Святой вечер 2025 в воспоминаниях
Зимние каникулы у взрослых и детей совпадают - что не маловажно. Не хочу сравнивать советскую эпоху и то, что происходит сейчас, подобно параллельным плоскостям, не имеющим точки соприкосновения. Опишу эпизод моего детства - не более. Дед погиб на войне, бабушка жила с нами. Гостиная и две спальни: родителей и наша. Старые люди той поры имели совершенно иную поведенческую мотивировку. Да, родители совсем молоды, они стремятся к карьерному росту; к общению с друзьями – что характерно для молодых. Мама мамы (простите за каламбур), максимально старалась создать комфорт всем и каждому - в этом видела своё счастье. Была завучем, директором школы, окончила два факультета университета - достаточно властный человек, видела самодостаточность в создании уюта для близких. Помню, как к ней из Киева приезжал свататься Герой Советского Союза - вдовец нашей дальней родственницы. Она даже мысли подобной не допускала - как так, а что будет с моими? Разве я смогу без них? Так вот, на первый день после Нового Года, она со мной уехала в село к родной сестре. Наготовила кушать, убрала квартиру, пока меня водили на «ёлки», вместе встретили Новый Год, приготовила семейный завтрак и мы уехали, предоставив родителям отдохнуть.
Пётр 1 в алфавите, в каждую букву вкладывал ёмкий смысл, реформа Луначарского превратила алфавит в набор значков и звуков. Мне кажется, может и ошибаюсь, интерьер квартир и домов совершил подобный переворот.
Заходишь в советскую или современную квартиру и понимаешь материальный достаток семьи, не более того. Возможно, это лишь шлейф детских фантазий, но заходишь в хату бабушки - а там сказочный неповторимый мир. Коврики, этажерки, нет не скамья, а ослiн вдоль стены, укрытый не ковриком а радюшкой. Икона, лампадка и рамочка с неповторимыми фотографиями с довоенной поры по настоящее время, дорожка жизни выложенная фотографиями. Для бабушки все люди на фото - живые, они постоянно рядом, она их видит, помнит. Кровать, подушки, этажерка с продуманно расставленными вещами - всё неоспоримо указывает, что это хата бабушки Поли, и никого другого. Не повторимо и уникально. У моей бабушки были другие сёстры и брат в соседних сёлах - везде в хатах неповторимая атмосфера индивидуальности. Когда, годы спустя, я приехал на год после смерти в эту хату, то невольно всплакнул. Нет, я не сентиментальный, просто острое ощущение, что из тела вынули душу, тело, вмиг, из живого стало не живым. Всё располагается на тех же местах, что и были, в памяти детства. Надрыв души. Не человек ушёл, ушла часть меня самого.
Восприятие населения села претерпело радикальные изменения. Видя незнакомого мальчика, тебя остановят, расспросят и обязательно угостят. Могут что - то передать родне. Для меня, одессита и то, село стало родным, потому как практически с каждой хатой были связаны воспоминания. Летние школьные каникулы проводил именно здесь. Все жители были повязаны то ли родственными связями, то ли соседством, то ли работой или учёбой в школе; в автономном плавании не находился никто. Если хотите - подобие общины.
В наше время не понять тепла тех родственных отношений которые канули в лета. Судите сами - разве это родство - внук родной сестры или внук родной тёти, за троюродное родство скромно промолчу?! Ан, нет! Такое ощущение, что ты вырос у них в семье и для обитателей хаты - ты родной. Троюродный брат, на пять лет старше меня, смело приглашает к своим друзьям ( в моём понимании - почти взрослым) и, ничуть не смущаясь, говорит «Это мой брат!». «То друзья, а это - брат. Брат всегда ближе» - твёрдо убеждён он. Не знаю, может данность - отголосок совместного выживания в условиях оккупации, скорее всего - да.
Вечером перового января мы прибыли. До Святого Вечера оставалось четыре дня. Это был мой первый визит зимой. Меня возили в Хмельницкий, в Киев, Ворошиловоград, в Ленинград и Москву - показывая масштаб страны, параллельно знакомя с роднёй. Иногда родители двоюродных - троюродных братьев брали меня с собой, иногда бабушка или родители брали их в наше путешествие, скрепляя родство.
