Случайно выжившие
Видно сам Всевышний защитил ребенка от артиллерийских снарядов, от пожара, от копыт коней, от безжалостных штыков солдат, окровавленных шашек пьяных казаков, упивавшихся победой над беззащитными женщинами, стариками и детьми. Защитил по причине того, что ему, по воле Господа миров, была уготована особая миссия, которую он должен был выполнить на земле.
Без сомнения каждая живая душа имеет свое предназначение и от каждого зависит, выполнит он ее или впустую потратит жизнь, не прилагая усилий для образования, для учебы, для свершения благих дел. Чтобы совершать дурное, много труда не нужно, стоит только дать волю своим животным страстям. Именно так, русская армия в тот день и поступала.
Жители аула Алды сопротивлялись, пока в них текла кровь, и пока рука способна была разить. Они знали, что их ждет смерть, а в плену, еще и позор унижения. Великодушия к противнику у садиста Ермолова не было. До наших дней дошел случай, когда, не имея другого оружия, один из жителей села, защищался от шашки казака своею же, ранее отрубленной рукой, лежавшей рядом.
Даже тяжело раненные чеченцы и чеченки, пытались оказать сопротивление врагу, не имеющему ни капли сострадания к людям, стоявшим на защите своего дома, своей чести, своих жилищ, своего образа жизни. Жестокость завоевателя пришедшего на чужую землю, предававшего пожару не только дома, но и посевы, невозможно было понять умом чеченцев.
Когда аул весь выгорел, когда дорезали и дорубили раненных - одних за оказанное сопротивление, других за то, что громко стонали и мешали наслаждаться победой, среди развалин дома, рядом с телом матери, нашли еле живого мальчика Али.
Уверен, что виденное им, оставило неизгладимый след в его памяти. Потому и характер его был суровым, поведение подчеркнуто справедливым. В своих мемуарах, друг и однополчанин Али Чеченского, Денис Давыдов пишет о нем: - «Состоявший по кавалерии ротмистр Чеченский, – черкес, вывезенный из Чечни младенцем и возмужавший в России. Росту малого, сухощавый, горбоносый, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый; явный друг или враг; предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных». См. Дневник партизанских действий 1812 год.
Приемным отцом чеченского мальчика становится семнадцатилетний подпоручик Николай Николаевич Раевский, будущий герой Отечественной войны 1812 года, позже получивший звание генерал-лейтенанта. Мальчик Али, стал зваться Александром, а фамилию ему присвоили Чеченский, в память о родине. Н. Н. Раевский воспитывал приемного сына наравне со своими родными детьми, проявлял настоящую отцовскую заботу и дал ему хорошее образование.
Данный поступок, молодого подпоручика, говорит о его истинной доброте и порядочности. Именно его, Н. Н. Раевского и ему подобных, можно причислить к настоящим русским, которых, увы, так мало осталось в нынешней России.
На фоне этого благородного поступка, становится ясным, насколько прав был А. С. Пушкин, написавший о Николае Николаевиче Раевском такие слова: «Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душой; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина…Человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привлекает к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества».
Али Чеченский окончил московский университет, стал профессиональным военным. Внес огромный вклад в разгром наполеоновской армии, дослужился до звания генерала. Описывают случай, имевший место во время коронации Императора России Николая 1. Уже в конце военной карьеры, А. Чеченский был вызван в Петербург присягнуть новому царю. Он не был рад этому приглашению, потому как среди арестованных декабристов было много его друзей. Далее об этом факте приведу слова автора статьи; «Чеченский сын Раевского» М. Вахидововой. Она пишет: - «…не желая на¬влечь монарший гнев на семью Ра¬евских, предстал перед царем. Тот выговорил старому воину, герою Рос¬сии, за то, что «не уведомил прави-тельство» о существовании тайных обществ ...».
По свидетельству барона Врангеля, Александр Чеченский отве¬тил царю: «Государь! Честь дороже присяги. Нарушив первую, человек не может существовать, тогда как без второй он может обойтись еще».
Памятуя о заслугах генерала перед Отечеством и об отношении к нему покойного брата Александра I, новый государь при¬своил А. Чеченскому звание генерал-майора и отпустил «к карлсбадским минеральным водам до излечения с производством жалованья и с отчис¬лением из кавалерии». Журнал «Наука и религия». 2002 год, номер 9.
Как известно уважаемому читателю, Карлсбад это нынешние Карловые Вары. Мы с моим другом Салманом Батукаевым, в октябре 2017 года, специально ездили на этот курорт и прошлись по местам, где бывал наш знаменитый земляк.
Как стало возможным, что после виденных им лично, ужасных злодеяний российских войск против его народа, Али стал преданным защитником России, верой и правдой служил ей до конца своей жизни. Этот вопрос есть ключ к характеру и поведению людей разных национальностей. Думаю, в разгадке этого феномена кроется и предназначение каждого народа на земле.
Именно менталитет чеченца, доставшийся Али с молоком матери, позволил ему быть в числе защитников его новых родителей и новой родины. Никогда настоящий чеченец не предаст тех, с кем его связала судьба, и кто проявил к нему отеческую заботу. Он знал, что веди он себя по иному, то это непременно отразиться на семье Раевских.
