Севастопольские пушки в Австралии
Здесь, в центре Городского парка, неподалёку от мемориальной беседки, возведённой благодарными горожанами к юбилею королевы Виктории в 1887 году, на каменной площадке в центре тщательно постриженного газона стоит старинная пушка. Поддерживаемый высоким кованым лафетом ствол орудия войны отсвечивает не потускневшим за века металлом и притягивает взгляд. Подойдя к каменному постаменту мемориала, мы видим табличку, расположенную слева от пушечного лафета. Отлитые в бронзе буквы латинского алфавита складываются в слова, рассказывающие историю уникального орудия, случайно увиденного нами в тенистой парковой аллее. Надпись гласит: «Эта 36-фунтовая русская пушка является военным трофеем, захваченным в Севастополе в ходе Крымской войны 1854-56 гг. Передана Правительством страны в дар городу Лонсестон в знак признания заслуг горожан за их щедрые пожертвования в Патриотический фонд. Пушка была отлита на Александровском заводе в 1840 году. Диаметр орудия 7 1/4 дюйма. Доска установлена Артиллерийским историческим фондом Тасмании в честь 130-летия со дня образования Добровольческой артиллерии города Лонсестон (1860-1990) ». (Перевод автора) *
Итак, перед нами подлинное артиллерийское орудие времён обороны Севастополя. Так как же русская пушка оказалось в другом полушарии, вдали от черноморских берегов? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам придётся вспомнить историю Крымской войны, перенесясь в середину XIX века. В то время, как и в наши дни, страны Европы боролись за мировое господство. В этой борьбе преуспевали Великобритания и Франция, вытеснившие Россию с ближневосточных рынков и подчинившие своему влиянию Турцию. Российская империя в те годы проводила активную политику, направленную на освобождение православных славянских народов из-под власти Турции. Чтобы ослабить Россию, Великобритания и Франция подталкивали Османскую империю к конфликту с Россией, обещая ей военную поддержку.
Могущественные державы применяли старый добрый приём по поддержанию слабого противника в битве с сильным для того, чтобы ослабить обоих. Возможность развязать войну предоставилась, когда возник спор между католическим и православным духовенством об обладании христианскими святынями в Святой Земле (Иерусалиме), находившейся во владениях Турции. Провокацией, послужившей причиной для открытия военных действий, стала передача ключей от Вифлеемского храма Рождества Христова в руки католиков. Этот символический акт был воспринят в России как унижение Русской Православной Церкви и оскорбление Императора, бывшего её Главой . В октябре 1853 года дипломатические отношения между Российской империей и Турцией были разорваны и начались боевые действия.
За полгода военных действий русские войска одержали ряд побед на Кавказе, Черноморский флот практически полностью уничтожил флот турок в битве при Синопе. Следуя плану поддержания слабого противника, Великобритания и Франция в марте 1854 года объявляют России войну. В сентябре 1854 года войска союзных Турции держав высадились в Крыму, нанесли ряд поражений российской армии и начали осаду Севастополя, главного форпоста Черноморского флота.
Севастополь был хорошо укреплён и практически неприступен с моря, но уязвим с суши. Кроме того, русские парусники не имели ни малейшего шанса одержать победу в сражении с паровыми кораблями союзного флота противника. Было принято решение затопить старые суда, перекрыв вход в бухту. В августе 1854 года было затоплено пять старых линейных кораблей и два фрегата. На берег перевезли несколько тысяч пушек, а моряки встали в строй вместе с солдатами. Вокруг города были возведены восемь бастионов и ряд укрепительных сооружений. Интенсивная орудийная перестрелка шла с двух сторон. Перелом в ходе военных действий произошёл после того, как осаждавшие Севастополь союзные войска получили более совершенные дальнобойные орудия из Англии и Франции. Расстреливая русскую орудийную прислугу, они сами оставались практически недосягаемы для ответных залпов, поскольку русские пушки имели меньшую дальность и мощность. Весь трагизм сложившейся ситуации изнутри с глубоким психологизмом описывает Лев Николаевич Толстой в своих «Севастопольских рассказах», документируя в литературной форме разворачивающиеся события.
