между ними всё же наблюдается единство по вопросам
проблемы человека в мире и её решения. Эту экзистенциальную проблему
представляет собой сансара, что буквально означает блуждание или течение;
замкнутый круг, колесо жизни, смерти и перерождения. Мы рождаемя и умираем, а
затем вновь рождаемся и снова умираем. То же самое отнсится и к самому космосу,
который тоже движется по бесконечному собственному циклу создания, разрушения и
нового воссоздания.
Вера в реинкарнацию, по данным последних соц. опросов, быстрыми темпами растёт и
на Западе: каждый четвёртый американец и европеец верит, что после смерти душа
вселяется в другое тело. Но жители Запада обычно воспринимают реинкарнацию как
некую награду, а не как наказание: "а вдруг в следующей жизни удастся купить крутую
тачку, жениться на красотке и стать миллионером". Однако для индуистов
реинкарнация - скорее беда, чем возможность, ведь этот мир полон слёз, и, если в нём
и возможно обрести счастье, то оно будет непрочным и недолговечным, как и сам
материальный мир-иллюзия. Даже небо подвержено воздействию непреложного
закона сансары. - Оно тоже создано и будет уничтожено, как и живущие на нём
божества. Следовательно, цель индуиста - не просто "спастись бегством" из этого мира,
"остановить Колесо сансары", а прежде всего - духовное освобождение, избавление
души от уз сансары и связанной с ними неудовлетворённости. Это наиболее близкий
индуистский аналог христианского спасения души.
Но ставить знак равенства между мокшей и спасением некорректно, т.к. самаКак остановить Колесо? Сансара и …lana_artifexПодписатьсяНа сайте используются cookies
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия.
концепция спасения подразумевает спасение от греха, а индуисты не верят в грех, т.е. и
не проявляют никакого желания спасаться от него. Если от чего-то и надо бежать,
то не от греха, а от сансары. Мокша - не спасение, а бегство.
Индуисты понимают, что далеко не все сумеют достичь этой цели или даже стремиться
к ней. Поэтому они признают существование 4х разных целей в жизни:
1) Кама, или чувственное удовольствие (как в древнем руководстве по сексу
"Камасутре");
2) Артха, или богатство и власть;
3) Дхарма, или долг.
4) Мокша - высшая цель. Иногда мокшу называют союзом отдельно взятой души с
личным божеством. Другие видят в ней более обезличенное слияние "Верховной
Души" с невыразимой сущностью Божественного. Есть и те, кому мокша
представляется местом. Вместо христианского Рая, они воображают раем либо обитель
Вишну, Вайкунтху, либо дом Шивы, Кайлас.
Один из самых увлекательных диалогов в индуистской традиции посвящён
достижению её религиозной цели. Каковы способы перемещения из сансары в мокшу?
Веками ломая голову над этим вопросом, индуисты изобрели 3 совершенно разные
йоги:
1) Карма-йога, или йога деятельности - была создана жрецами и описана в
ритуальных текстах Вед. Поначалу применялась к ритуальным действиям и в
особенности к приношению жертв на огне.
2) Джняна-йога, или учение о мудрости - результат труда странствующих мудрецов,
записанный в философском трактате Упанишады.
3) Бхакти-йога, или учение о поклонении, в настоящее время является наиболее
популярной формой индуизма. Согласно ей, ни жертвоприношения жрецов, ни
философские познания не нужны для избавления от уз сансары. Достаточно любви,
искренней преданности выбранному божеству.