Когда беда пришла на землю людей воспитавших его, он, не раздумывая, встал на их защиту и отдал им свои лучшие годы жизни. Никогда не поверю, что молоко матери и гены человека не определяют наш жизненный путь и поведение. Али проявил себя настоящим чеченцем, соблюдающим кодекс чеченцев. Потому такую характеристику Д. Давыдов и дает своему другу. Для настоящего чеченца, немыслимо оставить в беде друга, знакомого, тем более не отплатить добром тем, кто в трудные минуты отнесся к нему по-отечески.
Другой случай произошел в чеческом ауле Дади-юрт в 1819 году. Русские войска после долгой артиллерийской обработки вошли в аул и убили всех, кого встретили на своем пути. Рядом с телом матери нашли маленького мальчика и его забрали с собой. Он воспитывался у солдата Захара Недоносова, отсюда его и нарекли – Петр Захаров. Мальчик проявил недюженные способности в рисовании. По этой причине его забрал к себе П.Н. Ермолов, который так охарактеризовал мальчика: «Странный мальчик Петрушка! Я о моём чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует все, что попадается под руку. Видимо, будет художник, и неплохой».
Благодаря опекуну, Петр Захаров окончил Петербургскую академию художеств, получил звание академика. Узнав свое происхождение, юноша стал подписывать свои картины «Захаров из чеченцев», «Захаров-Чеченец», «Захаров-Дадаюртский». Талант молодого чеченца был столь ярким, что известный художник Карл Брюллов назвал его своим преемником в области портретной живописи. По мнению отдельных исследователей, он является праобразом «Мцыри». Это очень правдоподобно еще и потому, Петр Захаров был в дружбе с М.Ю. Лермонтовым, в этом нет сомнения ни у кого.
Почему не подтверждена версия, что «Мцыри», это есть Петр Захаров, выскажу свое мнения. К сожалению, в России историю страны, кроме самих русских, пишут все, кому вздумается: немцы, французы, евреи, армяне, грузины… . В области литературного наследия М.Ю. Лермонтова этим занимался И.Л. Андронников. Нет сомнения, что был весьма одаренным человеком, приятно было его слушать, но в отношении к чеченцам он поступал необьективно. Прежде всего, не соглашаясь с тем, что прототипом «Мцыри» является П.Захаров.
С чем это было связано? Дело в том, что Г. А. Андронников, начальник Назрановского округа, доводился родственником Ираклию Лаурсабовичу. Для поимки абрека Зелимхана, его жены и пятерых малых детей, было выделено более 200 человек. Командир горел желанием получить награды и сам лез туда, где могли управиться без него. В перестрелке был убит сам Андронников и еще несколько человек.
Известный грузинский писатель А.Казбеги вложил в уста своего героя такие склова, обращенные к царскому генералу: «Теперь же мы просим вас: освободите нас от похода против соседей, ничего худого они нам не делают. Не надо натравливать нас друг на друга, иначе мы вырежем друг друга и не будет у вас верных людей в нашей стране…». К сожалению то, что понимал простой представитель грузинского народа, не понимали те, кто старался выслужиться перед царской Россией и охотно шел убивать своих соседей..
Не все Андронниковы были талантливы и не все отвечали человеческим нормам. Поэтому прежде чем обвинят других, следует подумать над тем, каковы были они сами. К примеру, один из князей Андронниковых, состоящий при армии генерал-майором, по желанию князя Воронцова, согласился принять должность губернатора Тифлиса, не имея ни образования, ни понятия в гражданских делах. Очевидцы пишут: «Его слабые и забавные стороны как гражданского губернатора вызывали массу анекдотов. Рассказывали, например, что когда в первый же день по вступлении в должность правитель канцелярии поднес ему к подписи несколько десятков бланков подорожных, а затем на вопрос, что еще есть делать, ответил: «Больше ничего», то князь Андроников сказал: «Ну, я думал управлять губернией очень трудно, а этак я и двумя губерниями могу управлять!».
Только эта обида на чеченцев, могла препятствовать тому, что лермонтовед не соглашался с наиболее вероятной версией. Ираклий Лаурсабович неоднократно приезжал в Чечено-Ингушетию, его тепло принимали, возили по горам. В один из приездов, вместе с группой чеченских поэтов и писателей, находясь в хорошем настроении, обещал рассказать, нечто сенсационное, но уже в трезвом виде передумал.
В том же ауле Дады-юрт был подобран еще один двухлетний раненный чеченский мальчик Озебай Айбулат, родители которого были убиты. Его нарекли Константином Михайловичем, он поступил на государственную службу, дослужился до чина коллежского асессора, стал известным поэтом. П. Захаров и К. Айбулат были знакомы, знали свое чеченское происхождение.
Что из всего этого вытекает? Почему мне важно было показать судьбу этих трех чеченцев, случайно оставшихся в живых? Я хотел бы, чтобы государствообразующий народ русские, задумались над тем, сколько чеченских детей они уничтожили, желая захватить чужие земли, сколько талантливых детей ушло в небытие. Кто знает, какие гении могли из них вырасти, каких талантов лишилось человечество вовлеченное безумцами в междуусобные войны
Свидетельство о публикации №225010401643