О продовольственной безопасности...
Приведем статданные Правительства Петербурга (СПб) о фактическом потреблении молокопродуктов за каждый год с 1990 (кг на чел. в год): 451, 419, 294, 293, 301, 228, 217, 215, 201, 216. Такой провальный результат не мог, не отразится на здоровье и жизни населения. С 1992 г. прирост численности населения сменился на сокращение. Темпы убыли нарастают и достигли 60 тыс. чел в год. В 2000 г. смертность превысила рождаемость в СПб в 2,4 раза, в Ленобласти (ЛО) – 2,8 раза. Одна из основных причин - снижение потребления продуктов с медицинской нормы, 3250 ккал/сут, до 2300 ккал/сут, что оценивается как недоедание и приводит к резкому обострению болезней. По данным ООН - 2150ккал/сут – недоедание, 1520 – голод.
По данным Правительства ЛО в 1990 г. совхозы ЛО обеспечивали 72% потребности СПб в цельном молоке и свежих кисломолочных продуктах. Остальное завозилось из областей Северо-Запада, др. регионов России, частично по импорту. За годы реформ ситуация резко ухудшилась: в 1990 г. и 2000 г. производили молока, соответственно, сельхозпроизводители - 952 и 481 тыс. т, в том числе население - 68,5 и 120,8 тыс. т; фермеры - 0 и 6,9 тыс. т. Сегодня производство молока сокращено вдвое. Но на порядок возрос импорт. Если вспомнить обещания, что «фермер нас напоит» и «Запад нас накормит», то ставка на зарубежные «бренды» и ликвидацию совхозов себя не оправдала.
Раньше сеть молочных магазинов располагалась так, чтобы каждому жителю было удобно приобрести свежие молокопродукты. В них были отделы, где продавалось натуральное молоко в «розлив» - фирменные (совхоза «Детскосельский», «Шушары», «Ручьи» и др.) сметана, творог - в тару покупателя. Главной продукцией молококомбинатов было бутылочное нормализованное молоко, простокваша, кефир, ряженка; в мелкой стеклотаре - сметана, майонез.
Сегодня специализированных молочных магазинов нет. Исчезло из продажи в магазинах свежее цельное молоко. Его можно купить только из бочек, но и оно становится редкостью. Собственники магазинов в буквальном смысле «кинули на панель» сельхозпредприятия с их натуральной и дешевой продукцией. Им выгоднее продать пакет «молока» «Петмола» за 17 рублей, чем разливное молоко совхоза за 7 руб. При этом морока с бидонами, соблюдением санитарных норм. Но выгодно ли это большинству жителей СПб? В соответствии с «брендами», молокопродукты по экономичным, экологически чистым технологиям в сменной таре и в розлив, заменили на затратные, загрязняющие окружающую среду технологии с разовой тарой.
Самое нужное, что создано природой для детского организма – цельное молоко, свежие кисломолочные продукты. Они необходимы и взрослым, для поддержания процессов пищеварения, микрофлоры в желудке. Это продукты краткосрочного хранения, их необходимо потреблять свежими, лучше в день производства. Но в интересах торговли (торговли, а не человека!), для длительного хранения молокопродуктов, применяются жесткие способы обработки, убивающие в них все живое, вводятся консерванты, превращающие их в трудноусваиваемый, зачастую опасный для здоровья продукт с питательной ценностью щебёнки.
Посмотрите на таре сроки годности молока «Петмола» - почти 6 месяцев (!), «Активиа» фирмы «Danone» - свыше 20 дней, «2Bio» компании «Вимм-Биль-Данн» - свыше 20 дней, йогурт «Fruttis» - 5 месяцев (!), «Лактиналь» – 14 дней, сметана комбината «Балтийское молоко» - 13 дней и т. д. Перечислены российские продукты, а если взять импортные. Можно ли хранить такое время натуральные продукты? Конечно, нет, только с химдобавками, которые потребляем мы, и, что страшно, наши дети.
