О нормативном рейтинге для высшей школы
О НОРМАТИВНОМ РЕЙТИНГЕ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Проблема разработки и внедрения эффективной системы контроля качества знаний студентов до настоящего времени не имеет удовлетворительного решения и остается одной из актуальных проблем дидактики высшей школы. Но как показывает анализ теоретических и экспериментальных работ, проведенных в некоторых вузах Ташкента (ТХТИ, Высшая техническая школа пожарной безопасности, ТАДИ, ГГФ ТашГТУ) внедрение нормативного рейтинга, как современной системы контроля качества знаний студентов, может стать эффективным решением этой актуальной дидактической проблемы.
Нормативный рейтинг построен на принципе непрерывного контроля и самоконтроля качества приобретаемых студентами знаний и умений по изучаемой дисциплине. Как психолого-педагогическая система нормативный рейтинг нацелен на решение следующих психолого-педагогических задач:
• повышение объективности, точности и надежности оценки знаний и умений каждого студента;
• активизация учебно-творческой деятельности студентов:
• стимулирование развития позитивных личностных качеств студентов( волевых, моральных, познавательных, интеллектуальных и др.);
• стимулирование развития творческих способностей и профессиональных потребностей у студентов;
• формирование и непрерывное развитие повышенных мотивов и интересов в приобретении прочных и глубоких профессиональных и гуманитарных знаний.
В основе нормативного рейтинга лежит дидактический принцип многообразия видов учебно-творческой деятельности: выполнение устных и письменных работ, аудиторных и самостоятельных работ, учебных и творческих работ, аналитических и графических работ и т.д.
В структуру нормативного рейтинга заложены психологические механизмы активизации и стимулирования учебно-творческой деятельности, выявления и развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, формирование и развития умений и навыков по самоанализу и самоконтролю своей учебно-творческой деятельности, развитие умений по организации систематической учебно-творческой работы и другие.
Объективность, точность и надежность оценки знаний и умений студентов достигается благодаря применению единой рейтинговой шкалы с высокой дифференцирующей способностью и использованию строго рассчитанных нормативов баллов за все виды организационных, учебных и творческих работ, выполняемых студентами.
Нормативный рейтинг разработан на основе положений педагогики выбора и сотрудничества, которые способствуют активному формированию таких качеств у студентов, как самостоятельность, инициативность и ответственность.
Составными частями нормативного рейтинга являются:
• организационный учебный и творческий блоки;
• единая рейтинговая шкала и нормативы баллов за все виды работ учебно-творческой деятельности студентов о данной дисциплины;
• психологический и педагогический анализ учебно-творческой деятельности по данной дисциплине;
• инструкции, раскрывающие нормы качественного выполнения всех видов учебных и творческих работ;
• стандартизированные педагогические тесты, предназначенные для итого вой проверки уровня усвоения материала по данной дисциплине;
• банки индивидуальных заданий по всем видам учебных и творческих работ;
• формы рейтинговых журналов и рейтинговых ведомостей.
Нормативный рейтинг как психолого-педагогическая система работает при условии, что все компоненты рейтинга разработаны и составлены правильно и находятся во взаимодействии и взаимосвязи.
Практическое применение нормативного рейтинга в течение последних трех лет показало, что требуется определенный психологический период для адаптации студентов к восприятию данного рейтинга.
Внедрение нормативного рейтинга в учебный процесс сопровождается необходимостью краткосрочной переподготовки (до одного месяца ) преподавателей и разработки банков индивидуальных заданий ( по конкретной дисциплине около трехсот заданий).
Экспериментальная проверка эффективности нормативного рейтинга в ТХТИ ТАДИ ТГТУ показала следующие результаты:
• активность, инициативность и ответственность студентов при выполнении учебно-творческих работ повысилась в 1,5 – 2 раза;
• ритмичность и систематичность работы студентов значительно повысилась (по сравнению с контрольными группами, использующими поэтапный рейтинг).
Свидетельство о публикации №225010500999