Сегодня у многих жителей Запада индуизм ассоциируется с Апу, владельцем магазина
"На скорую руку" (Kwik-T-Mart) из мультсериала "Симпсоны" - почитателем Ганеши и
Шивы и, бесспорно, самым известным западному миру индуистом. Но классическим
примером всё-таки остаётся святой или аскет, садху. В 19 веке отчёты миссионеров,
судовые журналы капитанов и восточные сказки запечатлели в сознании западного
человека образы безумных аскетов, разгуливающих босиком по раскалённым углям,
немыслимым образом сгибающим свои изнурённые тела, раскачивающихся на
железных крюках, впившихся в их спины. Но в 60-70х г.г. эту "холопскую", по
выражению одного французского миссионера, расу, перестали поносить и начали
превозносить. Когда контркультура променяла "материалистический Запад" на
"духовный Восток", в Европе и Америке начался настоящий "бум Гуру" - например, таких, как Ошо, Саи-Баба...
https://www.livejournal.com/
*************
3.Четыре благородные истины Будды Шакьямуни

Что значит «колесо сансары»? Понятие сансары как
таковой существовало в древней Индии в среде
брахманов ещё до учения Будды Шакьямуни. Самое
первое упоминание найдено в Упанишадах, где
раскрываются законы и природа всего сущего. В текстах
говорится, что высшие существа пребывают в блаженной
нирване, а все остальные, омрачённые тремя
умственными ядами, вынуждены вращаться в колесе
перерождений, затянутые туда законами кармы.
Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех
существ — найти выход и вернуться в состояние
совершенного блаженства. Многие поколения мудрецов
искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?»,
но толкового способа не было, пока Гаутама Будда не
достиг Просветления. Именно буддизм разработал
чёткую концепцию сансары (Пратитья самутпада) и
Колесо сансары в буддизме — это совокупность всех
миров, находящихся в постоянном движении и
трансформации, ничто в них не является
постоянным и незыблемым.
представил её как отлаженный механизм причинно-
следственных связей, основанных на принципах кармы
и реинкарнации. Понятие сансары можно озвучить как
непрекращающийся круговорот рождений и смертей
живых существ во всех проявленных мирах Вселенной.
Если переводить слово «сансара» дословно, то оно
означает «скитание, длящееся вечно». Согласно
буддийскому учению о Просветлении (о выходе из
круговорота жизни и смерти) существует бесчисленное
множество миров и бесчисленное множество живых
существ, которые проявляются в этих мирах и действуют
в них каждый согласно своей карме.
Изменчивость — основной атрибут всего проявленного,
поэтому изображают сансару в виде колеса,
совершающего беспрерывно один оборот за другим.
Круг жизни, колесо сансары – его вращение
символизирует непрерывность и цикличность событий
во Вселенной.
Упрощённый символ колеса сансары — обод и
восемь спиц, соединяющих его со ступицей. По
преданию, Будда сам выложил его рисом на песке.
Спицы колеса означают лучи истины, исходящие от
учителя (по числу ступеней Восьмеричного пути).
Лама Гампопа, живший в 1079-1153 гг., определил три
основные характеристики сансары. По его определению,
природа её есть пустота. То есть все проявленные миры,
какие только возможны, не являются реальными, они не
несут в себе истины, базиса, основы, они эфемерны и
беспрестанно изменчивы, как облака в небе. Не стоит
искать истину в бесплотной фантазии, а постоянство — в
изменчивом. Второе качество сансары: её появление
есть иллюзия. Всё, что окружает живых существ, а также
формы воплощения самих существ являются обманом,
миражом, галлюцинацией. Как и любая иллюзия, не
имеющая под собой основы, сансара может нести
бесчисленное число проявлений, она может принимать
все мыслимые и немыслимые формы, выражаться в
бесконечном числе образов и явлений, которые, едва
возникнув и не имея под собой реальной основы, тут же
трансформируются в другие, изменяются или исчезают в
соответствии с законами кармы. Третий атрибут —
самый важный, ибо главная характеристика сансары —
страдание. Но заметим, что буддисты в понятие
«страдание» вкладывают немного иной смысл, чем мы
привыкли.
