Был такой русский город...

История древнего Наровчата насчитывает три периода своего существования: мордовский, золотоордынский и русский.

После того, как Тимуром был разрушен до основания золотоордынский центр Мохши, эти, бывшие когда-то булгарские и мордовские земли, пустовали целый век.
Золотая орда (Улус Джучи) тогда распалась на враждующие между собой: Нагайскую орду, Касимовское царство, Сибирское, Крымское и Астраханское ханства. Земли же Поволжья перешли Московскому княжеству. И вот, когда земли, прилегающие к Рязанскому и Нижегородскому княжеству, вошли в состав русского государства, а Иван Грозный взял Казань, на пустующем месте в 1521 году начнётся строительство Наровчатского городища. Это будет казачья деревянная крепость на восточной окраине (украине) для защиты Московии от набегов кочевников Дикого поля.

При возведении оборонительной черты используется естественный рельеф местности: реки Большая и Малая Лапыжовка и Шелдаис.

Оборонительный острог имеет шесть дозорных башень из дубовых бревен и обнесён частоколом, валом и глубоким рвом, наполненным водой из реки Шелдаис.
Внутри города: церковь, воеводский дом, съезжая изба, палата для хранения государевых доходов, погреб с пороховым зельем и свинцом, дворы осадные.
Вокруг города - крепости солдатские и казацкие слободы: Старая Сотня, Панская, Дворцовая, Церковная, Бобыльская, Новая Пятина
К концу 19 века 5 слобод вошли в черту города, лишь Новая Пятина осталась в Уезде.

В 1631 году Наровчатское городище становится центром Темниковского казачьего присуда. После переноса пограничного острога и строительства Нижнего Ломова приписывается к Нижнеломоскому уезду. Крепость разбирается за ненадобностью.

С 1780 года «Наровчатское городище» переименовывается в город Наровчат - центр вновь образованного Наровчатского уезда. Преимущественное население – однодворцы (государственные крестьяне).

В конце XIX века через Наровчат планировалось провести железную дорогу. Однако, по настоятельному требованию И.А. Арапова, железнодорожную ветку провели через его имение «Воскресенская Лашма». Благодаря чему, в соседней Воскресенской Лашме расширяется завод, создаётся огромный сельскохозяйственный комплекс, строится город (сейчас Ковылкино республики Мордовия). Наровчат же, оставшись на периферии,в 1926 году получает статус русского села.

По данным губернского статистического комитета за 1868 год, после сельскохозяйственной реформы Александра II город населяло 2600 жителей обоих полов. Из них: дворян - 150 чел., духовенства- 124 чел., купцов -133 чел., мещан - 350 чел., государственных крестьян - 1664 чел, воинских чинов, состоящих на службе -179 чел.

Основными видами деятельности были: торговля (в т.ч. перепродажа хлеба), мелкое производство (пивзавод, маслобойня, салотопня), ремесленный промысел (11 заведений), военное дело (казарма для солдат). Из ремёсел были популярны кузнечное дело, пошив одежды и окраска крестьянского холста. Некоторые городские обыватели уходили на промысел в другие местности.
 
По неимению выгонной земли, жители Наровчата сельскими промыслами не занимались, но в тоже время, органы самоуправления хлопотали об отводе городу земельных угодий, взамен городских земель, занятых государственными крестьянами.

По своей архитектуре дореволюционный Наровчат почти ничем не отличался от остальных малых провинциальных городов. Две площади: Соборная и Базарная (торгово-ярмарочная) соединялись купеческо-деловой улицей Базарно - Пятницкой. Названия городских улиц: Спасская, Поповская, Ломовская, Керенская, Вярьвель, Выселки, Нижне-набережная и улицы с названиям казачьих слобод без дополнительных подсказок повествовали об истории города.

Строения в городе были, главным образом, частные, и в 1868 году их насчитывалось 526, причём 255 из них принадлежали гос. крестьянам. Наровчату же принадлежала Ратуша и больница, которые содержались за счёт городского бюджета.

