Особые экономические зоны РФ

Что такое особая экономическая зона?

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это регион государства, на котором действуют особый юридический статус и льготные условия для ведения предпринимательской деятельности как для российских вкладчиков, так и для иностранных инвесторов.

Типы особых экономических зон
На территории Российской Федерации принята такая классификация особых экономических зон:

технико-внедренческие;
промышленно-производственные;
портовые;
туристско-рекреационные.

Закон об особых экономических зонах РФ
Создание, существование и регулирование деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Закон об особых экономических зонах в Российской Федерации
Состоит из 10 глав, которые вмещают в себя 41 статью о создании особых экономических зон, ведении деятельности и других правил, связанных с ОЭЗ.

Срок действия ОЭЗ
Согласно законодательству Российской Федерации и Федеральным Законом “Об экономических зонах”, особая экономическая зона создается на срок 49 лет. Продлению срок существования ОЭЗ не подлежит.

Срок существования особой экономической зоны может быть сокращен и ОЭЗ может быть ликвидирована, если государство признает эту ОЭЗ нерентабельной.

Цели создания особых экономических зон
Особые экономические зоны создаются с целью развития приоритетных для государства отраслей экономики.

Как показывает мировая практика, прибыль от особых экономических зон, в случае их правильной организации и ведения, может составлять до 10% от прибыли страны в год.

Проблемы большинства особых экономических зон
В особых экономических зонах любого типа есть как свои перспективы и возможности, так и трудности, с которыми может столкнуться резидент ОЭЗ.

К трудностям и проблемам можно отнести следующие факторы:

Медленное развитие транспортной инфраструктуры. Привлечение инвесторов напрямую зависит от транспортной доступности ОЭЗ.
Недостаток квалифицированных специалистов. Это касается как сферы обслуживания, так и специалистов, которые имеют знания в сфере экологии и социально-экономических проблем ОЭЗ.
Недостаточное финансирования. Мировые кризисы сказываются и на финансировании особых экономических зон, что замедляет их развитие.
Для того, чтобы решить часть этих проблем, особые экономические зоны функционирую по принципу сотрудничества государства и бизнеса. При совместной работе и инвестированию в ОЭЗ можно улучшить ее инфраструктуру и другие отрасли, которые важны для развития ОЭЗ. Этот фактор, безусловно, влияет на рентабельность ОЭЗ, а именно - значительно повышает ее уровень.

Проблема с квалифицированными кадрами? Решение - программа релокации
Как было описано выше, одна из проблем особых экономических зон - это недостаток квалифицированных кадров. Эта проблема затрагивает все особые экономические зоны и влияет на их развитие.

Для привлечения высококвалифицированных сотрудников из других экономических зон, или из других федеральных регионов, государство Российской Федерации разработало и внедрило программу релокации для опытных кадров.

В данной статье описаны условия программы релокации, которые действуют на территории особой экономической зоны в Калининградской области.

Программа релокации в Калининградской области - это программа, позволяющая предприятиям получать бюджетную поддержку для привлечения высококвалифицированных специалистов из других регионов.

В течение трех лет планируется выделить 90 млн рублей. Это привлечет в регион более 170 сотрудников.

Какие расходы может компенсировать работодатель?

Общая сумма компенсации на одного работника достигает 522 тысяч рублей.

225 тысяч рублей на возмещение:

расходов на транспортировку работника и членов его семьи на место работы;
расходов, связанных с транспортировкой личного имущества работника;
расходов на профессиональную подготовку сотрудника (повышение квалификации);
расходов на жилье работника (приобретение холодильника, стиральной машины, плиты и другой техники, необходимой для жизни);
консульского сбора при оформлении шенгенской визы для работника и членов его семьи;
затрат на аренду помещения
297 тысяч рублей на возмещение:

расходов, связанные с приобретением жилья работником, включая ипотечный кредит.
Предприятия каких секторов экономики могут рассчитывать на эту программу?

инжиниринговая отрасль;
информационные технологии;
производство лекарств и медицинских изделий;
судостроение;
автопром;
электронная отрасль;
сельское хозяйство.
Преимущества особой экономической зоны в Калининградской области
Удобное географическое положение
Калининградская область расположена на побережье Балтийского моря. Регион соседствует с Литвой и Польшей.

Территория области лежит на перекрестке основных европейских торговых путей, в непосредственной близости от европейских столиц. Этот факт нельзя не отметить, потому что именно торговые пути и инфраструктура - одна из основ развития особой экономической зоны.

Кадровый потенциал
Рынок труда в особой экономической зоне в Калининградской области может гордиться своими специалистами в разных отраслях: в сфере автомобильной промышленности, микроэлектроники, фармацевтики, судостроения, рыболовства, сельского хозяйства, сферы услуг и других специализаций.

Транспортная инфраструктура
Российский и Европейский формат ЖД колеи, транспортные и пассажирские перевозки;
Единственный Российский незамерзающий порт на Балтике;
Две трансъевропейские магистрали;
8 пропускных автомобильных пункта;
Аэропорт: 5 свобода воздуха.
Промышленные площадки
Для размещения производства на территории Калининградской области предлагаются земельные участки в индустриальных парках, оснащенных всей необходимой инфраструктурой.

Индустриальные парки:

индустриальный парк “Храброво”,
индустриальный парк “Черняховск”,
частные промышленные объекты.
Особая экономическая зона в Калининградской области - перспективная ОЭЗ, которая развивается и предлагает инвесторам очень выгодные условия для вкладывания средств в отрасли этой ОЭЗ.

Вывод: создание, ведение и управление особыми экономическими зонами регулирует Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". В нем описаны цели создания ОЭЗ, их типы, требования к резидентам особых экономических зон и процедура регистрации в Единый реестр особых экономических зон. Все правовые вопросы, которые касаются особых экономических зон прописаны в Федеральном законе и регулируются правительство Российской Федерации.


Рецензии