Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ

"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

Действующий
Текст

    

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


Об особых экономических зонах в Российской Федерации

(с изменениями на 23 ноября 2024 года)

Информация об изменяющих документах

Принят
 Государственной Думой
8 июля 2005 года
Одобрен
 Советом Федерации
13 июля 2005 года


Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование отношений в сфере особых экономических зон в Российской Федерации
1. Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года с учетом изменений, внесенных в него Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и иными актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)


2. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.


3. Отношения в сфере особых экономических зон могут также регулироваться указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

(Статья в редакции, введенной в действие с 7 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)




Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ . - См. предыдущую редакцию)

1) особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны;


2) управляющая компания - хозяйственное общество, которое заключило с Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований соглашение о создании особой экономической зоны и об управлении особой экономической зоной и которое соответствует следующим требованиям:

а) на момент заключения указанного соглашения:

хозяйственное общество не должно иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

хозяйственное общество не должно иметь просроченной задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

хозяйственное общество не должно находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) или ликвидации, также в отношении его не должна быть введена процедура банкротства;

в отношении хозяйственного общества уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти самостоятельно или по предложению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации принято решение о привлечении хозяйственного общества к управлению особой экономической зоной. Порядок и критерии, в соответствии с которыми принимается такое решение, устанавливаются указанным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

б) в течение срока действия указанного соглашения:

хозяйственное общество должно являться юридическим лицом, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации и отвечает следующим признакам:

в распоряжении иностранного инвестора находится не более двадцати пяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества;

иностранный инвестор не имеет возможности определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, в том числе определять условия осуществления хозяйственным обществом предпринимательской деятельности;

иностранный инвестор не наделен правом назначать единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального исполнительного органа либо избирать более пятидесяти процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления хозяйственного общества;

хозяйственное общество не должно находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) или ликвидации, также в отношении его не должна быть введена процедура банкротства;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ . - См. предыдущую редакцию)


3) кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией;


4) объекты инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны - здания, сооружения и иные объекты, созданные и (или) реконструированные и (или) создаваемые и (или) реконструируемые на территории особой экономической зоны или на прилегающей к особой экономической зоне территории за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, в том числе средств управляющей компании, включенные в предусмотренный частью 9 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны и обеспечивающие функционирование особой экономической зоны. Объекты инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут располагаться за пределами территории особой экономической зоны и прилегающей к особой экономической зоне территории при условии технологической связанности таких объектов с объектами, созданными и (или) реконструированными и (или) создаваемыми и (или) реконструируемыми на территории особой экономической зоны и прилегающей к особой экономической зоне территории;

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ)    


5) прилегающая к особой экономической зоне территория - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов и имеющие общие границы с земельными участками, расположенными на территории особой экономической зоны (общей площадью не более чем сорок квадратных километров - в отношении промышленно-производственных особых экономических зон и туристско-рекреационных особых экономических зон, не более чем четыре квадратных километра - в отношении технико-внедренческих особых экономических зон и не более чем пятьдесят квадратных километров - в отношении портовых особых экономических зон);

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ)    


6) договор о совместном производстве продукции - договор, заключенный между юридическими лицами, либо между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, либо между индивидуальными предпринимателями, предусматривающий обязательства участников такого договора по отгрузке товаров собственного производства, сырья, материалов и комплектующих, которые используются участниками такого договора при производстве критических комплектующих изделий, необходимых для отраслей промышленности, перечень которых определен межведомственной комиссией по вопросам развития производства критических комплектующих, созданной по решению Правительства Российской Федерации (далее - инновационная продукция), а также выполнение собственными силами иных работ и услуг производственного характера, необходимых для обеспечения производства инновационной продукции участниками такого договора. Примерная форма договора о совместном производстве продукции и условия его заключения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Участники договора о совместном производстве продукции, получившие статус резидента особой экономической зоны, имеют право помещать товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ)    


7) конечная инновационная продукция участников договора о совместном производстве продукции (далее - конечная инновационная продукция) - промышленная продукция, производимая с использованием товаров, сырья, материалов и комплектующих, производимых участниками договора о совместном производстве продукции, в целях ее реализации на внутреннем и внешнем рынках.

