Копье, пронзившее века

        БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Из цикла "НЕИЗВЕСТНОЕ О ВЕЛИКИХ ЛИЧНОСТЯХ В ИСКУССТВЕ".

                КОПЬЕ, ПРОНЗИВШЕЕ ВЕКА.

 

           За прошедшие пять столетий вряд ли найдется цивилизованный человек, который бы не слышал этого имени. Но даже большинство слышавших его, имеют весьма приблизительное представление об этой загадочной личности, кроме, пожалуй, искусствоведов, которые по сей день пытаются ее разгадать. Поверхностные эрудиты с ходу припомнят названия самых известных его произведений, а любители поэзии читают наизусть многие из его прекрасных стихов. И совсем немногие знают, какой глубокий смысл вмещает в себя не только творчество, но сама фамилия этого гения всех времен и народов.

           «Шейк» в переводе с английского языка означает «трясти, потрясать», а «spear» - трактуется как «копье». При том, что существует более 80 видов произношения имени Вильяма Шекспира, значение его, видимо, не случайно. И, отраженное в шедеврах драматургии и поэзии, оно не просто соответствует его роли, которую он сыграл (порой в прямом смысле, как актер) в истории английского, а позднее мирового театра и литературы. Этот уникальный человек сумел своим творчеством буквально пронзить века, словно неким безсмертным сакральным копьем, но и остаться в каждом из них столь же востребованным, актуальным и притягательным. Знатоки утверждают, что Вильям Шекспир для Англии такое же грандиозное и уникальное по масштабам явление, как Александр Пушкин для России. За один только факт, что Шекспир ввел в английский язык более двух с половиной тысяч новых слов, он уже заслуживает уважения и особого места в истории культуры. Но неоспоримым остается и тот факт, что за двадцать лет творческой жизни оба гения оставили своим народам и человечеству грандиозное духовное наследие. Шекспировский творческий арсенал составил 38 пьес, 154 сонета, 4 поэмы и несколько эпитафий.

          Оставив в стороне многочисленные домыслы современников и версии исследователей о приватной жизни драматурга, обратимся лишь к некоторым поразительным фактам биографии этой столь популярной даже в свое время личности. Уже самое первое упоминание о Шекспире-драматурге выглядит довольно своеобразно, если не сказать, парадоксально – потому, что это было нечто вроде напутственного проклятия, посланного в его адрес старшим собратом по перу, причем, - с того света! Произошла сия ситуация при следующих обстоятельствах…

          В английской драматургии 80-х годов ХVI века господствовали так называемые «университетские умы» - небольшая группа интеллектуальной богемы – Джон Лили, Кристофер Марло, Томас Кид, Роберт Кин и другие. Они родились в провинции, но получили образование в Оксфорде или в Кембридже. Эта золотая молодежь того времени вела разгульный образ жизни, но все же отличалась от предшественников более высокой культурой, более широким кругозором, позволившим им поднять драматическое искусство тех лет на новую высоту, внести в него подлинную страсть и поэзию. Но на развлечения молодым гулякам нужны были деньги. Они охотно продавали свои памфлеты издателям, а пьесы – актерам. Причем, нужно отметить, что социальное положение драматургов почти не отличалось от актерского. Разве что в худшую сторону, потому что  у актеров часто были высокие покровители и меценаты, а сочинители пьес должны были сами себя содержать.

          Безнравственный образ жизни неумолимо приводил презревших мораль к плачевным результатам. Тяжелая болезнь – известный небесный учитель – вызвала в одном из них сильный душевный надлом и раскаяние. В одном из двух своих предсмертных опусов под названием «На грош ума, купленного за миллион раскаяний» Роберт Грин выражал запоздалое сожаление об избранном пути, но заодно поливал грязью своих коллег-драматургов Марло, Нэша, Лоджа, причем, в воспитательных целях, разумеется. Каково раскаяние, однако. Но главная фишка в этой предыстории не в этом.  Разочаровавшись в ремесле драматурга, Грин не мог сдержать ярости, когда речь заходила о сочинителях из актерской среды. Нарушение творческой монополии настолько выводило его из себя, что даже на смертном одре он слал проклятия посягнувшим на нее. И главным виновником был, кто бы вы думали? Конечно, Шекспир! «Есть ворона-выскочка среди них, писал он, - украшенная нашим опереньем, «кто с сердцем тигра в шкуре медведя» считает, что способен помпезно изрекать свой белых стих, как лучшие из вас, и он… в своем воображенье полагает себя единственным потрясающим сцену в стране!»

