Уклониться от 18 торпед шансов не было
Сообщив об этом по радио в штаб, он получил указание периодически давать по радио пеленг, чтобы навести на цель 26 бомбардировщиков Ю-88.
Когда бомбардировщики прибыли в указанный район, они стали пикировать один за другим на умело маневрирующий лайнер, который вместе с эсминцем, вёл ожесточенный огонь из всех зенитных средств. Атаки бомбардировщиков оказались безуспешными: все бомбы упали мимо цели.
Разочарованные этой неудачей, в штабе немецкого авиационного командования «Юг» приняли рискованное решение применить для атаки также 30 пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Дело в том, что пилоты этих самолетов были хорошо обучены действиям против наземных целей, но в боях над морем опыта у них не было.
Чтобы они, вообще, нашли морскую цель, в качестве лоцмана им выделили один самолет Хе-111. Вскоре после полудня пикировщики настигли небольшой конвой, который уже находился далеко от крымского побережья. Они атаковали конвой, но также безуспешно.
Настроение в немецком штабе упало ещё больше, тем не менее, командование искало возможность нанести ещё один удар по конвою. Для этого в распоряжении немцев остались лишь 9 боеготовых самолетов-торпедоносцев Хе-111 из состава 2-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная». Был дан приказ безотлагательно подвесить по две торпеды на каждый самолет и как можно скорее подготовить их к вылету.
Чтобы уточнить детали вылета, командующий авиационным командованием «Юг» полковник Вольфганг фон Вильд, на самолете «Физелер-Шторьх», прибыл на аэродром торпедоносцев, расположенный возле крымского города Саки. При обсуждении, командир торпедоносцев, который хотел лично повести своих лётчиков на это важное задание, доложил свой план.
Согласно его плану, самолеты должны были сначала выйти на позицию в 100 километрах восточнее конвоя, затем повернуть на западный курс. По радиосигналу все три звена Хе-111 должны были атаковать цель и сбросить свои торпеды одновременно с дистанции не более 2.000 метров. Все согласились с мнением, что увернуться от 18 торпед противник вряд ли сможет.
Заканчивая совещание, командующий авиационным командованием «Юг» напутствовал лётчиков сказав, что они – его последняя надежда, и чтобы они стартовали как можно скорее.
Спустя 15 минут, все девять Хе-111 поднялись в воздух. Перелетев береговую черту возле Феодосии, они пошли юго-восточным курсом, чтобы, пролетев 350 километров, настичь русский лайнер, изо всех сил стремящийся к берегам Кавказа.
Погода и видимость были хорошие, самолеты шли на высоте около 50 метров над морем. Через какое-то время, ведущий торпедоносцев повернул девятку Хе-111 на западный курс. Вскоре на горизонте показались две чёрные точки – пассажирский корабль и эсминец.
Стремясь отбить атаку вражеских самолетов, корабли открыли яростный зенитный огонь. Однако расстояние было ещё слишком большим, поэтому снаряды не попадали в самолеты, лишь многочисленные осколки падали в воду.
Подойдя к кораблям на нужную дистанцию, самолеты сбросили торпеды. Примерно через 100 секунд у борта пассажирского корабля поднялся высокий белый водяной столб. Попадание! Коршунами немецкие самолеты кружили над поражённым кораблем, наблюдая его гибель.
Зенитный огонь с лайнера почти прекратился, стреляло лишь кормовое орудие. Храбрые артиллеристы неустанно посылали снаряд за снарядом по врагу, не обращая никакого внимания на смертельную опасность.
Тем временем с тонущего корабля стали спускать шлюпки с людьми.
Неожиданно один из «Хейнкелей», с бреющего полёта, открыл огонь по шлюпкам из своей 20-мм пушки. Видно было, как фонтанчики воды вздымались возле шлюпок. Самолет успел произвести три захода на шлюпки, четвёртую попытку обстрела пресёк эсминец, поставивший дымовую завесу.
Оставив позади себя тонущий корабль, довольные успехом, немецкие летчики повернули на обратный курс.
Уже в вечерних сумерках все девять Хе-111 приземлились на своем аэродроме Саки. После докладов летчиков, командир торпедоносцев строго отчитал молодого пилота-лейтенанта, который, совершил неблаговидный поступок, обстреляв беззащитных утопающих. В своё оправдание, лейтенант ответил, что таким образом он мстил русским за своего брата, погибшего недавно на Восточном фронте.
