Русским людям. Первый месяц нового года

          1 января 2025 года началась работа над рассказом о русском календарном годе и русских названиях месяцев года.  Как сказали бы наши русские предки, «лета седмь тысящ пятьсот тридесять третьего студня в девятыйнадесять день», поскольку 1.01.2025 года соответствует 19.12.7533 года по старому летоисчислению «от сотворения мира» [1]. И рассказ этот продолжает освещать вопросы, связанные с возвращением русскости в повседневную жизнь русских людей, продолжает дело, начатое в мае 2024 года в работе «Русским людям» [2].

          Итак, мои любознательные читатели, начнём.
 
          Выдающийся русский историк Василий Никитич Татищев (годы жизни с 19 [29] апреля 1686 по 15 [26] июля 1750 года) полагал, что с незапамятных времён год на Руси начинался с весны, с марта и длился 12 месяцев. В своей «Истории Российской» он писал: «Начало года … у разных народов разное …, но у счисляющих 12 … месяцев [год начинается] в начале весны, то есть от 1 марта, у других точно от равноденствия, у иных в первое новолуние по равноденствии…» [3; 4].

          «Какое счисление времени до принятия веры христовы наши предки имели, о том ничего написанного не имеем... Начало же года у нас сперва счислялось от весны – от новолуния после равноденствия… После принятия веры христовы церковный год счисляли от первого марта…, но историки более древнее начало с весны употребляли… В 1342 при митрополите Феогносте в прении о начале года, приключившемся на соборе в Москве, решено и положено как церковный, так гражданский [светский] год начинать сентемврия [сентября] от первого числа, а в 1700 повелено счислять от первого геннуария» [января] [3; 4].

          Замечу, что Феогност, митрополит Киевский и всея Руси, много сделавший для укрепления власти князей московских (великих князей владимирских), умер 11 марта 1353 года от чумы. Погребён в алтаре Успенского собора Московского Кремля. Общецерковный святой [5].

          Есть и другие источники, свидетельствующие о том, что «в России до 1343 года первым считался [месяц] март, а на [церковном] Соборе, бывшем в сём году, определено считать по примеру Александрийской Церкви, начальным [месяцем года] сентябрь» [6; 7].

          И ещё. «С 1347 года начали праздновать начало всего года на Семён день, то есть 1 сентября, а прежде того с неизвестных времён праздновали Новый год с 25 числа марта» [8].

          Следует обратить внимание на седую древность празднования начала года в марте на землях Русской равнины, а также к западу и юго-западу от неё, которое утвердилось ещё до середины первого тысячелетия. Судите сами.

          Византийская империя, возникшая как наследница части Римской империи в 395 году, отказывалась от марта как начала года и переходила на празднование Нового года в сентябре постепенно. Историки называют 462 год годом начала этого перехода. Хотя есть и отсылки к событиям, произошедшим за 150 лет до этого в предшествующей ей Римской империи, к деяниям императора Константина Великого, к 312 году. Следующими вехами на пути отказа Византии от марта как начала года стали 537, а затем и 681 годы (или вскоре после этого) и, наконец, год 988, когда вся Византийская империя, включая и государство, и православную церковь, полностью и окончательно при императоре Василии Втором Болгаробойце (годы жизни с 958 по 15 декабря 1025 года) перешла на празднование начала года в сентябре [9; 10; 11; 12; 13; 14].

          Таким образом, начиная с середины 5 века, наши далёкие предки не могли заимствовать у Византии календарь с началом года в марте, но календарь-то у них уже был, и новый год начинался в марте.

          Можно было предположить, что с принятием христианства на Руси (как принято считать для упрощения) в 987-989 годах также полностью или хотя бы частично будет изменён русский дохристианский календарь, в частности, месяц начала года, да и названия самих месяцев. Однако, этого не произошло. По-прежнему Новый год на Руси праздновался и государством, и народом в марте, да и названия месяцев, о которых речь пойдёт в дальнейшем, остались и использовались русскими в делопроизводстве, по меньшей мере, ещё пять столетий, а в быту некоторые названия месяцев используются до сих пор. И не только в России и на землях бывшей Российской империи, но и к западу и юго-западу от них [15].
         
          Не произошло быстрой смены календаря дохристианского на календарь византийский православный с началом года в сентябре по нескольким причинам.

          Во-первых, потому что календарь наших предков был древним. Насколько древним, насколько созданным самим народом, а насколько заимствованным у другого или других и каких именно народов – это вопросы отдельного исследования. Важно, что в середине 5 века он уже был. А появился он вряд ли ранее 5 века до нашей эры, но и, скорее всего, не позднее 1 века нашей эры [16].