Термин «страдание» в буддийском учении не является
антиподом счастья или удовольствия. Страдание можно
определить как любую эмоциональную нестабильность,
любую активность ума, порождающую новые эмоции и
переживания. Если найти значение, противоположное
страданию, то для буддиста им станет состояние
совершенного спокойствия, умиротворения, свободы и
внутреннего блаженства. Не эйфории и праздной неги, а
ощущения вселенского мира и гармонии, законченности
и целостности.
А мирская жизнь, с её суетой и заботами, даже и не
пахнет таким покоем и полным духовным равновесием.
Вот поэтому всё, что связанно с сансарой, будь то
радость, печаль, восторг или горе, связывается со
страданием. Даже, казалось бы, положительные
моменты причиняют дискомфорт. Имея нечто, мы
допускаем мысль об утрате и страдаем. Любя кого-то, мы
страшимся разлуки. Достигнув чего-то, мы видим, что
это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова
страдаем. И, конечно, страх смерти как страх потерять
всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся
единственной.
Согласно ведическим текстам, один оборот колеса
Сансары соответствует временному интервалу,
называемому кальпой (1 день жизни бога Брахмы). В
буддийской же традиции Брахма тут ни при чём, мир
возникает из-за наличия кармических предпосылок,
оставшихся после разрушения предыдущего мира. Как
существо в Сансаре рождается и умирает, следуя карме,
так и миры возникают и разрушаются под действием
того же закона. Один цикл колеса называется
Махакальпа и состоит из четырёх частей по 20 кальп. В
первую четверть мир формируется и развивается, во
второй период он стабилен, в третий — деградирует и
гибнет, в четвёртый — пребывает в непроявленном
состоянии бардо, формируя кармические предпосылки
для очередного воплощения. Расхожее выражение
«колесо Сансары дало оборот» обычно применяют в
значении смены эпох, когда происходит ломка
старого и возникновение нового.

Колесо сансары в буддизме играет огромную роль,
составляя основу учения об освобождении. Учение об
освобождении от круговорота рождений и смертей
основано на четырёх утверждениях, называемых
Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни
сформулировал после своего Просветления. Познав
истинную сущность сансары, он не только открыл заново
все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг
перерождений.
Выйдя из медитации, Будда сформулировал четыре
основных открытия, совершённые им в процессе
Просветления. Эти открытия названы Благородными
истинами и звучат как:
Дукха (боль) — всё в земной жизни пронизано
страданиями.
1
Самудая (желание) — причинами всех страданий
являются нескончаемые и неутолимые желания.
2
Ниродха (окончание) — страданиям приходит
конец, когда отсутствуют всякие желания.
3
Магга (путь) — источник страданий – желания –
можно искоренить, следуя особым методикам.
4
Дукха означает, что ум омрачён неведением, он подобен
глазу, который видит всё, кроме себя самого, и из-за
этого воспринимает мир двойственно, отделяя себя от
него. Восьмеричный путь — средство, помогающее уму
увидеть себя, осознать иллюзорность окружающего
мира, преодолев пять препятствий:
Привязанности — желание обладания и
удерживания возле себя.

Карма и реинкарнация
Самудая означает, что омрачённый ум полон
разноречивых эмоций, жёстких концепций, принципов
и самоограничений, которые не дают ему пребывать в
покое и постоянно толкают из крайности в крайность.
Ниродха предполагает, что, искоренив неведение, ум
вернётся в гармоничное состояние, преобразовав
бурлящие эмоции и ограничения в мудрость.
Магга — указание на методы борьбы с неведением.
Методы избавления от желаний и достижения
освобождения собраны в учении Срединного пути,
называемом также Восьмеричным благородным путём.
Определение колеса сансары, как уже говорилось выше,
тесно связано с такими понятиями, как карма и
реинкарнация.
Понятие реинкарнации, знакомое многим верованиям,
предполагает наличие у живых существ как смертных
временных тел, так и бессмертных, более тонких и даже
вечных оболочек, неуничтожимого сознания, или «искры
божьей». Согласно теории реинкарнации, существа,
воплощаясь в разных мирах, отрабатывают
определённые навыки, выполняют возложенные на них
миссии, после чего, оставляя смертное тело в этом мире,
переходят в новое тело с новой миссией.
