***
Роско Арбэкль (1887-1933) входил в число первых кинематографистов, начавших работать в Калифорнии и основавших фабрику грёз Голливуд. Впервые, актёр появился на экране ещё в 1909 г. и достаточно быстро стал делать карьеру благодаря удачно подобранному амплуа и множеству творческих идей. Роско был настоящим человеком-оркестром: он писал сценарии, сам придумывал трюки, ставил фильмы как режиссёр, в которых же и снимался. Знаменитые комики Голливуда, такие как Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд, Монти Бэнкс или Боб Хоуп, работавшие в разное время с Роско Арбэклем, считали его своим наставником, открывшего им дорогу в большое кино.
Сам Роско был человеком скромным и застенчивым, он очень стеснялся своей фактуры- его вес был около 140 килограмм при росте в 178 см, своё экранное прозвище Фатти он ненавидел, именно так его дразнили в школе. Детство актёра было тяжёлым, его мать рано умерла, а отец ненавидел его и не признавал своим сыном. Несмотря на большой вес, Фатти был очень пластичным и подвижным, прекрасно танцевал, мог сделать сальто и сесть на шпагат, актёр обладал прекрасным голосом и сам Энрико Карузо уговаривал его начать оперную карьеру.
Роско Арбэкль создал на экране образ простодушного толстяка, попадающего в комические и опасные передряги и выходящего сухим из воды. Публика очень любила это образ и популярность Фатти росла от фильма к фильму. Вместе с популярностью росли и гонорары: от 3 долларов в день в 1909 г. к 1000 долларов в день плюс 25 процентов прибыли в 1914 г. На пике своей популярности в 1918, Роско Арбэкль подписал контракт с ,,Парамаунт” на сумму в 3 миллиона долларов в год, немыслимые по тем временам деньги.
В личной жизни Роско Арбэкль был счастлив, его женой была киноактриса Минта Дёрфи 91889-1975), она часто выступала с мужем партнёршей в его фильмах, также Минта снималась в ряде фильмов с Чарли Чаплиным. Супруги были настоящими друзьями и уже после расставания и в тяжёлые для Фатти времена, Минта всегда оставалась на его стороне.
Лучшим другом Фатти был другой знаменитый комик Бастер Китон (1896-1966). Роско Арбэкль открыл Бастера для кино, пригласив его в 1917 г. сыграть дебютную роль в своём фильме. На экраны вышел целый ряд короткометражных комедийных фильмов с Роско Арбэклем и Бастером Китоном, третьим партнёром был Эл Сент-Джон, племянник Роско, игравший в этой серии злодеев. Эти комедии с троицей хулиганов имели у публики невероятный успех. Бастер Китон позже построил свою карьеру, став одним из лучшим комиков в истории кино, Бастер был всю жизнь бесконечно благодарен Роско Арбэклю и никогда не оставлял друга в тяжёлые времена.
Роско Арбэкль всегда был полон самых всевозможных идей, от сюжетов к фильмам до вызывающих хохот у зрителей трюков, которые он как использовал сам, так и дарил или продавал своим коллегам. Один из самых известных трюков авторства Фатти- битва тортами, сцена, когда персонажи фильма запускают друг другу торт в физиономию, дальше и больше и всё заканчивается грандиозной битвой всех против всех с метанием огромного количества тортов. Этот трюк использовался на протяжении десятилетий в сотнях комедийных фильмов, используется и сегодня в различных шоу.
Крах карьеры комика имеет точную дату: 5 сентября 1920 года. В этот день празднования американского Дня труда, Роско Арбэкль в кампании двух других актёров прибыл в Сан-Франциско, где они сняли три номера в шикарном отеле ,,Сент-Фрэнсис”, один из номеров решили использовать для проведения вечеринки (party-room). Празднование после долгих недель тяжёлой работы, актёры начали ещё днём, пригласив в отель множество знакомых, малознакомых и совсем незнакомых людей из Голливуда и Сан-Франциско. Это была типичная вечеринка для Голливуда тех лет: море алкоголя (при действующем сухом законе), наркотики и танцы чарльстона до упаду. Вечеринка была в самом разгаре, когда одной из приглашённых девушек стало плохо, её мучали сильные боли, девушку отвели в спальный номер и уложили на кровать. Ею была Вирджиния Рэпп, малоизвестная киноактриса, последнее время она была известна тем, что не пропускала ни одной вечеринки и могла очень много выпить, а выпив пускалась в пляс, срывая с себя платье и бельё. Роско вызвал гостиничного врача, который констатировал сильную алкогольную интоксикацию и сделал ей для успокоения укол морфина (!). Вечеринка продолжалась ещё до поздней ночи, Вирджиния Рэпп оставалась же в отеле следующие два дня. Когда стало ясно, что её состояние только ухудшается, девушку перевезли в близлежащую клинику. В клинике девушке никак не могли поставить диагноз и начать оперативное лечение. Вместо этого Виджинии Рэпп снова и снова делали вспрыскивания морфия, это продолжалось следующие два дня. 9 сентября Вирджиния Рэпп скончалась. Вскрытие показало инфекцию мочевыводящих путей, вызвавшее перитонит, причиной смерти стал разрыв мочевого пузыря.
