К ч. 4. Модель психопатии

4-х этапная возрастная модель психопатологических вариантов развития и осознанности, как модель паралимбического дефицита Кента Кила, описываемая теорией этапов когнитивного развития Жана Пиаже, теорией этапов морального развития Лоренса Кольберга и эффектом ореола Фредерика Уэллса/Эдварда Торндайка. (ред. 3 - 20.01.25)


Эпиграф

«Я никого не могу ничему научить,
я только могу заставить думать»

Сократ


Сократ ошибался.
На определённых этапах развития и осознанности, думать, даже заставить, не получится. А прогресс может быть только у тех, кто был в достаточной мере развит ещё до этого момента.

Установленный факт, что люди с психопатологией:
- не чувствуют многих эмоций,
- не понимают свои чувства,
- не могут контролировать вспышки гнева,
- не учатся на негативном опыте,
а продолжают делать то же самое, несмотря на негативные последствия.

Полагаю, что теория «Когнитивного развития», разработанная швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже, позволяет рассмотреть психопатию через призму когнитивного развития и понять возможные особенности поведения психопата на различных стадиях формирования личности, а также может служить для описания уже не стадий, а оформившихся вариантов развития (состояния) психопатов.

Психопатия — неофициальный диагноз, он не принят ни в одной классификации, он является таким-же собирательным, как и диагнозы деменции, шизофрении, аутизма и т.д.:
- в отечественной психиатрии — термин психопатия используется как общее название для обозначения расстройств личности;
- в американском справочнике психиатров DSM-5 — в описание привнесено несколько личностных характеристик. Наиболее близкое понятие, в соответствии с ним, — антисоциальное расстройство личности (социопатия);
- в Международной классификации болезней (МКБ) или ICD-11 — диссоциальное расстройство личности.

Развитие и массовое использование МРТ и других видов точной диагностики по всему миру, которое началось в начале нового тысячелетия, то есть буквально 10-20 лет назад, дало возможность для проведения масштабных исследований.

Появились объективные представления о том, что любые психические события имеют в основе и сопровождаются процессами в мозге, и за всю многотысячелетнюю историю человечества впервые такие субъективные понятия, как «нормальность» и «ненормальность», оцениваются в измеримых величинах.

И как один из впечатляющих результатов — итоги исследования группы Кила Кента в отношении заключенных-психопатов. Они описаны в его книге «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния», вышедшей в 2014 году.

По итогам исследования сформирована модель паралимбического дефицита, согласно которой в областях мозга у психопатов снижены:
- толщина, плотность/вес корковых структур и серого вещества,
- функции не так эффективны, как у здоровых людей,
- активность в областях,

ответственных за:
- эмоциональные,
- моральные,
- когнитивные функции,
- контроль поведения.

Исследования показывают, что общее значение по шкале психопатии обратно коррелирует с объемом серого вещества (чем выше значение, тем меньше объем) в паралимбической системе.

Эта система мозга отвечает за эмоциональные процессы, включая:
- эмоциональную осознанность,
- торможение эмоций,
- эмоциональную память,
- избегающее научение/избегание наказания,
- эмпатию.

У выраженных психопатов активность в паралимбической системе:
- снижена и
- функции не развиты.

О "детскости" психопатов упоминали в своих работах и Эмиль Крепелин, и Петр Ганнушкин. Детские черты находил в характере и действиях психопатов Херви Клекли, автор книги «Маска здравомыслия».

Позиция "Ребёнка", как одно из эго-состояний описана Эриком Берном. Карл Юнг включил её в число основных архетипов.

«Детская» теория «Когнитивного развития» была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже представляет собой модель этапов когнитивного развития детей от рождения до взросления.

Когнитивное развитие — это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Его теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром.

Теория рассматривает появление и построение схем — схем того, как воспринимается мир — в «стадии развития», времени, когда дети получают новые способы представления информации в мозге.

Пиаже в процессе когнитивного развития выделяет четыре стадии/этапа:
1. Сенсорно-моторная стадия — от рождения приблизительно до двух лет.
2. Предоперационная стадия — от 2 до 7 лет.
3. Конкретно-операционная стадия — от 7 до 11-12 лет.
4. Формально-операционная стадия — возраст старше 11-12 лет.

