Мокшанская панга

Происхождение народа мокша всё ещё остаётся загадкой. Однако не мало историков склоняется к тому, что этот древний народ ещё в VII веке до нашей эры проживал на территории Центральной России и является потомками племён, создавших городецкую культуру.

Традиции народа сохранили свою самобытность и после того, как на их территорию пришли скифы, а затем сарматы. Племена лишь обогатились некоторыми особенностями культуры скифов и сармат.

В XII веке мокшанский князь Пуреш сумел объединить разрозненные финно-угорские племена в единый народ, образовав, таким образом, раннее феодальное государство – Пурешеву волость. Но мирно жить с соседями не получалось. Особо часто Пуреш воевал тогда с Пургасом - правителем эрзянских земель.

В наши дни эти два мордовских народа живут мирно в составе Российской Федерации. Однако, мокша и эрзя и сейчас считают себя разными. Более темноволосые и темноглазые мокшане внешне немного отличаются от светловолосых и голубоглазых, более крупного телосложения эрзян.

Учёные сходятся во мнении, что уральские финно- угорские племена эрзян генетически намного ближе к русским, а мокшане в своё время, видимо, больше заключали браков с тюркоязычными племенами.

Различие между мордовскими субэтносами заметно и в их традиционной одежде, которую сейчас можно увидеть в музеях и на этнических праздниках. При общем сходстве в некоторых деталях и приёмах украшения одежды и головных уборов, их отличает тот факт, что в народной одежде эрзи также преобладает влияние русской культуры, а в костюме мокши - тюркской.

Главное же, что сближало архаичные уборы мокшан, эрзян и русских, было то, что они служили не простому украшательству, а неся несколько смысловых уровней, демонстрировали красоту человека как внешнюю, так и внутреннюю.

Головные уборы у мокшан, как и у эрзян, и русских имели различия по местам бытования, зависели от их назначения (праздничный, свадебный, повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

Особым природным украшением мокшанских девушек были волосы. Их заплетали в одну косу, которую украшали лентами и декоративными подвесками. На праздник девушки надевали красивую налобную повязку из кумача с рядами блёсток, тесьмы, позумента, из-под которой виднелись перья селезня, нашитые на полосу ткани и имитирующие кудри.

В день свадьбы невесте заплетали две косы и одевали женский головной убор «панга». С возрастом декор головного убора менялся, а к преклонным годам становился скромнее, с упрощённой вышивкой.

Обережные вышивки на тюркообразных мокшанских панга, на которых присутствуют розетка и крест, очень похожи с чувашским и черемисскими. Причём, чем старше наряд, тем узоры этих народов ближе. Это резко отличает мокшанские вышивки от эрзянских по своим мотивам. Эрзяне на холсте чаще вышивают плотную сплошную основу нитками одного цвета «бордо», а по этому фону - звездочки или квадратики чёрного цвета. Такая народная традиция очень близка к рязанской.
Это наблюдение даёт учёным ещё одну зацепку для выяснения путей передвижения этих народов в древности. Дело в том, что сейчас в соседстве с чувашами и черемисами живет народ эрзя, эрзя были соседями черемисов также и в XVI, XVII и XVIII веках. Соседями же мокши, кроме эрзи, являются, русские и татары. Однако, культура мокшан, наоборот, оказалась ближе к тюркской, а эрзян – к русской.

Хотя есть и другое предположение, что черемисско-чувашские формы орнамента народ мокша мог позаимствовать у буртас – исчезнувшего с исторической арены соседнего народа, родственному чувашам.

В зависимости от расположения сёл, мокшанская панга могла иметь прямоугольную, трапециевидную или квадратную форму.

Особой монументальностью отличалась высокая праздничная панга Инсарского уезда и севера уезда Наровчатского.

Её шили из холста, используя полную его ширину (30 см). В верхнюю часть вставлялась широкая деревянная дощечка около 15 см высотой, которая являлась каркасом, поддерживающим высокий гребень панги. С боков подшивались широкие крылья –подвязки, место их соединения на затылке закрывалось декоративной кистью из раковин каури, бисера и жетонов. Головной убор покрывался кумачом или кашемиром, по верху пришивались розетки из шелковых лент, налобник обшивали золотым шитьём, по сторонам гребня прикрепляли декоративные кисточки.

Наряду с высокими головными уборами имела распространение панга с небольшим прямоугольным мягким чепцом, верхнюю часть которого поддерживала дощечка. Верхушка чепца загибалась вперёд, уплотняя верх. Тыльная лопасть делалась длиной почти до плеч, ее нижняя часть дублировалась на луб или толстый картон. Убор не имел завязок и укреплялся на голове при помощи плотной декоративной ленты «ашкоркс», которая являлась также девичьей повязкой.

В будни женщины мордвы-мокши часто носили пангу в виде мягкой холщовой трапециевидной шапки - чепца, обшитой кумачом и украшенной вышивкой, позументом, мишурой и лентами. Её носили с платком и налобником (мокш. коняфкс, эрз. конявкс).

Женщины не только сами шили панги, они собственноручно пряли пряжу, сами ее окрашивали: чертополохом в зеленый цвет, дроком - в желтый, мареной - в малиновый, душицей - в алый. Все древние головные уборы до ХХ века передавались по наследству от прабабушек к правнучкам.

***


В завершение серии статей «Секреты архаичных головных уборов», хочу вернуться к скифско-сарматской теме.

Исторические исследования не могут "привязать" ни скифов, ни сарматов к какому-то единственному современному народу. Считается, что это были союзные разноплеменные сообщества.

Русские же летописи и ряд античных авторов к предкам скифов относят правнуков библейского Иафета (сына Ноя) Скифа и Зардана, а к потомкам скифов относят русских/славян, татар, финно-угров (чудь)...

«Звались они венеды, славяне, анты, верлы или герулы, аланы или массагеты, гирры, скирры, сирбы, эминхлены, даки, шведы, фены или финны, пруссы, вандалы, бургундионы, готы, остроготы, визиготы, геты…роксоланы, или русские и московиты, поляки, чехи, силезцы и болгары. Все эти народы были одного славянского племени» (Ян Дубравий «История Богемии»)

«…историки того временим называют (их) сарматами и скифами, мы венедами, а сами они называют себя славянами» (Иоганн Авентин)

Подтверждают это и генетики, которые у большинства русских, татар, а также финно-угорских народов в разных соотношениях обнаружили "скифский" ген гаплогруппы R1A. Подтверждают факты родственного смешения и заимствования на протяжении многих веков также археологические раскопки и исследования культур этих народов.

Отсюда напрашивается вывод, что поволжские народы современной России всегда исторически были вместе, как составные части великой цивилизации, зародившейся еще в Древней Скифии. Они, живя рядом, бывало и ссорились, но чаще помогали друг другу отстаивать свои национальные и территориальные права, воюя на равных с Римом, Персией и Александром Македонским.

Думаю, в наше время этот вывод особо актуален.


Рецензии