Вселенная философии, ч. 1
Так что, у меня вроде бы были все основания полагать, что я уже изложил по минимуму всё, что следовало. Но интуиция моя подсказывала мне, что это не так. Вот я и призадумался о том, что же я просмотрел.
Вроде бы, я смотрел пристально. Тогда как же я мог что-то существенное просмотреть? На меня это совсем не похоже… Оказалось, что я смотрел не через тот инструмент. Точнее, по уму надо было через два инструмента смотреть. То есть, как через телескоп, так и через микроскоп.
Дело в том, что философы во все времена философствовали на доступных для них знаниях своего времени. Они и сейчас так делают, хотя объём доступных для них знаний так увеличился, что они были вынуждены исторгнуть из философии целый букет наук и не только наук.
А ведь у каждого ими исторгнутого из философии новообразования появилась своя собственная диалектическая логика, своя собственная система категорий, понятий и определений, и много чего ещё своего собственного. Включая целое созвездие миров искусства и религий.
Так много собственного, что появились целые микромиры их собственных философий, которые я в свой телескоп не усмотрел. Оно и понятно. Для их усмотрения нужен совсем иной инструментарий, пригодный для работы с микромирами таких философий.
Разбираться с тонкой структурой этих миров мне уже поздно. Не успею по возрасту… Так что эту задачу придётся решать уже другим исследователям. А от меня требуется лишь торжественно провозгласить сам факт существования этих новообразований в ранге иных философских миров и попытаться понять, что же их связывает между собой.
Кое-что по этой части мне уже ясно. Например, то, что эти миры созданы общим для них человеческим мышлением. Со всеми вытекающими из этого факта последствиями…
В том числе и по части объединения обретённого в этих мирах опыта через общий для них механизм циркуляции опыта в до сих пор толком недостроенной системе Знания, пока ещё недостойной именоваться системой, а всего лишь стремящейся к ней.
В том числе, и по части механизм работы стандартного цикла циркуляции опыта в недостроенной системе Знания, о котором я уже писал.
Однако при этом возникают проблемы. Например, проблема общего языка в этом механизме циркуляции опыта.
Уж больно сильно эта ситуацию смахивает на ситуацию, в которой оказались строители Вавилонской башни… Смогут ли грядущие метанаучные работники решить эту проблему по уму или нет?
А как же быть с отраслевыми разделами, застолблёнными за философией? Раньше я писал о том, что эти пустейшие вывески по уму следует из философии удалить, заменив их введением в систему Знания подсистемы многоотраслевой метанауки.
Окажется ли это вполне достаточным для работы Вселенной философии, состоящей из великого множества обособленных философских миров, или нет?
А как будет именоваться в такой ситуации философия? Общей философией или нет? Или от неё останется лишь пополняемая история философии, а всё остальное её содержание будет перенесено в систему Знания Вселенной философии?
Свидетельство о публикации №225010401154
ПО ТЕКСТУ В ЦЕЛОМ. Судя по контексту, речь идёт о наличии различных методологий в разных областях знаний. Но термин «методология» почему-то не употребляется; вместо него используется придуманный автором термин «микромир их собственной философии». И далее автор пытается изобретать собственные термины вместо общепринятых (см. ниже). Видимо, автор плохо знаком с методологией и пытается заново её изобретать. Хотя методология достаточно хорошо развита, в том числе в РФ, например, методологической школой Г.П.Щедровицкого.
Стиль изложения автора далеко не философский, он скорее бытовой с элементами саморекламы.
КОНКРЕТНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ по тексту (в кавычках приведены цитаты автора).
«...почтенной Википедии» - хочется верить, что это сказано в ироническом смысле, ибо Википедия содержит много ложных сведений и некорректных переводов с английского.
«...недостроенной системой Знания» - слово «недостроенной» здесь явно лишнее, т.к. система Знания всё время будет развиваться (абсолютна истина -недостижима).
«...как же я мог что-то существенное просмотреть? На меня это совсем не похоже» - автор занимается саморекламой, но в философских текстах это совсем не принято.
«...у каждого ими исторгнутого из философии новообразования появилась своя собственная диалектическая логика» - диалектическая логика «собственной» быть не может – этот термин означает вполне определённоё понятие (это разных логик множество: формальная, вероятностная, логика нечетких множеств и т.д.)
«...появились целые микромиры их собственных философий» - видимо, речь идёт о наличии различных методологий в разных областях знаний.