В то время, как Наровчат преимущественно состоял из традиционных бревенчатых домов с резным оформлением крылец, окон и фронтонов, его центр строился из кирпича, декор которого старался не уступать деревянному узорочью.

Из-за деревянных хозяйственных построек, которые на усадебных участках слишком близко располагались друг к другу, город не редко горел. В одном из своих рассказов, А. Куприн даже вспоминает бытовавшую в народе прибаутку: «Наровчат – одни колышки торчат». Поэтому, амбары стали строить из кирпича, а бревенчатые дома поднимать на высокий кирпичный цоколь. Помогал наровчатцам бесплатными стройматериалами после пожаров генерал-благотворитель И. А. Арапов.

На Базарно – Пятницкой улице сомасштабные одно - двух этажные здания были соединены кирпичными арочными сводами ворот. Купеческие дома выходили фасадом на улицу, где и открывали двери своих магазинов, трактиров и гостиниц для посетителей. Скрытыми от глаз горожан и гостей города оставалась хозяйственная часть усадеб, находившаяся за домом. Именно здесь, размещались огороды, сады, птичники, амбары, сараи, - всё, что составляло быт наровчатца и членов его, как правило, многодетной семьи. Жилая часть зданий находилась на верхних этажах или выходила окнами в сад.

В центре Соборной площади возвышались три храма. Красивейший пятиглавый Покровский Спасский собор с колокольней был построен ещё в конце XVIII века. В этом соборе начинал петь знаменитый в будущем композитор духовной музыки и хормейстер А.А. Архангельский; здесь крестили знаменитых в будущем писателя Александра Куприна и учёного – археографа, собирателя древнерусских летописей В.И. Малышева. Собор, вместе с другой каменной церковью Живоначальной Троицы, которая не уступала ему по своей масштабности, и уютной деревянной приходской церковью Покрова Богородицы, создавали великолепный храмовый ансамбль, являясь архитектурной доминантой города.

Площадь окаймляли кирпичные здания первой половины XIX века - памятники архитектуры эпохи классицизма: корпус присутственных мест ( бывшая городская ратуша), тюремный замок и усадебный дом дворян Араповых, переданный городу под больницу.

Кирпичные строения должны были стать окружением и Базарной площади. Накануне революционных событий, площадь украшали красивые трёхэтажные дома с гостиничными номерами, трактирами, игровыми комнатами для карт и бильярда. Оставалось купцам заменить лишь несколько деревянных домов для архитектурного завершения задуманной городской планировки, как пришли новые хозяева.

Торгово - хозяйственный центр города постепенно превратился в административно-политический. На месте деревянных домов были построены безликие здания общественного назначения, которые явно диссонировали с дореволюционными кирпичными постройками.

Сейчас почти все кирпичные усадебные здания стоят зашитыми в пластиковый сайдинг. Утрачено великолепие Соборной площади. Бывший дом на усадьбе Арапова давно потерял свою архитектурно-художественную ценность, Покровский собор с колокольней стоит без храмовой пятиглавой части, а от церкви Живоначальной Троицы осталось лишь часть остова.

Очень чистый и зелёный Наровчат, с его четырьмя тысячами жителями, сейчас живёт тихой жизнью, как и прежде, преимущественно в частных домах, окружённых огородами и хозпостройками. Жизнерадостные дети катаются на велосипедах по ровным улицам Ленина, Карла Маркса, Советской, Красноармейской. На селе - большая школа со спортивными площадками, памятник Победы и алея Славы, музеи, Сбербанк, два «Магнита» и «Пятёрочка»…это уже всё другое.

Однако, важно понимать, что вместе с домами словно уходит душа РОДного городка, а вместе со старыми названиями улиц – его подлинная история.


Далее Городской сад:http://proza.ru/2023/06/24/1311


Рецензии