Осада Севастополя продлилась одиннадцать месяцев и закончилась 8 сентября 1855 года, когда франко-английским войскам удалось захватить последнюю точку обороны города – Малахов курган. Это поражение стало прологом к завершению войны. После того как русская армия оставила сильно пострадавший в ходе ожесточённых боёв город, военные действия фактически прекратились. Вошедшие в город союзные войска обнаружили на бастионах Южной стороны Севастополя целый арсенал – от трёх до четырёх тысяч орудий, но здесь данные из источников разнятся.
Трофеи имели такое значение для британцев и французов, что 10 июля 1855 года в Париже представителями двух правительств был подписан договор. Договор зафиксировал согласованное распределение трофеев как завершение Крымской войны. Правительства Османской империи и Королевства Сардинии, бывшие союзниками Британии и Франции, согласились с условиями договора в Лондоне 15 ноября 1855 года. Последнюю точку в трагической истории Крымской войны поставил Парижский мирный договор, подписанный 18 (30) марта 1856 года на заключительном заседании конгресса держав представителями России, с одной стороны, и Франции, Великобритании, Турции, Сардинии, а также участвовавших в переговорах Австрии и Пруссии – с другой. Этот договор определил расстановку сил на Чёрном море и в Европе на последующие пятнадцать лет, которые Россия использовала для проведения реформ, направленных на преодоление её военной и экономической отсталости.
Но вернёмся к договору 1855 года, распределившему военные трофеи между Британией и Францией. Если русские пушки, взятые на бастионах, были на 1856 год уже устаревшими относительно артсистем союзников, то почему же они представляли для них такую ценность? По большей части из-за символического значения. Французы, забравшие одну четвертую часть трофейного арсенала, заявили, что русские пушки им нужны в количестве, оставленном армией Наполеона в России в ходе войны 1812 года, для создания Севастопольского бульвара в Париже. Англичане, завладевшие большей частью пушек, задались целью не дать русским вновь воспользоваться орудиями ни в каком виде, пусть даже и используя их для переплавки. По окончании Крымской кампании в Великобританию было вывезено 1165 русских орудий, включая 324 чугунные пушки-корронады.
Трофейные пушки были перевезены в арсенал Вулвича, где в феврале 1856 года их осмотрела королева Виктория. Осмотр показал, что вся артиллерия фактически не имела практической ценности. Решено было оставить по одному экземпляру специфических артсистем, а остальные пустить в переплавку, но вскоре от этого плана отказались. Часть пушек была разослана по городам Англии и Ирландии как символ победы, а медные пушки распределены по главным военно-морским базам. Ещё двадцать восемь пушек были использованы для создания Мемориала памяти Крымской войны, недалеко от Пикадилли. Часть бронзовых пушек переплавили на колокола для заложенной королевой Викторией новой церкви в городе Дорсет. Около трехсот русских орудий было отправлено в британские колонии - Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
Трофеи были распределены между австралийскими колониями в соответствии с их вкладом в Патриотический фонд. Королевский Патриотический фонд (Royal Patriotic Fund) был создан в 1854 году. Королева Виктория, обеспокоенная благополучием вдов и сирот британских военнослужащих, погибших в Крымской войне, обратилась к общественным организациям за поддержкой. В те годы государство не брало на себя ответственности за иждивенцев своих солдат и моряков, сложивших головы в военном конфликте. По указу королевы Патриотический фонд должен был управляться Королевской комиссией, первым президентом которой стал принц-консорт Альберт.
