Пояс мой, пояс, покажи жениха да поезд
«самотканые обережные пояса с древнерусским орнаментом: мужские и женские. Вам для кого?
Мужские - поуже, женские - пошире, отличаются орнаментом, цветовой гаммой.
Синий цвет символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину. Красный - цвет энергии, огня и солнца, символ жизни и любви. В старорусском языке "красный" синоним слов "красивый", "здоровый", "дарующий жизнь". Помните, красная девица, красно солнышко, весна красна?
Могу подобрать Вам и нужный орнамент. Раньше, ритмично повторяющиеся геометрические знаки на орнаменте одежды служили, своего рода, алфавитом, с помощью которого строились целые повествования и заклинания. Поэтому, чтобы пояса лучше оберегали, на них при плетении наносили повторяющиеся коловраты, громовики, огнивцы, кресты...
Вот, например, мужской пояс с алатырями, для предания мудрости и как оберег в далёкий и опасный путь.
А это женский поясок с чередованием Макоши и Орепея.
Макошь - Богиня счастливого Жребия и Судьбы. Вместе с дочерьми Долей и Недолей плетёт для каждого Нити Судьбы на веретене. К тому, кто достойно вершит свою земную жизнь, Макошь посылает свою дочь Долю - богиню счастливой судьбы. Недоля же посещает лентяек и эгоисток. Макошь - покровительница плодородия, урожая и рукоделия. Элемент орнамента раскрывает в этой Богине ещё одно важное качество: она хозяйка перекрёстка между мирами, управительница мира магии.
Орепей - знак Огнедевы, воплощающей в себе всю силу и жизненную энергию, которая крепко запечатана четырьмя замками и надежно хранит свою хозяйку от недоброжелателей. Этот символ "цепляет" счастье, удачу и благополучие.
С просьбами о благополучии и процветанию в мире Яви обращались раньше и к Матушке Сырой Земле. Ведь от Земли зависит и плодородие, и сила богатырская, и сама жизнь. Её символ – засеянное поле...»
Пояс - это не просто декоративный элемент в народной одежде. До ХХ века, традиционно, ни крестьянин, ни крестьянка распоясанными не ходили.
Более того, с надевания пояса жизнь начиналась. Тонкий, нательный поясок носили не снимая. Замыкаясь вокруг живота (жизни) человека, нательник охранял его от всякого зла: оберегал от сглаза, от пули, от смертельного недуга, от стихий и потусторонних сил. Бабы и девки надевали тельник под русский сарафан, мужики, да парни - под косоворотку, не расставались с ним даже в бане.
Не редко поясов на одежде было несколько. Всё зависело от назначения. Исподнюю рубаху подпоясывали тесьмой – наживотником, а вот верхнюю одежду – широким, нарядным кушаком. Для тайного хранения денег предназначался чересел, для хранения бумаг со словесами – словесный пояс. А ещё: столбунец, гулунец, плетешок, суконник…
Парни распоясывали рубаху только когда шли клад искать или цвет папоротника в Купальскую ночь. Девицы же гадали, кладя наживотник под подушку со словами: «Пояс мой, пояс, покажи жениха да поезд». А чтобы милый любил крепче жизни, девица плела ему пояс собственными руками, да ещё и приговаривала: «Как плетешок этот плетётся, так милый мой пусть за мной ведётся – не отстаёт, не потеряется: из следу в след, из шагу в шаг, из избы во двор, со двора в поле, с поля домой, и в порожний и в будний дён…».
Ну, а уже после свадебного пира, входя в комнату, молодой, как теперь полный хозяин над животом (жизнью) супруги, снимал с неё пояс и бросал на печь.
Развязывали кушак и нательник рожанице и всем присутствующим при родах. А новорожденному, первым делом, нательник вокруг живота завязывали…
*
Долго ещё я рассматривала красивые пояса и слушала рассказ народной мастерицы Юлии Мызниковой из известной в Пензе «Лавки странника» о необыкновенной мудрости наших предков, об их знаниях, умениях и забытых традициях, которые нам ещё только предстоит возродить и усвоить.
Без оберега, конечно, не ушла.
Свидетельство о публикации №225010400922