Стадии названы в соответствии с типом операций, которые индивид способен производить на данном этапе развития».

В психологической практике логически выделены представления о "первичных" и "вторичных" психопатах.

Первичная психопатия характеризуется:
- антагонизмом,
- бесчувственностью,
- грандиозностью,
- манипулятивным поведением,
- эгоизмом,
- низкой тревожностью,
- харизматичностью.

Люди с высокой первичной психопатией более склонны к повышенной:
- инструментальной агрессии — намеренному причинению вреда через целенаправленные манипуляции в отношениях,
- отношенческой агрессии — которая имеет более скрытый характер.

Инструментальная агрессия включает в себя:
- целеполагание,
- спланированные действия,
- намеренное причинение вреда,
- создание себе выгодных условий.

Вторичная психопатия напоминает традиционного невротика:
- импульсивного,
- взрывного,
- враждебного.

Они показывают больше поведенческих и антисоциальных характеристик:
- девиантное поведение,
- импульсивность,
- реактивную агрессию — открытую агрессию, возникающую в ответ на предполагаемую угрозу.

Теория «Когнитивного развития» Пиаже позволяет рассмотреть психопатию через призму когнитивного развития и понять возможные особенности поведения психопата, как производимые на различных стадиях формирования личности.

Полагаю, что психопаты имеют все поведенческие черты детей в той или иной стадии когнитивного развития:
- наиболее неосознанные из вторичных — в сенсорно-моторной,
- вторичные — в предоперационной,
- первичные — в конкретно-операционной,
- а наиболее осознанные из первичных — в формально-операционной.

Из дефицитарной модели Кента Кила явствует, что несформированность отделов мозга даёт прямым следствием несформированность представлений о нравственности. Так какую ещё реакцию мы можем ждать?

Какой ещё она может быть у человека с мозгом и представлениями трех-, шести-, девятилетнего ребёнка?

Он/она на физиологическом уровне неспособен отличить:
- плохое от хорошего,
- условности (социальный контекст), соответствующее полу, возрасту его/её и окружающих, от тех детских представлений, на которых он/она "застряли".

Некоторые понятия элементарно недоступны к пониманию (и/или неинтересны) для детей тех или иных возрастов.

Для справки.
С этой особенностью связаны, к примеру, ограничения для показа той или иной информационной продукции, для которой, напомню, в России введена 6-ти возрастная/этапная классификация:
- 0+,
- 6+,
- 12+,
- 14+,
- 16+,
- 18+.

Аналогичные, примерно в тех-же возрастных интервалах, критерии разделения по возрастам приняты в:
- Англии,
- Франции,
- США,
- других странах.

Яркий пример, в котором испытуемые отделены возрастным интервалом всего в один-два года, при существенной разнице в реакциях, — тест для детей дошкольного возраста, позволяющий определить уровень развития личности.

В нём предлагают две картинки с изображением ребёнка (в зависимости от пола испытуемого):
- на первой — бежит в направлении стоящей скамейки,
- на второй — падает, споткнувшись о скамейку.

Тестируемого ребёнка спрашивают: "Кто виноват в случившемся?"
Как обычно реагируют дети разных возрастов, ассоциируя себя с персонажем:
- 3 лет. "Виновата скамейка — она помешала бежать". В этом возрасте ещё нет критического отношения к себе, и ребёнок даже не представляет, что может быть в чём-либо виноват.
- 5 лет и взрослее. Отвечают уже иначе — "Виноват сам ребёнок, так как не смотрел, куда бежал". С этого возраста уже есть хотя бы минимальная способность к самокритике.

Но из нашей, уже взрослой жизни мы знаем, что есть люди, продолжающие считать, что виновата условная "скамейка".

Таким образом, мною сформулирована предлагаемая к дискуссии и закреплению в законодательстве  4-х этапная классификация и описание основных черт в каждом из психопатологических типов (стадий/этапов) в качестве оформившихся состояний.



