Как на Руси подтёрлись Христом и его Евангелием

Как на Руси подтёрлись Христом, его Евангелием, апостолом Павлом и Иоанном Златоустом, а также почитанием Богородицы: действительное учение православия о безбрачии, бездетности и девстве как аскетическом пути и добродетели для всех, «могущих это вместить»

Свободное распространение приветствуется
Автор: Лорин Патрик МакКевин (Lorin Patrick McKevin) ;
Версия: 1.0 от 06.01(Jan).2025
tepmptator.ihostfull.com (всё в хорошем качестве, официальный сайт)
temptator@protonmail.com ; lorin.patrick.mckevin@protonmail.com
samlib.ru/t/temptator ; temptator.dreamwidth.org

Мне очень горько, что слова о действительном учении православия о безбрачии, бездетности и девстве как аскетическом пути и добродетели для всех, «могущих это вместить», должен, в силу сложившихся обстоятельств, сказать я — сознательный идеологический противник Христа и христианства, противник не только христианства, но и иеговизма вообще, то есть так называемой «авраамической традиции»; я, верящий во многих богов, добрых и злых, и почитающий Христа и Иегову за врага моих благих богов. Но когда-то, давно, я хотел стать православным монахом и поэтому хорошо представляю себе, что такое православие и христианство вообще. И мне горько видеть, как прожженные лжецы и лицемеры, в том числе лжецы и лицемеры, выдающие себя за православных христиан и православными христианами верховодящие, их обманывают; и, судя по обстановке, я считаю, что они очень хорошо ведают, что творят…

Надеюсь, в России ещё можно цитировать Новый Завет?
Процитируем всем известные слова Иисуса Христа о скопцах из Евангелия от Матфея:
«4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,  6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. 10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Матф.19:4 12)
О каких скопцах последнего рода, тех скопцах, «которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного», здесь говорится?
Речь Христа была обращена к иудеям, а это подразумевает определённый контекст, в котором надо понимать данные слова, а именно ветхозаветный контекст. Вспомним следующие слова: «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне» (Втор.23:1) и: «17 скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; 18 никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый, 19 ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, 20 ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами; 21 ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему» (Лев.21:17 21)». Следовательно, слова Христа «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» не следует понимать буквально: здесь имеются в виду такие скопцы, которые телесно целы, но которые отказались от семьи и детей добровольно и так, живя без жены и детей, проявляют воздержание. Именно так эти слова понимал, например, Иоанн Златоуст; соответствующие слова Иоанн Златоуста будут приведены ниже.
А если кто-то скажет, что Христос отменил Ветхий Завет, то на это можно напомнить очень неудобные (для более поздних христиан) слова Иисуса Христа о непреложности Моисеева закона: «17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:17 20) и: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лук.16:17). Эти слова Христа подтверждают то, в каком контексте надо понимать его слова о скопцах.
Здесь, в этих словах о скопцах, Иисус Христос открывает новый, превосходнейших, лучший путь к Богу, путь в Царствие Небесное: путь без семьи, без жены и детей; но это путь для немногих, для избранных — для тех, кто «может вместить» и хочет этого. И этот вмещающий данные слова — не обязательно монах (которых во времена Христа и апостолов ещё не было) и не обязательно священник. Именно в этом смысле говорит в одном из своих посланий апостол Павел (соответствующий фрагмент мы тоже приведём ниже), говорит о женщинах, о девицах.
«Вмещающим» слова Христа о скопцах может быть, например, даже богатый домовладелец, имеющий слуг рабов, вовсе не священник и даже совсем не клирик: может быть много аскетических подвигов и много добродетелей и человек не обязан исполнять их все: он может, например, избрать путь девства и безбрачия, вовсе не отказываясь от богатства и положения в обществе.
Каждое из четвероевангелий разбито на зача;ла (фрагменты) и годичное чтение этих зачал устроено так, чтобы, по возможности, все четыре евангелия за год прочитывались полностью (при ежедневном богослужении). Приведённый выше фрагмент, Матф.19:4 12, входит в зачало 78 е (Мф.19:3–12), которое прочитывается в субботу 11 й седмицы по Пятидесятнице. Одна из излюбленных тем для проповеди в православной традиции — это проповедь на тему читавшегося за богослужением в этот день Евангелия; разумеется, в такой проповеди разъясняется смысл прочитанного зачала (например, дается истолкование притче, делаются различные пояснения и так далее); проповедник может просто прочитать то, как толковали это зача;ло известные святые отцы — например, тот же Иоанн Златоуст.

