Урсула Ле Гуин Выборы, Лао-Цзы, стакан воды
Американцы любят находить себе «врагов» и объявлять им «священную войну». Индейцы — враги, социализм — враг, рак — враг, евреи — враги, мусульмане — враги, сахар — враг. Мы не поддерживаем образование - мы объявляем войну неграмотности. Мы ведём войну с наркотиками, войну во Вьетнаме, войну в Ираке, войну с ожирением, войну с терроризмом, войну с бедностью. Мы считаем смерть - условия, на которых мы живём - врагом, которого нужно победить любой ценой.
Поражение для врага, победа для нас, агрессия как средство достижения этой цели: эта навязчивая метафора используется даже теми, кто знает, что агрессивная война не предлагает решения и не имеет иного конца, кроме опустошения.
Выборы 2016 года были одним из сражений Гражданской войны в США. Избиратели Трампа знали об этом, а мы — нет, и они победили. Их победа помогает мне понять, в чём я ошибалась.
Я постараюсь никогда не использовать метафору войны там, где она неуместна, потому что, как мне кажется, она сформировала наше мышление и доминирует в наших умах, так что мы склонны видеть разрушительную силу агрессии как единственный способ справиться с любым вызовом. Я хочу найти способ получше.
Моей песней на протяжении многих лет была «Мы победим». Я всегда буду любить эту песню, её слова и людей, которые её пели, с которыми я маршировал под её звуки. Но сейчас я не могу маршировать и больше не могу её петь.
Моя песня звучит так: Я больше не собираюсь изучать войну.
Хотя у нас были великие учёные-миротворцы, такие как Мартин Лютер Кинг, американцы почти не занимались изучением мира.
Путь воина не допускает никаких положительных альтернатив борьбе, только отрицательные — инертность, пассивность, капитуляция. Разговоры о «ведении войны за мир» — просто болтовня, нельзя быть агрессивно миролюбивым. Сводя позитивные действия к борьбе против или за что-то, мы не рассматриваем возможность других форм действий.
Как и люди, которые шли маршем на Сельму, люди, которые отстаивают свои права в Стоунгейт-Рок, изучают, познают и преподают нам суровые уроки мира. Они не ведут войну. Они решительно выступают против насилия. Они ищут выход из ловушек гнева, ненависти, вражды. Они активно пытаются освободиться, стать свободными и своей свободой освободить других.
Изучать мир — значит в первую очередь избавляться от военного лексикона, а это действительно очень трудно. Разве не правильно бороться с несправедливостью? Разве Сельма и Стоунинг-Рок — это не отважные сражения за справедливость?
Я думаю, что нет. Смелый — да, сражающийся — нет. Отказ вступать в бой с агрессором на его условиях, стоять на своём, держаться твёрдо — это не агрессия, хотя агрессивный противник всегда будет утверждать обратное. Отказ отвечать насилием на насилие — это мощный, позитивный поступок.
Но это парадоксально. Трудно понять, как бездействие может быть более позитивным, чем действие. Когда все слова, которые мы используем, носят негативный характер — бездействие, ненасилие, отказ, сопротивление, уклонение, — трудно понять и запомнить, что результат этих так называемых негативных действий положительный, в то время как результат, казалось бы, позитивного действия — войны — отрицательный.
Мы путаем самооборону, реакцию на агрессию, с самой агрессией. Самооборона — это необходимая и морально оправданная реакция.
Но защищать дело без борьбы, без нападения, без агрессии — это не реакция. Это действие. Это проявление силы. Это контроль.
Реакция контролируется силой, против которой она направлена. Люди, которые в настоящее время называют себя консерваторами, вовсе не консерваторы, они радикальные реакционеры. Позиция реакционера — не позиция действия, а позиция жертвы. Реакционер всегда склонен к паранойе, он видит себя одержимым объектом воздействия огромных злобных сил и сущностей, он повсюду видит врагов, в каждом, кого он не понимает и не может контролировать, в каждом иностранце, в собственном правительстве.
