Кумраниты и зарождение христианства

    В Иудее накануне разрушения Храма, как сообщают источники,  существовало не менее 20 разобщенных религиозных течений, по-разному относившихся к Храму и к римской оккупации. Основные  из этих течений:
1.Эллинизированные и ассимилированные евреи. Они приветствовали римское присутствие , извлекали из него выгоду и ненавидели евреев, сопротивлявшихся римскому господству.
2.Саддукеи. По большей части, это были богатые евреи,  большинство из которых доминировали в Храме и были готовы сотрудничать с римлянами, чтобы сохранить свою власть. В других еврейских фракциях саддукеи ненавидели нарушителей спокойствия.
3.Фарисеиское течение, верное Торе и Устному Закону. Фарисеи не хотели иметь ничего общего с римлянами, не отказываясь от своих религиозных принципов. Они не одобряли другие еврейские фракции — ни те, которые пытались выслужиться перед римлянами, ни те, которые выступали за открытое восстание.
4.Зелоты - группы националистически настроенных экстремистов.  Они были возмущены римским присутствием и не скрывали своей ненависти к тем евреям, которые, по их мнению, активно или молчаливо сотрудничали с римлянами.
5.Отколовшиеся секты. Эти религиозные группы придерживались крайних взглядов и выступали против саддукеев и фарисеев.Одной из таких групп были  ессеи.
     О секте ессеев ничего не сказано ни в еврейских традиционных источниках, ни в Новом Завете. Только после обнаружения в районе Мертвого моря в 1947 г. и расшифровки Кумранских свитков,из фрагментов древних рукописей стало известно, в чем состояли мировоззрение и верования ессеев — общины отшельников,которые удалились от Иерусалима и Храма в пустыню и создали замкнутую религиозную организацию, чтобы там ожидать скорого прихода Мессии. Палеографический и радиоуглеродный анализы датируют кумранские свитки периодом между 250 г. до н. э. и 68 г. н. э. (когда Кумран был уничтожен римлянами).
     Некоторые исследователи  задолго до открытия свитков Мертвого моря предполагали связь между Иисусом и ессеями – иудейской религиозной группой, о которой писали Иосиф Флавий, Филон Александрийский и Плиний Старший. Так, Эрнест Ренан еще в 1863 считал Иисуса учеником ессеев. Самые важные и подробные сведения о ессеях дает Иосиф Флавий, который не просто общался с ними, а жил в течение года или даже трех в качестве послушника одного из ессеев.
     Религиозное течение ессеев появились после маккавейских войн в результате раскола движения хасидеев и ,вероятно, от  этого слова и произошло их название.Иудейская религиозная партия хасидеев — ревнителей веры и закона , сформировалась как противодействие начавшемуся во II веке процессу эллинизации среди евреев Палестины  и состояла из иудеев, верных древнему закону, с целью ревностного выполнения всех его требований.Их численность составляла  примерно четыре с лишним тысячи человек.
     Ессеи-кумраниты жили замкнутой общиной, для которой характерны были общность имущества, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы, изучение религиозных текстов.Имущество нового члена  смешивалось с  имуществом общины и им могли пользоваться все. Члены общины избегали общаться с окружающим миром: они должны были, согласно уставу, "отделиться от людей кривды".Целью кумранитов и всех их установлении была подготовка к решающей борьбе "сынов света" с "сынами тьмы", которая должна будет кончиться победой "сынов света".
Они прервали отношения с Храмом, считая, что он был осквернен первосвященниками, и называли себя "Новым союзом" (или "Новым заветом"). Два других самоназвания общины, встречающиеся в кумранских рукописях, — "община нищих" или просто "нищие" (эвийоним)— отражали ее социальный состав и отношение к богатству членов общины.  Впоследствии «нищими» (эбионитами) стала называть себя группа христиан из иудеев, находившаяся в Палестине.  Кумраниты называли себя также "сынами света"  в противоположность "сынам тьмы", к которым они причисляли все остальное человечество, а также "простецами", "немудреными" .Уже из этих самоназваний вырисовывается организация, оппозиционная взглядам, господствующим в окружающем кумранитов обществе.Самоназвание «ессеи» они не употребляли, вероятно выделяя себя в  особую группу, близкую ессеям  по духу.
    Руководили кумранитами 12 старейшин; главными врагами подразумевались «иноплеменники» и их союзники.
    В свитке «Война сынов света против сынов тьмы» подробно описано, как они должны быть вооружены, др. словами, они готовились к реальной войне, но с помощью высших сил.Победа над «сынами тьмы» должна привести к  Дню суда, когда воскреснут мертвые и Бог искоренит всех идолослужителей с лица земли.
    Не все ессейские общины, в том числе и близкие к кумранской, были столь же изолированы. Флавий пишет, что ессеи жили практически в каждом крупном городе Иудеи (но там держались обособленно), а также в изолированных от внешнего мира общинах. Филон сообщает, что в его время (первая половина 1 в. н. э.) насчитывалось всего около 4000 ессеев.
    Среди рукописей, обнаруженных в Кумране, имеется так называемый Дамасский документ, судя по которому условия жизни других сектантов ессейского толка отличались от условий жизни кумранской общины. Члены секты, чья организация отражена в Дамасском документе, не обобществляли свое имущество, у них было индивидуальное хозяйство, а у некоторых и рабы.
Устав Кумранской общины и Дамасский документ отражают различные сосуществовавшие локальные группы, отличавшиеся по своим организационным принципам, но близкие друг к другу по идеологии. Кумранская община была сообществом отшельников, пытавшихся осуществить своего рода идеал; Дамасский документ отражает организацию людей, живущих в обычных условиях.
     Кумраниты жили в строгой иерархии, и при этом помогали друг другу, подобно братьям. Флавий называл ессеев «наилучшими людьми».  Люди, недовольные своей жизнью, не видящие выхода, шли к кумранитам. Римский писатель Плиний Старший сообщал об ессеях (разновидностью которых и была кумранская община): "Изо дня в день число их увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев"