Уже 13 сентября 1920 Роско Арбэкль был арестован по обвинению в убийстве первой степени, позже прокуратура всё же выдвинула обвинение в непредумышленном убийстве Вирджинии Рэпп. Заявление в полицию подала другая гостья с вечеринки- Мод Бамбина Дельмон. Кем были девушки, приглашённые Фатти на вечеринку? Нельзя сказать, что они были открыто ,,женщинами с пониженной социальной ответственностью”, все они периодически работали моделями или иногда снимались в кино (хотя бы в массовке), но всё же в основном финансировали свою жизнь благодаря встречам с мужчинами, можно их назвать дамами полусвета. Подавшая заявление на Фатти мадам Дельмон была хорошо известна полиции: за Бамбиной тянулся длинный шлейф обвинений в рэкете, проституции, мошенничестве и даже ,,двоемужестве”, время свободное от коротких отсидок в тюрьме она проводила на голливудских вечеринках. И всё же именно такая персона как Мод Бамбина Дельмон стала инициатором преследования Роско Арбэкля и главным обвинителем на процессе. По неподтверждённой версии Дельмон шантажировала Роско Арбэкля и не достигнув успеха, обратилась в полицию.
Арест Роско Арбэкля вызвал гигантскую шумиху в прессе, где комик изображался в образе сексуального маньяка, убившего невинную девушку. Особое возмущение моралистов вызывал тот факт, что ,,мерзкая оргия", как они говорили, была устроена Роско Арбэклем в Деньтруда. К скандалу присоединились многочисленные религиозные и женские организации, требовавшие уничтожить развратного актёра, а с ним и весь Голливуд. Фабрика грёз отреагировала паникой, все фильмы Арбэкля сняли с экрана, теперь публика его ненавидела, звёздам было запрещено давать какие-либо комментарии по делу Фатти. Всё же друзья актёра, Чарли Чаплин и Бастер Китон публично выступили в защиту коллеги. Похороны Вирджинии Рэпп в Голливуде прошли в обстановке крайнего ажиотажа и призывов к мести за невинную жертву.
Пресса ежедневно выдумывала и раздувала отвратительные версии: Вирджиния Рэпп была раздавлена при сексе огромным весом Фатти; девушка была изнасилована большим острым куском льда, порвавшим её внутренние органы; вскоре кусок льда заменили на бутылку шампанского. В такой чудовищной обстановке начался судебный процесс, перед зданием суда собралась огромная толпа, грозившая актёру судом Линча. В приехавшую на процесс жену Фатти Минту Дёрфи кто-то выстрелил из толпы. Во время суда сторона обвинения вела себя крайне грубо и агрессивно, давила на свидетелей и оскорбляла подсудимого. Концепция обвинения состояла в версии о том, что развращённый до мозга костей злодей насилует и зверским образом убивает юную невинную девушку. Роско Арбэкль вновь и вновь настаивал на своей невиновности, нанятая им команда адвокатов отбивалась как могла. Всё же присяжные не нашли доводы обвинения убедительными, они не пришли к единому мнению и процесс был аннулирован.
11 января 1922 года начался второй судебный процесс, на нём перешла в атаку уже сторона защиты. Адвокаты Фатти одно за другим разбивали показания свидетелей, которые и до этого были весьма путанными, защита доказывала их несостоятельность или предвзятость, свидетели стали менять свои показания или отказываться от них. Далее защита занялась персоной самой Вирджинии Рэпп, разбив созданный прессой образ невинной девушки. Юной Вирджиния Рэпп не была, ей было 30 или даже более лет. С юных лет она вращалась в шоу-бизнесе, начав как натурщица, позже модель и киноактриса, играя небольшие роли во второстепенных фильмах, где не была указана в титрах. В длинных перерывах между случайными съёмками Вирджиния Рэпп проводила в бесконечных путешествиях, очевидно она сопровождала состоятельных мужчин в их поездках. Вирджиния Рэпп сожительствовала с кинорежиссёром Генри Лерманом, рассказывая всем что они помолвлены или даже уже женаты. Лерман же какое-то время хотел снимать Вирджинию в своём новом фильме, создав ей в прессе легенду о шикарной девушке из высшего общества, но до съёмок дело не дошло. Жениться же на Вирджинии Генри Лерман вообще не собирался, в его доме она была зарегистрирована как ,,квартирантка”. Многие из окружения Вирджинии Рэпп знали, что в последнее время она имела хроническое заболевание мочевыводящих путей, а злоупотребление актрисой алкоголем приводило к дальнейшим осложнениям и сильнейшим болям. Отсутствие должного лечения, а не мифическое жестокое изнасилование, и привело к трагическим последствиям.
Но и второй процесс закончился ничем, присяжные так и не пришли к единому мнению из-за позиции некоторых членов жюри, хотя невиновность Роско Арбэкля была уже очевидна.