Многие современные республиканцы постоянно занимают позицию жертвы, поэтому у их партии нет позитивной программы и они так много ноют.
Решение действовать, а не реагировать, разрывает паралич страха и порочный круг агрессии, освобождает нас и позволяет двигаться вперёд.
На протяжении тысячелетий мы превозносили путь воина. Мы считали его высшим испытанием и примером мужества, силы, долга, щедрости и мужественности. Если я сверну с пути воина, где мне искать эти качества? Куда мне идти?
Лао-цзы говорит: "путём воды".
Самая слабая, самая податливая суть в мире, как он её называет, вода выбирает самый низкий путь, а не самый высокий. Она уступает любому, кто сильнее её, не сопротивляется, обтекает препятствия, принимает всё, что ей преподносят, позволяет использовать себя, разделять и загрязнять, но продолжает оставаться собой и всегда двигаться в том направлении, в котором должна двигаться. Приливы и отливы океанов подчиняются луне, в то время как огромные течения в открытом море продолжают свой путь. Вода, находящаяся в состоянии покоя, тем не менее всегда находится в движении; самое спокойное озеро постоянно, незаметно превращается в пар, поднимающийся в воздух. Реку можно перегородить дамбой и отвести в другое русло, но её вода несжимаема: она не потечёт туда, где для неё нет места. Реку можно настолько осушить для нужд человека, что она никогда не достигнет моря, но во всех этих обходных путях и при использовании человеком её вода остаётся собой и продолжает свой путь, стекая вниз и вперёд, над землёй или под землёй, испаряясь, поднимаясь в виде тумана, пара, облаков, возвращаясь на землю в виде дождя, пополняя море. У воды нет только одного пути. У него бесконечное множество способов, он использует все возможные варианты, он крайне беспринципен, и вся жизнь на Земле зависит от этого пассивного, податливого, неопределённого, приспосабливающегося, изменчивого элемента.
Путь смерти или путь жизни? Высокая дорога воина или речная дорога?
Я знаю, чего хочу. Я хочу жить смело, с состраданием, в терпении, в мире.
Путь воина полностью признаёт только первое из этого и полностью отрицает последнее.
Водный путь допускает их всех.
Течение реки — это для меня образец храбрости, которое может поддерживать меня, вести меня через плохие места, плохие времена. Мужество, которое по собственному выбору идёт на уступки и применяет силу только в случае необходимости, всегда ищет лучший путь, самый простой путь, но если не находит лёгкого пути, то всё равно продолжает идти вперёд.
Чаша с водой, которая утоляет жажду, служит для меня примером сострадания, которое проявляется свободно. Вода щедра, терпима, не отделяет себя от других, позволяет использовать себя в любых целях. Вода, как говорит Лао-цзы, проникает в самые низкие, самые отвратительные места, принимает загрязнения, принимает нечистоты, но всё равно всегда остаётся собой, чистой, очищенной и омывающей.
Текущая вода и море служат для меня примером терпения: их лёгкое, неуклонное подчинение необходимости, притяжению Луны во время приливов и отливов и притяжению Земли, всегда направленному вниз; огромная сила этого подчинения.
У меня нет образца для подражания в том, что касается покоя, только проблески, метафоры, сравнения с тем, что я не могу полностью постичь и удержать. Среди них: чаша с чистой водой. Лодка, плывущая по медленной реке. Озеро среди холмов. Безбрежные морские глубины. Капля воды на кончике листа. Шум дождя. Шум фонтана. Яркий танец водяных брызг из садового шланга, запах влажной земли.
Медитация
Река, протекающая в долине,
образует долину, которая ее удерживает.
Это дверной проем:
в долину реки.
~
Что разрушает твёрдый камень,
высокую гору?
Ветер. Пыль на ветру.
Дождь. Дождь на ветру.
Что смягчает ненависть?
Дыхание, слезы.
~
Смелость, сострадание, терпение
находятся на своём пути:
пути к вратам.
перевод - Rinsant 04.01.2025
*позиция автора во многом не совпадает с мнением переводчика*
Свидетельство о публикации №225010400706