Горожане

Каждый год, в начале сентября Наровчат преображается. С разных мест сюда, в день рождения Александра Куприна, съезжаются туристы, литераторы и артисты. Они, выходя из современных комфортабельных автобусов, словно из машины времени, попадают в прошлое, в годы раннего детства писателя, во времена жизни персонажей его замечательных книг.

Здесь, в бывшем городском саду на Соборной площади можно повстречать городового, девушек-курсисток, учеников наровчатского уездного училища со своей учительницей, дам в шляпках, прогуливающихся под ручку с кавалерами и наблюдающими за ними купчихами, пьющими чай из самовара. Здесь можно увидеть работу кузнецов, заказать себе памятную монетку у чеканщика – татарина, угоститься яблочным пирогом у ярких, весёлых мордовок, примерить нарядное платье на французский манер у модистки. По ярмарке ходят коробейники со своим разнообразным товаром, бегают мальчики с газетами. Тут же русский пляс, мордовские песни, а недалеко от дома Куприна галантные кавалеры в смокингах приглашают всех желающих на тур вальса.
Ещё век назад Наровчат был городом, в котором обитали, главным образом, мещане. Жили и дворяне, и купцы, и крестьяне.

Каждое сословие отличалось от другого своей одеждой. Дворяне всегда выглядели модно и дорого, одевались у пензенских портных, но чаще им привозили наряды из Европы. Мещане в праздничные дни тоже старались придерживаться модных тенденций, хотя и ткань использовали подешевле, и шили у местных портных, или же самостоятельно – женщины все были рукодельницами. Хотя, крестьяне больше проживали в окрестных деревнях, а в этот уездный городок съезжались в базарные дни, к концу 19 века и они стали тянуться к городской моде.

В будние дни, на хозяйстве, горожанки, традиционно ходили в сарафанах, либо в юбках с кофтами, сшитыми из одной ткани (в парочках). Непременным дополнением к одежде наровчаток был передник, который можно было почаще менять, в то время, как основная одежда оставалась долго чистой.

С конца XIX века городская одежда шилась уже из покупных тканей, лент, кружев. Горожанкам старались подражать и жители окрестных сёл, используя готовые аксессуары, купленные на базаре или на улицах города.

На рубеже ХIХ-ХХ веков в женском костюме важное место заняли фабричные платки. По разному завязанные, разного цвета и оттенков, они отражали религиозное, имущественное, возрастное и семейное положение женщины.

Православные, повязывали платок, делая узел либо под подбородком, либо сзади, когда хотелось продемонстрировать украшения. Старообрядки же закалывали платки спереди на булавку.

В зимние холода поверх небольших платков накидывали клетчатые или многоузорные шерстяные шали большого размера; иногда оборачивали концы вокруг шеи. Вошли в употребление платки и шарфы, связанные на спицах из козьего и кроличьего пуха. Тончайшее пуховое кружево пензенских искусниц славилось по всей России, составляя конкуренцию оренбургским пуховым платкам.

Наровчатцы – мужчины были более консервативными. В будни носили рубахи на выпуск с портами, пиджаки, на голове - картуз, на ногах сапоги. Их одежда соответствовала своей профессии. Пчеловоды старались носить белую одежду, кузнецы имели кожаный фартук, коновалы – пояс с медными украшениями и сумку с металлическими бляшками, мельники – белый фартук, у чиновников была соответствующая форма. Смена профессии и социального статуса влекла за собой и смену одежды.

По национальному признаку городская одежда мало чем отличалась. Так как Наровчат населяли, в основном, великороссы, а к ним причислялись со сменой статуса и представители малых народов. При этом, например, говорили: «великоросс из мордвы – нации, обладающей крепкой цельной натурой»[1]

А вот те, кто был ближе к земле, крестьяне, долго ещё соблюдали свои национальные традиции, и по праздникам вынимая из семейных сундуков народные наряды, сшитые тёплыми любящими руками своих русских и мордовских бабушек, удивляли всю округу.



*
[1] Из воспоминаний Д.В. Вярьвильского – последнего городского головы г. Пензы


Далее:http://proza.ru/2025/01/04/897



      


Рецензии