Очевидно, что как:
- у детей, так и
- у подростков, так (и это, как раз, для большинства уже совершенно неочевидно), и
- у взрослых,
мы имеем дело с оформившимися вариантами когнитивного развития, которые:
- проявляются в виде 4-х "по Пиаже" основных возрастных типов ограниченной (недостаточной, дефицитарной) ОСОЗНАННОСТИ (не путать с вменяемостью!),
- и являются моральными "стилями" отношения к основным ценностям "по Кольбергу":


ПСИХОПАТОЛОГИЯ СЕНСОРНО-МОТОРНОГО ТИПА/СТАДИИ

Пребывание, начиная с возраста 5-6 лет (без верхней границы возраста), на уровне развития ребёнка 2-4 лет.

Патология проявляться когнитивным развитием по Пиаже:
- смазано — с периода развития предоперационного типа (от 2 до 7 лет), — как капризность, повышенная активность, задержка в развитии;
- выражено — с периода развития конкретных операций (от 7 до 11 лет) — как СДВГ, отставание в развитии;
- выражено и искажаться тем или иным (в зависимости от социальной среды) "эффектом ореола" — с периода развития формальных операций (с 11 лет и старше) — как отставание в развитии, "загадочность", "наивность", "детскость" и так далее.

Когнитивное развитие по Пиаже:
- нарушения эмоциональной реактивности.

Примерная стадия морального развития по Кольбергу:
- аморфное чувство морали и
- ограниченная способность к сочувствию.

Тип логики:
- трансдукция,
- трудность/невозможность сформировать/сформулировать идею и оперировать ею мысленно.

Как следствие:
- повышенная внушаемость;
- магическое мышление;
- религиозность/суеверия;
- фанатизм (ошибочно приписываемый только мужчинам);
- высокая эмоциональная возбудимость;
- склонность к передаче аффекта.

Отношение к социальному контексту:
- знакомство;
- начало представлений;
- отсутствие понимания.

Соответствие шкале Кольберга:
- доконвенциональный уровень,
выражающийся:
- не усвоены и не интериоризированы общепринятые нормы относительно того, что является правильным или неправильным;
- фокусировка на внешних последствиях, которые могут принести какие-либо действия.

Примерное соответствие по классификации Ганнушкина:
- эпилептоидный тип,
- реже — неустойчивый или истероидный тип с выраженной эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, склонностью к аффективным разрядам;

Примерное соответствие по классификации Клекли:
- вторичная психопатия с преобладанием поведенческих отклонений и эмоционально-волевого дефицита: импульсивность, конфликтность, слабый контроль эмоций;

Примерное соответствие по классификации Хаэра:
- выраженный — Фактор 2 (антисоциальное поведение, импульсивность),
- слабо выраженный — Фактор 1 (межличностный/аффективный);

Примерное соответствие по классификации Лилиенфельда, Уоттса, Смит:
- неуспешные психопаты с низкой адаптацией, слабым контролем поведения, склонностью к криминальным эпизодам;

Примерное соответствие МКБ-9:
- эмоционально тупые 301.7;

Примерное соответствие МКБ-10:
- F60.3 — Эмоционально неустойчивое расстройство личности (импульсивный тип);
- F60.4 — Истерическое расстройство личности;

Примерное соответствие МКБ-11:
- 6D11.5 — Расстройство личности с диссоциальными чертами;
- 6D11.0 — Расстройство личности с негативной аффективностью;

Примерное соответствие ранее описанным подтипам психопатии:
- вторичный.

Признаки нейропсихологической патологии:
- снижение объема и активности паралимбических структур (миндалевидное тело, орбитофронтальная кора);
- низкая плотность серого вещества в зонах, ответственных за эмоциональную регуляцию;
- дефицит нейронных связей между лимбической системой и префронтальной корой.

Стили юмора и сарказма, как диагностические критерии:
- фарсовый, «ниже пояса», примитивный, предметный;
- склонность к жестоким шуткам, унижению;
- непонимание сарказма, иронии, метафор;
- реакция на юмор — либо отсутствует, либо неадекватна (смех в неподходящих ситуациях).

Копинг-механизмы:
- избегание сложных ситуаций,
- агрессивные вспышки как способ снятия напряжения,
- уход в фантазии, магическое мышление,
- поиск сиюминутных удовольствий (еда, секс, агрессия).