В СМИ неоднократно затрагивалась проблема «сушняка». Сухое молоко трудно хранить длительное время, оно окисляется и подлежит утилизации. Но вместо затрат на утилизацию, зарубежные партнеры сбывают его по бросовым ценам в РФ. Вместо убытков имеют доход. Имеют доход и наши горе-бизнесмены. Чем закупать в сельхозпредприятиях цельное молоко, закупил по бросовой цене «сушняк», развел водой - готово молоко, сметана, йогурт. Вкус не тот – добавил пищевкусовые добавки и получил «чудо-йогурт». По ТВ внушают: «чудо-йогрут» нравится детям. Пищевкусовые добавки позволяют сделать конфетку из любого сырья. Однако заменять самое ценное, цельное натуральное молоко суррогатом, опасным для здоровья - плохая услуга, особенно детям. Но лишняя сотня тысяч долларов не помешает в погоне за прибылью.
Было бы наивным считать, что «эффективные» собственники молококомбинатов, закупая за рубежом сухое молоко, подлежащее утилизации, и, сокращая закупки натурального молока у сельхозпредприятий, не понимают, что они остановили работу молочных комплексов ЛО, превратили село в зону социально-экономического бедствия. Что, применяя зарубежные «бренды», используя «сушняк», наносят непоправимый ущерб здоровью горожан, являются виновниками их преждевременной смерти. Но между здоровьем населения и личной выгодой они выбирают выгоду. «Эффективные» собственники резко ухудшили качество молокопродуктов, и в их действиях, на наш взгляд, содержится состав преступления, предусмотренный ст. ст. 237, 238 УК РФ. Ибо они выпускают продукцию, не отвечающую требованиям безопасности для здоровья граждан, и скрывают информацию об обстоятельствах, создающих опасность для здоровья людей.
Все страны мира вынуждены решать острейшую проблему продовольственной безопасности. Так, Правительству Швеции закупки продовольствия на рынке ЕС обошлись бы в 3 раза дешевле, Швейцарии в 5 раз дешевле, но они датируют местное производство своих фермеров. В рамках ЕС, Европарламент утверждает для каждой страны квоты местного производства, импорта и экспорта, закупочные цены и дотации фермерам. Конгресс США вынужден принять закон о здоровой пище, которым пересмотрены основы американской философии: «вывод продовольствия за скобки рыночных отношений». Внедряется советская стратегия обеспечения населения продуктами по медицинским нормам (для 27 млн. чел. за чертой бедности, продовольственные талоны на 38,9 млрд. дол.). Ибо, продовольственное обеспечение, связанное со здоровьем и жизнью населения, частным собственникам доверять нельзя, оно должно быть под жестким государственным контролем.
О продовольственном рынке России США «позаботились» ещё в 1990 г., направив в Россию своих экспертов (МВФ, МБРР, ЕБР, всего около 12 тыс. «спецов»). Программы США для России распланировали, что нужно сделать в РФ за «переходный период в развитые страны»: «Земельная реформа и реформа предприятий включает в себя роспуск колхозов и совхозов и создание по выбору на местах частных индивидуальных или кооперативных хозяйств при полной частной собственности на землю…Преобразования в с/х секторе должны прежде всего коснуться важнейших вопросов либерализации цен…Общая стратегия перехода к рынку должна также включать: прекращение сельскохозяйственных госзаказов; свертывание прямого участия государства в прямом представлении сельскохозяйственных ресурсов; приватизацию переработки, оптовой и розничной торговли продуктами. …В первую очередь необходимы инвестиции в технологию мелкого производства…Совместные предприятия…в пищевой промышленности…» (Вопросы экономики, № 3, 1991, с. 60).
Обратите внимание: развал сельхозпредприятий, введение частной собственности на землю - должны сделать, видимо, российские политики и предприниматели. А вот предприятия пищевой промышленности должны быть совместными, видимо, с американским капиталом.
Чтобы понять главное содержание американской «Стратегии» для России познакомимся с цитатой из монографии заслуженного экономиста России И. Маценовича, которому по долгу службы (зам. директора СЗ НИЭСХ) «посчастливилось» внедрять в СПб и ЛО эти программы США: «…с позиции любых стандартов население России ест недопустимо много: мяса – более 70 кг, молочных продуктов до 400 кг и яиц почти 300 шт. в год…потребление должно снизиться: мяса – до 24 кг (норма 82, факт в СПб 93 –прим. авт.), молочных продуктов – до 124 кг (405, 451), яиц – до 100 шт. (292, 280)». Т.е. по программам США население России обязано втрое сократить потребление продуктов.