             Учитель Праведности как прообраз Иисуса Христа

     В представлениях  кумранитов о конце мира, о суде божьем, которому подвергнутся нечестивые, о посреднике между богом и людьми особое место занимает почитание  "Учителя праведности". Этот человек, по мнению большинства ученых, реально существовал.
Во время римских гонений на иудеев община вынуждена была бежать в «страну Дамаска», и там, в середине II века до нашей эры, они заключили с Богом  «Новый Завет» . После заключения этого «Нового Завета» в Дамаске община возвращается   в Иудею и поселяется в Кумране, в Иудейской пустыне. Здесь у них  формируется представление о том, что их лидер, Учитель Праведности, — это истинный Мессия, Сын Божий.
    Согласно кумранским документам, против Учителя выступил "нечестивый жрец" ( «Человек лжи»), который вместе со своими приспешниками расколол общину и донес на Учителя Праведности. Учитель  попадает в тюрьму, над ним идет суд, его приговаривают к смерти через повешение на дереве.
    Наиболее распространено мнение, что "Учитель Праведности" жил во II в. до н. э. Он создал учение кумранской общины. После его смерти произошла, как это обычно бывает в новых религиозных течениях, мифологизация его образа. Ему придавались особые черты: в кумранских рукописях, например, говорится, что учитель знал истину "непосредственно из уст бога". Кумраниты ставили основателя своей общины выше ветхозаветных пророков, поскольку он  мог истолковывать все тайны, содержащиеся у пророков (одним из специфических жанров кумранской литературы были комментарии к древним пророчествам, которые кумраниты истолковывали в духе своего учения и как указания на современные им события). Преданность заветам "Учителя Праведности" должна спасти его сторонников во время последнего суда.
        После гибели Учителя в Кумранской общине возникает идея о его втором пришествии через сорок лет, уже в качестве Мессии-царя. Он уничтожит всех нечестивцев, установит на земле мир и вознаградит праведников.