Меж тем Мод Бамбина Дельмон предприняла турне по стране, в котором она выступала в женских консервативных клубах. На этих лекциях Бамбина разоблачала ужасное падение нравов и разврат в Голливуде, то, что она сама была частью этой теневой стороны киностолицы, её не смущало. Часто лекции отменяли из-за того, что Мод Бамбина Дельмон слишком активно прикладывалась к спиртному перед выступлением.
Лишь на третьем судебном процессе, закончившимся 13 марта 1922 года. Роско Арбэкль был единогласно оправдан и с него были сняты все обвинения. Процесс завершился доселе невиданным актом- присяжные передали Фатти письменные извинения за грубую и непрофессиональную работу следствия и прокуратуры.
Но смех в жизнь комика так и не вернулся. В Голливуде воцарился пресвитерианский священник Уилл Хейс, опиравшийся на мощную поддержку крупнейших религиозных, женских и политических организаций. Хейс навязал киностудиям свод цензурных правил о том, что не следует показывать на экране, личная жизнь кинозвёзд находилась под пристальным наблюдением. Уилл Хейс лично запретил Роско Арбэклю пожизненно работать в кино, хоть и актёр был полностью оправдан. Хейса боялись, как огня и несмотря на то, что запрет был позже снят, двери киностудий оставались закрытыми для Роско.
Роско Арбэкль выплатил свои адвокатам более 700 тысяч долларов, для этого ему прошлось продать свой голливудский дом и ценные вещи, безработный актёр оказался буквально на грани нищеты. На помощь пришёл верный друг Бастер Китон, который стал отчислять Фатти процент с прибыли своей кинофирмы, Китон по-прежнему считал, что обязан своему наставнику всем. Постепенно Роско Арбэкль стал тайно получать временную работу на студиях- доснять незначительные сцены или перемонтировать неудачный материал. О работе актёром не могло быть и речи, Фатти не пускали даже в массовку.
Минта Дёрфи в 1923 г. получила развод, с самого начала скандала она верила в невиновность мужа и поддерживала его во времена трёх судебных процессов, но пережитое развело их. До своей смерти Минта Дёрфи вспоминала бывшего мужа лишь добрыми словами.
В 1925 году Роско Арбэкль женился на киноактрисе Дорис Дин (1901-1974), но брак не был удачным, Роско бросил жену и Дорис Дин подала на развод по причине жестокого обращения.
Здоровье актёра было в очень плохом состоянии. Ещё в 1916 г. Роско Арбэкль перенёс тяжёлую травму и с тех пор был зависим от болеутоляющих препаратов и морфина. Роско глушил тяжёлую депрессию лошадиными дозами алкоголя и сменил морфий на героин. Его характер стал невыносимым, часто он затевал безобразные скандалы и драки в общественных местах. На помощь приходил всё тот же Бастер Китон, но от лечения Роско категорически отказывался.
Вот как описывает свои впечатления от встречи с Фатти на съёмочной площадке в 1931 году кинозвезда Луиза Брукс:
,, Он и не пытался как-то руководить процессом съёмок этой картины. Он просто сидел в своем режиссерском кресле, как мёртвый. Он был очень милым и безмятежно мертвым с тех пор, как разразился скандал, разрушивший его карьеру. Но для меня было таким потрясающим открытием взяться за создание этой неудачной картины и обнаружить, что моим режиссером был великий Роско Арбэкль. О, я думаю, что он великолепен в кино. Он был замечательным танцором — прекрасно танцевал бальные танцы, это было все равно что плыть в объятиях огромного пончика — действительно восхитительно.”
Всего Роско Арбэкль принял участие в создании более 250 фильмов, из них в 153 как актёр. Из этих фильмов сохранилось менее четверти, немые фильмы на целуллоидной плёнки вообще начали сохранять в архивах лишь в 1950-е годы, а фильмы с участием Фатти после скандала 1921 г. просто беспощадно уничтожались.
Следы Мод Бамбины Дельмон со временем затерялись, авантюристка снова выходила замуж и меняла фамилии. Последний раз её видели в конце 1930-х годов в Лос-Анджелесе, где она владела магазином нижнего белья.
С конца 1920-х годов Роско Арбэкль стал регулярно получать работу как постановщик фильмов категории Б, но имя в титрах всё равно приходилось менять на псевдоним- Уильям Гудрич. Роско снова женился в 1932 г. на комедийной актрисе Эдди Макфейл (1905-2003) и на этот раз брак был счастливым. В 1932 г. ,,Уорнер бразерс” доверило Роско Арбэклю снять 6 короткометражных комедийных фильмов. Имя Роско как режиссёра не только стояло в титрах, но и он сам исполнял в них главные роли. 6 двадцатиминутных фильмов очень понравились публики, она была рада вновь увидеть на экране любимого в прошлом комика. 22 июня 1933 года ,,Уорнер бразерс” подписала с комиком контракт на несколько лет. Вечером Роско Арбэкль справлял с друзьями два для него важных события- годовщину свадьбы и подписание контракта с киностудией, ночью же актёр скончался во сне от сердечного приступа, ему было всего 46 лет.
Свидетельство о публикации №225010601509