Все познается в сравнении. Посмотрим статданные ООН, как выглядит наш регион по потреблению молока на мировом уровне. Россия-СССР со 154 кг в 1913 г. достигла к 1990 г. – 363, РСФСР – 386 кг. А США – только 263 кг, Англия – 311, Франция – 412, ФРГ – 359, Италия – 281, Япония – 81 кг. Можно понять недовольство США: столетия строительства капитализма – и только 263 кг. А Россию «мочили» всем миром, но за 70 лет социализма – 386 кг, в Петербурге– 451 кг. По потреблению основных продуктов Россия на 7-м месте в мире, 3381 ккал, в 1990 году. Результаты внедрения «Стратегии» удручают. В тех странах, где эксперты МВФ реализовали подобные программы резко сокращается численность населения. Петровская академия наук и искусств (ПАНИ) оценила «Стратегию» США, как программу геноцида.
Способы сокращения потребления продуктов (сокращения населения!) в РФ американцами планируются самые «мирные и демократичные». Называются: программа «Переход к рынку». В ее основе - принципы либерализации: «…максимальная свобода…предпринимателя; все органы государственной власти отказываются от прямого участия в хозяйственной деятельности; свободное ценообразование; …открытость экономики…признание доходов от собственности законной категорией доходов…».
По науке, это все называется: теоретическая модель свободного рынка, открытой (незащищенной) экономики. Как известно, она была причиной Великой Депрессии во всех развитых странах мира, вынудила их еще в 30-х годах 20 века перейти на советскую модель регулируемого рынка. Программы США с двойным дном: для США – регулируемый рынок, для России – свободный неработоспособный рынок. Его внедрение в РФ можно понимать как создание экономических условий для Великой Депрессии, как акт экономического терроризма (умышленного уничтожения конкурентов).
В целях организации государственной поддержки агропромышленного производства депутаты ГосДумы РФ еще в 1994 г. приняли Федеральные законы (ФЗ) «О закупках и поставках с/х продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; в 1997 г. - «О государственном регулировании агропромышленного производства» и ряд др. Была создана правовая основа для перехода к регулируемому рынку. На основе этих ФЗ, по оценке специалистов, можно быстро восстановить производство продуктов и их потребление по медицинской норме.
Федеральный закон предусматривал, что орган исполнительной власти субъекта РФ: «…устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и вырабатываемой из него готовой продукцией, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию». Нормы по издержкам в конечной цене продукции составляют примерно: сельхозпроизводителей 70%, переработчиков 22%, торговли 8%.
Фактическая ситуация, из-за неисполнения ФЗ в ЛО, далека от нормы. Не так давно, бывший совхоз «Алеховщина» Лодейнопольского района сдавал молоко высокого качества жирностью 3,9-4% на местный молокозавод по 5,1 руб/л. В магазине села Алеховщина пакет 1 л молока «Петмола» (сомнительного качества?) жирностью 1,8% продавался по 16,2 руб. Примерно такая же ситуация в целом по СПб и ЛО.
Розничная цена на молоко в магазинах незаконно завышена. По ФЗ, если цена сельхопроизводителя 4-5 руб/л, переработка имеет право увеличить цену на 20-30% к цене производителя, торговая надбавка еще 8-10%, и розничная цена не должна превышать 7-8 руб/л. Примерно по такой цене реализуют натуральное молоко в бочках сами сельхозпредприятия. Заметим, что затраты на переработку в механизированных молококомбинатах всегда меньше, чем в простеньких цехах сельхозпредприятий. Фактически «Петмол» и прочие, магазины реализуют молокопродукты вдвое-трое дороже. Переработка и торговля у каждого потребителя изымает незаконно около 10 руб. с каждого литра молока. Но если бы «Петмол» продавал молоко жирности - 4%, а он реализует молоко жирностью 1,8%. Фактически изымается не 10 руб., а много больше.
Изложенное хорошо объясняет, что причина неплатежеспособности сельхозпредприятий - элементарное неисполнение ФЗ и внедрение руками российских политиков и предпринимателей, свободного рынка по «Стратегии» США.