Как толкует это место Иоанн Златоуст? Обратимся к его Беседам на Евангелие от Матфея, к Беседе 62 й (фрагменты 3 4):
«3. Что точно ученики смутились, это показал Марк, говоря, что они наедине спрашивали об этом Иисуса. Что же значат их слова: «Если такова обязанность человека к жене»? То значат: если муж с женою для того соединились, чтобы составлять одно; если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против закона, – то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собою, нежели с злою женою. Что же сказал Христос на это? Не сказал: «да, точно, легче», — и это для того, чтобы не подумали, что это дело законное, — но произнёс: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.;19:11). Этим самым Он возвышает предмет, представляет его великим и, таким образом, привлекает и побуждает к нему. Но обрати здесь внимание на противоречие: Он называет это великим, а они легким. В самом деле, то и другое нужно было. Ему надобно было назвать это великим для того, чтобы сделать их усерднейшими, а они должны были своими словами показать легкость этого, чтобы и по этой причине преимущественно избрать девство и целомудрие. Так как речь о девстве могла показаться им очень тяжкою, то Он непременяемостью брачного закона возбудил в них желание девства. Далее, доказывая возможность безбрачной жизни, говорит: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.;19:12). Неприметно возбуждая в них этими словами желание к избранию девства, и убеждая в возможности этой добродетели, Он как бы так говорит: представь себе, что ты таков от природы, или сделался таковым чрез насилие других: что бы ты стал делать, лишившись наслаждения и не получая за то награды? Итак, благодари Бога, что для награды и венцов терпишь то, что терпят другие, не имея их в виду. Притом это еще облегчается, когда ты подкрепляешь себя надеждою, и сознанием добродетели, и не увлекаешься пожеланием, сильно волнующим тебя. Подлинно не столько отсечение члена, сколько сила ума может укрощать подобные волны и водворять тишину. Итак, чтобы научить учеников, Христос перечислил роды скопцов. Если бы Он не имел этой цели, то для чего бы Ему было перечислять других скопцов? Когда же Он говорит: «сделали сами себя скопцами», то разумеет не отсечение членов, — да не будет этого! — но истребление злых помыслов, потому что отсекший член подвергается проклятию, как говорит Павел: «О, если бы удалены были возмущающие вас» (Гал.;5:12)! И весьма справедливо. Таковой поступает подобно человекоубийцам; содействует тем, которые унижают творение Божие; отверзает уста манихеев и преступает закон, подобно тем из язычников, которые отрезывают члены. Отсекать члены искони было дело дьявольское и злоухищрение сатаны, чтобы чрез это исказить создание Божие, чтобы нанести вред человеку, созданному Богом, и чтобы многие, приписывая все не свободе, а самим членам, безбоязненно грешили, сознавая себя как бы невинными; отсечение членов измышлено было, таким образом, для того, чтобы причинить человеку сугубый вред: как отсечением членов, так и поставлением препятствий воле делать добро. Все это измыслил дьявол, который, желая расположить людей к принятию этого заблуждения, ввел еще и другое ложное учение — о судьбе и необходимости, и таким образом всячески старался уничтожить свободу, дарованную нам Богом, уверяя, что зло есть следствие физической природы, и чрез это рассеивая многие другие ложные учения, хотя и скрытно. Таковы стрелы дьявольские! Поэтому, молю, убегайте такого преступления. К сказанному следует прибавить, что пожелания наши отсечением членов не только не укрощаются, но еще более раздражаются, — так как семя, находящееся в нас, другие имеет источники и другим образом возбуждается. Одни говорят, что пожелание происходит от мозга, другие – от чресл; а я говорю, что оно происходит не из иных источников, как от развращенной воли и невнимания к помыслам. Если воля целомудренна, то никакого не будет вреда от естественных движений. Итак, сказав о скопцах, как о тех, которые напрасно скопят себя, не будучи целомудренными в помыслах, так и о тех, которые ради царствия небесного сохраняют девство, Христос прибавляет: «могущий вместить, да вместит». И таким образом по неизреченной Своей кротости показывая, сколь важно соблюдение девства, и не заключая его в необходимых предписаниях закона, Он еще более воспламеняет в них любовь к нему. И этим самым Он показал совершенную возможность добродетели, чтобы тем сильнее возбудить в воле желание ее.
4. Но если это зависит от воли, то спросит кто-либо: для чего Он вначале сказал: «Не все вмещают слово сие, но кому дано»? Для того, чтобы ты с одной стороны познал, как велик подвиг, с другой — не представлял его для себя необходимым. Дано тем, которые хотят. А говорил Он таким образом для того, чтобы показать, сколь великую имеет нужду в божественной помощи тот, кто вступает на этот подвиг, — помощи, которую без сомнения получит желающий. Спаситель обычно употребляет это выражение, когда идет речь о чем-либо важном, как, например, говорит: «Вам дано знать тайны» (Лк.;8:10). А что это истинно, видно и из настоящего места. В самом деле, если бы эта добродетель была только даянием свыше, и сами девственники от себя ничего не приносили бы, то напрасно бы Он обещал им Царствие Небесное и отличал их от других скопцов».