               На Шекспира указывает и перефразированная строка из его пьесы «Генрих VI» - «о сердце тигра в этой женской шкуре», а также каламбур с его фамилией. Ну, и кто из потомков знает хотя бы одну из пьес этого критика, проклявшего будущего гения, не говоря уже о его имени, кроме историков театра?

            А  имя Вильяма Шекспира по-прежнему не только потрясает сцены театров всего мира, но и копьем своей гениальности пронзает сердца и века до сих пор.

           Если освободить личность Шекспира от паутины измышлений и сплетен на его счет, начиная от современников и до нынешних шекспироведов, то в чистом остатке, так сказать, останется очень мало реально  известного о нем. Дата его рождения доподлинно неизвестна, но предполагается, что это был апрель 1564 года и место рождения город Стратфорд-апон-Эйвон, за пределы которого, по свидетельствам биографов, дальше Лондона он никогда не выезжал. Не сохранились и рукописи его пьес, а образец его почерка смогли определить лишь по его шести подписям на каких-то деловых счетах.

         Также не сохранилось достоверных сведений о внешности Шекспира, и никто не знает доподлинно, как он на самом деле выглядел. В Лондоне был выставлен единственный прижизненный портрет драматурга, чья подлинность не вызывает сомнений, который долгие годы хранился в частной коллекции. Известно, что этот портрет был написан за 6 лет до смерти драматурга в 1615 году, но насколько он был точен, установить невозможно. Существует еще один прижизненный портрет Шекспира, который сохранился в собрании его сочинений, изданном в 1623 году, который изначально был гравюрой на металле. Поэтому бумажный оттиск также дает приблизительное представление.

              Однако, главный шекспировский «вопрос» как для современников, так и для десятков поколений шекспироведов, заключен отнюдь не в сомнениях по поводу истинности его внешности. А тот роковой и оскорбительный для любого драматурга вопрос, который вызывал и вызывает у них неиссякаемые и неугасающие споры по сей день. Это вопрос об авторстве Шекспира, о его потенциале в создании такого количества, а, еще важнее, качественного уровня его пьес и сонетов, в чем секрет его столь бурной творческой плодовитости. Вот именно к этому аспекту личности Шекспира - являлся ли он создателем своих нашумевших творений - и обращена цель нашего исследования, к ней мы позже вернемся обстоятельно и в духе нашего времени.

            Из сохранившихся сведений об этом человеке в ракурсе нашего исследования необходимо учесть главные черты его личности, характеризующие его интеллект, талант и способности. Среди прочих существовало мнение, что Вильям Шекспир был недалеким и не очень образованным, но искушенным в театральных законах, актером. Что именно знание специфики театральных представлений помогало ему писать некоторые драмы и трагедии.

          Между тем, Шекспир был образован ничуть не хуже любого из его современников. Он закончил грамматическую школу в родном Стратфорде, где ему преподавали бакалавры Оксфордского университета, а в программу обучения входили помимо письма, чтения, счета и арифметики, переводы с латыни на английский и наоборот, логика и риторика. Поэтому нет ничего необычного в том, что Шекспир прекрасно знал классическую литературу и ее художественные приемы. Даже университет с преподаванием медицины и богословия мало что мог добавить к такому образованию.

         Святое Писание составляло тогда один из основных предметов обучения на любом этапе, поэтому немудрено, что Шекспир часто цитировал в своих произведениях не только различных авторов, но и библейские и евангельские тексты. Исследователями подсчитано, что в его пьесах обнаружены цитаты из 42-х книг Ветхого и Нового Заветов и апокрифов. Особенно часто Шекспир обращался к книгам Иова и Еклезиаста. Почти каждая фраза из первых трех книг Бытия была хотя бы косвенно использована в его пьесах. А к истории Каина, например, Шекспир обращался не менее 25 раз. Согласитесь, малообразованному человеку вряд ли было бы доступно такое свободное владение материалом.