О феномене реинкарнации ведётся много споров.
Наиболее часто реинкарнация упоминается в индуизме.
О ней говорится в Ведах и Упанишадах, в Бхагавад Гите.
Для жителей Индии это такое же общепринятое явление,
как восход и закат. Буддизм, основанный на индуизме,
развивает теорию реинкарнации, дополняя её знанием
закона кармы и путями выхода из колеса сансары.
Согласно буддийскому учению, круговорот рождения и
смерти составляет основу изменчивой сансары, никто не
обладает абсолютным бессмертием, и никто не живёт
единожды. Смерть и рождение есть лишь
трансформация для определённого существа, которое
является частью изменчивой Вселенной.
Даосисты также принимали идею перевоплощения
души. Считалось, что Лао Цзы жил на земле несколько
раз. В трактатах даосов есть такие строки: «Рождение не
является началом, так же как и смерть — концом.
Существует безграничное бытие; существует
продолжение без начала. Бытие вне пространства.
Непрерывность без начала во времени».
Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в
смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе
высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой
соединиться с ним. Пока существо омрачено
эгоистичными помыслами, душа будет попадать в
смертный мир и подвергаться испытаниям.
Христиане тоже знали о реинкарнации, но на пятом
Вселенском соборе в VI веке информация о ней была
запрещена, и все упоминания были изъяты из текстов.
Вместо череды рождений и смертей была принята
концепция одной жизни, Страшного Суда и вечного
пребывания в Аду или Раю без возможности оные
покинуть. Согласно же индуистским и буддийским
знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в
соответствии с тяжестью совершённого греха или
значимостью благой заслуги. Некоторые учёные
считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати
раз, прежде чем воплотиться в качестве мессии из
Назарета.
Ислам напрямую идей реинкарнации не поддерживает,
склоняясь к христианской версии Суда и ссылки души в
Ад или Рай, но в Коране встречаются упоминания о
воскресении. Вот, например: «Я умер камнем и воскрес
растением. Я умер растением и воскрес животным. Я
умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться?
Разве смерть обокрала меня?» Можно предположить, что
изначальный текст книги тоже подвергся изменениям,
хотя исламские богословы это, конечно, отрицают.
Состояние бардо
Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею
отсутствия жизни после смерти считали абсурдной
египтяне. Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях
перевоплощения души ничего удивительного.
Приверженцами реинкарнации были Гёте, Вольтер,
Джордано Бруно, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, А.
Конан-Дойль, Лев Толстой, Карл Юнг и Генри Форд.
В буддийских текстах также есть упоминание о
«состоянии бардо» — промежутке времени между
рождениями. Дословно оно переводится как «между
двумя». Насчитывают шесть типов бардо. В разрезе
круговорота сансары интересны первые четыре:
Бардо Процесса Умирания. Промежуток времени
между началом заболевания, приводящего к смерти,
или травмой тела и моментом, когда ум и тело
разъединяются. Это время агонии — чрезвычайно
важный момент. Способность сохранять в нём
самоконтроль имеется только у тех, кто
добросовестно практиковал в течение жизни. Если
получилось удержать ум под контролем, это великое
достижение, в противном случае в этот момент
человек будет испытывать сильную боль. Страдания
большинства людей в момент смерти бывают
чрезвычайно сильными, если же некто накопил
много хорошей кармы, то у него будет поддержка. В
этом случае, например, человек может переживать
видения святых или божеств, являющихся для
помощи в этот трудный час. Предсмертные моменты
жизни также важны. Переживания, наполняющие ум
перед последним вздохом, имеют огромную силу и
дают немедленный результат. Если человек имеет
благую карму, то он спокоен и не испытывает мук.
Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет,
то раскаяние, проявленное сейчас, поможет
очиститься. Молитвы также имеют огромную силу, а
благие пожелания немедленно исполняются.
Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах.
Первый аспект: карма — это деятельность, имеющая
результат. В буддийской традиции карма имеет смысл
любого действия. Действием здесь может выступать не
только совершённое деяние, но также слово, мысль,
намерение или недействие. Все проявления воли живых
существ формируют его карму. Второй аспект: карма
есть закон причинно-следственной связи,
пронизывающий все явления сансары. Всё
взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие,
ничего не происходит без причины. Карма как закон
причинно-следственных связей является
основополагающей концепцией в буддизме,
объясняющей механизмы процессов рождения и смерти,
а также путей прерывания этого круговорота. Если
рассматривать карму с этой позиции, то можно дать
несколько классификаций.
Слово «карма» в этой классификации имеет значение
благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг.
Карма накапливается, когда живое существо действует в
соответствии с законами Вселенной и не помышляет об
эгоистических выгодах. Деятельность, приносящая
пользу окружающим и миру, самосовершенствование —
это есть карма. Карма, согласно законам реинкарнации,
ведёт к перерождению в более высоких мирах, к
уменьшению страдания и открытым возможностям для
саморазвития.
Викарма — противоположное понятие. Когда некто
действует вопреки законам Вселенной, преследует
исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то
он накапливает не заслуги, а воздаяние. Викарма
становится причиной перерождения в нижних мирах,
страданий, отсутствия возможности к саморазвитию. В
современных религиях викарма называется грехом, т. е.
погрешностью относительно мирового порядка,
отклонением от него.
Акарма — особый вид деятельности, при котором не
происходит ни накопления заслуг, ни накопления
воздаяния, это деятельность без последствий. Как такое
возможно? Живое существо действует в сансаре согласно
указаниям и мотивам своего эго. Абстрагируясь от
своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а
всего лишь инструмента, не источника воли, а
проводника чужих идей, существо перекладывает
кармическую ответственность на того, чьим именем
совершает деяние. Сложность в том, что при этом
следует полностью исключить собственные мотивы,
суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких
наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в
руки носителя идеи. Это деятельность, приносимая в
качестве бескорыстного жертвования. Акарма — это
деяния святых подвижников, которые творили чудеса
именем Божьим, и служение преданных жрецов,
вверявших себя воле почитаемого божества; это подвиги
и самопожертвование во имя справедливости и спасения
страдающих, это деятельность монахов, которые
согласно закону Дхармы (закон мировой гармонии)
несут благо живым существам из любви и чувства
единства со всем мирозданием, ничего не ожидая
взамен; это действия, совершаемые из любви и
сострадания.
Последний вид кармы напрямую связан с
Просветлением, так как позволяет победить своё ложное
эго.
Вторая классификация делит карму с точки зрения
проявления следствий.
Прарабдха-карма, или последствия деяний,
переживаемые сейчас, в этом рождении. Это воздаяние,
получаемое за совершённые деяния. Тут о карме можно
говорить как о «судьбе».
Апрарабдха-карма, или последствия, которые
неизвестно когда и как проявятся, но уже
сформированные причинно-следственной связью. Идёт
программирование следующих воплощений.
Рудха-кармой называют последствия, которые ещё не
наступили в проявленном мире, но человек чувствует их
наступление интуитивно, как бы стоя на пороге.
Биджа-карма — это не сами последствия, а причины
последствий, которые ещё не сформировали ответную
реакцию, но обязательно проявятся. Это посеянные
семена, ещё не давшие корней и всходов.
Как ясно из вышеизложенного, закон кармы
предполагает всеобщую обусловленность, то есть все
события причинно связаны. Вращение колеса сансары
происходит благодаря этой связи. Одно цепляет другое и
так далее до бесконечности.