И, конечно, вспомним следующие слова Христа, обращённые к его последователям: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мар.8:38) и: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лук.9:26).

Перейдём к нескольким фрагментам из Первого послания апостола Павла к Коринфянам.
«1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. 2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор.7:1 2)
«7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. 8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:7 9).
Что значит «были, как я»? То есть: были без семи и без детей.
Книга «Деяния» (апостолов) и послания апостолов образуют читаемую за богослужениями книгу «Апостол». Книга «Апостол» тоже, как и четыре евангелия, разбита на зача;ла. Процитированные выше слова апостола Павла входят в зачало 136 е (1Кор.6:20,7:1 12), которое читается во вторник 7 й седмицы по Пятидесятнице.
Одна из излюбленных тем для проповеди в православной традиции — это проповедь на тему прочитанного зача;ла из Апостола; в такой проповеди проповедник, естественно, даёт подробное толкование слов зача;ла, раскрывает его смысл; проповедник может попросту прочитать то, как понимали эти слова известные святые отцы древности, то есть прочитать толкование этих святых отцов, — например, того же Иоанна Златоуста.
Продолжим цитирование апостола Павла.
«25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. 26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. 27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. 28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. 29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. 32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. 35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. 36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. 37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. 38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. 39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор.7:25 40).
Здесь говорится о «своей деве» (девице); кто же тот, для кого она «своя девица»? Это, очевидно, отец или тот, кто для неё вместо отца в случае его смерти— например, старший брат или опекун, то есть тот, на ком лежит долг заботы от устройстве девицы в жизни; естественно, немыслимо, чтобы путь безбрачия и девства устраивался для девицы без её согласия и без её осознанного волеизъявления.
Процитированные выше слова апостола Павла входят в зача;ло 13 е (1Кор.7:24 35), читаемое в четверг 7 й седмицы по Пятидесятнице, и в зача;ло 139 е (1Кор.7:35 40,8:1 7), читаемое в пятницу 7 й седмицы по Пятидесятнице.
Повторим: одна из излюбленных тем для проповеди в православной традиции — это проповедь на тему прочитанного зача;ла из Апостола; в такой проповеди проповедник, естественно, даёт подробное толкование слов зача;ла, раскрывает его смысл; проповедник может попросту прочитать то, как понимали эти слова известные святые отцы древности, то есть прочитать толкование этих святых отцов, — например, того же Иоанна Златоуста.
Как же понимал процитированные слова апостола Павла Иоанн Златоуст?
Откроем его Беседы на 1 е послание к Коринфянам, беседу 19 ю (фрагменты 1 2, 5 6).
«1. Исправив три весьма важные недостатка, во-первых, разделение церкви, во-вторых, (порок) кровосмесника и, в-третьих, корыстолюбие, (апостол) говорит теперь более кротко, и между прочим предлагает наставление и совет касательно брака и девства, чтобы успокоить слушателей после тяжких укоризн. Во втором послании (к Коринфянам) он поступает иначе: начинает кротко, а оканчивает строго; здесь же, окончив речь о девстве, он опять обращается к обличениям, предлагая не все вдруг, но разнообразя свою речь тем и другим, сообразно с требованием времени и свойствами предметов. Говорит: «а о чем вы писали ко мне», потому что коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены, или нет? Отвечая на это и постановляя правила о браке, он заводит речь и о девстве. «Хорошо человеку не касаться женщины». Если ты, говорит, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиной; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоей немощью, то вступай в брак. А так как могло случиться, как и ныне бывает, что муж желает, а жена нет, или наоборот, то смотри, как он говорит о том и о другом. Некоторые утверждают, что слова его относятся к священникам; но я, принимая в соображение последующие слова, не могу с этим согласиться, — тогда он не преподал бы этого наставления в общем виде. Если бы он писал только о священниках, то сказал бы: хорошо учителю не касаться женщины; а теперь говорит вообще: «хорошо человеку», не священнику только; и еще: «остался ли без жены? не ищи жены» (1Кор.7:27). Не сказал: ты — священник и учитель, а неопределенно; такова и вся речь его вообще. Сказав: «во избежание блуда, каждый имей свою жену», он самой причиной дозволения побуждает к воздержанию. «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор.7:3). Что значит: «должное благорасположение»? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа.
2. Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы? Следовательно можно и с женой совокупляться и молиться; но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: молитеся, но: да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. «А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана». Чтобы ты не подумал, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? «Чтобы не искушал вас сатана». А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим». «Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я», в воздержании (1Кор.6 7). Так он часто поступает, когда поучает делам трудным, представляет в пример себя самого и говорит: «подражайте мне» (1Кор.4:16). «Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор.7:7). Высказав сильное обличение в словах: «невоздержанием вашим», он опять ободряет их и говорит: «каждый имеет свое дарование от Бога», выражая не то, будто эта добродетель не требует нашего усилия, но, как я сказал, ободряя их. Если (воздержание) есть дар, и человек сам нисколько не содействует, то для чего он продолжает: «безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1Кор.7:8 9)? Видишь ли благоразумие Павла, как он и показывает превосходство воздержания, и не делает принуждения тому, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падения? «Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Показывает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжжение, то избавь себя от труда и изнурения, чтобы тебе не развратиться.
5. Припомни Каина, как им овладела зависть. Она повелела ему убить брата, солгать пред Богом, огорчить отца, оказаться бесстыдным, и он сделал все и не ослушался ни в чем. Но удивительно ли, что над одним (человеком) эта госпожа имела такую силу? Она часто погубляла целые народы. Так жены мадиамские едва не пленили и не поработили иудеев, прельщая всех их своей красотой (Числ.25). От такого рабства и предохраняет Павел, когда говорит: «не делайтесь рабами человеков», т.е. не повинуйтесь людям, когда они повелевают что-нибудь постыдное, и даже самим себе. Таким образом очистив и возвысив ум слушателей, он говорит далее: «относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным" (1Кор.7:25). Продолжая речь, он постепенно доходит наконец и до девства; научив и вразумив их (коринфян) беседой о воздержании, он переходит к высшему предмету и говорит: «не имею повеления, но ...за лучшее признаю» (1Кор.7:25). Почему? По той же причине, какую он привел в беседе о воздержании. «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены» (1Кор.7:27). Эти слова не противоречат прежним, но совершенно согласны. Там он говорил: «разве по согласию»; и здесь говорит: «соединен ли ты с женой? не ищи развода». Одно не противоречит другому, потому что совершаемое против воли есть расторжение; а если оба (муж и жена) воздерживаются по согласию, это – не расторжение.
6. Чтобы сказанное не было принято как закон, (апостол) присовокупляет: «впрочем, если и женишься, не согрешишь» (1Кор.7:28). Далее ссылается на обстоятельства, настоятельную нужду, стеснительное время и скорбь. Брак сопровождается многими затруднениями, на которые он и указывает как здесь, так и в беседе о воздержании. Там он говорил: жена не владеет собою; а здесь говорит: «соединен ты». «И если девица выйдет замуж, не согрешит»: разумеет не деву, избравшую девство; такая (вступая в брак) грешит. Если осуждаются вдовы, которые, однажды решившись оставаться во вдовстве, вступают во второй брак, то тем более девы. «Но таковые будут иметь скорби по плоти». Но, скажешь, вместе и удовольствие. И это, смотри, как (Павел) ограничил краткостью времени: «время, — говорит, — уже коротко» (1Кор.7:29), т.е. нам заповедано уже идти отсюда и готовиться к исходу, а ты стремишься внутрь. Если бы брак не сопровождался никакими скорбями, и в таком случае надлежало бы стремиться к будущему; если же он сопровождается скорбями, то какая нужда налагать на себя бремя? Какая необходимость принимать на себя такое бремя, которое и приняв должно нести так, как бы не приняв? «Так что имеющие жен, — говорит, — должны быть, как не имеющие». Сказав нечто о будущем, далее он опять обращается к настоящему, — именно: духовное, что одна заботится о делах мужа, другая же о делах Божиих (1Кор.7:34); а житейское, что «хочу, чтобы вы были без забот» (1Кор.7:32). Впрочем и это он предоставляет на их волю. Кто, указав достойное избрания, снова понуждает к этому, тот как бы не доверяет собственным словам; (а Павел) самой уступчивостью еще более побуждает и склоняет: «говорю это, — говорит, — для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно30 и непрестанно служили» (1Кор.7:35). Пусть девы слышат, что не этим определяется девство: та, которая заботится о мирском, не есть благообразная дева. Сказав: «Есть разность между замужнею и девицею» (1Кор.7:35), (апостол) здесь объясняет, в чем состоит их различие друг от друга. Отличительным признаком девы и не девы он поставляет не брак и не воздержание, а свободу от забот (у одной) и множество забот (у другой). Не сожитие есть зло, а препятствие к любомудрию. «Если же кто почитает неприличным для своей девицы» (1Кор.7:36). Здесь, по-видимому, он говорит о браке, но все направляет к речи о девстве; дозволяя и второй брак, говорит: «только о Господе» (1Кор.7:39). Что значит: о Господе? С целомудрием, с честностью. Эти добродетели везде нужны, и о них должно заботиться; иначе невозможно узреть Бога, Если мы не будем теперь распространяться о девстве, пусть никто не обвиняет нас в лености. Об этом предмете нами составлена целая книга, в которой мы изложили все с возможной точностью, и потому считаем излишним опять повторять здесь то же самое. Отсылая туда слушателя, скажем здесь только, что должно соблюдать воздержание: «старайтесь иметь мир..., — говорит (апостол), — и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14).
Итак, чтобы нам удостоиться узреть Бога, будем, в девстве ли, в первом ли браке, или во втором, преуспевать в этой добродетели, и мы сподобимся царствия небесного, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Приведём также молитвы к Пресвятой Богродице из распространённых молитвословов для мирян, взятые из собственно молитв, а также из одного акафиста.

