ТЛБ. 10. Влияние эмоций на принятие решений
Часть 10. Редакция 1 (04.01.2025)
Эпиграф
«Сон разума порождает чудовищ».
Франсиско Гойя
Можно подвести некоторый подитог.
У человека при:
- деменции — постепенно утрачивается моральный компонент в эмоциях при принятии решений на горизонте от среднего возраста до старости (если точнее, смерти);
- шизофрении, аутизме, черепно-мозговой травме — и моральный компонет и эмоции нарушены болезнью, и логические построения имеют изначально ложную основу;
- психопатии — моральный компонент в эмоциях при логических построениях на протяжении жизни неизменно, в разной степени дефицитарен. Читайте статьи про теории Пиаже и Кольберга, а также мою модель психопатии.
При этом (и этот момент, конечно, вызывает очередной глубочайший диссонанс) коэффициент интеллекта такого человека долго (десятилетиями) не меняется!
Человек выглядит "нормальным", практически не утрачивает имевшихся знаний (это с ним будет происходить многим позже), не утрачивает степени когнитивного развития. Он утрачивает морально-эмоциональный компонент в принятии решений и его действия становятся сумасбродными.
Многократно упоминающаяся здесь работа Кента Кила «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния» и другие, интересны хотя бы уже одним только тем, что до неё природа мыслительных процессов у психопатов являлась объектом многочисленных теорий.
Чуть более или чуть менее неверных.
Напомню, что было ранее. А ранее "рациональность" психопатов не подвергалась сомнению на протяжении тысячелетий!
Скорее всего она бы трактовалась современниками, как победа разума над страстями. И не была бы "опознана" окружающими, как расстройство психики.
Напротив!
Скорее всего такой человек снискал бы славу, как великий полководец, бесстрашный воин, ловкий купец, истовый проповедник, смелый охотник, гениальный политик, выдающийся общественник...
Очень интересно это подмечено у Ницше, со свойственными ему представлениями:
"Люди, еще естественные по натуре, варвары в самом ужасном смысле слова, хищные люди, обладающие еще не надломленной силой воли и жаждой власти, бросались на более слабые, более благонравные, более миролюбивые расы, быть может занимавшиеся торговлей или скотоводством, или на старые, одряхлевшие культуры, в которых блестящим фейерверком остроумия и порчи сгорали остатки жизненной силы.
Каста знатных была вначале всегда кастой варваров: превосходство ее заключалось прежде всего не в физической силе, а в душевной, - это были более цельные люди (что на всякой ступени развития означает также и «более цельные звери»)."
"По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего", отрывок 257. Фридрих Ницше
И вот почему.
Согласно представлениям архаической концепции, впервые высказанной Платоном (424-348 до нашей эры), мозг, как бы, разделён на две независимые части:
- рациональную и
- эмоциональную.
И согласно этим представлениям от животных нас отличает только "божественный дар рациональности". А когда мы решаем, что нам делать в той или иной ситуации, мы способны:
- игнорируя наши чувства,
- тщательно обдумывать стоящий перед нами выбор.
Само принятие решений описывалась как борьба между тремя силами:
- 1. Инстинкты необходимые для выживания — голод, жажда, половое влечение;
- 2. Чувства и эмоции — радость, гнев, страх и так далее;
- 3. Рациональное мышление — благодаря которому человеческая жизнь становится более "правильной" и осмысленной.
В повседневности она известна нам как борьба между разумом и чувствами. И до сих пор эта теория довлеет над всеми нами являясь основой для многочисленных ложных производных.
Останови и спроси в любом городе планеты от Кишинева и до Сент-Луиса, человека о том как мозг принимает решения — он повторит вам и про разум и про чувства и про их борьбу в человеке, возможно даже не вспомнив Платона.
И я не исключение и вы, читающие эту статью.
Не какие-то года, десятилетия или столетия, а целые эпохи пролетали мимо этой догмы. На протяжении тысячелетий эмоции продолжались считаться продолжением инстинктов и представлялись грубыми и примитивными.
Проходит примерно 2 000 лет (две тысячи!) и Декарт переосмысляет концепцию Платона в соответствии с христианским мировоззрением.