Благие и неблагие деяния
Основной причиной, затягивающей существ в
круговорот перерождений, являются три яда,
обозначаемые символически в виде свиньи невежества,
петуха страсти и змеи гнева. Искоренение этих
омрачений помогает освободиться от негативной кармы
и найти выход из колеса сансары. Согласно буддийскому
учению, есть десять благих и десять неблагих видов
поступков, создающих ту или иную карму.
Негативные поступки состоят из действий тела, речи и
ума. Телом можно согрешить, совершая убийство из
глупости, гнева или желания удовольствия. Совершая
кражу силой или обманом. Совершая измены партнёру,
изнасилования или всякие извращения сексуального
характера.
Речью можно согрешить, солгав во вред другим и на
пользу себе, создав ссору, сплетничая и злословя: грубя
собеседнику напрямую или за спиной, отпуская обидные
шутки.
Умом можно согрешить, имея неправильные (не
соответствующие истине) взгляды, враждебные мысли в
отношении других людей или их деятельности, жадные
помыслы об обладании чужим или привязанности к
своему имуществу, жажде богатства.
Десять положительных деяний очищают ум и ведут к
освобождению. Это:
Спасение жизни любых существ: от букашки до
человека.
По закону кармы все деяния живых существ имеют свой
уникальный вес и не подлежат взаимозачёту. За хорошие
поступки следует награда, за плохие — воздаяние, если в
христианстве есть принцип «взвешивания» суммарных
заслуг и грехов, то в отношении колеса сансары и учения
Будды за все придётся рассчитываться индивидуально.
Согласно древнему индийскому эпосу Махабхарата, где
описаны жизни как великих героев, так и великих
грешников, даже герои попадают в ад, чтобы искупить
свою плохую карму, прежде чем вознестись на небо, а
злодеи, прежде чем низвергнуться в ад, имеют право
пировать с богами, если у них есть определённые
заслуги.
Обычно символично колесо сансары изображают в виде
старинного колесничного с восемью спицами, но также
есть каноническое изображение круговорота жизни и
смерти, распространённое в буддийской иконографии.
Танка (изображение на ткани) содержит множество
символов и иллюстраций процессов, происходящих с
душой в круговороте перерождений, и имеет указание
то, как выйти из колеса сансары.
Центральное изображение самой сансары вмещает один
центральный круг и три окружности, поделённые на
сегменты, иллюстрирующие действие закона кармы. В
центре всегда находятся три существа, обозначающие
три главных яда ума: невежество в образе свиньи,
страсть и привязанность в образе петуха и гнев и
отвращение в виде змеи. Три этих яда лежат в основе
всего круговорота сансары, существо, чей разум омрачён
ими, обречено перерождаться в проявленных мирах,
накапливая и искупая карму.
Второй круг называется Бардо, по названию состояния
между рождениями, которое было описано выше. Он
имеет светлую и тёмную части, символизируя благие
заслуги и грехи, которые ведут либо к перерождению в
высших мирах, либо в адах соответственно.
Следующий круг имеет шесть частей по числу шести
типов миров: от самых мрачных к самым светлым. В
каждом сегменте также изображён Будда либо
бодхисаттва (святой учитель дхармы), приходящий в
данный мир из сострадания, чтобы спасать живых
существ от страданий.
В соответствии с буддийским учением миры могут быть:
Следующие миры считаются благоприятными:
Адские. Там рождаются существа, чей ум полон
гнева, злобы, жажды мести. Они ослеплены
ненавистью. Существа этих миров испытывают
непрерывные страдания разного характера. Ады
бывают самые разнообразные: от горячих до
холодных.
·
Миры голодных духов. Существа этого мира
одержимы страстями и вожделением. Их гложет
ненасытность. В этих мирах существа мучаются от
невозможности утолить свои распалённые до
предела страсти и похоти.
·
Мир животных. Животные проживают свой век в
неведении и тупости, удовлетворяя естественные
нужды и не помышляя о духовном. Они вынуждены
подчиняться обстоятельствам, не имея воли, чтобы
изменить их. Они полны беспокойства и страха, либо
лени и безразличия.