Кондак Взбранной Воеводе
«Взбра;нной Воево;де победи;тельная, я;ко изба;вльшеся от злых, благода;рственная воспису;ем Ти раби; Твои; Богоро;дице: но я;ко иму;щая держа;ву непобеди;мую, от вся;ких нас бед свободи;, да зове;м Ти: Ра;дуйся Неве;сто Неневе;стная»
Что значит «невеста неневестная»? Это значит: она жила в браке, но не состояла в сексуальном общении с мужем и не имела от него детей.

О Тебе радуется
«О Тебе; ра;дуется, Благода;тная, вся;кая тварь, А;нгельский собо;р и челове;ческий род, освяще;нный хра;ме и раю; слове;сный, де;вственная похвало;, из нея;же Бог воплоти;ся и Младе;нец бысть, пре;жде век Сый Бог наш. Ложесна; бо Твоя; престо;л сотвори;. И чре;во Твое; простра;ннее небе;с соде;ла. О Тебе; ра;дуется, Благода;тная, вся;кая тварь, сла;ва Тебе;»
Что значит «девственная похвало»? Это значит: «похвала (слава) девственниц). Но ведь Мария состояла в браке!

Песнь хвалебная Пресвятой Богородице
«Тя;, Ма;терь Бо;жию, хва;лим, Тя;, Мари;ю Присноде;ву и Богоро;дицу, испове;дуем, Тя;, от Преве;чнаго Отца; избра;нную, вся; земля; велича;ет; Тебе; вси; А;нгели и Арха;нгели, Тебе; вси; Нача;ла смире;нно слу;жат; Тебе; вси; Вла;сти и превы;шния Си;лы небе;сныя, и вся; Госпо;дствия повину;ются; Тебе; вси; Престо;ли, Тебе; Херуви;ми и Серафи;ми ра;дующеся предстоя;т, Тебе; вси; а;нгельския ли;ки непреста;нным гла;сом вопию;т: Пресвята;я Богоро;дице Мари;е, Ма;ти Присноде;во! по;лны су;ть небеса; и земля; вели;чества сла;вы чре;ва Твоего;; Тебе; пресла;вный апо;стольский ли;к своего; Творца; и Спаси;теля Ма;терь восхваля;ют; Тебе; му;чеников мно;жество Богоро;дицу велича;ют; Тебе; пресла;вный испове;дников ли;к Святы;я Тро;ицы хра;м нарица;ют; Тебе; де;вственнии полцы; своего; де;вства о;браз пропове;дуют; Тебе; вси; святы;х ду;ши пресла;вную Цари;цу Небе;с нарица;ют; Тебе; по все;й вселе;нней свята;я Це;рковь все;х ве;рных христиа;н испове;дует Ма;терь Бо;жию и почита;ет и;стиннаго Царя; Небе;снаго Богоизбра;нную Отрокови;цу; Ты; А;нгелов Госпоже; и все;х святы;х сла;ва; Ты; ра;йская