Мокша
В 19 – начале 20 века обширная часть мордвы входила в состав Пензенской губернии. А с 1934 года, при территориальном выделении мордовской административной единицы в составе Российской Федерации, Наровчат оказался приграничным с Мордовской Республикой русским городом (с 1926 года - селом).
Как известно, мордва - это народ, состоящий из двух субэтносов: мокшане и эрзя. Наровчатский уезд исторически населяли мокшане. Сейчас на территории Наровчатского района осталось одно мокшанское село Печуры, хотя и в самом Наровчате не мало людей, которые относят себя к мордовской нации.
Столетиями русские и мордва жили в этих краях бок о бок, строя, порой, одно село с двумя концами: мордовским и русским. Соревновались друг с другом, а порой обменивались идеями бытовых поделок, народной кухни, сказаниями, элементами одежды. Таким образом, к 20-му столетию, совершенно не похожие раньше наряды мокшанок и русских обрели много общего. Способствовало этому и политика массового крещения мордвы, и появление на рынке большого количества фабричных тканей и платков.
Так в ряде сёл северной части Пензенских окраин получил распространение комплекс с верхним платьем и передником-грудкой или передник с рукавами. Тогда же в моду вошёл приталенный жакет из тёмного сатина, кубовой ткани, с рукавами, со сборами у поясницы, называемый по русски курточкой, украшаемой разноцветными бейками. По количеству полосок, нашитых на одежду, местные мокшанки определяли, из какого села наряд.
Сейчас традиционная народная одежда, которую надевает мордва - мокша на народные праздники, на ярмарки и концерты - это разноцветные, пёстрые не очень длинные наряды из фабричного ситца с мелким узором, которые дополнены множеством украшений из бисера, мелких серебряных монет, жетонов. Голову мокшанки искусно обматывают платком, а на ногах носят сапоги.
Но так они одевались не всегда, и современные мокшанские костюмы можно назвать лишь интерпретацией костюмов, сохраняемых до начала 20 века.
Раньше, праздничные наряды мокшанских женщин были очень сложными по своей конструкции. Многодетальные, с множеством длинных и коротких подвесок из бубенчиков, мелких монет, жетонов, раковин каури, мягкий перезвон которых сливался с движением женщины, выдавая её мечту о благополучной, зажиточной жизни.
Зрительно костюм должен был непременно подчёркивать женственность, готовность молодой мокшанки к детородству. Поэтому, в её костюм обязательно входили парные набедренные полотенца «кеска руцят», которые закладывались у пояса складками, зрительно увеличивая пышность бёдер. Полотенца были украшены вытканным или вышитым красной нитью узором.
Своеобразием отличался поясной набор. На шнурок пояса с правой стороны подвешивалось украшение «гушаконе» - кусок черной шерстяной ткани, обрамленный с трех сторон черной длинной бахромой. Рядом спускалась почти до низа рубахи подвеска «тиньгарде» — пояс из оплетенных красной и зеленой шерстью шнуров с раковинами каури, жетонами и бубенцами, которая заканчивалась кистями, помпонами с розетками из лент. Слева под пояс подтыкали боковое полотенце из холста.
Обувью наиболее состоятельных семей были кожаные сапоги, собранные на голенище. Они отделывались красным сафьяном или матерчатой полоской, которая расшивалась разноцветным сутажом и блёстками.
Семьи победнее пользовались лаптями «карьть». Лапти во всех семьях плели из лыка, и это считалось удобной, дешёвой и легкодоступной обувью. Носили их почти до 60-х годов ХХ века с холщёвыми онучами и сверху с черными обмотками из сукна, напоминающими сапоги.
В ХХ веке в праздничной и свадебной одежде мокшанок Наровчатского уезда широкое распространение получила бисерная перелина, почти доходящая до пояса. Её одевали на белую рубаху и дополняли многочисленными шейными украшениями, ожерельями из стекляруса, цепочек, жетонов, бубенцов, монет, некоторые из которых нашивались на ткань. Завершал комплект аналог татарских перевязей – украшение из пары чрезплечных деталей, сплетенных в длинные замкнутые цепи, которые крест-накрест спускались от плеч к бёдрам.
Отдельно надо описать традиционные головные уборы мокшанок, которые до получения статуса «крещённой мордвы» были в особом почёте и передавались со всеми секретами из поколения в поколение.
На севере Наровчатского уезда бытовал высокий убор – «панга», вид которого отличался особой монументальностью.
Его шили из холста, шириной 30 см., вставляя деревянный каркас- дощечку в 15 см.высотой. К высокому гребню панги с боков подшивались широкие крылья – завязки. Место их соединения на затылке закрывалось декоративной кистью из раковин каури, бисера и жетонов. Головной убор покрывался кумачом или кашемиром. По верху пришивались розетки из шелковых лент. Налобник обшивали золотым шитьём.
Наряду с высоким головным убором имела распространение и панга с небольшим прямоугольным мягким чепцом, верхнюю часть которого поддерживала дощечка.
Носили и сложный головной убор «сорока», похожий на архаичный русский, и состоящий из 6-7 элементов. Основой сороки служил золотой чепец из холста с короткой тыльной лопастью, которая покрывалась красной тканью. Мокшанскую сороку выделяла декоративная повязка с отделкой из лент, к которой спереди прикрепляли навершие «пакшт» (цветок). Многослойную конструкцию завершали декоративные наспинные ленты, кисти, наушные пушки.
Силуэты традиционных головных уборов и типы их съёмных элементов долго сохранялись и в более позднее время, когда их основа была заменена платком. В большинстве сёл маленькие декоративные кисточки пришивали к двум противоположным углам платка и, укладывая его на голове, выпускали кисточки около висков.
Налобные ленты и надеваемые под платок нижние косынки, придают традиционную декоративность головным уборам и сейчас.
Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального мокшанского костюма является неиссякаемым источником творческого вдохновения современных художников декоративно-прикладного искусства и модельеров. Остаётся только надеяться на удачное осуществление их планов.
*
В статье использованы описания и фотографии традиционных мокшанских праздничных нарядов из собраний русских и мордовских музеев по книге Федеральной программы «Культура России» «Народный костюм Пензенской губернии конца XIX – начала XX века», 2005 г.
Далее: http://proza.ru/2025/01/04/922
Свидетельство о публикации №225010400908