·
Мир людей. Людские умы наполнены
привязанностями и сонмом нескончаемых желаний.
·
Мир полубогов (асуров). У этих существ
преобладает воинственность, они полны гордыни,
ревнивы и завистливы, но в отличие от богов, коим
завидуют, не являются бессмертными. Согласно
индуистской мифологии, сосуд с эликсиром
бессмертия — амритой — появляется в мире асуров,
но тут же улетает в мир богов, не доставаясь первым.
·
Мир богов (девов). Боги полны радости и
блаженства. Божественные миры также
разнообразны: от ближних к миру асуров до самых
высоких — миров Брахмы. В них царит всеобщее
счастье, а удовольствия, испытываемые
обитателями, настолько привлекательны и желанны,
что редкие боги задумываются о законе кармы и
последующем перерождении. Говорят, что когда
·
жизнь божества благих миров подходит к концу, то
оно испытывает страдания даже большие, чем
испытывает умирающий человек, ибо понимает,
каких наслаждений лишается.
Хотя миры и расположены по кругу, переродиться можно
как снизу вверх, так и сверху вниз, из человеческого
мира можно вознестись в мир богов или упасть в ад. Но
на мире людей надо остановиться поподробнее. По
мнению буддистов, человеческое рождение наиболее
выигрышное, так как человек балансирует между
нестерпимыми страданиями адов и самозабвенным
блаженством богов. Человек может осознать закон
кармы и встать на путь освобождения. Часто
человеческую жизнь называют «драгоценным
человеческим рождением», так как существо получает
шанс найти выход из круговорота сансары.
Внешний ободок в изображении символически
иллюстрирует закон кармы в действии. Сегменты
читаются с верхнего по часовой стрелке, всего их
двенадцать.
Первый сюжет указывает на неведение относительно
природы мира, его законов и незнание истины. Человек
со стрелой в глазу — символ отсутствия ясного видения
происходящего. Из-за этого неведения существа и
попадают в круговорот миров, крутясь в нём наугад и
действуя без чёткой осознанности.
Второй сюжет изображает гончара за работой. Как
мастер лепит форму горшка, так и спонтанные
неосознанные мотивы формируют предпосылки для
нового рождения. Сырая глина бесформенна, но она
заранее содержит в себе бесконечное число форм всех
изделий из неё. Обычно этот этап соответствует
зачатию.
Третий сюжет изображает обезьяну. Неугомонная
обезьяна символизирует беспокойный ум, имеющий
природу двойственного (не единого, не истинного)
восприятия, в таком уме уже содержатся семена
кармических тенденций.
Четвёртая картинка показывает двоих людей в лодке.
Это значит, что на основе кармы создаётся определённая
форма проявления существа в мире и его миссия на
данное воплощение, то есть существо осознаёт себя как
такое или иное, проявляются психофизические
характеристики будущей жизни, формируются
предпосылки жизненных обстоятельств.
Пятая картинка изображает дом с шестью окнами. Эти
окна в доме символизируют шесть потоков восприятия
по шести органам чувств (включая ум), по которым
существо получает информацию.
На шестом секторе изображена пара, предающаяся
любви, что означает, что органы восприятия вошли в
контакт с внешним миром и начали получать
информацию. Этот этап соответствует рождению в
проявленных мирах.
Седьмая картина показывает воду, выливаемую на
раскалённое железо. То есть, полученные ощущения ум
распознает как привлекательные, отвратительные или
нейтральные.
Восьмая картина изображает человека, пьющего
алкоголь (пиво, вино), что символизирует
возникновение пристрастий или антипатий на основе
суждений о полученных ощущениях.
Девятый сектор показывает снова обезьяну, которая
собирает плоды. То есть ум создаёт для себя правила
поведения – приятное надо желать, неприятного
избегать, нейтральное игнорировать.
Десятая часть изображает беременную женщину. Так
как сформированные подсознанием штампы поведения
сформировали кармические предпосылки для нового
воплощения в мирах сансары.