отве;рстая две;рь; Ты; ле;ствице Ца;рствия Небе;снаго; Ты; Царя; сла;вы прекра;сный черто;же; Ты; неистле;нный ковче;же благода;ти; Ты; бе;здна щедро;т; Ты; прибе;жище гре;шных; Ты;, благослове;нная Ма;ти Спаси;теля Христа;; Ты;, ра;ди освобожде;ния плене;ннаго челове;ка, Бо;га восприя;ла еси; во чре;во от Ду;ха Свята;го и Невмести;маго вмести;ла еси;; Тобо;ю попра;н бы;сть а;дский вра;г и отверзо;шася ве;рным две;ри Ца;рствия Небе;снаго; Ты; одесну;ю Бо;га стои;ши; Ты; Его; умоля;еши за на;с, Присноде;во Мари;е, И;же бу;дет суди;ти живы;х и ме;ртвых; Тя; у;бо жела;ем всегда; бы;ти на;шу Засту;пницу к возлю;бленному Сы;ну Твоему; и Бо;гу, И;же честно;ю кро;вию на;с искупи;л е;сть, да восприи;мем ве;чныя сла;вы обетова;ние. Спаси; лю;ди Твоя;, о, Влады;чице, и благослови; достоя;ние Твое;, я;ко да бу;дем прича;стницы блаже;ннаго насле;дия Сы;на Твоего;, и упаси; на;с, и возьми; на;с да;же до ве;ка, на вся;к де;нь. О, Преще;драя! хвали;ти и блажи;ти Тя; жела;ем се;рдцем и устна;ми. Сподо;би, Премилосе;рдая Ма;ти, ны;не и всегда; без греха; сохрани;тися на;м. Поми;луй на;с, Засту;пнице, поми;луй на;с, да бу;дет ми;лость Твоя; с на;ми, я;ко упова;ем на Тя;, соблюди; на;с, Премилосе;рдая, во ве;ки веко;в. Тебе; подоба;ет хвала;, Тебе; подоба;ет сла;ва, Тебе; подоба;ет пе;ние ны;не и при;сно, и во ве;ки веко;в, ами;нь»
Что значит «Приснодева»? Это значит: всегда остающаяся девстенницей. Но ведь Мария состояла в браке!
Что значит «девстенные полцы» (полки)? Это значит: «сонмы девственниц». Сонмы девственниц возвещают о Марии как об образце девственности, образце для подражания.

Акафист Пресвятой Богородице «Взбра;нной Воево;де победи;тельная», кондак 3 й
«Си;ла Вы;шняго осени; тогда; к зача;тию Браконеиску;сную, и благопло;дная Тоя; ложесна;, я;ко село; показа; сла;дкое, всем хотя;щим жа;ти спасе;ние, внегда; пе;ти си;це: Аллилу;иа»
Что значит «браконеискусную»? Это значит: не имевшую сексуального общения со своим мужем и не имевшую от него детей, хотя (как известно) и состявшую с ним в браке.