       При кратком пересказе  истории  кумранитов  бросается в глаза очевидная схожесть верований ессеев с верованиями ранних христиан, а образ самого Учителя слишком напоминает или Иоанна Крестителя, или  самого Иисуса. Тем не менее, согласно результатам радиоуглеродного анализа «Дамасского документа», в котором впервые упоминается «Учитель Праведности», документ был написан около 80 года до н.э., то есть задолго до появления на свет Иисуса Христа.

      В 1950 году профессор Сорбонны А. Дюпон-Соммере опубликовал материал, где, пересказав историю Учителя праведности, сделал вывод о том, что  этот Праведный Учитель  во многих отношениях является «точным прототипом Иисуса»:
«Все в этом иудейском Новом Завете готовит нас к появлению  Нового Завета Христиан. Учитель из Галилеи во многом кажется реинкарнацией Учителя Праведности.Подобно ему, Он проповедовал  покаяние, бедность, смирение, любовь к ближним, целомудрие. Подобно ему, предписывал соблюдение  Закона Моисеева. Подобно ему, был Избранным, Мессией Божьим, искупителем мира. Как и он, вызвал вражду первосвященников из партии саддукеев. Подобно ему, был приговорен к смерти и казнен. Подобно ему, предсказал гибель Иерусалима..» .
Это сходство , а также уверенность многих исследователей в том, что в Кумране обитала община ессеев( именно их идеи обнаружили в сектанских свитках) позволили связать Иисуса с движением ессеев и Кумранской общиной.
     Многие исследователи видят в этих древних документах несомненную связь с происхождением христианства: место, где они были найдены (менее 25 км от Иерусалима), их датировка (250 г. до н.э-68 г. н.э.), языки, на которых они написаны (иврит, арамейский и греческий) - все это делает Кумранские свитки  важным источником для  понимания многих сторон Евангелий и жизни Иисуса.
     В целом можно сказать, что некоторые свитки проясняют Евангелия. Более того, ряд ключевых кумранских текстов  содержит идеи и формулировки, схожие с теми, которые мы находим в некоторых евангельских отрывках.
Представление о конце мира, о борьбе добра со злом, мессианизм, резкие выступления против богатства, своеобразное переплетение учения о предопределенности Богом всех событий в мире и представления о свободе воли у человека, который может выбрать путь спасения, — все это свойственно и ессейству и раннему христианству. Резкое осуждение жертвоприношений в христианстве также перекликается с отношением к этому обряду у кумранитов.Характерно  отношение к простоте, немудрости, «бедности духа» ( В Евангелии- «нищие духом») и т.д.
       Ессеи исповедовали иудаизм.После Бога  они более всего почитали Моше-рабейну, соблюдали субботу, но жертвоприношений не приносили.
Одна из центральных христианских идей — это понятие «духовного храма», противопоставляемое Иерусалимскому Храму. Эту идею выдвигали кумраниты. Видя, что в настоящем Храме творится беззаконие, они решили создать в противовес ему некий иной храм, но не как физическое строение, а как некое духовное святилище.
Эту идею развил через два столетия после ессеев апостол Петр в своем Первом послании: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы…»
Идея духовного святилища естественным образом соотносится у кумранитов с идеей спасения через веру. Эта идея очень близка апостолу Павлу и проходит красной нитью через ряд его посланий.
     Человечество, с точки зрения ессеев, делится на две части: избранников, которые принадлежат Богу и для которых есть надежда, и нечестивых, которые далеки от Бога. Спасение возможно лишь для избранников и рассматривается как уже имевшее место: принятие в общину само по себе есть спасение. Так же происходит у христиан, где «спастись» можно путем крещения.

