Безыдейное выступление оркестра Рознера в Кадиевке
Шевченко от лица городской общественности сообщал:
«В одном из крупнейших шахтерских городов Донбасса — Кадиевки очень редко бывают на гастролях ведущие артистические коллективы страны.
Но горняков поражают отдельные коллективы и из тех, кто бывает у нас своей отсталостью от запросов советского человека.
В марте сего года гастролировал в Ворошиловградской области эстрадный оркестр Московской государственной эстрады, руководимый Эдди Рознером.
25 марта Эдди Рознер давал концерт трудящимся города Кадиевка.
Кадиевский горком КП Украины считает, что пребывание на советской сцене этого оркестра с программой, с которой он выступал во Дворце культуры нашего города, является или ошибкой, или недосмотром со стороны Министерства культуры.
В программе эстрадного оркестра Эдди Рознера не было замечательных русских и украинских народных песен, как и песен других республик СССР.
Концерт Эдди Рознера безыдейный, сумбурный, построенный на сплошных диссонансах.
Отдельные номера представляют нестройный шум, режут слух и чужды для нормального человеческого слуха.
Оркестр увлекается формальной стороной, но не заботится о его идейном содержании.
Конферанс, как материал, подобран слабо, не интересно, с оскорбительными вольностями.
На наш взгляд гастролирование этого оркестра по сценам страны является нарушением постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере “Великая дружба” В.Мурадели».
От самого Эдди Рознера и других оркестрантов зритель Кадиевки ждал высокой культуры музыкальности, виртуозности и, присущей истинному актеру, простоты.
Вместо этого кадиевчане увидели на сцене хвастливое, высокомерное поведение.
Бедность исполнения дополнялась лишними движениями, которые не соответствовали содержанию исполняемых произведений.
Во всем концерте не было ни одной легко воспринимающейся и запоминающейся мелодии.
За этот не концерт, а обман — установлена лимитная стоимость в 14 тысяч рублей.
Трудящиеся Кадиевки слушали концерты Шахтерского ансамбля, Омского народного хора, постановки Горьковского оперного театра, которые нам очень понравились, но их лимитная стоимость не превышала 9 тыс. рублей.
Нам не понятно, как можно сравнивать богатство исполнения названных коллективов с безыдейным, сумбурным концертом эстрадного оркестра Эдди Рознера и ценить его в два раза дороже.
Стоимость билетов на концерт Эдди Рознера была установлена в 25—20 рублей, включая балкон, т.е. 50 рублей за испорченный вечер взимались с шахтера с женой.
Это непомерно высокая оценка «таланта» Эдди Рознера и его совершенно неудачных, а может и неодаренных, солистов-певцов.
Мы просим Вас разобраться с возможностью пребывания на сцене этого оркестра с подобной программой, исполнением и поведением его членов.
Просим так же направлять в Донбасс больше наших заслуженных коллективов с интересными, содержательными репертуарами.
Описать же концертное исполнение эстрадного оркестра Эдди Рознера заставляет нас партийный долг и негодования трудящихся Кадиевки, появившиеся в связи с гастролями этого коллектива.
Секретарь Кадиевского горкома КП Украины В.Шевченко».
Человеком, о котором информирует партийное руководство страны товарищ Шевченко, являлся дирижер, заслуженный артист Белорусской ССР (1944) Рознер Эдди (настоящее имя — Адольф Игнатьевич Рознер).
Рознер окончил Берлинскую консерваторию по классу скрипки и Высшую музыкальную школу в Берлине по классу композиции и дирижирования.
Выступал с эстрадными оркестрами в Германии, Польше и других странах.
Звезда джаза Луи Армстронг был так восхищен творчеством Рознера, что вручил ему открытку с надписью «Одди Рознеру – белому Луи Армстронгу».
В 1939 году приехал в СССР, где стал художественным руководителем и дирижером Белорусскою государственного джаз-оркестра.
В сентябре 1940 года Эдди Рознера неожиданно пригласили в Сочи, где ему пришлось играть в пустом зале.
Единственным зрителем, который сидел в зашторенной ложе, был Иосиф Сталин.
Советскому вождю, судя по звонку на следующий день, концерт понравился.
Биг-бэнд Эдди Рознера был одним из первых советских джазовых оркестров, исполнявшим музыку в стиле свинг, и сыграл одну из ключевых ролей в освоении отечественными музыкантами этого направления музыки.
Его называли «царём советского свинга».
(примечание автора, - свинг (англ. swing, в переводе — «раскачка») — направление джазовой музыки, возникшее в 1930-х годах)
В ансамбле работали Юрий Бельзацкий, Вадим Людвиковский, Пиро Рустамбеков, Луи Маркович и другие.
Историк советского джаза Яков Басин писал о Рознере:
«И всё же не будет преувеличением сказать, что львиная доля успеха концертов Государственного джазового оркестра БССР зависела от личности самого Эдди Рознера. Артистизм, непринуждённость, обаяние с первых же минут концерта покоряли зрителя, а лёгкость, с которой он устанавливал контакт с залом, была скорее свойственна многолетнему кумиру публики, нежели не владевшему русским языком незнакомцу, каким Э. Рознер фактически являлся».
Ознакомившись с «информационным сигналом» кадиевского секретаря горкома, главный партийный идеолог страны товарищ Суслов поставил на документе свою резолюцию:
«Товарищу Михайлову Н.А. Прошу Вас обратить внимание. М. Суслов. 05.04.1955»;
Михаил Андреевич Суслов дал указание министру культуры СССР Михайлову Н. А. разобраться с информацией, поступившей с самого сердца Донбасса – Кадиевки.
Заместитель заведующего Отделом науки и культуры ЦК КПСС П. Тарасов ответил секретарю горкома из Кадиевки:
«Проверкой установлено, что снижение качества исполнения оркестром программы в Кадиевке было вызвано отсутствием по болезни трех ведущих солистов.
Для установления возможности дальнейших выступлений оркестра Министерство культуры СССР направило по месту гастролей в гор. Куйбышев своего представителя.
По возвращении оркестра из гастролей его программа будет прослушана для решения вопроса об общей художественной направленности, творческих перспективах и рентабельности оркестра».
В 1956 году на съемки дебютного комедийного фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», где главную роль сыграла Людмила Гурченко, были приглашены музыканты оркестра Эдди Рознера, правда без самого лидера.
Сам Рознер на тот момент только вернулся из заключения в лагерях (1954), где провёл более семи лет.
Поэтому появляться в картине ему было не рекомендовано.
Во время съёмок прозвучали популярным песни в исполнении артистки «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении».
Много раз Эдди Рознера приглашали для участия в новогодних «Голубых огоньках» на телевидении.
Оркестр в ту пору был лучшим в стране, но на пятки им уже наступали модные ВИА. Содержать их филармониям было дешевле, чем большие оркестры.
К тому же начался новый виток борьбы с западными веяниями в музыке, а также ввели негласные ограничения для евреев.
Эдди Рознера не хотели выпускать в зарубежные гастроли, понимая, что он может и не вернуться.
Мысль покинуть СССР и уехать на свою историческую родину в Германию всё время не покидала Эдди Рознера.
Во время первой волны эмиграции евреев, в начале 70-х, Рознеру с семьёй всё же удалось покинуть Советский Союз и выехать в ФРГ.
Свидетельство о публикации №225010401640