Лунная ночка да серый конь лихой!..

"Отдам еврею крест нательный.
 Спасу его от злых людей"...

 (А. Жигулин. Братья Мищуки)
============================

 Отец Николая Сличенко отдал свой паспорт другу-еврею(у них было внешнее сходство), потому что евреев в тех местах  уничтожали первыми, и только потом принялись за цыган... А в паспорте  -  Алексей Сличенко был записан украинцем.

 Они видели эту казнь. Он скинул шапку, поднялся во весь рост - и его  убили прикладом. Так он с ними попрощался.

 А потом тот, кого он спас,  приехал к семье,  привез  половину кузова картошки, и все окрестные дети прибежали,  радовались, а  мама Николая с  Сашей - тем человеком,  плакали.  А потом и  он погиб на фронте.

 Про то: куда бедному еврею-цыгану податься!..

 ... И про "свой крест " и фильм "Паспорт" (недаром -стойкая аллюзия).

----
Никола;й Алексе;евич Сличе;нко (27 декабря 1934, Белгород, Курская область, РСФСР, СССР — 2 июля 2021, Москва, Россия) советский и российский актёр, театральный режиссёр, певец, педагог, общественный деятель, народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР  и премии Правительства Российской Федерации, Художественный руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»:
 "…До войны мы жили в Харькове.  Нас, детей, у мамы на руках было четверо.

...Не один день мама металась по всему городу, разыскивая отца, – все напрасно, но вот, наконец, ей удалось узнать, где арестованных держат. Вскоре прошел слух, что их повезут на казнь.
 Помню, на площади собралась толпа таких же, как мы, бедолаг – было Крещение, трескучие стояли морозы, но народ терпеливо ждал… Вдруг ворота какие-то железные, как мне тогда показалось, со скрежетом распахнулись, и со двора стали выезжать машины. Арестованные, еще живые, лежали в кузовах вповалку. Но мы понимали, что вывозят их на расстрел.

 Над ними стояли эсэсовцы с автоматами и следили, чтобы никто не шевелился. Со всех сторон истошно закричали женщины, и в этот миг один человек поднялся (как ему удалось, не понимаю) и бросил на обочину шапку. Охранник тут же ударил его прикладом по голове, мужчина упал, а вся толпа бросилась к лежащей на земле шапке: «Чья? Кто?» Мы ее сразу узнали – это была папина. На том все и кончилось. Папу убили на моих глазах ударом приклада по голове.

 После того как не стало папы, мы долго голодали. Прошло какое-то время, и когда немцы первый раз отступили – Харьков несколько раз переходил из рук в руки! – к нашим воротам подкатил грузовик, груженный картошкой – огромное по тем временам богатство. Из кабины в форме лейтенанта Советской армии вышел дядя Саша и с улыбкой направился к маме. Он еще не знал, что произошло с его другом, а потом я увидел, как они с мамой, обнявшись, рыдают…

 В марте 1943 года мама отправила меня в Воронежскую область, в цыганский колхоз «Лоло Октябрь». Я там рос, помогал взрослым, трудился…

  Шло время, уже и война закончилась, а я по-прежнему оставался в колхозе, рос и, сам того не замечая, впитывал культуру своего народа. Все-таки какие бы житейские беды цыганам ни выпадали, они не унывают. Вечерами молодежь собиралась у костра, пела, плясала – ну и я старался от остальных не отставать. Учился игре на гитаре, и чем больше взрослел, тем чаще мне почему-то говорили: «Тебе бы, Никола, в Москву – есть там театр “Ромэн"…» Но я понимал, что все это лишь несбыточные мечты. Где Москва, театр и где я?

 Я был уверен, что все это нереально, но мысль стать артистом запала в душу, и как-то, когда в очередной раз на эту тему возник разговор, спросил: «А как мне туда добраться? Каким образом дойти до Москвы?» Что же вы думаете? Седой цыган затянулся своей трубкой и обвел всех взглядом: «Ну что, ромалэ, поможем парню?» Колхозники ведь тогда зарплату не получали, работали за трудодни, но несколько семей скинулись по полмешка пшеницы, продали зерно и на вырученные деньги купили мне билет до Москвы. Таким вот образом меня собирали в дорогу. Провожали толпой, от мала до велика, посадили в общий вагон… "
        =============

 ***"Согласно различным исследованиям, количество жертв геноцида цыган оценивается в диапазоне 200 000 — 1 500 000 человек. Количество пострадавших — ещё больше.

Про "теоретическую базу":

"Цыгане воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев. Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой «арийской расы», происходящей из Индии, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане являются куда более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы — следовательно, цыгане, по крайней мере, никак не меньшие «арийцы», чем сами немцы. Выход был найден в утверждении, согласно которому цыгане, живущие в Европе, представляют собой плод смешения «арийского племени» с самыми низшими расами всего мира — это якобы объясняет их «бродяжничество» и доказывает их асоциальность. Цыгане, даже оседлые, признавались потенциально асоциальными в силу своей национальности. Специальная комиссия рекомендовала отделение «цыганства» (нем. Zigeunertum) от немецкого народа.

