Мои рецензии 2. Развернутая. Водка, пельмени и таб

Водка, пельмени и табак.

Рецензия
на эссе «Табак» (Эдуард Фетисов) http://proza.ru/2023/12/08/1660

      Все, кто смотрел кинокомедию "Особенности национальной охоты", конечно же, помнят генерала Михалыча, и его неспешные, пространные и обстоятельные рассуждения о том, о чём, казалось бы, всем всё известно: о водке и о пельменях. Чувствуется, что рассказчик глубоко в теме и большой специалист в том, что исследует.

      Таким же специалистом в исследуемом предстает перед читателем и Эдуард Фетисов в эссе «Табак». Правда, вместо неспешной рассудительности в его текстах рассудительность напористая, задорная, и как следствие иногда возникает некоторая  сумбурность в изложении мыслей. Возможно, это только  на мой вкус,  и не это главное. Возможно, главное  то, что  и собранная информация, и свои размышлизмы , —  все это чрезвычайно интересно и занимательно? А может быть, главное то, как  после прочтения эссе изменится восприятие привычных нам слов?
«Табак — плохо,  водка — вредно».  Такая установка внедряется на уровне подсознания даже не с детства, а еще на стадии внутриутробного развития. «Табак». Что вы чувствуете, когда произносится это слово, особенно, если не курите? Раздражение, страх, горечь, а может даже злость? Однозначно негативные эмоции. Но даже самые заядлые курильщики — в большинстве своем — при вроде бы положительном эффекте табака —испытывают угрызения совести, корят, ругают и грызут себя изнутри. С детства запрограммированные на установку: «Табак — плохо», курильщики каждый раз получают подкрепление этого высказывания  в виде картинки на пачке сигарет (не доказано, приносит ли вред выкуренная сигарета, а вот жуткая картинка на сигаретной пачке точно приносит – психосоматическое воздействие от рассматривания этой жути не отменишь).

       Автор,  не отрицая устоявшегося негативного восприятия слова «табак», добавляет ему положительную коннотацию, и тем самым  выступает в роли разрушителя стереотипов! Разрушителя штампов восприятия, разрушителя кондового мышления, основанного на глубинных установках, навязываемых с самого раннего детства.  Автор открывает простор вдумчивому, креативному мышлению, мышлению латеральному. . .

       Автор в своем эссе, как и в других своих работах  (например, в «Смотреть события») не дает оценок: «плохо» / «хорошо», ничего не пропагандирует; он находится в положении «над»: над оценками, над смыслами, над событиями. Автор просто наблюдает и бесстрастно повествует.

*  *  *

*Латеральное мышление (от англ. lateral thinking — боковой, поперечный, направленный в сторону) — это умение мыслить нестандартно, нешаблонно, используя максимальное количество подходов к решению задачи, которые довольно часто игнорируются человеческим логическим мышлением.

 Игорь Дац   28.12.2024 21:17
 
*  *  *

Вместо послесловия.
Некоторые считают, что рецензии не имеют права быть опубликованными, как самостоятельное произведение. Готов поспорить с ними.
 В поддержку мне сведения из всеведущей Википедии:
Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия содержит оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки, требующие устранения. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.


Рецензии