Молитвы Фрэнсиса Бэкона. Перевод и примечания
Всемилостивый Господь Бог, мой милосердный Отец, от моей юности мой Создатель, мой Искупитель. Ты, Господи, слышишь и исследуешь глубины и тайны всех сердец; ты распознаёшь в сердце честность; ты судишь лицемера; ты взвешиваешь мысли и дела людей, как на весах; ты измеряешь их намерения, как линейкой (2); тщеславие и козни плута не могут быть скрыты от тебя.
Вспомни, Господи, как твой слуга ходил перед тобой; вспомни, чего я прежде всего искал и что было главным в моих намерениях. Я возлюбил твои собрания; я оплакивал разделения в твоей церкви; я восторгался сиянием твоего алтаря. Я всегда молился тебе за ту виноградную лозу, которую твоя правая рука насадила в этом народе, я всегда молил тебя, чтобы она имела первый и последний дождь и чтобы она простирала свои ветви к морям и потокам. Устроение и пропитание бедных и угнетённых были драгоценными в моих глазах; я ненавидел любую жестокость и чёрствость сердца; хотя и презренный сорняк, я добивался блага для всех людей. Если кто-то были моими врагами, я не думал о них; заход солнца почти никогда не заставал меня в неудовольствии, но я, как голубь, был избавлен от излишней злобы. Твои создания были моими книгами, но твоё Священное Писание я ценил многим больше (3). Я искал тебя во дворах, полях и садах, но я нашёл тебя в твоих храмах.
Тысячи грехов и десятки тысяч проступков было совершено мной, но со мной были твои благословения, и моё сердце, по благодати твоей, стало неугасимым углём на твоём алтаре. Господи, Моя Сила, с юности моей я встречался с тобой на всех моих путях благодаря твоему отеческому состраданию, твоим милосердным наказаниям и благодаря твоему такому откровенному провидению. Одновременно с твоими милостями ко мне увеличивались и твои исправления, так как ты всегда был со мной, Господи; и всегда, когда я благодаря своим мирским успехам возвышался, твои тайные стрелы о пронзали меня; и когда я возносился перед людьми, я, униженный, нисходил перед тобой. И теперь, когда я начал больше всего думать о мире и чести, твоя рука тяжело легла на меня, и я смирился благодаря твоей, по-прежнему любящей, доброте, сохранив своё место в твоей отеческой семье не как незаконнорожденный, но как законный ребёнок. Справедливы и твои приговоры в ответ на мои грехи, которых больше, чем песчинок в морском песке, но их количество несоизмеримо с твоим милостями; ибо что такое морской песок, земля, небеса? Всё это ничто в сравнении с твоим милосердием. Помимо моих бесчисленных грехов, я, признаюсь перед тобой, твой должник за талант (4) из твоих обильных даров и милостей, который я не спрятал в салфетку, не отдал, как следовало бы, менялам, которые могли бы извлечь из него наибольшую выгоду, но растратил его на то, для чего я был менее всего пригодным. Так что я могу с уверенностью сказать, что моя душа была чужестранкой во время моего странствия. Будь милостив ко мне, Господи, ради моего Спасителя и прими меня в свои объятия или направь меня на свои пути.
ПРИМЕЧАНИЯ
1). Псалмы Ветхого Завета являются самым большим сочинением из вошедших в библейский канон. Их писали разные авторы, в том числе царь Иуды Давид. В основном представляют из себя молитвенные обращения к Богу.
2). «Как на весах... как линейкой». Бэкону, как родоначальнику науки нового времени, как раз пристало иметь дело с измерительными приборами.
3).Бог познаётся через его Творение (мир, вселенная) и через его Слово (Библия, Священное Писание).
4). Основой этого пассажа Бэкона является известная притча Христа о талантах. См. Матфея 25:14-30.
Молитва, сочинённая и намоленная лордом-канцлером Бэконом.
Извечный Бог и всемилостивый Отец во Иисусе Христе! Да будут слова наших уст и побуждения наших сердец отныне и навсегда милосердными в очах твоих и угодны тебе, Господь, наш Бог и наш Искупитель.