        Очень важным обстоятельством в характеристике личности этого человека является то, что он сам был актером, а позднее и режиссером своих пьес. Имея опыт выступлений на сцене и ориентируясь на определенную труппу актеров, он знал законы сцены изнутри. Его драмы и трагедии демонстрируют прекрасное владение сценографией, актерским мастерством и всем набором театральных приемов, позволяющих достигать желаемого эффекта у зрителей.

                Работая в театре, Шекспир должен был постоянно снабжать труппу новым репертуаром, причем, в сжатые сроки. Зрителей тогда было не очень много, и они не стали бы снова ходить на одни и те же спектакли. Поэтому сроки создания новых пьес всегда поджимали, и в ход шел любой подручный материал. Источником сведений для драматурга служили, в первую очередь, «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Холиншеда, а также «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, а также некоторые старые пьесы, итальянские новеллы, романы, рассказы, поэмы и прочие творения его предшественников, среди которых фигурируют даже Сенека и Овидий. Вопрос об оригинальности в этой ситуации лишен смысла – шекспировскую пьесу делает не сюжет, а вся величественная конструкция самой драмы, основанием которой он служит. Стоит отметить здесь еще одну немаловажную деталь. Шекспир учитывал устойчивый интерес народа того времени к шокирующим зрелищам, к нагромождениям чудовищных злодейств. Поэтому его трагедии так полны негативными событиями, переживания которых, заставляли нервы зрителей звенеть от напряжения. Как мы видим, человеческая природа практически не изменилась, и пьесы Шекспира представляют вполне готовый сценарий для самого лихого блокбастера. Но Гамлет в роскошном королевском камзоле или  в драных джинсах с кольтом в руке все же останется самой одиозной фигурой в истории театра.

              Вернемся к авторству Шекспира. Грин был далеко не единственным кто испытывал недоверие к природной одаренности Шекспира. Кого только не прочили на место величайшего драматурга! И неубиенного в драках Кристофера Марло, и философа Фрэнсиса Бэкона, и целую толпу графов – Оксфорда, Дарби, Рэтлэнда, лорда Стрэнджа. Понятное дело, что перечисленные графы и лорды в то время, чтобы тайком писать в течение 20 лет пьесы для театров, которые лондонский муниципалитет брезгливо изгнал за черту города вместе с публичными ломами и загонами для медвежьей травли.

            Вы не поверите, но самой экзотической кандидатурой на роль Шекспира-драматурга в мировой драматургии была… его жена, о которой неизвестно, выезжала ли она когда-нибудь даже за пределы Стратфорда и получила ли хоть какое-то образование. В числе предполагаемых кандидатов была и королева Елизавета I, написавшая, видимо, большую часть шедевров впрок, потому что умерла в начале ХVII века, до появления на сцене «Короля Лира», «Макбета», «Отелло» и еще семи пьес.

           Оставим пока в стороне вопрос авторства знаменитых произведений Шекспира, вернемся еще к нему чуть позже. Обратимся к не менее важной загадке в его творчестве, а именно – к причине его столь долгого пребывания на глобальных картах человеческой истории. Сотни тысяч драм и трагедий других авторов, оставшихся неизвестными потомкам, канули, что называется, в Лету, а герои этого гения живут в современности такой же бурной и страстной жизнью, как и пять веков назад. И не столь значимо уже – проявляют ли они свои характеры в дорогих костюмах, которыми щедро одаривали актеров в те времена меценаты и вельможи со своего плеча, или в нынешних рваных джинсах и толстовках. Суть проявленной в безсмертных героях Шекспира человеческой природы осталась прежней…