          Во-вторых, этот календарь был тесно связан с предшествующей христианству верой, которую учёные ещё в 19 веке, в силу многих причин, включая соображения религиозные и церковные, скудость исторических сведений и источников их получения, да и попросту, за неимением лучшего, объявили «язычеством» и упорствуют в этом до сих пор [17].

          Поэтому вписывался византийский календарь в русскую жизнь несколько столетий. Вехи отказа Руси от старого календаря и связанной с ним дохристианской веры («язычества») в исторических источниках сохранились: церковный Собор 1343 года (при митрополите Феогносте), церковный Собор 1492 года или решения церкви, принятые несколько позднее, и утверждённые великим князем и государем всея Руси Иваном Третьим Васильевичем (годы жизни с 22 января 1440 по 27 октября 1505 года), Указ Петра Первого №1736 7208 года декабря в 20 день [20.12.1699 года] «О праздновании Нового года» «от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа [1700 года], а не от создания мира». Были и иные церковные свидетельства о шагах по вводу нового календаря и в 1291, и в 1407 годах [3; 4; 11; 18; 19; 20; 21].

          Почему выше было сказано «1492 год или несколько позднее»? Просто потому, что никаких подлинных церковных записей и великокняжеского (царского) указа не сохранилось. Поторопился приписать не существовавшее решение церковному Собору 1492 года великий русский историк Николай Михайлович Карамзин (годы жизни с 1 [12] декабря 1766 по 22 мая [3 июня] 1826 года) [19; 22].

          Замечу, что «язычество» из жизни русских людей ни по каким указам полностью не ушло. И важность для наших предков марта месяца постоянно о себе напоминает. Масленицу-то все русские люди до сих пор празднуют, хотя прямая её связь с весенним равноденствием многим не видна.

          И ещё. Давно пора было уточнить, что для русских людей календарь - это «роспись всех дней в году» [23].

          Что касается дохристианского календаря наших предков с празднованием начала года в марте, то в неизменном виде он просуществовал более 1000 лет, если считать с середины 5 века по конец 15 века, или от 1400 до 1900 лет, если считать от 1 века или 5 века до нашей эры. А с учётом повсеместного использования старых названий месяцев в повседневной жизни с 1500 по 1700 годы, то ещё на 200 лет дольше: от 1200 лет до 2100 лет. Вот Вам и календарь «язычников»!

          Продолжение следует.

          ИСТОЧНИКИ:

1. Черепнин Л. В. Русская хронология [Текст] / Л. В. Черепнин. – Москва: [б. и.], 1944. – 93 с. – (Учебные пособия по вспомогательным, историческим дисциплинам / Под ред. доктора исторических наук профессора А. И. Андреева. / Глав. архивное упр. НКВД СССР. Историко-архивный ин-т); Л. В. Черепнин. Русская хронология [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://www.russiancity.ru/books/b40.htm

2. Русским людям (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/ 2024/05/11/64; [Свидетельство о публикации №224051100064]

3. Татищев В. Собрание сочинений: В 8-и томах: т.1. История Российская. Часть 1.: – Репринт с изд. 1962 г. – М.: Ладомир, 1994. – 500 с.

4. Собрание Сочинений В 8 Томах – Репринт С Изд. 1962 Г. – М.: Ладомир, 1994: Татищев Василий Никитич: Free Download, Borrow, and Streaming: Internet Archive [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://archive.org/details/ 8-.-4.-..-1962-..-.-1995/ ТатищевВ.Н.-СобраниесочиненийВ томахт..—Репринтсизд. г.—М.Ладомир/mode/ 2up?view=theater

5. Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. – Санкт-Петербург: Имп. Рус. ист. о-во, 1896–1913. Т. 25: Яблоновский – Фомин. Т. 25. – 1913. – 493 с. С. 236–238.

6. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://www.pravenc.ru/text/82070.html

7. Московская духовная академия. Руководство к Пасхалии для употребления в духовных училищах. – Москва.: Типографии В. Готье, 1853 [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://cdn.azbyka.ru/wp-content/uploads/2015/09/ rukovodstvo-k-pashalii-dlja-upotreblenija-v-duhovnyh -uchilishhah.-m.-1853.pdf

8. Ханыков В. Я. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 года / Сост. В. В. Ханыков; Сообщ. архим. Леонид. – Москва: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1878. – 131 с.

9. Острогорский Г. А. История Византийского государства / Пер. с нем. М. В. Грацианского. Под ред. П. В. Кузенкова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 896 с.