Механизмы психологической защиты (МПЗ):
- отрицание — отказ признавать проблему;
- проекция — приписывание своих негативных качеств другим;
- регрессия — возврат к детским моделям поведения;
- соматизация — перевод психологического напряжения в телесные симптомы.

Взаимосвязи симптоматики с показателями перфекционизма:
- перфекционизм отсутствует или выражен слабо;
- преобладает хаотичность, непоследовательность, неспособность к планированию;
- возможны вспышки раздражения при неудачах, но без стремления к улучшению.


ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПРЕДОПЕРАЦИОННОГО ТИПА/СТАДИИ

Пребывание, начиная с возраста 11-12 лет (без верхней границы возраста), на уровне развития ребёнка 5-10 лет.

Патология проявляться когнитивным развитием по Пиаже:
- смазано — с периода развития конкретных операций (от 7 до 11 лет) — как СДВГ, отставание в развитии;
- выражено и искажаться тем или иным (в зависимости от социальной среды) "эффектом ореола" — с периода развития формальных операций (с 11 лет и старше) — как отставание в развитии, "загадочность", "наивность", "детскость" и так далее.

Соответствие шкале Кольберга:
- доконвенциональный уровень,
выражается:
- эгоцентризм;
- нарушения правил социального взаимодействия;
- подверженность манипуляциям;
- отсутствие осознания этических норм.

Тип логики:
- трансдукция;
- трудность/невозможность сформировать/сформулировать идею и оперировать ею мысленно.

Отношение к социальному контексту:
- начало представлений;
- слепое неизбирательное копирование;
- отсутствие понимания.

Стили юмора и сарказма, как диагностические критерии:
- (в работе).

Примерное соответствие по классификации Ганнушкина:
- истероидный тип;
- неустойчивый тип;
- эпилептоидный тип с демонстративностью, жаждой внимания, лабильностью аффекта.

Примерное соответствие по классификации Клекли:
- вторичная психопатия с чертами невротичности, конфликтности, склонностью к демонстративному поведению.

Примерное соответствие по классификации Хаэра:
- смешанный профиль с элементами Фактора 1 (поверхностное обаяние) и выраженного Фактора 2 (импульсивность, безответственность).

Примерное соответствие по классификации Лилиенфельда, Уоттса, Смит:
- неуспешные психопаты с тенденцией к криминальному поведению, но с элементами социальной мимикрии.

Примерное соответствие МКБ-9:
- параноидный (паранойяльный) тип 301.0 (Параноидное расстройство личности);
- ананкастический тип 301.4 (Ананкастное расстройство личности);
- истерический тип 301.5 (Истерическое расстройство личности);
- астенический тип 301.6 (Зависимое расстройство личности);
- половые извращения 302 (Парафилия).

Примерное соответствие МКБ-11:
- 6D11.4 — Расстройство личности с пограничным паттерном;
- 6D11.5 — Расстройство личности с диссоциальными чертами.

Примерное соответствие ранее описанным подтипам психопатии:
- вторичный, низкофункциональный.

Признаки нейропсихологической патологии:
- дефицит развития префронтальной коры;
- нарушения в работе передней поясной извилины (контроль импульсов);
- сниженный объем миндалевидного тела.


ПСИХОПАТОЛОГИЯ КОНКРЕТНО-ОПЕРАЦИОННОГО ТИПА/СТАДИИ

Пребывание, начиная с возраста 16 лет (без верхней границы возраста), на уровне развития подростка 11-15 лет.

Патология проявляться когнитивным развитием по Пиаже:
- смазано и искажаться тем или иным (в зависимости от социальной среды) "эффектом ореола" — с периода развития формальных операций (с 11 лет и старше) — (описание в работе);
- выражено проявляется — (описание в работе).

Примерная стадия морального развития по Кольбергу:
- доконвенциональный уровень,
выражается:
- недостаток эмпатии;
- пренебрежительное отношение к правилам;
- недостаточное осознание последствий своих действий.

Тип логики:
- трансдукция;
- трудность/невозможность сформировать/сформулировать идею и оперировать ею мысленно.