На секунду вспомним, что Декарт жил во времена Святой инквизиции и пепел Джордано Бруно, казнённого несколькими десятилетиями ранее в, известном смысле, ещё не остыл, а с Галилеем у которого Святой инквизицией были сожжены "всего лишь" его работы (гуманизация законодательства, не иначе), которого часто путают с Бруно, он был просто-таки современником.
Картезианство (см. понятийный контекст в статье о психопатии), философское направление, созданное Декартом проповедовала веру в рассудок ставший основополагающим принципом современной философии.
Декарт разделил природу "человеческого" на отдельные составляющие:
- священную душу — способную к рассуждению,
- земное (грешное) тело — вместилище «механических страстей».
И, к сожалению, Декарт тоже заблуждался.
В 18-19 веках концепцию Платона и Декарта многократно пытались переосмыслить многие мыслители, философы, психологи и государственные деятели, такие как Бэкон, Комт, Джефферсон, Кант, Фрейд и другие:
- Ф. Бэкон и О. Комт — представляли общество устроенное так, чтобы оно являлось отражением "рациональной науки";
- Т. Джефферсон — рассчитывал, что "американский эксперимент докажет: людьми может управлять разум, и только он";
- И. Кант — ввел понятие категорического императива, чтобы мораль стала тождественна рациональности;
- З. Фрейд — предложил теорию, смыслом которой было укрепление "эго" средствами психоанализа, чтобы контролировать эмоциональные порывы бессознательного.
Концепция Фрейда не сильно отличалась от платоновской и представляла человеческий разум разделенным на конфликтующие части:
- в центре находится бессознательное, порождающее грубые желания, а
- над ним располагается "эго", как сознательная личность и рациональный мозг.
В задачу "эго" входят:
- сдерживание бессознательного, и
- трансформация его животных эмоций в социально приемлемые.
Ключевой мыслью теории являлось выживание современного общества, которое зависело от людей, жертвующих желаниями диктуемых их бессознательным.
Конечно же во имя всеобщего блага!
По ней рациональные суждения были единственным фактором, который не давал цивилизации скатиться в варварство.
Тут нужно сделать отступление гигантских масштабов, так как изнеженный современным выбором между "сделать прививку" или "не сделать прививку" человек не до конца понимает о каком варварстве и какой деградации общества и о каких жертвах (и во имя чего) шла речь во времена этих людей.
Без этого не может быть полного понимания того психологического заряда, который они вкладывали в свои произведения.
А этим "эмоциональным" фоном были крупнейшие эпидемии...:
- испанский грипп (1918–1919) — известная пандемия с тяжёлыми симптомами затронула миллионы людей по всему миру, вызывая высокую смертность среди молодежи, стариков, людей с ослабленным иммунитетом;
- туберкулез (был распространён в Европе в конце 19го - начале 20 века) — часто описывался как "болезнь бедняков". Серьезно осложнял жизнь многих людей, в том числе и самого Фрейда, у которого развилась туберкулезная инфекция горла;
- холера — (в 19 веке) по Европе прошли несколько эпидемий, которые вызывали массовую панику;
- сифилис — был обычным, широко распространённым заболеванием, о котором много говорили в то время.
Хочу напомнить, что никакого понимания о причинах распространения заболеваний, системной эпидемической работы (некоторым исключением в этом вопросе была армия), врачей и самих лекарств в достаточном количестве, на тот момент, элементарно не было.
...И множество масштабных военных конфликтов. Это только наиболее крупные из них:
- Гражданская война в США (1861-1865) — конфликт между Северными и Южными штатами из-за вопросов рабства и государственных прав;
- Франко-прусская война (1870-1871) — конфликт между Францией и Германией, который привёл к падению Второй французской империи и объединению Германии;
- Первая мировая война (1914-1918) — конфликт, который изменил геополитическую карту Европы и мира, вызванный сложными альянсами и национализмом;
- Февральская, Октябрьская революции и Гражданская война в России (1917-1922) — конфликт между большевиками и антибольшевистскими силами после Октябрьской революции.
- Вторая мировой война (1939-1945) - один из самых разрушительных конфликтов в истории человечества.
Если посмотреть на датировку эпидемий и войн, то легко заметить, что ничего не мешало:
- эпидемиям косить людей,
- а людям, в это же время убивать друг-друга.
