Путем Беккета

Поскольку я видел и высоко оценил фильм Семена Серзина «Человек из Подольска», то, когда мне попалась книга пьес Дмитрия Данилова с тем же названием , я ее купил и прочитал. Фарс «Человек из Подольска» оказался гораздо совершеннее сценария фильма, на нем основанного; это произведение, а также пьеса «Сережа очень тупой» являются шедеврами театра абсурда, непревзойденными в нашей современной литературе. Эта дилогия обобщенно  трактует проблемы  взаимоотношений индивида - как с  государством - «Человек из Подольска» (2016), так и со «сферой услуг» - «Сережа очень тупой» (2017).
Далее Данилова заинтересовали вопросы межличностных отношений и проблема отчуждения индивида, которые нашли отражение в пьесах «Свидетельские показания» (2018), «Что вы делали вчера вечером?» (2019) и «Выбрать троих» (2020).
Написав последнюю пьесу, Данилов приступил к философскому роману, трактующему проблемы жизни и смерти - «Саша, привет!»,  после опубликования которого в 2021 году, на литературном небосводе он стал звездой первой величины.
Интересно, что похожим образом складывалась литературная судьба Сэмюэла Беккета. После грандиозного успеха, выпавшего на долю его абсурдистской пьесы «В ожидании Годо» (1948), Беккет написал философскую трилогию «Моллой», «Мэлон умирает»,- «Безымянный» (1951 – 1953), разом охватившую проблемы отчуждения, жизни и смерти. С ее выходом Беккет стал классиком мировой литературы.
Можно ли на основании этого сделать вывод, что театр абсурда ведет  к философской прозе?
- Нет, не обязательно.
В случае Эжена Ионеско это не подтверждается.
                Август 2024 г.


Рецензии