Законодательной базой для начала преследований цыган стал принятый в Баварии 16 июля 1926 года «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». По его образцу были ужесточены законы и в других регионах.

Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 гг., когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания, зачастую обнесённые колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку.

"...С 27 апреля 1940 года цыган из стран Европы начали депортировать в Польшу — в основном, их селили отдельными кварталами в еврейских гетто, как в польском городе Лодзь. А вот целенаправленно убивать «рома» нацисты принялись именно на территории СССР. Например, в Литве и Эстонии (при весьма активном содействии «полиции порядка» из местных жителей) были уничтожены практически все цыгане, включая женщин и младенцев. Весь декабрь 1941 года проходили казни цыган в занятом немцами Крыму — нацистам было всё равно, жили люди в таборах, городах, и кем они работали — сжигались здания цыганских театров, целиком расстреливали цыганские ансамбли, убивали актёров. Весной 1942 года «рома» масштабно вывозят из СССР в «лагеря смерти» — Освенцим, Майданек, Треблинку. Как правило, сразу после прибытия на поезде людей под видом «помывки» в душе отправляли в газовую камеру. Иногда немцы не утруждали себя транспортировкой — объявляли в местах проживания цыган всеобщий сбор для «переезда», просили обязательно.
«Я один раз видела прелюдию к их убийству, — вспоминала женщина по фамилии де Виек, сидевшая в концлагере вместе с посмертно известной благодаря своему дневнику еврейской узницей Анной Франк. — Цыганских девочек, совершенно обнажённых, провезли мимо — прямо к крематорию. Анна смотрела, как их отправляют, и плакала».

  "...Гиммлер предложил сохранить немного цыган для «показательных образцов неарийской нации», но рейхсляйтер Мартин Борман ответил — «Нет... мы уничтожим их всех». На цыганских детях в Освенциме ставил чудовищные медицинские опыты и врач-изувер, гауптштурмфюрер СС Йозеф Менгеле. Он замораживал людей заживо, колол прямо в глаз краску, чтобы изменить цвет, делал инъекции в организм химикатов. Узница Вера Александер из Освенцима рассказала, как доктор Менгеле однажды сшил (!) двух цыганских девочек спиной друг к другу — «Их звали Гвидо и Ина, им было всего-навсего четыре годика. Они кричали, не прекращая, днём и ночью. Их мать достала где-то смертельную дозу морфина, и положила конец страданиям своих детей».

 "...Западная Германия официально признала геноцид цыган только в 1982 году. 
 Министр внутренних дел земли Вюртемберг и вовсе заявил:
 
«Это не было преступлением на расовой почве, цыган уничтожали за их вовлечение в преступность». Группенфюрер СС Отто Олендорф, руководитель «айнзатцгруппы Д», осуществлявших казни десятков тысяч мирных жителей на территории СССР, сказал на суде — «такие вещи оправданы, ведь цыган убивали и во время Тридцатилетней войны». Олендорф был повешен, а вот те люди, которые вынесли для Германии вердикт — избавиться от «расы бродяг», наказания не понесли.

 Впрочем, в дальнейшем... Психолог Роберт Риттер, чьи рекомендации по «цыганскому вопросу» привели к попытке уничтожения целого народа, в 1951 совершил самоубийство. Эва Юстин, нацистский «расовый антрополог» (и заместитель Рихтера), публиковала исследования, что «из цыганских детей невозможно воспитать полноценных членов немецкого общества, так как им свойственна природная лень, слабоумие, склонность к бродяжничеству, инцесту и воровству». Нацисты присвоили ей степень доктора философии, а цыганские дети (41 мальчик и девочка), чьё конкретно поведение она исследовала, были отправлены в Освенцим и там убиты. После войны Юстин работала в Германии детским психологом.

 В 2011 году Польша официально объявила 2 августа днем памяти жертв геноцида цыган. Кали Траш (Чёрный Ужас) называют эту дату цыгане. Она приурочена к событиям 1944 года, когда в Аушвице за одну ночь со 2 на 3 были сожжены 2898 цыган.

* Цыгане – это не один народ, как многие думают, а обобщенное название нескольких десятков разных народностей, также, как и у славян или кавказцев, к примеру.

 * У цыган есть национальный гимн и флаг, хотя собственного государства они не имеют.

 *Цыгане живут на всех материках, кроме Антарктиды. Только в Европе их численность по разным данным колеблется от 8 до 12 млн человек.

 Хотя принято считать, что предки цыган вышли из Индии, как нация тот народ сформировался в Персии (восточная ветвь) и в Римской Империи (западная ветвь).("

 *Несмотря на то, что предки у всех цыган одни, восточные и западные цыгане между собой практически не общаются.
 
 *Большинство цыган исповедует христианство или ислам, но есть и представители других конфессий, хотя их очень мало.

 *Современных цыган нельзя назвать «кочевым народом», поскольку большинство из них имеют постоянное место жительства и лишь небольшой процент кочует. (..."По Бессарабии...")
 