Эпидемии, вспышки заболеваний, войны и конфликты, как вызванные "порочными" эмоциями и страстями, в которой жили ведущие мыслители того времени и повлияли на их идеи и работы, а так же, в свою очередь значительно повлияли на общество и медицину, формируя политическую и социальную обстановку, которая подпитывала труды уже новых поколений философов, литераторов, психологов.
И по меркам истории бесконечно долго люди принижали значимость эмоций, виня их в своих ошибках.
С момента начала существования вычислительных систем (50-60-е годы прошлого века), сама собой начала напрашиваться аналогия между мозгом и компьютером, казавшееся уместным сравнением. Проблема в том, что у компьютерных систем нет чувств.
Всего несколько десятилетий назад неврология предполагала, что эмоции просто-напросто иррациональны и их значение игнорировалось.
Казалось бы, человек, полностью лишенный эмоций должен принимать рациональные, правильные, осознанные решения.
Истина же великолепна. Эмоции — это ключевой элемент в принятии решения!
Случай выявил, что эмоции являются ключевым элементом процесса их принятия и когда у нас нет чувств (они нарушены) мы не в состоянии принять самые простые из них.
Открытие произошло случайно и, по историческим меркам (что в истории век или там полувек?), совсем недавно — в 1982 году во время операции на мозге, из коры в участке рядом с лобной долей пациента была удалена небольшая опухоль.
После чего пациент полностью утратил эмоции, что привело к неожиданному эффекту — он утратил и способность принимать решения!
Стоит обратить особое внимание - его коэффициент интеллекта при этом НЕ ИЗМЕНИЛСЯ (осталось значение 97)!
Коэффициент интеллекта (IQ — Intelligence quotient, читается "айкью") — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития).
То есть можно сделать вывод, что человек:
- не утратил имевшихся знаний,
- не утратил степени когнитивного развития.
ЧЕЛОВЕК УТРАТИЛ СПОСОБНОСТЬ ОПЕРИРОВАТЬ ЭТИМИ ЗНАНИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ СВОЕГО КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ.
Ученые, на тот момент (до распространения МРТ-диагностики) объясняли анатомию человеческого мозга представлениями о четырех слоях:
- мозговом стволе — отвечающий за базовые функции тела;
- промежуточным мозгом — регулирующий приступы голода и циклы сна;
- лимбической доле — ответственной за "животные" эмоции;
- коры — отвечающая за рассудок, умственные способности и нравственность.
Последние исследования мозга опровергли эти представления — большая часть лобной доли человека задействована в создании и регулировании эмоций в:
- межличностных отношениях и
- социальных ситуациях.
К ним относятся положительные:
- счастье,
- благодарность,
- удовлетворение,
а также отрицательные:
- гнев,
- ревность,
- боль,
- печаль.
Люди с повреждением префронтальной коры лобных долей сталкиваются с трудностями в контроле эмоций:
- гнева и
- агрессии.
Выше описан хирургический случай повреждения, но более чем очевидно, что это может быть весь спектр повреждений:
- травматические,
- инфекционные,
- нейродегенеративные,
- смешанные по природе.
Как же работает система мозга ответственная за эмоции?
Орбитофронтальная кора:
- отвечает за включение висцеральных эмоций в процесс принятия решений,
- соединяет поток сознательной мысли с чувствами, производимые областями,
находящимися в лимбической системе,
такими как:
- мозговой ствол и
- миндалина.
Когда человека что-то привлекает, мозг:
- пытается подсказать ему, какой вариант предпочесть;
- уже оценил варианты (анализ произошел за пределами сознательного понимания);
- преобразовал оценку в позитивную эмоцию.
ЕСЛИ НЕРВНАЯ СВЯЗЬ НАРУШЕНА ОРБИТОФРОНТАЛЬНАЯ КОРА НЕ МОЖЕТ воспринимать наши эмоции, — мы теряем доступ к тому массиву суждений, на которые обычно полагаемся.
КАК ИТОГ — СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ АДЕКВАТНЫЕ РЕШЕНИЯ.
В настоящее время в психологии и психиатрии этот эффект обозначается, как расстройство эмоционально-волевой сферы — абулия, а ошибка о роли эмоций в принятии решений носит устойчивое понятие — "Ошибка Декарта".