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ)    
     (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 365-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    

2. В пункте 2 части 1 настоящей статьи понятие "иностранный инвестор" используется в значении, указанном в части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

(Часть дополнительно включена с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ)


         


Статья 3. Цели создания особых экономических зон
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 365-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)


Статья 4. Типы особых экономических зон
1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:


1) промышленно-производственные особые экономические зоны;


2) технико-внедренческие особые экономические зоны;


3) туристско-рекреационные особые экономические зоны (пункт дополнительно включен с 9 июля 2006 года Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 76-ФЗ);


4) портовые особые экономические зоны (пункт дополнительно включен с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ).


1_1. Для обеспечения указанных в статье 3 настоящего Федерального закона целей создания особых экономических зон особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 365-ФЗ)


2. Часть утратила силу с 1 сентября 2023 года - Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.


2_1. Часть дополнительно включена с 9 июля 2006 года Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 76-ФЗ; утратила силу с 1 сентября 2023 года - Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.


2_2. Часть дополнительно включена с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ; утратила силу с 1 сентября 2023 года - Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.


2_3. Часть дополнительно включена с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ; утратила силу с 1 сентября 2023 года - Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.


2_4. Часть дополнительно включена с 28 декабря 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2009 года N 340-ФЗ; утратила силу с 1 сентября 2023 года - Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.


3. Не допускается создание особой экономической зоны на территории инновационного научно-технологического центра, территории опережающего развития, в муниципальных образованиях, на территориях которых создан свободный порт Владивосток, либо в границах особо охраняемых природных территорий или их охранных зон.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2024 года Федеральным законом от 23 ноября 2024 года N 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)


4. В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда (часть в редакции, введенной в действие с 9 июля 2006 года Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 76-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).


5. Часть утратила силу с 1 сентября 2023 года - Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.


6. Часть утратила силу с 1 сентября 2023 года - Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.


Статья 5. Условия создания особых экономических зон
(Утратила силу с 1 сентября 2023 года - Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

         


Статья 5_1. Налогообложение резидентов особых экономических зон
(Статья дополнительно включена с 7 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ; утратила силу с 1 сентября 2023 года - Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

            


Глава 2. Создание и прекращение существования особых экономических зон
Статья 6. Создание, изменение площади и прекращение существования особых экономических зон
1. Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации и территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.


2. Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации на основании критериев создания особой экономической зоны, утвержденных Правительством Российской Федерации. Порядок создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны устанавливается Правительством Российской Федерации.


3. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований подают в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. В случае создания особой экономической зоны, для функционирования которой необходимы создание и (или) реконструкция объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования и (или) их подключение (присоединение) к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, к заявке на создание особой экономической зоны прилагается согласие в письменной форме владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В случае создания портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта к заявке на создание особой экономической зоны прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны, которое не может быть отозвано до заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.


5) о номере декларации (номерах деклараций) на товары, в соответствии с которой вывозимые товары были помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и номерах товаров в декларации (декларациях) на товары (сведения указываются, если вывозятся товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны);


6) о реквизитах документа бухгалтерского учета (наименование, дата, номер), согласно которому вывозимые товары отражены в бухгалтерском учете организации, являющейся резидентом особой экономической зоны (сведения указываются, если вывозятся товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны);


7) об операциях, совершение которых предусмотрено подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и которые являются составной частью производственного процесса и будут совершаться за пределами территории особой экономической зоны, а также о технологии их совершения;


8) о причинах, препятствующих совершению на территории особой экономической зоны операций, которые предусмотрены подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и будут совершаться за пределами территории особой экономической зоны;


9) о лице (лицах), непосредственно совершающем операции, предусмотренные подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении вывозимых товаров за пределами территории особой экономической зоны, с указанием:


а) для юридических лиц - наименования организации, содержащего указание на ее организационно-правовую форму (сокращенного наименования, если такое сокращенное наименование предусмотрено учредительным документом юридического лица), основного государственного регистрационного номера (ОГРН), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет в налоговом органе (КПП), присвоенных юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации, места нахождения юридического лица (с указанием адреса);


б) для физических лиц - фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства или места пребывания физического лица, идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) и сведений о документе, удостоверяющем личность физического лица;


10) о месте (местах) (с указанием адреса) совершения операций, предусмотренных подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;


11) о документах, на основании которых осуществляется передача вывозимых товаров лицу (лицам), которое будет непосредственно совершать операции, предусмотренные подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении вывозимых товаров;