«...миры созданы общим для них человеческим мышлением» - витиеватое, но тривиальное выражение – ведь кем же создавалась методология, если не людьми.
«...механизм циркуляции опыта» - неудачный термин, изобретённый автором, по-видимому, обозначающий обобщение результатов экспериментальных исследований.
«...по части механизм работы стандартного цикла циркуляции опыта» - нагромождение слов, вероятно, обозначающее разработку общих методологических принципов.
«...проблема общего языка в этом механизме циркуляции опыта» - это, наверное, о тех же общих методологических принципах.
«...метанаучные работники» - термин автора, обозначающий, видимо, методологов.
«А как же быть с отраслевыми разделами, застолблёнными за философией?» - не понятно, что автор имел в виду, ведь предмет философии вполне определён.
«...что эти пустейшие вывески по уму следует из философии удалить, заменив их введением в систему Знания подсистемы многоотраслевой метанауки» - эмоциональный, но бессмысленный набор слов.
«А как будет именоваться в такой ситуации философия? Общей философией» - автор пытается изобрести какую-то собственную «философию». Зачем?
ВЫВОД. Текст дилетантский – это попытка «изобрести велосипед» в области методологии, игнорируя всё уже известное. Текст гораздо больше запутывает читателя, чем что-либо поясняет.
Алекс Кондаков 04.01.2025 20:48 Заявить о нарушении
Во все века все последовавшие за тем или иным философом иные более поздние философы превышали его философию, тем самым развивая её. Мне это проще было сделать уже потому, что в России и до революции попросту не было своей собственной философии.
А после неё оставшимся в России философам было предписано воспевать так называемую классовую философию по канонам краткой статьи Сталина. Что они и делали…
О каком же «общепринятом академическом понимании» предмета философии имеет смысл говорить?
Переходим к замечаниям моего рецензента «по тексту в целом».
Методология в разных областях всевозможных отраслей техники, всевозможных науках и так называемых не-науках, а также во всевозможных искусствах, действительно, разная. Это всем понятно и вполне естественно.
А ещё мне понятно, что, не будучи философом, а будучи методологом рецензент попросту путает философию с методологией.
В философии действительно кое-что сказано по части научной методологии и прочих методологий. Тем не менее философия совсем иное понятие, чем методология.
Что же касается саморекламы на этом форуме, то этим я не грешу. Это очень легко проверить. А вот рекламу, и далеко не хилую, я своему рецензенту делаю. Ведь ничего о нём в поисковиках днём с огнём не найдёшь.
Сравните его сетевую известность с моей сетевой известностью. Это я ему в Сети рекламу делаю!
Переходим к конкретным замечаниям моего рецензента. Они довольно мелкие…
Коню понятно, что всё наше знание постоянно эволюционирует. Говоря о системе Знания, я имел в виду то, что в ней отсутствует ряд подсистем, а не банальности.
Далее. Что смыслит мой рецензент в проблематике диалектической логики? Только то, что прописано об этом в Википедии. А я об этом выдержал дискуссию на сайте Диалогика господина Грачёва. И не только с ним, но и со звёздами российской философии.
Далее. В наши дни уже многие науки обзавелись своими метанауками. То есть, науками о разумном развитии своих подопечных наук. Такими делами призваны заниматься по определению метанаучные работники, а вовсе не методологи типа методистов.
Далее. Кем и когда был определён предмет философии? Уж не философами ли сталинского розлива? Но даже в этом случае существует разделение философии на её отраслевые разделы. Типа философии науки и техники или философии естествознания. Правда, они не инструментальны. Пустейшая вывеска. Об этом я и писал.
Осознание необходимости в собственных философиях со всеми их собственными атрибутами в мирах искусства, религии и так далее, влечёт за собой наполнение понятия «Философия» совершенно новым для него содержанием. Это уже Вселенная философии, а не философия в традиционном и устаревшем смысле этого слова.
А теперь пора переходить к выводу, сделанному рецензентом моего топика. Его текст все мы уже прочитали.
На мой взгляд, как человека, смыслящего в проблематике философии, и много чего путного по ней написавшего, вывод рецензента сильно смахивает на оценку сапожником из басни Крылова творения художника, когда он пытается судить выше сапога.
А поскольку мы находимся на сайте создателей и ценителей изящной словесности, то почему бы мне в таком случае не процитировать пару строк, подходящих для данного случая, из стихотворения Пушкина? Вот они:
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
Леонид Вулло 04.01.2025 23:04 Заявить о нарушении