Не было телевизоров, развлечений, потому грядущий праздник продумывался до деталей. Я слышал бесконечные рассуждения сестёр ( моей бабушки и её сестры) о том, кто приедет на Вечерю, как приготовиться, что надо сделать в первую очередь. Мне были не интересны подобные разговоры, большую часть времени проводил с друзьями, с которыми летом играл. Стандартным было накормить своего сына и тех, с кем он играет - подобное считалось нормой. Василь, мой товарищ, чистил снег, я ему помогал - мы сильно вспотели. Его папа растопил баню, мы помылись, мне дали одежду Друга, а мою постирали и высушили. Домой прибежал когда начало темнеть, ну и влетело, конечно. Будущим родством умели дорожить!
Ребёнок ещё не родился, а родня «ломает голову», кого пригласить крёстными. Если сейчас критерий выбора - состоятельность, социальный статус, то тогда был в ходу совсем иной критерий. Кто может быть опорой по жизни ребёнку навсегда? К кому прийдёт юноша или взрослый - поделиться, попросить совета, если не найдёт понимания у прямой родни? Кто будет сопереживать его судьбу, всячески стараясь помочь? Очень важно, чтобы жена будущего крёстного также принимала всю ответственность за действо, иначе будет противостояние, чего допустить нельзя. Подобно - и в семье крёстной. Всё сложно, никак нельзя ошибиться… Таким образом, это не просто крёстный, это событие в жизни, веха которого вечеря, которую нужно принести крёстным.
Очень важный элемент той жизни. Череда - это стадо сельских коров, которых по очереди пасут сельчане. Место ежевечерней встречи на входе стада в село – некий вид клуба. Все новости, планы обсуждаются именно там. Зимой - это точка у магазина. Все знали когда привезут керосин, когда хлеб, и чтобы не разобрали, приходили заранее, становясь в очередь, которая была живой, в виде общения. Бабушка Поля узнала, что кто - то , на подводе, в пятницу, поедет в соседнее село. Она печёт хлеб, готовит масло, сметану - чтобы передать родне. Нет, они ни в чём не нуждаются - наблюдаем форму проявления любви и заботы. Также, внезапно, могут постучаться и передать банку мёда, связку грибов или колбасу - что угодно. Вести тоже распространялись подобным образом.
После долгих обсуждений, полученных писем и телеграмм был составлен список ожидаемых гостей, который разделили на тех, кто останется ночевать и на тех, кто уедет. В далёкие времена, моя родная бабушка была в другом селе директором школы, депутатом, потому никого не крестила, зато её мама, жившая с ней, была набожна и многих крестила, крестила и бабушка Поля, у которой мы обитали. К ней, как к крёстной, должны на вечерю прийти крестники. Понятно, бабушки в возрасте, с ними не интересно, посидели и разошлись, но приезжали и те, кто не на много моложе и оставались на два дня.
Вечеря. Это некий продуктовый набор. На жёсткое основание кладут разные вкусности, затем, хитрым образом, заворачивают в платок. Такова официальная часть. Обычно, к ней прилагалась - неофициальная. Бабушка Поля - вдова, одного сына потеряла на войне, второй сын живёт в селе на значительном расстоянии, потому забота родни, друзей была ощутима. Передавали продукты, могли краску - да что угодно…
Я очень ждал гостей. Хотелось повидаться, показать сельским друзьям моих братьев, и, конечно, ждал подарки. Подарки - отдельная тема. Нет, подарки взрослых не помню, но троюродные братья и сестра, все значительно старше меня, готовили гостинцы. Увы, потерян автомат ППШ, с любовью сделанный из дерева. Им играл мой брат, а потом, зашкурил, сам выкрасил и подарил мне. Ему его подарил отец с дядей. Это было несколько лет назад, а в описываемую зиму, у меня появилась крутая рогатка, вся в разноцветной изоленте, с кожаным кармашком для камня ; появился настоящий лук с колчаном стрел и вязанные варежки с моим именем. В силу возраста, мне нечего было дарить, об этом позаботилась бабушка ещё в Одессе. Не помню что, но помню радость в их глазах. Конфеты Гулливер в селе не продавалась, как и Мишка на севере - да мало ли. Папа, на Староконном, купил уникальные поплавки с фосфорным отражателем - не чета гусиным перьям; колокольчики для закидушек и подобное. Мама, для сестры, купила что - тоже редкое. Всё не спеша подбиралось, с учётом вкусов каждого. И это каждый год, при каждой поездке.