В процессе эволюции произошли масштабные изменения — началась эволюция человека, получившего способность:
- думать,
- изучать,
- анализировать
то, как он думает:
- использовать слова для описания окружающего мира;
- делить реальность на совокупность причинно-следственных связей;
- обдумывать свои эмоции;
- накапливать знания и логически анализировать проблемы;
- искусно фантазировать и лгать;
- строить планы на будущее.
Теории Пиаже и Кольберга яркие представители этого направления в науке.
К слову.
Относительно недавно генетика позволила выявить в ДНК человека более трех миллионов элементов, около полутора миллионов из них была ранее неизвестна.
Было выяснено, что они:
- играют важную роль в управлении всеми физиологическими процессами в организме;
- влияют на то, где, когда и в каком количестве производить белки.
Около 11% генома, так называемые консервативные фрагменты ДНК:
- идентичны у всех млекопитающих, включая человека;
- необходимы для нормального функционирования организма;
- изменения в них могут стать причиной наследственных заболеваний и рака.
«Зоны ускоренного развития человека» (HAR — Human Accelerated Regions), участки, связанные с развитием мозга, как оказалось:
- есть как у людей, так и у приматов;
- около миллиона лет назад начали появляться различия — перестроилась белковая упаковка ДНК;
- случайно начали соседствовать "рядом" с энхансерами (усилителями активности генов).
Что стало поворотным моментом в истории человека.
Процесс мышления требует чувств, так как именно чувства позволяют нам понимать/интерпретировать информацию, которую мы не можем осмыслить напрямую.
РАССУДОК БЕЗ ЭМОЦИЙ БЕССИЛЕН!
Клетки мозга используют для связи друг с другом молекулу дофамин. Этот нейротрансмиттер помогает регулировать все наши эмоции — от простых до сложных.
Процесс принятия решений начинается с колебаний дофамина.
Дофаминовые нейроны постоянно порождают схемы, основанные на нашем опыте — если происходит "одно", то за этим следует "другое" создавая модели взаимозависимостей, позволяющих нам предвидеть.
После того как механизм клеточных прогнозов оптимизирован, мозг начинает сравнивать предсказания с тем, что происходит на самом деле.
Мозг устроен так, чтобы себя:
- вознаграждать — удовольствием от верно принятых решений,
- "наказывать" — усиливать шок от ошибочных предсказаний.
В передней поясной коре этот быстрый клеточный процесс начинается и развивается.
Она:
- расположена в точке пересечения двух разных способов мышления,
- богата дофаминовыми нейронами,
- задействована в определении ошибок
и помогает:
- обеспечивать связь между тем, что мы знаем, и тем, что чувствуем, то есть следит за верностью предсказаний;
- запоминать, чему дофаминовые клетки только что обучились, чтобы быстро адаптировать ожидания к новым условиям;
- следить за тем, чтобы в предсказания были внесены коррективы — то или иное ощущение преобразуется в более или менее осмысленный вывод.
Это ключевой аспект принятия решений!
Вполне очевидно, что если бы мы не смогли использовать прошлый опыт для будущих решений, нам бы пришлось бесконечно повторять собственные ошибки.
Будучи пораженной или удалённой передняя поясная кора, делает поведение:
- сумасбродным и
- неэффективным.
Активность дофаминовых нейронов показывает, что:
- чувства не являются просто отражениями инстинктов — они кроются в предсказаниях очень легко адаптирующихся клеток мозга, которые меняют свои настройки для того, чтобы лучше отражать реальность;
- каждый раз, когда совершается ошибка и/или мы сталкиваемся с чем-то новым, наши мозговые клетки начинают меняться.
Лучников Андрей Леонидович
Использованные источники:
- «Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг» — книга нейробиолога Антонио Дамасио 1994 года, описывающая физиологию рационального мышления и принятия решений.
В книге Дамасио изучает неврологических пациентов, имеющих дефект в отношении принятия решений и расстройства эмоциональной сферы и делает вывод, что человеческий разум зависит от нескольких систем мозга, которые действуют сообща на многих уровнях нейронной системы, а не от одного мозгового центра.
- «Как мы принимаем решения» («Как мы решаем» - англ. How We Decide) — книга американского журналиста Джоны Лерера, вышедшая в 2009 году. В ней даются биологические объяснения того, как люди принимают решения, и предлагаются рекомендации для принятия более эффективных решений.
Свидетельство о публикации №225010501578