Извечный Бог и всемилостивый Отец во Иисусе Христе, через которого ты заключил завет благодати и прощения со всеми, кто приходит к тебе через него (1)! Мы смиренно простираемся перед престолом твоего милосердия, признаём, что из-за попрания твоих священных законов и заповедей мы стали дикими маслинами (2), чуждыми твоему завету благодати; мы осквернили в себе твой священный образ, запечатлённый в нас творением; мы согрешили против неба и перед тобой и больше недостойны называться твоими детьми. Прими нас просто как наёмных слуг. Господи, ты сформировал нас в утробах наших матерей, твоё провидение до сих пор оберегало нас и до сего часа сохраняло нас. Не закрывай дороги к нам своему прощению и своей любящей доброте; помилуй нас, Господи, ради своего возлюбленного сына Христа Иисуса, ради того, кто есть путь, истина и жизнь (3). Через него, Господи, мы взываем от твоего правосудия к твоему прощению, умоляя тебя во имя его; и только ради него ты будешь милосердно и свободно прощать и не вспоминать о всех наших грехах и непослушании, будь то в мыслях, словах или делах, направленных против твоего божественного Величия; и через его драгоценное пролитие крови, смерть и совершенное послушание освободи нас от вины, этого позорного пятна, наказания и господства всех наших грехов и облеки нас в его совершенную праведность. Твоё прощение с тобой, Господи, чтобы тебя боялись; да, твои милости поглощают величие наших грехов; принеси мир в наши души и разум; сделай нас счастливыми, безвозмездно простив все наши грехи, и примирись с твоими бедными служителями через Иисуса Христа, в котором твоё благословение восторжествовало; не дай сгинуть плодам трудов твоих собственных рук (4); ты радуешься не смерти грешников, но их обращению (5). Обустрой наши сердца, и мы обустроимся; обрати нас, и мы обратимся; освети очи нашего разума и понимания яркими лучами своего Святого Духа, чтобы мы могли ежедневно возрастать в спасительном знании небесной тайны нашего искупления (6) благодаря нашему дорогому Господу и Спасителю Иисусу Христу; освяти наши стремления и переживания тем же самым Духом, наисвятейшим источником всякой благодати и добродетели; направь их к послушанию своей священной воле для всякого благочестивого дела по отношению к тебе и для проявления милосердия по отношению ко всем людям. Воспламени наши сердца своей любовью, изгони из них то, что тебе неугодно, всякое неверие, жестокосердие, нечестие, лицемерие, презрение к твоему священному слову и установлениям, всякую нечистоту и всё, что противится твоей святой воле. И даруй, чтобы отныне, по твоей благодати, мы могли вести благочестивую, праведную, рассудительную христианскую жизнь в истинной прямоте и честности сердца перед тобой. Для этого всели свой священный страх в наши сердца, даруй, чтобы он никогда не покидал нас, но непрестанно направляй наши стопы по стезям своей праведности и по путям своих заповедей; укрепи нашу шаткую веру, чтобы она ежедневно приносила истинные плоды нелицемерного покаяния, чтобы благодаря силе смерти нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа мы ежедневно умирали для греха, а благодаря силе его воскресения оживали и воскресали к новой жизни, истинно рождались заново (7) и поистине становились участниками первого воскресения, чтобы вторая смерть (8) не имела над нами власти. Научи нас, Господи, так наполнять наши дни, чтобы мы могли прилагать наши сердца к мудрости; сделай так, чтобы мы всегда помнили нашу конечную цель и постоянно применяли знание о благодати в наших сердцах, чтобы учитывая упомянутое разделение души и тела, мы могли быть перенесены отсюда в то царство славы (9), которое уготовано для всех тех, кто любит тебя и будет верить в тебя; даже тогда, Господи, пусть твои святые ангелы раскинут свои шатры вокруг нас, чтобы охранять и защищать нас от всяких злых козней Сатаны и от всякой опасности, как для души, так и для тела. Прости нас за всю нашу неблагодарность, делай нас каждый день всё более и более благодарными за все твои милости и благодеяния, ежедневно изливаемые на нас. Пусть эти наши смиренные молитвы вознесутся к престолу благодати и будут отблагодарены не только этими милостями, но и всем остальным, что твоя мудрость сочтёт необходимым для нас; а всем, кто находится в нужде, несчастье и бедствии, кого ты, Господи, сокрушил, либо в душе, либо в теле, даруй терпение и стойкость в конце и до конца (10). И это, Господи, не за какие-то наши заслуги, но исключительно за заслуги твоего Сына и нашего единственного Спасителя Христа Иисуса, которому вместе с тобой и Святым Духом да будет вся слава и т.д. Аминь.