Из приведённых фрагментов Евангелия и посланий апостола Павла, из приведённых толкований Иоанна Златоуста на этих фрагменты совершенно ясен взгляд православной церкви на девство и бездетность: это аскетический подвиг, это одна из добродетелей, но этот путь — не для всех, а для избранных, для тех, кто «может это вместить»; и это путь — путь превосходнейший и лучший по сравнению с путём брачной жизни и заведения детей. Разумеется, между этими двумя крайностями может быть и нечто среднее — когда мужчина и женщина вступают в брак, но при этом не имеют сексуальных отношений и, соответствнно не имеют детей. Именно так жил святой Иоанн Кронштадтский; и в этом подобные люди подражают, согласно православным представлениям, самой Богородице, подавшей в этом отношении всем православным пример. И, естественно, этот путь аскезы и добродетели, путь безбрачия, бездетности и девства, церковь должна, просто обязана, возвещать, пропагандировать всем, чтобы желающие его и способные к нему могли им, этим путём последовать; церковь должна, обязана возвещать этот путь так же, как должна, обязана она возвещать всякое евангельское слово, ибо этот путь указан в евангелии самим Христом.




Так называемая «Идеология чайлдфри» была запрещена Федеральным законом от 23.11.2024 № 411 ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 6 и 15 1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; поправки в законы, предусмотренные этим Федеральным законом, вступили в действие с 04.12.2024.
Теперь в КоАП РФ ст. 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола, отказа от деторождения», п. 1 звучит так:
«1. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола либо отказа от деторождения, выразившаяся в распространении информации и (или) совершении публичных действий, направленных на формирование нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола либо отказа от деторождения или искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений либо социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях и (или) предпочтениях, смене пола либо об отказе от деторождения, вызывающей интерес к таким отношениям и (или) предпочтениям, смене пола либо отказу от деторождения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.21.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния…» и так далее.
(Отметим, что в ст. 6.21 много пунктов; п. 1, процитированный выше — не единственный; мы предлагаем самостоятельно ознакомиться с ними)
Примечание к ст. 6.21 КоАП звучит так:
«Примечание. Не являются административным правонарушением распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения и (или) совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности монашества и монашеского образа жизни, соблюдения обета безбрачия (целибата) и связанного с ними отказа от деторождения, если такие информация и публичные действия основаны на внутренних установлениях централизованных религиозных организаций или религиозных организаций, входящих в их структуру».
Примечание звучит особо издевательски хотя бы по следующим причинам. Почему исключение сделано только для централизованных религиозных организаций и их подразделений? А если с точки зрения канонического права той же православной церкви в этих централизованных организациях — одни еретики или раскольники, только называющие себя православными, но таковыми не являющиеся? Что тогда остаётся на долю настоящих православных? И кто решает — что такое настоящее православие? И как, на основании каких критериев, он это решает? Далее. Мы видели, что путь безбрачия, бездетности и девства как путь превосходнейший предлагается Христом и церковью для всех желающих его и способных к нему — такие люди не обязаны быть ни монахами, ни священниками ни даже клириками; и церковь обязана возвещать этот путь всем, знакомить всех с ним, пропагандировать его, чтобы желающие его и способные к нему могли этим путём последовать; эти люди, повторим, совсем не обязаны быть монахами или священниками, принявшими обет безбрачия (целибатами).

Итак, можно поздравить российских законодателей, поздравить Президента, членов Госдумы и Сенатором: одним федеральным законом они запретили и Христа, то есть его слово, запретили Евангелие, запретили апостола Павла, то есть запретили его послания, запретили богослужебную книгу «Апостол», запретили вообще Новый Завет как книгу, запретили церковную проповедь, запретили почитание Богородицы и молитвы к ней, запретили Иоанна Златоуста и жития таких святых, как Иоанн Кронштадтский; они запретили церкви возвещать о пути аскезы и добродетели, то есть о пути безбрачия, бездетности и девства всем этого пути желающим; они запретили молитвы и акафисты Богородице.
И тем духом, который вдохновлял Президента, членов Госдумы и сенаторов на подобные действия, для православных христиан, очевидно, может быть только дух тьмы, то есть Дьявол или его демоны. И этими действиями власти России ясно показали всем православным, кто они есть на самом деле и чего стоят на самом деле их слова о приверженности православию в частности, и неким туманным «традиционным ценностям» вообще; эти действия ясно показали всем православным, кто есть настоящий бог или, если хотите, хозяин Президента, членов Госдумы и сенаторов. А само принятие подобного закона наглядно продемонстрировало православным и то, кто на самом деле есть их пастыри, особенно же — епископы и Патриарх, и то, кому в действительности они служат, кто их хозяин, и как они защищают православие, в верности которому они поклялись.