Понимаю, не к месту, но на похороны родни приезжали со всех городов и численность похоронной процессии, даже в непогоду, в сто человек - было средней нормой. Никто никого не обязывал, просто каждый бережно хранил в душе комочек переданной любви, который излучал душевное тепло.
Гости приехали, с ними мой брат, как я писал, на целых пять лет старше меня. Буквально через час, на соседском мотоцикле , укутанную в коляске, в очках от ветра, привезли сестру - на три года старше.
Боже, с каким нетерпением мы ждали вечера, передать не возможно. Хата идеально убрана, всем приготовлено накрахмаленное бельё, новая скатерть и потрясающие пищевые ароматы при полном посте. Мы не просто ждали, считали поминутно время появления первой звезды. Взрослые бесконечно суетились - колодец находился довольно далеко - носили воду, чистили снег, соблюдая строгие пропорции. К соседям приехали внуки и нас отправили к ним, чтобы не мешать. Получилось, пятеро - начали строить снежную бабу. Ощущение приближающегося масштабного праздника пропорционально нарастало.
Мои сельские друзья, обещали за нами зайти, чтобы вместе колядовать. Отрядов подростков было несколько - хаты расписаны. Звезда уже появилась, а никого нет - просто лопнуть хочется! Забрехали собаки и в хату вбежал Сашик, сообщив, что все нас ждут. Впятером ринулись за парнем, доставившего долгожданную весть. Точно не помню, мал был, может мы и не ждали первой звезды, но ночь была - точно, хотя по памяти - звезду ждали.
Не знаю почему, но в отряде колядующих должно было быть двенадцать человек, из них ряд одет в маскарадные костюмы, а именно: коза, звездарь (несёт зарю), хлебоноша, остальных не помню, но все мы (кроме актёров)должны были петь и танцевать, руководил этим запевала, на него все равнялись. В каждом доме нас ждали, были очень рады, одаривали вкусными сладостями, специально для нас приготовленными. Брату, как самому сильному, доверили неси общий мешок с подаяниями.
Когда список иссяк, ряженный в козу, самолично поделил содержимое мешка, но это не было окончание вечера. Основное торжество будет завтра, в этот вечер готовятся двенадцать постных блюд.
Помню кутью, узвар, кусочек домашнего хлеба - которые нам дали сразу по приходу.
Но мы с мороза хотели горячей пищи, потому потянулись за голубцами с грибами и за варениками. Помню калачи, печёные яблоки с необыкновенно вкусной начинкой. Удовлетворив голод, начали хвастаться подношениями, но и на этом день не закончился. Очень хотелось спать, но нужно обсудить завтрашнее утро. Не полагаясь на обещание бабушки нас разбудить, поставили два будильника. Мы обещали помочь рождествовать с утра - это не колядки, но тоже очень интересно. На столе стояло несколько чаш с кутьёй - для тех кто не смог прийти. Соседские дети проспали, а мы явились. Те, кто были звездарь, хлебоноша и коза - запевалы, остальные на них равнялись, мы же двое - только подвывали. Брат так - сяк, я же совсем никак, хотя старался.
Не буду описывать роскошный рождественский стол и чреду гостей - я эмоционально выдохся и всё уже плохо воспринимал. Брат держался, а я ушёл спать, не в силах сдерживать зевоту. Даже утром следующего дня - был вял.
Но и в этот день была изюминка.
За гостями приехали на бричке, запряжённой двумя лошадьми. Брату доверили самостоятельно управлять живым автомобилем, он держал вожжи, а мне доверен был кнут. К ветке, приспособленной под рукоятку, была прикреплена узкая полоса кожи, с узелками – такова конструкция кнута. Мне было жаль хлестать лошадок, я наслаждался происходящим движением, запахами, фырканьем совершенно потеряв чувство реальности.
Так было, может, где – то, так оно и есть, но, увы, не в моей жизни.
Свидетельство о публикации №225010500628