Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 51
Давно у меня лежит материал, который так хочется сегодня озвучить. В Тверской области, недалеко от Бежецка, на правой отворотке по дороге в Максатиху, находится село Еськи, а в нём замечательный Богоявленский храм с сохранившимися клеевыми росписями конца первой половины 19-го века. Многие росписи уже находятся в скверном состоянии, и даже центральная «Изгнание торгующих из храма». Но здесь я увидел редкий сюжет храмовых росписей - «Искушение Адама и Евы».
Под изображением сохранилась надпись – строка из молитвы «Отче наш» – «и не введи нас в искушение». Продолжение строки по каким-то причинам или задумкам ктитора не написано: «но избавь нас от лукавого».
Этот библейский эпизод предшествовал последующим эпизодам: «Грехопадение» и соответственно и логично – «Изгнание из Рая».
Господь Бог создал змея, который был хитрее всех зверей. И этот хитрющий змей сказал жене, которую позже назовут Ева, что нельзя есть ни от какого дерева в Раю, как и говорил Господь Бог.
Ничего не подозревающая жена отвечала змею, что плоды-то с деревьев есть можно, но нельзя есть плоды с деревьев в середине Рая. И даже прикасаться к ним нельзя, потому что можно умереть.
На что хитрый змей успокоил жену, что она не умрёт, попробовав наивкуснейшие плоды. А вкусив их, у вас откроются глаза и вы сами будете как боги. И осознаете, что зло и добро.
И жена осмотрела дерево, на котором восседал змей, и увидела, как хороши плоды и само дерево. И ей очень захотелось их попробовать, что она и сделала. Она вкусила эти плоды и дала мужу своему. И он их ел. И у них после этого случая открылись глаза, и они увидели, что оба наги, и сшив смоковные листья, опоясали себя.
Бытие, Глава 3 (1-7)
Так Адам и Ева не выдержали искушения, которому их подверг змей, и этим самым совершили первый грех и навлекли на себя гнев Господа Бога.
Так же искушает людей и этот самый пресловутый лукавый, от которого мы в молитве просим нас избавить. А он продолжает колебать нашу веру и старается разжечь в сердцах людей различные страсти, как например ненависть, зависть, неистовую злобу...
Тема истории Адама и Евы хорошо освещена западными художниками. В первую очередь это гравюры 15-16 веков: Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, Альбрехта Дюрера и Ганса Бальдунга Грина. Свои кисти испробовали Тициан, Рафаэль, Микеланджело, Хуго ван дер Гус.
У русских художников желающих тоже хватало. Прекраснейшая роспись Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве «Искушение Евы змием», конец 19-го века. Акварель Михаила Нестерова «Адам и Ева» (1898 г.). Акварель Ивана Репина «Грехопадение» (1876 г.).
Изображения находятся:
Тверская область, Еськи. Церковь Богоявления Господня (1783-1810 гг.). Остатки живописи 19-го века.
Фото автора
Корректура М. Зуйкова
Русавкино, январь 2025 г.
Свидетельство о публикации №225010400459