Отношение к социальному контексту:
- начальное представление;
- недостаточное понимание.

Стили юмора и сарказма, как диагностические критерии:
- (в работе).

Примерное соответствие по классификации Ганнушкина:
- эпилептоидный тип;
- возбудимый тип;
- неустойчивый тип.

Примерное соответствие по классификации Клекли:
- вторичная психопатия с выраженными поведенческими нарушениями, склонностью к открытой агрессии.

Примерное соответствие по классификации Хаэра:
- выраженный Фактор 2;
- элементы Фактора 1 (манипулятивность, поверхностность).

Примерное соответствие по классификации Лилиенфельда, Уоттса, Смит:
- неуспешные психопаты с криминальным прошлым, низкой способностью к адаптации.

Примерное соответствие МКБ-9:
- возбудимый тип 301.3 (Эмоционально неустойчивое расстройство личности);
- ананкастический тип 301.4 (Ананкастное расстройство личности);
- астенический тип 301.6 (Зависимое расстройство личности);
- неустойчивый тип 301.81 (Пограничное расстройство личности);
- половые извращения 302 (Парафилия).

Примерное соответствие МКБ-11:
- 6D11.5 — Расстройство личности с диссоциальными чертами;
- 6D11.0 — Расстройство личности с негативной аффективностью.

Примерное соответствие ранее описанным подтипам психопатии:
- вторичный;
- низкофункциональный.

Признаки нейропсихологической патологии:
- снижение объема серого вещества в орбитофронтальной коре и височных долях;
- дисфункция паралимбической системы;
- нарушения связей между миндалевидным телом и префронтальной корой.


ПСИХОПАТОЛОГИЯ ФОРМАЛЬНО-ОПЕРАЦИОННОГО ТИПА/СТАДИИ

Пребывание, начиная с возраста 18 лет и старше (без верхней границы возраста), на уровне развития подростка 15-17 лет.

Патология проявляться когнитивным развитием по Пиаже:
- смазано и искажаться тем или иным (в зависимости от социальной среды) "эффектом ореола" — (описание в работе);
- выражено проявляется с раннего взрослого возраста (18-20 лет и старше) — (описание в работе).

Примерная стадия морального развития по Кольбергу:
- доконвенциональный уровень;
- конвенциональный уровень,
выражается:
- хладнокровное подавление чувств;
- стратегическое использование манипуляций;
- отсутствие чувства вины или угрызений совести.

Тип логики:
- трансдукция;
- трудность/невозможность сформировать/сформулировать идею и оперировать ею мысленно;
- имитация, симулирование дедукции и индукции.

Отношение к социальному контексту:
- отсутствие понимания;
- неприятие;
- отторжение;
- саботаж.

Стили юмора и сарказма, как диагностические критерии:
- (в работе).

Примерное соответствие по классификации Ганнушкина:
- паранойяльный тип;
- шизоидный тип;
- астенический тип с высоким уровнем контроля и мимикрии.

Примерное соответствие по классификации Клекли:
- первичная психопатия с высоким уровнем адаптации, манипулятивностью, отсутствием тревоги.

Примерное соответствие по классификации Хаэра:
- выраженный Фактор 1 (холодность, манипулятивность, грандиозность);
- слабый Фактор 2.

Примерное соответствие по классификации Лилиенфельда, Уоттса, Смит:
- успешные психопаты с высокими адаптивными способностями, сохраняющие социальную функциональность.

Примерное соответствие МКБ-9:
- аффективный тип 301.1 (Циклотимия);
- шизоидный тип 301.2 (Шизоидное расстройство личности);
- возбудимый тип 301.3 (Эмоционально неустойчивое расстройство личности);
- мозаичная психопатия 301.82 (Смешанные расстройства личности) — таких, как шизоидное, параноидное, истерическое, пограничное и прочих.

Примерное соответствие МКБ-11:
- 6D11.5 — Расстройство личности с диссоциальными чертами;
- 6D10 — Расстройство личности с чертами отстранённости и негативной аффективности.

Примерное соответствие ранее описанным подтипам психопатии:
- первичный;
- высокофункциональный.