10. Уваров В. А. Оборотная сторона календарной реформы Юлия Цезаря [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://www.hrono.info/ statii/2007/revs.html

11. Михаил Бернацкий. Празднование Начала индикта – церковного новолетия - православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://azbyka.ru/prazdnovanie -nachala-indikta-cerkovnogo-novoletiya

12. Византийский календарь [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Византийский_календарь

13. Вселенский патриархат. Религиозно-этическая энциклопедия. Том 9. Афины. 1966. стр. 778. (на английском языке)

14. Харрис Дж. Византия: история исчезнувшей империи: / Джонатан Харрис; перевод с английского [Н. Нарциссова]. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2017. – 384 с.

15. КРЕЩЕНИЕ РУСИ [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://www.pravenc.ru/text/ 2459053.html?ysclid=m5ijh9a1ee290418780

16. Третьяков П. Н. Восточнославянские племена [Текст] / П. Н. Третьяков. – Москва; Ленинград: 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Л., 1948. – 184 с.; Венеды [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Венеды; Древние славяне [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Древние_славяне

17. Язычество [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Язычество https://ru.wikipedia.org/wiki/Венеды

18. Чечулин Н. Иоанн III Васильевич. Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. – Санкт-Петербург: Имп. Рус. ист. о-во, 1896–1913. Т. 8: Ибак – Ключарев. Т. 8. – 1897. – 756 c. С. 193–228.

19. «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. АН СССР. 1986. С. 45–62; «ИЗЛОЖЕНИЕ ПАСХАЛИИ» МОСКОВСКОГО МИТРОПОЛИТА ЗОСИМЫ» [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://vostlit.info/ Texts/Dokumenty/Russ/XV/1480-1500/Zosima_mitrop/pred1. phtml?ysclid=m5gyb794mk955337193

20. Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избр. ст. / А. Н. Афанасьев; [Вступ. ст. Б. П. Кирдана. – Москва: Современник, 1982. – 464 с.; Афанасьев, Александр Николаевич (1826-1871). Поэтические воззрения славян на природу [Текст]: в 3 т. / А. Афанасьев. – [Репринт издания 1865 г., с исправлениями]. – Москва: Индрик, 1994. Т. 1. – 1994. – 800 с.

21. Указ Петра о Новом Годе [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://spbarchives.ru/documents/ 10157/1001930/5.УказПетрао% 20НовомГоде.pdf?ysclid=m5ioh5iw3k450114370; Пётр I [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Пётр_I

22. Карамзин, Николай Михайлович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Карамзин,_Николай _Михайлович#cite_ref-Венгеров_1-0

23. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Том второй. И – О. СПб. – М.: Тип. М. О. Вольфа, 1881. – 814 с. С. 77.


Рецензии
Тема очень важная. Изучению первоначальной летописи Руси и календарю посвятил около 10 последних лет. Почему в счёте лет всё так запутано, да потому, что первый письменный календарь и письменность появились на Руси. Появление письменности позволило русским князьям объединить и удерживать огромные территории и богатства.У письменного календаря единое астрономическое основание, его не меняли, но спрятали, 1г. 1 марта, 15 марта, 1 апреля.Без Единого Основания и Единых Правил нет и календаря.Ещё великий учёный и богослов Болотов предупреждал, что мы "НЕ узнаем дату Р.Х." и не надо это делать, это пустая трата времени и усилий.Даже календарных Указа Петра-1 два, один напечатан,другой рукописный, поддельный.Первый Храм Христу, картина А.Иванова "Явление Христа.., да и появление Рюрика - Ф. Бруни, это период после празднования 1000-летия Руси, после 1862г.н.э.Автором календаря от Адама является И. Скалигер, это его календарная Шкала, принятая в 1582г., тогда же в календаре появился десятичный счёт.Что бы не бродить в календарных лабиринтах, посмотрите, если будет время, мою последнюю работу "Хронологию..."Жду новых и интересных публикаций. С уважением, В,Шепелин.

Владимир Шепелин   06.01.2025 17:12     Заявить о нарушении
Приветствую, Владимир! Благодарю за поддержку! Посмотрел Вашу "Хронологию". Мысли по поводу этой работы отражу в рецензии. Вижу, что Вы разделяете идею возвращения русскости в повседневную жизнь и сделали для этого немало! Для меня было важным донести до читателей факт первичности русского ("славянского") календаря, который был необоснованно записан в календари "языческие" и основательно забыт, перед календарем церковно-византийским, и обосновать это с помощью доступных и признанных источников, о которых речь пойдёт, в том числе, и в следующем рассказе. Важно, что русский новый год начинался в марте и был напрямую связан с весенним равноденствием. Важно, что он никак не был связан с Пасхой. Важно, что русским людям удавалось сохранить свой календарь неизменным в течение столетий, после появления на Руси церковного календаря.

С уважением, Дмитрий Беспояско.

Дмитрий Беспояско   06.01.2025 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.