На мой взгляд, указанный Федеральный закон неконституционен и, следовательно, незаконен как противоречащий основам конституционного строя (смотри главу 1-ю Конституции); более того — этот закон не имеет юридической силы, в силу высшей юридической силы и прямого действия Конституции (гл. 1 я, ст. 15, п. 1).
В частности, обратимся к следующим статьям первой главы Конституции.
Гл. ,1 ст. 2
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Несмотря на эти высокопарные слова, реальное наполнение их отнесено ко 2 й главе Конституции, почти полностью; а, согласно этой же 2 й главе, права и свободны могут быть ограничены федеральными законами и к числу непоколебимых прав и свобод относятся совсем немногие права и свободы. Тем не менее, некоторые права и свободы прописаны в 1 й главе Конституции, то есть они относятся к основам конституционного строя и, следовательно, как права и свободны бесспорные, они по определению не могут быть ограничены федеральными законами. В частности, речь идет о ст. 13, п. 1 и ст. 13, п. 2, а также о ст. 14, п. 1 и ст. 14, п. 2:

Гл. 1, ст. 13
П. 1. «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие».
П. 2. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Гл. 1, ст. 14
П. 1. «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
П. 2. «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Разбираемое в данной статье ограничение прав и свобод, выразившееся в ст. 6.21 КоАП, очевидно, произведено либо по идеологическим, либо по религиозным мотивам, либо как по одним, так и по другим; но первое, идеологические ограничения, невозможны в силу ст. 13 гл. 1 й Конституции, а второе, религиозные ограничения, невозможны в силу ст. 14 гл. 1 й Конституции, ибо первое есть ничто иное как, по сути, введение государственной или обязательной идеологии (или её элементов; поскольку запрещено целое, то запрещены его элементы), а второе — установление некоей государственной или обязательной религии (или её элементов; поскольку запрещено целое, то запрещены его элементы).
(Отметим, что в силу ст. 14, п. 2 Конституции Примечание к ст. 6.21 КоАП неконституционно и не имеет юридической силы: оно должно либо защищать все религиозные объединения, либо не защищать никаких, не выделяя неких централизованных религиозные организаций; напомним, что религиозные объединения могут быть двух видов: религиозные группы и религиозные организации; при этом религиозные организации могут делиться на централизованные и нецентрализованные; подчеркнём, что для религиозных групп нет необходимости даже в государственной регистрации; таким образом, защита Примечанием ст. 6.21 КоАП только лишь централизованных религиозных организаций неконституционна и не имеет юридической силы! Воистину — в Московской Патриархии вместо юристов — ослы! И, возможно, уже очень скоро ст. 6.21 КоАП начнут применять и к представителям Московской Патриархии, когда они станут что-то говорить о допустимости монашества и целибата, а гражданину РФ Владимиру Михайловичу Гундяеву при этом заявят, что сама демонстрация им собственных монашеских одеяний как бы нечто пропагандирует… — наподобие того, как гейские эпатажные одеяния тоже нечто пропагандируют…)
Как видим, это фактическое введение государственной (обязательной) идеологии (или её элементов) и / или государственной (обязательной) религии (или её элементов) таково, что новонавязываемая идеология и / или религия противоречит свободе открыто исповедовать и распространять христианство в таких его версиях, как православие и католицизм, проповедовать евангельское слово, проповедовать Новый Завет. Куда же дальше?! И христианам — как православным, так, равно, католикам и протестантам — православным пора признать: настоящая власть в России — антихристианская, а её заигрывания с христианством под видом заигрываний с некими «традиционными ценностями) — просто ложь и лицемерие.


Рецензии