       Исследователи отмечают многочисленные фразеологические и терминологические совпадения между новозаветной и кумранской литературой (не говоря уже о самом названии собрания христианских священных книг — Новый Завет).
Ряд ключевых кумранских текстов содержит идеи или формулировки, схожие с теми, какие можно найти  в некоторых евангельских отрывках.
Специалисты составили список из нескольких свитков и многих ключевых отрывков, в которых темы и формулировки поразительно схожи с евангельскими, особенно в изображении Иисуса.
      Кумраниты избрали для своего отшельничества именно пустыню, подчиняясь стиху из пророка Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». И это тот же самый стих, который в Евангелии произносит Иоанн Креститель: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия».
Иудейское омовение ради ритуального очищения , совершаемое путем  погружения  в микву , у христиан превращается  в  окунание Иоанном людей в воды Иордана после предварительного духовного раскаяния,  когда воде остается только смыть с человека все грехи.
Специалисты высказывают предположение (прямых свидетельств этому нет), что Иоанн Креститель и сам был выходцем из Кумранской общины. Ведь именно про него говорится в евангелии от Луки, что, будучи младенцем, он «возрастал и укреплялся духом» в пустыне. А омовение, покаяния, пацифизм,  которые проповедовал Иоанн, являлись центром духовной жизни Кумранской общины.

       Однако,при удивительном сходстве  между христианством и ессейским учением  существуют весьма существенные различия, самыми главными из которых являлись вера христиан в уже совершившийся приход мессии — Иисуса, отсутствие замкнутости первых христианских общин, стремление к широкой проповеди. Отдельные места новозаветных сочинений звучат как прямая полемика с кумранскими правилами: "... Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать?" (Мк.4:21) или: "Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф.5: 14-15). Можно думать, что открытость христианской проповеди была одним из основных принципов, которые с самого начала отличали группу последователей Иисуса из Назарета от Кумранской общины.
      Нельзя забывать, что Иисус всегда критиковал фарисеев за чрезмерный педантизм в соблюдении законов иудаизма. Но ессеи были несравненно большими
ревнителями законодательства Моисея и в своем стремлении к ритуальной чистоте доходили до крайностей, немыслимых даже для фарисеев. С одной только этой точки зрения, Христа и Его учеников никак нельзя отнести к ессеям.
       Ессеи были аскетами, в то время как Христос не только Сам таковым не
являлся, но и никогда не призывал других к аскетизму. Более того, Иисус признавал, что уж если Иоанн Креститель, будучи подлинным аскетом, не угодил своим критикам, то что же говорить о Сыне Человеческом, Который откровенно не считал аскетизм обязательным для праведного образа жизни.
      Итак, ни Иисус, ни Его ученики не были ессеями.
Но почему же многое, к чему призывал Сын Человеческий (например, не клясться, не брать ничего в дорогу) или правила Иерусалимской общины Петра (общность имущества) так напоминают обычаи ессеев?
 Как объяснить, что ессеи и христиане имели одно и то же число (12)  руководителей ( в Евангелии-апостолов) и называли себя «общиной Нового Завета»?
Есть основания полагать, что и Иисус, и Иоанн Креститель, а также их ученики прошли ессейскую школу, но ессеями не стали.

      Ессеи сыграли очень важную роль в формировании раннего христианства, а образ жизни таких ессейских сект, как терапевты, стал прототипом для христианского монашества.
Некоторые кумранские тексты почти дословно схожи с некоторыми отрывками из Евангелий, и это наводит на мысль, что  некоторые слова, вложенные евангелистами  в уста Иисуса, не выдуманы позднейшим христианским богословием, а ПРЕДВОСХИЩЕНЫ в  ранних иудейских текстах Пассажи из некоторых свитков  позволяют нам установить  подлинность определенных  слов и действий, приписанных Иисусу.

       Среди ученых нет единого мнения: выросло ли раннее христианство из секты ессеев , или эти два движения развивали свои учения параллельно. Кумранские свитки, хотя и заставили совершенно по-новому посмотреть на истоки христианства, тем не менее, не представили таких доказательств, которые невозможно оспорить.
Ясно одно: в христианстве намного больше заимствований из иудаизма, чем считалось до обнаружения Кумранских свитков. Судя по всему, ранние христиане черпали свои идеи в том числе и у отмежевавшейся секты ессеев.


Рецензии