12) о сроках совершения операций, предусмотренных подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, с учетом продолжительности производственного процесса и времени перевозки товаров от территории особой экономической зоны до места (мест) совершения таких операций и обратно;


13) о предлагаемых способах идентификации вывозимых товаров в получаемых товарах при их последующем ввозе на территорию особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны;


14) о нормах расхода вывозимых товаров на единицу получаемых товаров или нормах выхода получаемых товаров. Для целей настоящей статьи под нормой расхода вывозимых товаров понимается количество вывозимых товаров, которые будут использованы при совершении операций, предусмотренных подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, для изготовления (получения) единицы получаемых товаров. Для целей настоящей статьи под нормой выхода получаемых товаров понимается количество (процентное содержание) получаемых товаров, образовавшееся в результате совершения указанных операций.

(Часть дополнительно включена с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ)


4_8. К заявлению, подаваемому в соответствии с частью 4_6 настоящей статьи, прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения.

(Часть дополнительно включена с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ)


4_9. Таможенный орган рассматривает заявление и документы, подтверждающие указанные в части 4_7 настоящей статьи сведения, в течение десяти рабочих дней со дня их получения. Разрешение таможенного органа, предусмотренное частью 4_6 настоящей статьи, оформляется в форме электронного документа или на бумажном носителе, если указанное заявление было подано на бумажном носителе, и содержит сведения:


1) о лице, которому выдано разрешение таможенного органа, с указанием:


а) для юридических лиц - наименования организации, содержащего указание на ее организационно-правовую форму (сокращенного наименования, если такое сокращенное наименование предусмотрено учредительным документом юридического лица), основного государственного регистрационного номера (ОГРН), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет в налоговом органе (КПП), присвоенных юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации, места нахождения юридического лица (с указанием адреса);


б) для физических лиц - фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства или места пребывания физического лица, идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) и сведений о документе, удостоверяющем личность физического лица;


2) о лице (лицах), которое будет непосредственно совершать операции, предусмотренные подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении вывозимых товаров за пределами территории особой экономической зоны, с указанием:


а) для юридических лиц - наименования организации, содержащего указание на ее организационно-правовую форму (сокращенного наименования, если такое сокращенное наименование предусмотрено учредительным документом юридического лица), основного государственного регистрационного номера (ОГРН), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет в налоговом органе (КПП), присвоенных юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации, места нахождения юридического лица (с указанием адреса);


б) для физических лиц - фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства или места пребывания физического лица, идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) и сведений о документе, удостоверяющем личность физического лица;


3) о вывозимых товарах с указанием наименований, классификационных кодов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, количества в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;


4) о получаемых товарах с указанием наименований, классификационных кодов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, количества в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;


5) о номере декларации (номерах деклараций) на товары, в соответствии с которой вывозимые товары были помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и номерах товаров в декларации (декларациях) на товары (сведения указываются, если вывозятся товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны);


6) о реквизитах документа бухгалтерского учета (наименование, дата, номер), согласно которому вывозимые товары отражены в бухгалтерском учете организации, являющейся резидентом особой экономической зоны (сведения указываются, если вывозятся товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны);


7) об операциях, совершение которых предусмотрено подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и которые являются составной частью производственного процесса и будут совершаться за пределами территории особой экономической зоны;


8) о месте (местах) (с указанием адреса) совершения операций, предусмотренных подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;


9) о документах, на основании которых осуществляется передача товаров лицу (лицам), которое будет непосредственно совершать операции, предусмотренные подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении вывозимых товаров;


10) о сроках совершения операций, предусмотренных подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;


11) о способах идентификации вывозимых товаров в получаемых товарах;


12) о нормах расхода вывозимых товаров на единицу получаемых товаров или нормах выхода получаемых товаров.

(Часть дополнительно включена с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ)


4_10. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения, указанного в части 4_6 настоящей статьи, путем направления в адрес резидента особой экономической зоны уведомления об этом на бумажном носителе или в форме электронного документа в случае, если:


1) вывозимые товары не могут быть идентифицированы таможенным органом в получаемых товарах;


2) таможенным органом не согласованы нормы расхода вывозимых товаров на единицу получаемых товаров или нормы выхода получаемых товаров;


3) таможенным органом не согласован срок совершения операций, предусмотренных подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;


4) резидентом особой экономической зоны не представлены сведения и (или) документы, предусмотренные частями 4_7 и 4_8 настоящей статьи.

