Новый взгляд в прошлое
Помню, как возвращаясь домой после занятий, я с восторгом рассказывала маме, как мы занимаемся.Первым делом, Юлия Карповна объяснила мне, что главное для артиста - дыхание, потому что, без правильного дыхания, невозможно поставить голос, а хорошая дикция помогает звучанию голоса, поэтому, после дыхательной гимнастики, мы занимались артикуляцией. Я на всю жизнь запомнила скороговорки, которые произносила по нескольку раз в день. И еще, много о чем новом для себя, рассказывала я маме.
Старой актрисе показалось, что я очень похожа на нее в юности и с радостью взяла меня в ученицы, бескорыстно передавая все свои знания и умения. Мама была очень довольна. Сначала, на занятия по актерскому мастерству я ходила три раза в неделю. Но, со временем, стала пропадать у своей наставницы все свободное время. У нас оказалось много общих интересов: от искусства до астрологии, от космоса до мистики. А когда я узнала, что Юлия Карповна пишет книгу о театре, то поделилась с нею, что с детства сочиняю стихи. Она сразу же заставила меня прочитать их. Таким образом, у нас возникла еще одна общая тема - писательство.
Она жила на улице Горького вместе со своей дочерью, известной балериной Большого театра, в знаменитом доме Большого театра. Обычно, я приезжала к 12 - ти часам дня, мы пили кофе со знаменитыми пирожками из пекарни от Елисеевского магазина,после чего приступали к занятиям: дыхание, артикуляция, голос. Потом делали перерыв на отвлеченные темы и вновь возвращались к занятиям.Начиналась работа над одним из произведений, выбранном к прочтению на вступительных экзаменах. Обычно мы начинали с самого сложного - с монолога. Незаметно пролетало пол дня, и часа в четыре из театра с репетиции возвращалась дочь Юлии Карповны, Наталья Васильевна. Передохнув, она звала нас обедать, после чего уходила по своим делам, а наши занятия продолжались еще два-три часа. Домой я возвращалась поздно вечером.
Мама доверяла Юлии Карповне, как себе самой, да ей и было особо не до меня в тот год. Все ее время принадлежало моему трёхлетнему брату и его отцу. Но она с большим интересом слушала мои рассказы о занятиях с актрисой. Прошла зима, весна... Приближалось лето и начало вступительных экзаменов.
И вот, однажды, мама меня спросила: "На каком этапе твои занятия, готов ли репертуар?"
Я ей ответила, что монолог готов и мы начали работать над стихотворением. "А басня?" - спросила мама. - "А потом начнем делать басню" - отвечала я.
"Как, почему нельзя выучить все сразу, вступительные показы на носу, а вы еще за басню не принимались?!!!!" - возмутилась мама и бросилась к телефону, звонить Юлии Карповне. Через минуту, она уже почти кричала в трубку, объясняя старой опытной актрисе, как надо готовить с ученицей вступительный репертуар.
Что было дальше?... Дальше был "гром с ясного неба". Юлия Карповна что-то коротко ответила маме и бросила трубку. И тут между мной и мамой произошел первый серьезный скандал. Я рыдала, крича, что из-за мамы я потеряла наставницу и друга, что Юлия Карповна теперь не захочет меня видеть и заниматься со мной. Через некоторое время Юлия Карповна позвонила мне и мы продолжили занятия. По поводу инцидента с мамой, она сказала только одно: "Ты не виновата, мать есть мать. Мы будем заниматься, но с твоей матерью я не стану больше разговаривать никогда."
Со временем, все утряслось, и с мамой мы опять стали друзьями, но с той поры, я обрела самостоятельность, способность отвечать за свои поступки и принимать собственные решения. Однажды, я вовремя не убралась в квартире к маминому приходу и мама, в наказание, запретила мне ехать на занятия к Юлии Карповне, я все равно поехала. Сегодня, взрослая, ставя себя на мамино место, начинаю понимать, и ее, и себя. Теперь, во многом бы я поступила иначе, не причиняя душевных страданий маме и не обижая Юлию Карповну. Думаю, если бы я, лишний раз, не рассказывала своей наставнице о наших с мамой разногласиях и спорах, меньше было бы между всеми недоразумений.
Однажды, Юлия Карповна решительно сказала, что если я не уйду из дома, то никогда не стану артисткой, потому что дома для меня нет творческой обстановки.
Поразмыслив, что делать, она решила поселить меня в своей пустующей комнате, конечно, спросив на это разрешение у моей мамы. Комната Юлии Карповны находилась недалеко от дома ее дочери, тут же, на улице Горького, в старинном шикарном доме. Когда-то, эту комнату Юлии Карповне выделило ВТО (Всероссийское театральное Общество). Прежде, чем сказать о нашей идее маме, Юлия Карповна решила спросить разрешения у своих соседей. Соседи - интеллигентная, пожилая состоятельная пара, восприняли ее просьбу истерично. Конечно, их можно было понять: очень удобно, что соседка живет у дочери и в комнате почти не появляется. Им принадлежало три комнаты, фактически, жили в отдельной квартире. А тут, появилась бы какая-то юная пигалица, каждый день маячила бы у них перед глазами! Произошел грандиозный скандал, они кричали, пили валокардин и т.д. Наша затея провалилась.
И это хорошо, так как наверняка, могло привести к серьезному надлому наших с мамой отношений.
В том году я не поступила в театральный институт, но для маминого спокойствия, пошла на режиссерское отделение училища культуры ( Культпросветучилище), прикинув, что такие занятия, как: сцен речь, сцен движение, мастерство актера, история искусства, танец, вокал, режиссура - помогут мне при поступлении в театральный. "Ученье - свет, не ученье - культпросвет", шутили студенты. Тем не менее, училище я закончила и вскоре, поступила в ГИТИС им. Луначарского. Но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №225010500088