Эрзянское панго
А традиции эти своими корнями простираются в глубокую древность, туда, где в III в. до н.э. Сарматы в высоких головных уборах, напоминающих русский кокошник, эрзянское панго и мокшанское панга, кочуют по евразийским степям — огромному пространству от юга Урала до Империи Александра Македонского и говорят на иранских наречиях. До сих пор заметное число иранизмов существует как в славянских, так и финно-угорских языках.
За сотни лет мордва и их русскоговорящие и тюркоговорящие соседи обменивались друг с другом культурными и бытовыми ценностями, хотя объединяться семьями не спешили, а, бывало, и враждовали. Возможно, что именно такое постоянное стремление к сохранению своего языка и самоидентичности позволила многим из них сохранить свои этносы до наших дней.
Сейчас мордва входит в состав нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Это один из крупных народов Среднего Поволжья (более 800 тыс. чел.), который компактно проживает в центральных и южных районах Нижегородской области, в Республике Мордовия, в Пензенской области и северных районах Саратовской области. А до образования в 30-х годах прошлого века Республики Мордовия основная часть мордовского ареала входила в состав Пензенской губернии.
Разнообразные девичьи и женские головные уборы народа эрзя[1] особым образом отражали обрядовую сторону их жизни.
Отличаясь отделкой и формой, со множеством съёмных деталей, они давали понять о социальном и семейном положении женщины, её возрасте, наличия детей и места проживания.
Девушки - эрзянки волосы не покрывали, либо покрывали частично. Они заплетали одну косу и носили налобные повязки – ленты и небольшие открытые шапочки - паця коня.
Лента представляла собой кусок ткани, украшенный белыми пуговицами, матерчатыми цветами, перьями селезня. Праздничная лента отделывалась тяжеловесными бисерными кисточками, а иногда имела продолжение в виде разноцветной бисерной сетки по очелью.
Убор паця коня по нижнему краю украшался бисером, пуговками, блёстками, перьями селезня, сверху пришивалась оборка из красного кошемира, а сзади спускалась на спину декоративная лента.
Дополнялись праздничные головные уборы молодых девушек наушными украшениями в виде шариков из гусиного пуха, что придавало их облику трогательную лирическую прелесть.
Выходя замуж, девушка меняла причёску на женскую, убирая волосы под головные уборы полностью. Новобрачной заплетали две косы и закручивали их в узел на темени, что и диктовало форму головного убора.
Искусствоведы всё разнообразие эрзянских головных уборов приводят к одному названию: панго, что с эрзянского языка переводится как «гриб», и классифицируют как: лопатообразное, в виде полуцилиндра и рогообразное.
Сваха же для проведения свадебного обряда «Свахань морот одирьвань кудосо» («Песни свах в доме невесты») надевала «свахань панго» - особую форму панго - в виде прямоугольного мешка со скруглёнными в верхней части углами. Для создания такого убора использовали холст, хлопчатобумажную ткань, шерсть, металл, позумент, жемчуг, бисер. Позатылень такого панго имел широкую продолговатую лопасть.
В Пензенской губернии панго в виде полуцелиндра- клабук женщины носили, главным образом, в Городищенском уезде. Это был убор, сшитый из холста с прямым высоким очельем, внутрь которого вставлялся выгнутый полуцелиндром лубяной каркас. По традиции вышитая поверхность клабука густо покрывалась рядами цепочек, позумента, бисера, блёсток.
Сверху клабука, скрывая налобную вышивку, повязывался сложенный по диоганали платок, который украшался розетками из лент, позументом.
Эрзя Тамбовской губернии носили панго в виде полуцелиндра с характерными придатками по бокам, над ушами, в виде свитых из красных ниток или шерсти мячей, а задняя часть убора, сплошь унизана мелкими медными пуговицами, напоминала чувашскую тохью.
Красочное панго в форме лопаты, со спускающейся на спину широкой, унизанной блестками лопастью, был характерно для коренных территорий Арзамасского и Ардатовского уездов Нижегородской губернии, Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне район Пензенской области).
Но самой запоминающейся формой панго была рогообразная. Эту форму характеризуют высокий, узкий, наклоняющийся вперёд в виде рога головной убор и, так называемый, пулагай - толстый, бисерный, украшенный длинной черной бахромой назадник. Рогообразные панго носили, главным образом, на востоке эрзянского ареала (в Саранском уезде Пензенской губернии, в Саранской губернии, в примыкающих к ним уездах Симбирской губернии и Лукояновском и Сергачском уездах Нижегородской губернии).
Интересно, что именно такую экзотическую форму головного убора мы можем видеть на скифах – воинах и амазонках, увековеченных в изображениях на скифских вазах.
В записках арабского путешественника Ибн-Хаукаля (X в.) упоминается некая страна Арза. Он описывает народ Arsaja (Ersaja), царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец». А XIV веке о народе эрзя (арджанах) сообщал Рашид-ад-дин.
От искаженного финно-угорского слова «рзяне», что означает «житель», происходит термин «Рязань».
Из летописей известно, что в 1237 году первой отважно вступила в битву с ордынским захватчиком Батуханом Старая Рязань, за что была полностью сожжена. При описании битвы 1444 года на Листани (современная р. Листвянка) юго-западнее Рязани в записях Иноземного приказа упоминаются "казаки рязанские". Считается, что это было средневековье смешанное воинство эрзя, касимовских татар, татар-мишарей, мокшан, русских, которые мужественно оказывали сопротивление хазарам, печенегам, половцам, не желали они подчиняться и монголо -татарам. В 1549 году ногайский князь Юсуф[2] о "рзянах" упоминает в своей грамоте в Москву.
Поэтому не удивительно, что корни традиций народа эрзя прослеживаются также и из древнего княжества Старой Рязани (Эрзяни), где богато украшенные черно- красной вышивкой по белому фону наряды и головные уборы-сороки так напоминали праздничные одежды мордвы-эрзи более позднего периода. Не даром эти три цвета на национальном флаге мордвы-эрзя и в наши дни являются символом их «Масторавы» (эрз. мастор — земля, авай — мать).
После переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзяне попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и некоторая часть их приняла христианство, а некоторая - отступила дальше на восток, к современному Арзамасу (Эрзямасу). А в 1572 году после взятия Казани Иваном Грозным, в Арзамасе, расположенном в « Но;вгородской Низо;вской земли;» начинает строиться крепость отопасности кочевнических набегов из южных степей.
Позднее, в середине 17 века уже опытные служилые люди Военно-административного центра Нижегородского края - Арзамаса прибывают в Сурские края, чтобы по Указу Петра Первого принять участие в укреплении засечной чертой юго - восточной «украины» России от крепости Петровск до Пензы: «чтобы впредь в окольные города… вольные люди не приходили и разорения никакого не чинили…». Переселенцы казаков из Арзамаса получали за службу различные льготы. Каждому члену их семейства «мужеского пола» полагался здесь собственный земельный надел (пакся).
И вот уже более трёх веков, как поволжский народ эрзя продолжает бережно сохранять свои традиции.
*
[1] Этноним «эрзя» восходит к иранско-сарматской лексике (arsan - самец, мужчина, герой).
[2] От ногайского хана Юсуфа-мурзы начался Род князей Юсуповых, потомки которого приняли христианство и верно служили российским правителям четыре века.
Далее:http://proza.ru/2025/01/04/1288
Свидетельство о публикации №225010401283