           Та часть ныне известной нам истории человечества с удивительным постоянством демонстрирует преобладание в людском мире значительно большей части негативных качеств личности, чем светоносных проявления души. Безусловно, великий драматург учитывал потребности современной ему публики, дикие нравы которой требовали бесконечных убийств, предательств, лжи, обмана, безчестия, мести и прочих щекочущих зрительские нервы деяний. Баланс добра и зла, необходимый для существования физического мира трехмерной плотности был давно нарушен волей высших негативных сил. И чтобы мир не взорвался от тотального зла, свет добродетели и преданности, здорового юмора и всесильной власти Любви все же просачивался в него вместе со Светом Солнца и чудесными комедиями, чтобы люди не забывали о светлой стороне жизни окончательно. Так, наряду с тяжелейшими для душевного восприятия трагедиями «Макбет», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», появляются на свет жизнерадостные комедии «Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь» и другие. Здесь уместно вспомнить о потрясающей красоты  и светоносности сонеты о любви Шекспира-Поэта, в совершенстве владевшего этим даром. Ведь и почти всего его пьесы были написаны белым стихом, так уязвившим профессионалов-драматургов того времени, не способных на подобное мастерство.

           Следует подчеркнуть еще один очень существенный момент – безсмертие шекспировских пьес заключено в том, что человечество совершенно не изменилось духовно не только со времен Шекспира, но даже с поры явления Христа на земле. И еще…В своих пьесах гений заложил практически ВСЕ жизненные ситуации, сюжетные повороты, отношения, черты характеров и личности героев, которые затем лишь дублировались подражателями из века в век, меняя страны, костюмы и декорации. Редкую из крупных сцен мирового театра обошло прикосновение к этим сокровищам, ибо они пронзили не только века своей востребованностью, но и границы государств, стран, континентов. О современном кино и говорить нужно отдельно, особенно об американских блокбастерах, которые возвели культ абсолютного зла в немыслимые даже Шекспиром масштабы.  В мировом киноискусстве трагедии великого драматурга представляют собой и сегодня практически готовый сценарий для зрелищных триллеров в угоду жадной до крови публике. Правда истинного шекспировского духа в них уже не найти.

            Вернемся к пресловутому вопросу об авторстве уникального творческого наследия гениального драматурга.   Наверное, прозвучит уже банальностью, что мы живем в решающий космический момент перехода нашей планеты в более высокие измерения, поэтому идет мощное раскрытие новейших, прямо фантастических и немыслимых ранее технологий. И одна из таких технологий помогла в этом исследовании, не удивляйтесь! – задать самый важный сакраментальный вопрос об авторстве знаменитых пьес – САМОМУ ШЕКСПИРУ, вернее его безсмертной Душе. Сейчас существуют уже несколько центров так называемого регрессивного гипноза, когда ведущий через подготовленного контактера-слиппера может связаться с любой душой в разных слоях Тонкого Мира и задать ему интересующие земных людей вопросы.  Существует сеанс подобной связи и с Душой, носившей когда-то земное имя Уильяма Шекспира.

            Знаете, это был удивительный по красоте, светоносный, деликатный и добрый разговор, в котором Душа Шекспира проявила себя скромной, чистой, любящей, без малейшего осуждения земных недругов и собственных ошибок. На главный вопрос об авторстве Она ответила, что все идеи и замысли его пьес и сонетов приходили к нему , как он выразился, из другого измерения, а он очень много работал, чтобы записать и выразить их на своем родном языке. То есть никто не писал пьес за Шекспира, который твердо уверен, что талант – это божественный дар и колоссальное количество труда, и он подтвердил этот постулат всей своей жизнью на Земле. Этот высокий дух приходил на планету, чтобы своим упорным трудом, соединенным с вдохновением от своей Высшей части, Высшего Я, как мы сейчас говорим, заставить человечество через потрясения искусством взглянуть на себя как в зеркало своих пороков и осознать, что до бездны небытия не так уж и далеко.

           Земная жизнь гения, как правило не бывает долгой именно из-за той великой вести человечеству, способной вывести его из тьмы. Гениев во всех областях знания до сих пор убирают с планеты, не желая просветления землян. За свои 52 года жизни Шекспир создал свой театр «Глобус» (задумайтесь о смысле названия), заботился о своей семье и детях, не гнался за богатством, но и не прозябал в бедности, не пресмыкался перед власть имущими. Но очень много работал днями и ночами, чтобы манифест его обращения к человечеству через искусство звучал сквозь века.


Рецензии