Признаки нейропсихологической патологии:
- локальные снижения плотности серого вещества в паралимбических зонах при сохранности или усилении связей в вентролатеральной префронтальной коре (компенсаторный механизм);
- сниженная активность миндалевидного тела и островковой доли;
- повышенная активность стриатума (система вознаграждения).


ВЗРОСЛЕНИЕ И "ДУХОВНЫЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ"

Здесь нужно сделать небольшое отступление и оговорку.

У разных людей разные отделы головного мозга под влиянием длинного списка различных факторов (в том числе медикаментозных) могут созревать (могут и не созревать — собственно, об этом вся эта статья), как до:
- подросткового — 12-18 лет,
- раннего взрослого — 18-28 лет,
- так и вплоть до начала вполне зрелого возраста — 28-35 лет.

Например:
- лимбическая система — включает гиппокамп, амигдалу и другие структуры, регулирует эмоции и память. Созревание происходит в раннем детстве и достигает стабильного состояния к подростковому возрасту;

- темпоральная кора — отдел, отвечающий за обработку зрительной и слуховой информации и формирование памяти, продолжает созревать до раннего взрослого возраста;

- лобные доли мозга — формирование продолжается до позднего подросткового периода и может быть завершено в раннем взрослом возрасте;

- фронтальная кора — отвечающая за планирование, решение проблем и контроль импульсов. Созревает, в основном, в подростковом и раннем взрослом возрасте, но процесс может продолжаться и далее;

- нейрональные связи и развитие синапсов — формирование связей между нейронами продолжается примерно в течение первых нескольких лет жизни ребенка и достигает пика в подростковом возрасте;

- миелинизация — процесс образования миелиновой оболочки вокруг нервных волокон продолжается в течение всего детства и подросткового периода, а некоторые участки могут созревать и в раннем взрослом возрасте;

- ядра базальных ганглиев — играют роль в движении и контроле привычек. Развитие завершается во время подросткового периода, но со временем могут происходить некоторые изменения.

Небольшим, слегка обнадёживающим исключением является гиппокамп — он играет важную роль в формировании памяти и обучении.

И, хотя продолжает формироваться до конца подросткового периода, недавно установленный факт нейрогенеза (смотрите понятийный контекст) в нём продолжается на протяжении всей (!) жизни человека.

С этими процессами могут быть отчасти связаны различные "духовные" преображения/метаморфозы вполне взрослого человека. Причём, как говорится, и к лучшему, и к худшему.

Насколько распространена и типична такая ситуация?

Позволю себе сделать такую же отсылку к будущим исследованиям и исследователям, как это сделали в своих работах и Бехтерев, и Ганнушкин, и Клекли.

На эти вопросы ответит время, когда в течение всей жизни, начиная с рождения, миллионам, в том числе рядовых, абсолютно здоровых людей, будет назначаться прохождение МРТ мозга столь же буднично и регулярно, как сейчас это происходит с УЗИ брюшной полости или КТ грудной клетки.

Результатов осталось подождать... всего каких-то двадцать-тридцать-сорок лет.



Очевидно, что на эти черты также влияют:
- латентно протекающие инфекционные болезни (одна или несколько),
- тот или иной гормональный фон (соотносящийся со степенью инфекционного поражения),
- гены, которые «лишь» предопределяют уязвимость к той или иной болезни.

В результате взаимного влияния эти факторы начинают активироваться, развиваться и усугубляться на фоне стресса или длительного дистресса.

Что мешает нам сделать соответствующий вывод в случае с психопатией? 

Полагаю, что это описанные Фредериком Уэллсом и Эдвардом Торндайком эффект ореола. В длинной чреде выделю пять основных факторов:

1. Возраст
Невероятно сложной для восприятия является мысль, что человек, который выглядит взрослым, имеет любой приходящий на ум атрибут "взрослости", который пьёт, курит, занимается сексом, ходит на работу, покупает недвижимость, имеет счёт в банке, воспитывает детей, водит машину и так далее, может быть дееспособным человеком с сознанием ребёнка. Даже когда мы испытываем подобный когнитивный диссонанс, то не верим скорее себе, сомневаясь в верности своих оценок.