На одиннадцатой картинке женщина рожает дитя. Это
есть результат действия кармы, созданной в
предыдущей жизни.
И последний сектор содержит изображение покойника
либо урны с прахом, символизирующих бренность
любой проявленной жизни, её конечность. Таким вот
образом для живого существа колесо сансары дало
оборот.
Образ Будды — это указатель, как выйти из колеса
сансары, знак существования пути освобождения, пути,
который ведёт к умиротворению и спокойствию (символ
прохладной Луны).
Восьмеричный (срединный)
путь освобождения
Всё колесо сансары с его наполнением крепко держит в
своих острых когтях и зубах божество Яма — божество
смерти (в смысле бренности и непостоянства всего), из
такой хватки вырваться совсем не просто. В
иконографии Яма изображается синим цветом
(грозным), с рогатой бычьей головой о трёх глазах,
зрящих в прошлое, настоящее и будущее, в окружении
пламенной ауры. На шее Ямы ожерелье из черепов, в
руках жезл с черепом, аркан для ловли душ, меч и
драгоценный талисман, подразумевающий власть над
подземными сокровищами. Яма является также
посмертным судьёй и владыкой подземного (адского)
мира. Как бы в противовес такому суровому существу,
рядом, вне колеса, стоит Будда, указывающий на Луну.
Как остановить колесо сансары? Разорвать цикл
перерождений можно, следуя Срединным путём,
который назван так, потому что доступен абсолютно
всем существам и не предполагает каких-либо крайних,
ие не осуществимо. Для соблюдения
нравственности требуется не совершать греховных
действий и не допускать одурманивания ума разными
средствами. Последнее очень важно, так как
одурманенный ум туп, не способен самоочиститься.
Правильная речь заключается в воздержании от
четырёх греховных деяний, проявляющихся через речь.
Напомним, это воздержание от лжи, грубости, сплетен и
слов, приводящих к ссорам.
Правильное поведение заключается в воздержании от
греховных деяний, совершаемых через тело: от убийства,
присвоения чужого разными способами, измены и
извращений, — а для людей духовного сана —
соблюдение целибата.
Правильный образ жизни предполагает добычу
средств существования честным путём, не создающим
дурной кармы. Вредят Просветлению такие виды
деятельности, как торговля живыми существами
(людьми и животными), работорговля, проституция,
деятельность, связанная с изготовлением и продажей
оружия и инструментов убийства. Служба в армии
считается благим делом, так как мыслится как защита, в
то время как торговля вооружениями провоцирует
агрессию и конфликты. Также греховны деяния по
производству мяса и мясных продуктов, создание и
торговля алкоголем и наркотиками, обманная
деятельность (мошенничество, использование чужой
неосведомлённости), любая преступная деятельность.
Жизнь человека не должна быть поставлена в
зависимость от материального. Излишества и роскошь
порождают страсти и зависть, мирской быт должен
носить разумный характер.
Правильное усилие по искоренению застарелых
убеждений и устоявшихся штампов. Непрерывное
самосовершенствование, развитие гибкости мышления
и наполнение ума позитивными мыслями и
мотивациями.
Правильное направление мысли предполагает
неустанную бдительность в осознании происходящего
как оно есть, без субъективных суждений. Тем самым
искореняется чувство зависимости от всего, что ум
называет «моё» и «я». Тело — это только тело, чувства —
всего лишь ощущения тела, состояние сознания — всего
лишь данное состояние сознания. Мысля так, человек
освобождается от привязанностей, связанных с ними
беспокойств, необоснованных желаний и больше не
страдает.
Правильное сосредоточение достигается практиками
медитации различных уровней углублённости и ведёт к
Малой Нирване, то есть личностному освобождению. В
буддизме это называется состоянием архата.
https://www.oum.ru/literature/buddizm/
**********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
3 января 2025 года.


Рецензии