Дух Мольера в Мастере и Маргарите

В произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» можно увидеть не только уникальную композицию и философские размышления, но и влияние Мольеровского духа, который во многом предвосхищает идеи свободы, независимости и любви, живущей вне жестких социальных и религиозных рамок. В центре романа — любовь, которая представлена как нечто божественное, обладающее силой преобразовывать и спасать. Но эта любовь не подчиняется церковным канонам, она не застывает в обряде, а живёт в сердце и действиях героев.
Одним из наиболее ярких примеров этого является образ Маргариты. В отличие от многих женских персонажей русской литературы, она не является пассивной фигурой, зависимой от обстоятельств или мужчины. Маргарита — женщина, обладающая внутренней силой и свободой, способная выбирать, любить и жертвовать ради своего любимого. Её любовь к Мастеру — это не простое чувство, но священное переживание, через которое она соединяется с высшими силами. Это тот случай, когда любовь становится не
 просто актом страсти, но божественным откровением, превращая её в «странницу вечности».
Булгаков противопоставляет этот живой акт любви противоположности — образу Пилата и Христа. Характеристики этих двух фигур представляют собой инерцию, бездействие и бесконечное сомнение. Пилат, который не может сделать выбор, уходит от ответственности, став символом подчинённости авторитетам и установкам. В то время как любовь Маргариты не останавливается ни перед чем, и даже сделка с дьяволом не пугает её. В её сердце есть крест, и это не крест страха, а крест любви, который соединяет её с Мастером, с божественным, с истиной, которая не поддается нормам и канонам.
Булгаков  создает многослойный, многогранный мир, в котором взаимодействуют не только личные трагедии и философские размышления, но и гораздо более глубокие, часто трагические и парадоксальные символы. Одним из важнейших элементов этого мира является образ дьявола — Воланда — и его свиты, которые воплощают нечистую силу, действующую в необычайно живых, ярких формах. Эти персонажи вносят в роман мощную долю мистики, философии и сатиры, а их действия часто служат не столько для наказания, сколько для разоблачения ложных ценностей общества.
Воланд и его свита — это не просто зловещие фигуры, как в традиционном понимании. Булгаков использует их для того, чтобы показать неизбежность столкновения добра и зла, но также и для того, чтобы заставить читателя задуматься над тем, что такое «добро» и «зло» в их изначальной, нетривиальной интерпретации. В отличие от классических христианских образов дьявола, который по сути является олицетворением зла, Воланд здесь скорее философская фигура, которая бросает вызов устоявшимся социальным и моральным нормам. Его действия не сводятся к простому наказанию злых людей; гораздо важнее для него разоблачение лицемерия, высокомерия, стремления к власти и манипуляциям.            
Любовь  Маргариты  — это не только её собственный выбор, но и путь к очищению, в отличие от любви, изображённой в церкви или в религиозных ритуалах. Если для церковных догмах любовь застывает, становится музыкой, то для Маргариты она остаётся живым чувством, внутренним огнём. Она находит божественное не в храме, а в сердце, в её собственной вере в Мастера. И это становится её настоящей силой. Любовь Маргариты — это свобода, а значит, божественная энергия, способная противостоять любым силам, даже дьявольским.
Всё это подчеркивает значимость образа Мастера. Он — не герой с большой буквы, не богатый и не известный, но в его душе есть сила, способная перевернуть мир. Он беден, одинок и на самом дне социальной лестницы, но его способность творить — писать, создавать, передавать истину через слово — делает его частью вечности. Рукописи Мастера не горят, потому что они принадлежат этому вечному миру, который не подвластен никаким политическим, социальным или религиозным ограничениям. И даже если его писание останется непризнанным при жизни, он создаёт мир, который будет жить в сердцах тех, кто способен увидеть его величие.
Маргарита чувствует это величие. Она видит в нём не просто писателя, а человека, в котором оживает мир. Для неё Мастер — это не просто объект страсти, но высшая форма человеческой души, которую она готова любить и поддерживать, не смотря на всё. Её любовь — это поддержка и спасение, это акт жертвенности, напоминающий об идеалах истинной любви, что выражается не в словах, а в поступках.
Булгаков  в этом произведении как бы продолжает Мольеровскую традицию. Если Мольер прославлял свободу и независимость женщин в своей эпохе, то Булгаков через образ Маргариты, как свободной и самостоятельной личности, утверждает эти идеи в контексте 20-го века. Он показывает, что любовь, верность и свобода женщины — это нечто, что не может быть сдержано ни обществом, ни догмами. В образе Маргариты, возможно, впервые в русской литературе воплощён дух Мольера — независимой, яркой и свободной женщины, которая имеет право выбирать свой путь, свою любовь и свою судьбу.
Через судьбу этих двух героев, Булгаков предлагает зрелище великого преображения и освобождения, выражая в своём произведении не только дух времени, но и вечные темы любви, свободы и человеческой судьбы


Рецензии