Призыв королевы получил широкий отклик в сердцах её подданных. Комиссары Патриотического фонда не только смогли выделять гранты на нужды потерявших кормильцев семей и размещать сирот в действующих школах на территории Великобритании, но также получили возможность основать две собственные новые школы, по одной для мальчиков и девочек. Тем не менее вскоре к деятельности фонда возникли претензии из-за неправомерного перераспределения средств на военные нужды, в результате которых большая часть ресурсов шла не на поддержание иждивенцев погибших воинов, а на финансирование военных действий.
В годы Крымской войны Австралия испытывала довольно серьёзные экономические трудности. Будучи колонией, она постоянно отправляла денежные пожертвования в расположенный в Лондоне Королевский Патриотический фонд. Англичане, играя на чувствах простых людей, по сути дела заставляли их финансировать войну против далёкой Российской империи. Когда война закончилась, Великобритания отблагодарила австралийцев восемью пушками из Севастополя в обмен на десятки тысяч фунтов стерлингов. За годы Крымской войны австралийские колонии (в наши дни являющиеся штатами Содружества Австралии) пожертвовали следующие суммы в Патриотический фонд (в британских фунтах):
Новый Южный Уэльс (New South Wales) - 64 916;
Южная Австралия (South Australia) - 6 297;
Тасмания (Tasmania) - 28 375;
Виктория (Victoria) - 47 711;
Западная Австралия (Western Australia) – 818.
В знак признания вклада колоний в победу британского оружия все они, за исключением маленькой Западной Австралии, были награждены парой русских трофейных орудий. Две севастопольские пушки, прибывшие в штат Виктория, были установлены в Ботаническом саду Мельбурна в декабре 1858 года, где и оставались до апреля 1867 года. После чего орудия были перемещены в казармы штата Виктория (Victoria Barracks) на Сент-Килда-Роуд (St Kilda Road).
Русские пушки, доставленные в Аделаиду в феврале 1859 года, тоже были выставлены в Ботаническом саду. В 1867 году залпы из севастопольских пушек оповестили жителей колонии о прибытии герцога Эдинбургского. Некоторое время спустя пушки убрали из сада и передали военным властям, которые установили их перед арсеналом на Северной террасе (North Terrace). Одно из орудий ежедневно стреляло в полдень, подавая сигнал времени, словно башенные часы. В середине тридцатых годов XX века пушки переместили на их нынешнее место на плацу Торренс (Torrens Parade Ground).
В Новом Южном Уэльсе было решено разместить трофейные пушки по обе стороны от статуи губернатора Борка (Governor Bourke's statue) на Домене (Domain) неподалеку от прежнего въезда на Бент-стрит (Bent Street). В 1988 году орудия были перенесены в Centennial Park, открытый в ознаменование столетия европейского поселения в Австралии. Пушки установили на возвышении, расположив по обе стороны статуи «Мы победили».
На трофейных русских пушках, расположенных в разных штатах Австралии, видны клеймо и гравировка императорского Александровского завода, на котором их отлили в 1830 году. Считается, что именно эти пушки были сняты с кораблей, затопленных в Севастопольской бухте, и использованы при обороне города. Орудия, подаренные Великобританией Тасмании, отличаются от севастопольских пушек в других уголках страны-континента. На казённой части пушек указан их класс – корронада. Корронадами назывались мощные скорострельные пушки, ранее успешно используемые на британском флоте. Этот тип вооружения начал выпускаться на Александровском пушечном заводе в конце XYIII века, когда его директором стал знаменитый шотландский металлург Чарльз Гаскойн. Корронада могла вести разрушительный огонь по деревянным корпусам военных кораблей того времени с относительно небольшого расстояния. Одна из этих уникальных пушек находится у ворот казарм Англси (Anglesea Barracks) в Хобарте. Другая, как мы с вами уже знаем, установлена в Городском парке второго по величине города Тасмании – Лонсестона.