 *Самым страшным наказанием для цыган является изгнание из цыганского общества. Но для таких наказаний нужно сильно провиниться – совершить особо тяжкое преступление, по мнению цыган

 *Европейские цыгане имеют свое национальное блюдо – это жареный или тушенный еж. Говорят, что  его часто готовили польские и прибалтийские цыгане, когда прятались в лесах во время гонений на их народ в Европе.

 *Если цыган носит одну серьгу на мочке уха, то скорее всего у него нет братьев. У этого народа серьга – отличительный знак единственного сына в семье.

 (Говорят, что и казаков  - так же).

  *Есть профессии, которых цыгане избегают, как нежелательные. Считается, что цыгану не пристало быть дворником, работником фабрики или завода, а также (что весьма странно) журналистом.(- А мне-нет. Не странно.- Т.Л.).

 *Носителей цыганских генов называют «романо рат». Например, гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Чарли Чаплин и другие. Британский боксер Тайсон Фьюри имеет цыганские корни.

====================================================

...Возвращаясь к роскошному Николаю Алексеевичу Сличенко...

"...которому  рукоплескали благодарные зрители многих стран – от Индии до Америки, критики не находили слов для точной оценки феномена Сличенко. После выступления на сцене знаменитой парижской «Олимпии» французские критики писали о нем: «…Он красив – то полон буйной страсти, то сдержан, словом, настоящий цыган из легенды».

 Во время гастролей в Японии (единственной стране в мире, где не живут цыгане) обычно сдержанные зрители Страны восходящего солнца устроили Сличенко бурную овацию, а одна дама после пропетой артистом песни на… японском положила к его ногам раскрытый веер – знак особого внимания и уважения...
По окончании гастролей японцы еще долго помнили господина «Оци Церни»..."

 *Любимый цвет Сличенко – небесно-голубой: «Люблю смотреть на небо».

 *В еде Николай Алексеевич непритязателен: «Ем все, что Господь пошлет». Любимые запахи – аромат цветущей сирени и свежего кофе. Нелюбимый – запах детства: «Оно пахло войной и голодом».

 *Он мастер верховой езды и отлично ладит с лошадям не просто любит лошадей. «Мы не просто друзья, мы – родственники». ("Ведь цыган без лошади, как без крыльев птица"!..)

 *Дома у него пасутся целые табуны фарфоровых, деревянных, металлических скакунов, но самая любимая — желто-рыжая лошадка из пластилина. — Однажды на гастролях в Киеве подарил  ее  подарил ему мальчишка- школьник:  за одну ночь слепил.  Однажды  Н.А. рассказал об этом случае на ТВ, и этот мальчик, теперь уже зрелый художник, узнал свою работу, откликнулся, позвонил.
Но начало коллекции положила лошадка от тещи.

 *Когда его спрашивают, как ему удается сохранить прекрасную форму:
«Я же цыган, значит – обманщик, но обманываю только самого себя. Говорю себе – мне тридцать три, и как видите, это работает!»

 *А вот в цыганское гадание Сличенко, как ни парадоксально, не верит: «Ни разу не встречал цыганок, которые бы сказали правду».
("Цыганка с картами!.. Казенный дом!..")

 *На экране телевизора сейчас  возникла сцена из того прекрасного фильма с говорящим названием - "Карнавал",  и я его досмотрела до конца. Та, что с квартирной хозяйкой героини Муравьевой и  цыганкой Кармой...
...А потом мальчик-цыганенок принес деньги: "Мама велела передать"...

 Екатерина Жемчужная - цыганка Карма в «Карнавале» Татьяны Лиозновой.

 "Цыганка предложила Нине обосноваться у нее. И когда Нина восторженно спросила
- В табор?! - Да нет, на квартиру... А у цыганки было очень звучное и красивое имя - ее звали Карма. Правильный ответ - Карма. "


КАРМА...

ВСЕОБЩАЯ КАРМА одичавшей в конец Планеты... НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ...

Эй, гусар, эй, гусар, пей вино из полных чар и песню пой!
Эх, други... лунная ночка да серый конь лихой...
Эх, в табор, к цыганам - там пир идет горой!
Черные очи мне сердце жгут,
До самой полночи уснуть не дают!
Губы, как кровь!
Черная бровь!
Под семиструнный звон гитары
До дна осушим наши чары.
Черные очи мне сердце жгут,
До самой полночи уснуть не дают!
Губы, как кровь!
Черная бровь!
Счастье сулят нам и любовь!..

 (между "рождествами"... Зимнее 24-25 гг.). “Красная роза на белом снегу...”
Александр Иванович Куприн -"Фараоново племя":
"... Именно в этой экзотической прелести... как колдовство...  подобных красным розам на снегу..."
«Новый год встретил я с цыганами, – пишет Пушкин князю Вяземскому от 2 января 1831 года, – и с Танюшею, настоящей Татьяной-пьяной. Она пела песню, в таборе сложенную, на голос: «Приехали сани».
 


Рецензии