ФЗ также предусматривалось: «…органы исполнительной власти субъектов РФ до начала года определяют квоты для товаропроизводителей на закупку продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам; …устанавливают… гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем, достаточного для расширенного воспроизводства». Т. е. госорганы обязаны установить: сколько продуктов произвести в ЛО, сколько завести по импорту и сколько излишков продуктов реализовать на мировых рынках. Но вместо выполнения норм ФЗ органы власти сделали ставку на свободный рынок по рецептам США. Доля зарубежного продовольствия на рынке СПб достигла 80%, в 5 раз превысив нормы продовольственной безопасности ООН. Развалены молочные комплексы области. Полностью ликвидированы конкурентные на мировых рынках отрасли промышленного свиноводства, выращивания и откорма крупного рогатого скота. Наполовину сокращено промышленное овощеводство, картофелеводство. Количество работников в сельском хозяйстве сокращено со 190 тыс. до 60 тыс. чел. Треть пашни заброшено и превращается в целину, свернуты все социальные программы. Отметим, что, эти полезные ФЗ частично отменены с 1.01.2005 года законом № 122, названным «о монетизации льгот». Питерцев продолжают кормить хламом.
Давайте рассмотрим вопрос конкурентоспособности продукции отечественных сельхозпредприятий. В США, ЕС розничная цена 1 л молока 3,5 доллара (100 руб.), 1 кг пшеничного хлеба 2-2,5 доллара (56-70руб.), 1 кг свинины 5-6 долларов (140-170руб.). Т. о., все сельхозпредприятия, поставляющие молоко переработчикам города и области оптом по 4-5 руб/л и в розницу по 7-8 руб/л, являются конкурентными в мире. Хотя отечественные продукты дешевле почти на порядок, импорт в СПб реализуется по демпинговым ценам (ниже фактической себестоимости). Демпинг в мировой практике рассматривается как недобросовестная конкуренция, запрещен и уголовно наказуем. Запрещался он и ФЗ. Но почему-то властные структуры России разрешают предприятиям США, ЕС банкротить сельхозпредприятия ЛО демпинговым импортом.
США, ЕС везут в СПб свои продукты и продают дешевле отечественных, покрывая своим сельхозпроизводителям разницу из бюджета. Ведь рабочие места и доходы, изъятые из с/х ЛО, получило с/х США и ЕС. Почему Правительство ЛО не обеспечивает утверждение квот экспорта конкурентной продукции сельхозпредприятий ЛО в США, ЕС на аналогичных условиях? Продав молоко даже по 1 долл/л, сельхозпредприятия получили бы в 6 раз больший доход, зарплату мирового уровня, отчисления в бюджет вместо выплаты пособий по безработице.
Демографические последствия внедрения свободного рынка по «Стратегии» США для жителей России – катастрофические. Компании США, ЕС рвутся на продовольственный рынок СПб не для того, чтобы накормить население, а получить максимальную прибыль. Завозятся продукты категории для развивающихся стран, потребление которых в развитых странах запрещено. Приведенные примеры, на наш взгляд, подтверждают, что США, ЕС реализуют в России программы геноцида и совершают это осознанно. Если наши сельхозпредприятия развалятся окончательно, будем покупать продукты по мировым ценам, имея российскую зарплату.
Есть два варианта развития продовольственного рынка СПб и ЛО:
1. Разрешить дальнейшее внедрение по «Стратегии» США свободного рынка, открытой незащищенной экономики, демпингового импорта, опасных для здоровья продуктов с красивыми упаковками. Это дорога в аптеку и на кладбище.
2. Сформировать регулируемый продовольственный рынок, как это сделали все развитые страны мира. Принять для этого региональный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» для исполнения в СПб и ЛО с целью восстановления производства отечественных продуктов. Контролировать его исполнение. Тогда появляется надежда быть здоровым и счастливым.
Вывод напрашивается один. Необходим переход к регулируемому рынку, восстановление отечественного производства продуктов под государственным контролем на всех этапах технологического процесса. Эти проблемы в настоящее время обсуждаются на заседаниях рабочей группы с участием учёных комиссии по здравоохранению городского ЗАКСа, возглавляемой А. Редько. Насколько они будут услышаны остальными депутатами, руководителями СПб и ЛО пока неясно. Зато ясно, многие продукты на рынке СПб и ЛО угрожают жизни и здоровью жителей. А когда исчезнут российские сельхозпроизводители, продукты вообще станут недоступны.
Ю. К. Ковальчук, председатель С.-Петербургского
аграрного центра,
доктор технических наук, академик ПАНИ,
А. В. Антонов, адвокат, член-корреспондент ПАНИ.
2005 год
Свидетельство о публикации №225010501184