Примечания
1). То есть единственный ключ к познанию Бога, Отца, это его Сын, Иисус Христос. Как сказал сам Иисус: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоанна 14:6).
2). Маслина - известный библейский образ (см., напр., Римлянам 11:17-24).
3). См. п.1 Примечаний к этому произведению.
4). "Рука Бога" - безусловно символический образ.
5). См. Иезекииль 33:11: "... Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был".
6). См. п.8 моих Примечаний к "Исповеди веры" Бэкона.
7). Родиться "снова" или "свыше" значит родиться "от духа". См. Иоанна 3:1-8.
8). "Участники первого воскресения"- это те, кто воскрешается духовными существами на небе для правления вместе с Христом в его тысячелетнем Царстве. Им уже не грозит "вторая смерть". См. Откровение 20:6:
"Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет".
9). "Мы могли бы быть перенесены отсюда в то царство славы"... По примеру апостола Павла, который описывает, как ещё при жизни на земле, он в видении был перенесён в небесное царство.
10). Иисус Христос: "Претерпевший же до конца спасётся" (Матфея 10:22).
Молитва исследователя (1)
Богу Отцу, Богу Слову (2), Богу Духу (3) мы изливаем самые смиренные и сердечные мольбы, чтобы он, помня о бедствиях рода человеческого и о странствии этой нашей жизни, в котором мы проводим дни, короткие и злополучные, соблаговолил открыть нам новые освежающие источники своей доброты для облегчения наших страданий. Так же мы смиренно и настоятельно просим, чтобы человеческое не наносило ущерба божественному; чтобы отпирание ворот чувств и разжигание природного огня знания не приносило в наши умы никакого сомнения или умственного затемнения по отношению к божественным таинствам (4). Но, скорее, чтобы посредством нашего разума, тщательно отмытого и очищенного от пристрастий и суетности и, в тоже время, подчинённого и всецело предавшемуся божественным прорицаниям, отдавать вере то, что принадлежит вере (5). Аминь.
Примечания
1). Я склонен переводить название молитвы не "Молитва студента", а "Молитва исследователя", т.е. того, кто изучает окружающий его мир. На мой взгляд, это более соответствует контексту произведения, а также фигуре самого автора.
2). Бог Слово - Иисус Христос. См. знаменитое: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоанна 1:1-3).
3) Бог Отец, Бог Слово, Бог Дух - Троица в традиционном понимании.
4). Изучение природы, открытие законов мироздания приводят исследователя к выводу о существовании первичной причины, первичного закона всего, т.е. Бога, как Творца. См. Римлянам 1:20:
"Ибо невидимое Его [Бога], вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы".
5). Знаменитое изречение Христа: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Марка 12:17).
Молитва автора (1)
Отец! Ты, тот кто сотворил видимый свет первым из всех творений (2) и изливает в человека свет разумный, как вершину и завершение своего творения, соблаговоли защищать и руководить этим плодом своего труда, который, исходя от твоей благодати, возвращается к твоей славе. После того, как ты оценил дела своих рук, увидел, что всё было весьма хорошо (3), то позволил себе отдых, всем удовлетворённый. Но человек, размышляя о делах, которые сотворил он (4), увидел что всё было суетой и томлением духа (5), и никоим образом не мог примириться с этим. Поэтому если мы будем трудиться в твоих делах в поте лица, ты сделаешь нас соучастниками своего замысла и своей субботы. Мы смиренно молим, чтобы этот разум постоянно пребывал в нас, и чтобы ты нашими руками, а также руками других, которым ты даровал тот же самый дух, соблаговолил передать щедрый дар новых милостынь своему роду человеческому. Всё это мы вверяем твоей вечной любви через нашего Иисуса, твоего Христа (6), Бога, который с нами. Аминь.
Примечания
1). В этой молитве человек рассматривается как творец, автор своих дел, подражатель Богу в деле творения. Поэтому я счёл необходимым перевести используемое Бэконом слово writer понятием "автор".
2). См. Бытие 1:3.
3). См. Бытие 1:31.
4). Т. е. человек.
5). См. Екклесиаст 4:4.
6). "Христос", т.е. Мессия, Помазанник Божий.
Перевод и примечания Ю. Чунаева.
Январь 2025.
Свидетельство о публикации №225010401016