2. Контекст событий/отношений
В формальной ситуации эти люди ничем не выделяются. Иногда контекст довлеет над всем и проявляется во всём, чтобы "ненормальность/неадекватность" стала хотя бы заметна. Такой ситуацией является взаимодействие с- или внутри любой строго регламентируемой организации.

В которой распоряжения руководства имеют формы законов, приказов, догм или наставлений. К ним можно отнести военные, полувоенные и хорошо структурированные, иерархично выстроенные государственные, медицинские, религиозные организации, крупные корпорации, политические партии.

3. Мимикрия
Психопаты, как правило, не испытывают глубоких чувств и эмоций, но видят как нормальные люди, лицом и мимикой эти эмоции выражают. В попытках соответствовать окружающим они реальное переживание заменяют имитацией — копируют реакции других людей.

При определённом навыке эти люди настолько приспосабливаются, что "невооруженным глазом" сложно обнаружить у них отсутствие настоящих эмоций.
Только имея опыт или при длительном общении с такими людьми, собеседник чувствует неестественность в их поведении.

4. Феномен базового доверия
Способствует непониманию и то, что в качестве "стартовой" позиции при общении здоровые люди выступают, как правило, с позиции базового доверия и терпимости.
Вполне естественно, что эксцессы в подобных отношениях долго (или никогда) не принимаются за проявления болезни.

5. Женский пол. И, как неотъемлемый элемент — внешность женщины.
На какой стадии развития "застрял" тот или иной человек мы не знаем и приписываем человеку те или иные "черты характера" или "душевные качества", опираясь, к примеру, на впечатления от внешности.

Мужчине-психопату с набором дефицитарных личностных черт сложно находиться в обществе — он очень явно выделяется постоянной физической и вербальной агрессией, а также пьянством, наркоманией, воровством и тому подобными проявлениями.

В психологии давно "общим местом" является тезис, что в силу физического строения и психологического развития агрессия мужчин и женщин кардинально различаются:
- у мужчин — открытая, физическая, импульсивная и демонстративная,
- у женщин — скрытая, по большей части длительная и психологическая.

У мужчин эти проявления очевидны и оцениваются окружающими, обществом, правоохранительными и судебными органами более строго, нежели чем в случае с женщиной.

Эти люди и живут плохо, и умирают, в силу описанных причин довольно рано. Или с небольшими перерывами на рецидивы попадают и содержатся в тюрьме.

Полагаю, что из-за подобного "естественного отбора" соотношение мужчин-психопатов и женщин-психопаток в обществе и их опасность для общества меняется уже после 35-40 летнего возраста в пользу женщин-психопаток.

Никаких негативных внешних отличительных признаков, которые могли бы дать понять, что мы общаемся с больным человеком в латентной форме заболевания, нет.

И девиантное, и делинквентное (противоправное) поведение женщины остаётся незамеченным, хронически недооценённым и невыявленным.

Более того, человек с психопатией на определённом этапе своего жизненного пути до появления периодических психотических эпизодов, существенно меняющих отношение к нему окружающих, может представлять собой лучший образец, эталон "сверхчеловека" — без рефлексии и вследствие этого с:
- повышенной психологической и физической энергией;
- искаженным сверхценными идеями мировосприятием, логикой;
- искаженной реакцией на окружающую действительность;
- выраженными акцентуациями или талантами.

Это может проявляться:
У детей (вне зависимости от пола), как "плохое", а на деле просто повторяющееся изо дня в день, без воспоминаний, фиксации в памяти предписываемых моделей и осмысления импульсивное поведение.

У взрослых — в зависимости от уровня социализации, воспитания, общественной среды — может называться:
- "упёртостью" (больные, сумасшедшие, криминальные элементы),
- "наглостью" (социальные элементы разряда "гопник"/"хабалка"),
- "навязчивостью" (социализированные люди).

Но вне зависимости от личности и контекста является одним и тем же проявлением расстройства. Подобных "черт характера", которые меняют своё "звучание" но не суть, можно привести много.


Лучников Андрей Леонидович
5 января 2025 года


Рецензии