(Часть дополнительно включена с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ)


4_11. При выдаче разрешения, указанного в части 4_6 настоящей статьи, предоставляется обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в случае, если:


1) операции, предусмотренные подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении вывозимых товаров будут совершаться не на территории Российской Федерации, а на территории иного государства - члена Евразийского экономического союза;


2) вывозимые товары являются подакцизными товарами.

(Часть дополнительно включена с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ)


4_12. Сроки, установленные таможенным органом в соответствии с частью 4_4 и пунктом 10 части 4_9 настоящей статьи, могут быть продлены таможенным органом однократно по мотивированному обращению резидента особой экономической зоны, которому выдано разрешение таможенного органа на вывоз товаров.

(Часть дополнительно включена с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ)


4_13. При вывозе вывозимых товаров с территории особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Российской Федерации в случаях, установленных подпунктом 3 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, разрешением таможенного органа на вывоз вывозимых товаров является транзитная декларация, в соответствии с которой вывозимые товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита в целях их перевозки до таможенного органа, правомочного совершать таможенные операции с вывозимыми товарами.

(Часть дополнительно включена с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ)


4_14. Формы документов, предусмотренных частями 4_2, 4_4-4_6 и 4_10 настоящей статьи, и порядок их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Форматы и структура электронных документов, предусмотренных частями 4_2, 4_4-4_6 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

(Часть дополнительно включена с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ)


5. Часть утратила силу с 18 апреля 2023 года - Федеральный закон от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.


6. Часть утратила силу с 18 апреля 2023 года - Федеральный закон от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.


7. При совершении на территории особой экономической зоны операций, связанных с потреблением товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, факт потребления таких товаров должен быть отражен в отчетности, представляемой в таможенный орган в соответствии со статьей 37_4 настоящего Федерального закона.

(Статья дополнительно включена с 7 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ)


Статья 37_2. Таможенный контроль на территориях особых экономических зон
1. Таможенный контроль на территориях особых экономических зон проводится таможенными органами в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)


2. Территория особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы особых экономических зон и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором с учетом положений настоящей статьи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)


3. Территория особой экономической зоны должна быть обустроена и оборудована в целях проведения таможенного контроля. В целях обеспечения эффективности таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, устанавливает требования к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны, в том числе к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с учетом положений части 3_1 настоящей статьи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)


3_1. Требования к оснащению зданий, сооружений, помещений, открытых площадок, расположенных на территории особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, техническими средствами таможенного контроля, инженерными, информационными, телекоммуникационными системами и средствами их обеспечения для целей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

(Часть дополнительно включена с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ)


4. По решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, согласованному с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, допускаются обустройство и оборудование территории промышленно-производственной или технико-внедренческой особой экономической зоны путем оборудования и обустройства земельного участка, предоставленного органом управления особой экономической зоной резиденту такой особой экономической зоны, или общего периметра двух и более земельных участков, предоставленных разным резидентам особой экономической зоны при условии, что в обустраиваемых границах земельных участков отсутствуют участки, не принадлежащие этим резидентам особой экономической зоны.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)


5. Обеспечение контрольно-пропускного режима на территории особой экономической зоны, включая определение порядка доступа лиц на такую территорию, осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)


6. Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, за исключением портовой особой экономической зоны, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе товаров. Ввоз товаров на территорию портовой особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и вывоз товаров с территорий особых экономических зон, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляются с разрешения таможенного органа. Положения настоящей части не применяются в случаях, установленных частью 6_1 настоящей статьи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)


6_1. Положения части 6 настоящей статьи не применяются, если оборудование земельного участка, предоставленного органом управления особой экономической зоной резиденту промышленно-производственной или технико-внедренческой особой экономической зоны, осуществляется в соответствии с частью 4 настоящей статьи и резидент промышленно-производственной или технико-внедренческой особой экономической зоны для реализации соглашения об осуществлении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности помещает под таможенную процедуру свободной таможенной зоны исключительно товары, являющиеся производственным, технологическим оборудованием, которое предназначено для использования таким резидентом и в соответствии с установленным порядком подлежит вводу в эксплуатацию (за исключением транспортных средств), а также запасные части для указанного оборудования.


Рецензии