Вот такую печальную историю поведал бывший пилот эскадры «Львиная» обер-лейтенант барон Хорст фон Люттиц, который принимал участие в торпедной атаке 17 апреля 1942 года.
О каком же корабле идёт речь?
Этим кораблем был пассажирский теплоход «Сванетия», вместимостью 4.125 брт. Он был построен в Дании по заказу СССР и спущен на воду в 1937 году. Портом приписки корабля была Одесса. Судно было включено в состав Черноморского морского пароходства и совершало пассажирские перевозки на ближневосточной линии.
Во время войны теплоход переоборудовали в санитарный транспорт Черноморского флота, на его палубе установили пять 45-мм полуавтоматических пушек и два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета ДШК. Кораблю под командованием старшего лейтенанта А. С. Беляева было поручено заниматься доставкой пополнения в Севастополь и эвакуацией оттуда людей.
Накануне гибели корабля на борт «Сванетии» было принято от 221 до 240 тяжелораненых, от 354 до 358 бойцов из 154-го кавалерийского полка, отправляемых в тыл для переформирования и отдыха, 50 человек эвакуированных, 10 рабочих Севастопольского морского завода, 65 человек военнослужащих различных рангов, в том числе были и морские летчики, следовавшие за получением новых самолетов. Всего с экипажем — более 900 человек.
Под охраной эскадренного миноносца «Бдительный» (командир – капитан 3 ранга А. Н. Горшенин) тяжело нагруженная «Сванетия» спешила в Новороссийск. Однако, дойти до спасительного порта ей было не суждено.
Как вспоминали немногие уцелевшие пассажиры «Сванетии», первые восемь торпед были сброшены с высоты 30—40 метров на расстоянии 6—7 кабельтовых, и стоявшие на мостике люди видели, как одна из торпед вошла в воду под тупым углом и от удара о воду взорвалась. Остальные, оставляя пузырчатый след на спокойной глади, приближались, как стая акул.
«Сванетия» стала отчаянно маневрировать. Вот одна торпеда прошла мимо в каких-то 4—5 метрах от корабля. Затем удалось уклониться еще от четырех торпед, но всё-таки две угодили в носовую часть судна.
Последовало два мощнейших взрыва. Носовая часть «Сванетии» как бы подпрыгнула, почти сразу образовался дифферент на нос и крен на левый борт. Вскоре корма «Сванетии» поднялась высоко над водой.
Из 18 имевшихся на борту шлюпок удалось спустить всего пять. Обезумевшие кавалеристы, не имевшие понятия о механике спуска шлюпок на воду, шашками перерубили блоки, удерживающие шлюпки, и несколько шлюпок, сорвавшись вместе с людьми, полетели за борт, переворачиваясь или разбиваясь о воду.
С кормы тонущего корабля в воду беспорядочно сыпались люди. А вода-то была апрельская, ледяная, в ней люди быстро замерзали. Под крики людей «Сванетия» быстро стала уходить под воду, накрыв своим корпусом три шлюпки.
Образовалась большая воронка, и многих людей засосало под воду. На воде остались только две переполненные шлюпки, плоты, доски, матрасы, чемоданы, спасательные пояса и круги, за которые держались полуобессиленные люди.
Согласно архивным документам, «Сванетия» продержалась на плаву лишь 18 минут: в 16 часов 30 минут красавец теплоход затонул.
Подойдя к месту гибели теплохода в 17 часов 5 минут, эсминец «Бдительный» за двадцать минут подобрал с поверхности моря 143 человека (по другим данным – только 61 человека, из которых 18 скончались на палубе эсминца от переохлаждения).
Координаты гибели «Сванетии» известны: 43 градуса 00 минут северной широты, 36 градусов 55 минут восточной долготы. Корабль до сих пор покоится в Черном море, на глубине свыше двух километров, став братской могилой нескольких сотен людей.
Только по официальным данным, погибло 753 человека, в том числе 220 раненых и 112 человек личного состава корабля. Хотя, согласно другой информации, погибло от 535 до 1.000 человек. В общем, точное количество погибших вряд ли когда-нибудь станет известно...
Свидетельство о публикации №225010600322
Олег Каминский 11.06.2025 05:53 Заявить о нарушении