Накануне Февральской революции Российская империя попыталась вернуть севастопольские пушки на родину. Из архивных документов известно, что в январе 1917 года премьер-министр Австралии Вильям Хьюз обратился к генерал-губернатору Рональду Монро Фергюсону, представителю королевства в Австралии, с просьбой передать государственному секретарю колоний Великобритании важное сообщение: «Нам сообщили, что Россия с благодарностью восприняла бы возвращение орудий, захваченных во время Крымской войны и ныне находящихся во владении правительств Содружества (Австралии) или его штатов. Мы полагаем, что такой шаг будет воспринят как видимый знак союзнических чувств по отношению к России, которые правительство России и её народ оценивают очень высоко. Буду рад узнать, нет ли каких-либо возражений по этому поводу».
Государственный секретарь не возражал, но указал, что из-за нехватки тоннажа судов возвращение орудий может оказаться весьма затруднительным. На что Вильям Хьюз ответил, что планирует погрузить трофейные пушки на японские судовые корабли и отправить во Владивосток. К сожалению, этому акту доброй воли не суждено было состояться: в России произошли две революции, следствием которых стал распад империи и разрыв дипломатических отношений с Австралией.
В июне 2021 года атаман австралийского отдела Союза казаков-воинов России и зарубежья Семен Бойков сделал новую попытку вернуть севастопольские пушки домой, основываясь на содержании рассекреченной дипломатической переписки между Вильямом Хьюзом и Роналдом Монро Фергюсоном, хранящейся в Государственном архиве Канберры. Накануне Дня России казаками Австралии была отправлена петиция в Федеральный парламент Австралии. 26 июня того же года Семён Бойков дал интервью российскому информационному агентству ТАСС в Сиднее, в ходе которого сказал следующее: «Сегодня мы просим нынешнего премьер-министра Австралии Скотта Моррисона выполнить решение премьера Хьюза, которое имеет юридическую силу и по сей день, и вернуть пушки в Российскую Федерацию. Накануне Дня России в этом году мы обратились к Федеральному парламенту Австралии с петицией и надеемся, что эта столетняя история все-таки получит благоприятное разрешение - русские корабельные пушки, бывшие много лет символом войн и сражений, станут знаком мира и взаимопонимания».
Обращение Семёна Бойкова к Федеральному правительству Австралии последствий не имело. Идут годы, сменяются имена министров, а отлитые из чугуна на Александровском заводе севастопольские пушки продолжают успешно противостоять разрушительному действию времени и по-прежнему ждут возвращения в черноморскую гавань.
______________________________________
*«This 36-pounder gun was captured from the Russians in Sebastopol during the Crimea War 1854-56 and was presented to the town of Launceston be the Home Government, as a result of charitable efforts of the people of Launceston in raising funds for the Patriotic Fund. The gun was cast in the Emperor Alexander Factory in the year of 1840. Bore 7/4 inches.
Documented by the Artillery Historical Trust of Tasmania to commemorate the 130-th Anniversary of the Launceston Volunteer Artillery 1860-1990. »
Благодарю Владимира Врубеля за напоминание о севастопольских пушках в Австралии.
На иллюстрации трофейная севастопольская пушка-корронада в Городском парке Лонсестона, фотография автора.
Свидетельство о публикации №225010400939
Александр Шевчук2 30.01.2025 10:08 Заявить о нарушении
Я скоро опубликую новеллу, на которую меня вдохновила севастопольская пушка на острове Тасмания. Надеюсь, что она Вас тоже заинтересует.
С теплом
Наталия
Наталия Николаевна Самохина 30.01.2025 11:41 Заявить о нарушении
Александр Шевчук2 30.01.2025 13:11 Заявить о нарушении
Я опубликовала новеллу, над которой работала больше месяца http://proza.ru/2025/02/08/942
Это своеобразное продолжение "Севастопольсих пушек в Австралии".
С теплом
Наталия
Наталия Николаевна Самохина 08.02.2025 14:22 Заявить о нарушении