Маленькие чтения. 6 января
Слово на день Рождества Христова
Сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет (Акаф. Бож. Мат. Конд.8).
В этих словах церковной песни указана цель, для которой пришел на землю во плоти Бог – Слово, – именно та цель, чтобы человека, созданного для неба и падшего и умерщвленного грехом, порабощенного земными страстями – снова возвести на небо при том справедливом условии, если он, сознав свое крайнее заблуждение и гибельность избранного им пути, обратится всем сердцем к Богу, от Которого отпал, покается всем сердцем, отвергнет житейские пристрастия, возлюбит Бога и поживет на земле небесно, на сколько возможно при помощи божественной благодати. Такова цель празднуемого нами ныне пришествия Бога на землю во плоти. Он пришел отвратить от нас крайнее бесчестие греха и страстей, коими мы поработились по своей воле, избавить от гибельного рабства диаволу, от праведного проклятия и вечной смерти, возродить нас благодатию крещения, усыновить нас и даровать нам Духа Святого, с помощью которого мы могли бы жить на земле достойно высокого своего звания – чад Божиих.
И божественные намерения, божественные планы касательно нашего возрождения, освящения и обновления совершились в человеках, т. е. во множестве человеков спасенных, которые послушались зовущего их ко спасению гласа Божия, и пошли путем спасительным. Бесчисленное множество святых угодников оправдали своею жизнью божественный план спасения человечества. Оправдися божественная премудрость от чад своих. Этот дивный божественный план спасения совершается и ныне во всех покорных любвеобильному гласу Божию, зовущему их ко спасению и к наследию вечному, уготованному им на небесах. Господь основал на земле Церковь Свою, которой вручил небесное, спасительное учение, Свои спасительные таинства, дал Своих учителей и пастырей, которым вверил руководство к небу искупленного человечества.
Но многие ли понимают и принимают этот премудрый и в то же время простой план нашего спасения? Многие ли принимают даруемые Богом средства к своему спасению? Многие ли отрешаются от житейских пристрастий, омрачающих и связывающих душу? Многие ли дорожат именем христиан и чад Божиих; многие ли думают о небесном наследии, уготованном для них благостью Отца небесного, ради Сына Его единородного? Мы видим, что современный человек упал крайне глубоко, весь погрузился в чувственность, связал всего себя житейскими страстями и чувственными удовольствиями, извратил порядок жизни указанный Творцом, и таким образом не только не следует божественному плану спасения нашего, но, на сколько этот план касается его, разрушает оный. Таковы будут и плоды безрассудной жизни. Человек, поправший Божии дары с таким безрассудством и с такою дерзостью, лишается всех Божиих обетований и даров.
Посмотрите со вниманием на жизнь современного человека, как она неестественна, не говорю уже – неблагодатна, как не христиански провождается. Посмотрите, как он извратил самыя наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, – принося это, как бы постоянное кадило, демону, живущему во плоти, – заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, – и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца; поглощаемый постоянно дым не может не действовать и на тонкость сердечного чувства: он сообщает ему плотяность, грубость, чувственность. Чрево – стало идолом; постов многие совсем не держат, считая их тягостными; пирования и пьянство сделались явлениями постоянными; деньги стали положительно современным кумиром, и для легкого приобретения их, люди не пренебрегают никакими средствами, как бы они ни были неблагородны, нечестны; все помыслы, заботы, забавы, в том числе и игра, словом, – удовольствия, искательства, намерения, предприятия, даже учение направлены к земле; о небе, о небесном звании, о небесном учении и житии во многих домах нет и помину. Человек стал весь земля, весь прах! А между тем Бог сошел на землю для того именно, чтобы человека возвести на небо. Адаме, где ecи? Человек христианин, где ты? Как ты глубоко ниспал. В какую ты тьму зашел сам добровольно? Возникни ты, выйди на свет Божий, познай свое божественное благородие, свое небесное звание, возвратись к Богу, – брось чувственность, мертвящую дух, – начни жить по духу добродетели, умертви плотские страсти, покайся и соединись с Богом, да возведет тебя на небо и посадит с Собою на престоле царства Своего.
Говоря о земном, страстном, недостойном направлении жизни людей, я не упускаю из виду и многих светлых сторон в жизни многих христиан и добродетелей истинно христианских, но это – слабое меньшинство. Дай Бог, этому меньшинству – превосходить большинство. Аминь.
С Рождеством Христовым!
Свидетельство о публикации №225010601651