Пушкин Русский бесогон Слева бесы, справа бесы...
Русский бесогон
«Слева бесы, справа бесы...»
(1)
Пушкин ВЛЮБЛЕННЫЙ БЕС. 1821-1823
Москва в 1811 году.
Старуха, две дочери, одна невинная, другая романическая — два приятеля к ним ходят. Один развратный; другой Влюбленный бес. Влюбленный бес любит меньшую и хочет погубить молодого человека. Он достает ему деньги, водит его повсюду. Настасья — вдова чертовка. Ночь. Извозчик. Молодой человек. Ссорится с ним — старшая дочь сходит с ума от любви к Влюбленному бесу.
Примечания
1. Этот план, датируемый предположительно годами 1821—1823, остался неосуществленным, хотя у Пушкина в его различных набросках и заметны отдельные следы этого замысла. Таковы, в частности, наброски к замыслу о Фаусте. Полностью этот план воплотился только в устном рассказе Пушкина, записанном В. Титовым и напечатанном им в «Северных цветах» на 1829 г. под названием «Уединенный домик на Васильевском».
План опубликован в 1922 г.
2. «Влюбленный бес» — в плане обозначено начальными буквами.
Цявловская Т.Г. "Влюбленный бес": (Неосуществленный замысел Пушкина) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — Т. 3. — С. 101—130. https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-101-.htm
(Неосуществленный замысел Пушкина)
Пошло второе столетие с тех пор, как в печать проскользнуло известие о том, что Пушкин задумывал драматическое произведение на тему «Влюбленный бес». Сведение это потонуло в изобилии интереснейших данных о поэте, новых стихов его и прозаических текстов, опубликованных П. В. Анненковым в его замечательной биографии великого поэта.1 Оно осталось незамеченным.
Понадобилось открытие двух новых документов,2 спустя более полувека, заставивших вспомнить сообщение Анненкова. Интерес к замыслу пробудился, появились две группы работ, связанных с этим замыслом Пушкина, и ряд отдельных высказываний. Однако ясных точек зрения по этому вопросу, ни даже общепринятой датировки замысла не утвердилось.
Вне круга внимания исследователей остался при этом материал первостепенного значения, авторский, находящийся в черновых тетрадях поэта. Материал этот, в подавляющем большинстве, не литературный, не словесный. Я говорю о графике поэта.
Изучение рисунков Пушкина находится еще в младенческом состоянии. Литературоведы высказывали о них лишь единичные соображения, обычно по отдельным частным случаям, и далеко не всегда ценные. Искусствоведение же, которому без споров уступалось дело изучения рисунков Пушкина, решало вопросы нередко в отрыве от литературного творчества великого поэта.
Попытка рассмотрения графических композиций Пушкина не разобщенно, а в едином аспекте с его литературными текстами привела меня к давно оставленному пушкиноведением замыслу «Влюбленного беса».3
Самый ранний след замысла о влюбленном бесе обнаруживается в рукописях весны 1821 года.
***
Королев А.В. Влюбленный бес: История первого русского плагиата. Повесть/реконструкция. Эссе/послесловие. - М. : РА Арсис-Дизайн (ArsisBooks), 2013. - 124 с. - ISBN 978-5-904155-30-8
Однажды Пушкин в приступе вдохновения рассказал в петер¬бургском салоне историю одного беса, который влюбился в чис¬тую девушку и погубил ее душу наперекор собственной любви. Один молодой честолюбец в тот час подслушал поэта... Вскоре рассказ поэта был опубликован в исковерканном виде в альманахе «Северные цветы на 1829 год» под названием «Уеди¬ненный домик на Васильевском». Сто с лишним лет спустя наш современник писатель Анато¬лий Королев решил переписать опус графомана и хотя бы отчасти реконструировать замысел Пушкина. В книге две части - повесть/реконструкция «Влюбленный бес» и эссе/заключение «Украденный шедевр» - история первого рус¬ского плагиата.
Королев А.В. Влюблённый бес. М.,2013.pdf
(2)
Пушкин Гавриилиада не из Ада
(на губе у ей помада…
на одной – это знак у ей такой …
ой!)
Но, старый враг, не дремлет сатана!
Услышал он, шатаясь в белом свете,
Что бог имел еврейку на примете,
Красавицу, которая должна
Спасти наш род от вечной муки ада.
Подумала Мария:
«Нехорошо в саду, наедине,
Украдкою внимать наветам змия,
И кстати ли поверить сатане?
Но царь небес меня хранит и любит,
Всевышний благ: он, верно, не погубит
Своей рабы, — за что ж? за разговор!
К тому же он не даст меня в обиду,
Да и змия скромна довольно с виду.
Какой тут грех? где зло? пустое, вздор!»
Подумала и ухо приклонила,
Забыв на час любовь и Гавриила.
Лукавый бес, надменно развернув
Гремучий хвост, согнув дугою шею,
С ветвей скользит — и падает пред нею;
Умолкнул бес. Мария в тишине
Коварному внимала сатане.
«Что ж? — думала, — быть может, прав лукавый;
Слыхала я: ни почестьми, ни славой,
Ни золотом блаженства не купить;
Слыхала я, что надобно любить…
Любить! Но как, зачем и что такое?..»
А между тем вниманье молодое
Ловило всё в рассказе сатаны:
И действия, и странные причины,
И смелый слог, и вольные картины…
(Охотники мы все до новизны.)
Но между тем в задумчивости нежной
Она грешит, прелестна и томна,
И чашу пьет отрады безмятежной.
Смеешься ты, лукавый сатана!
Он улетел. Усталая Мария
Подумала: «Вот шалости какие!
Один, два, три! — как это им не лень?
Могу сказать, перенесла тревогу:
Досталась я в один и тот же день
Лукавому, архангелу и богу».
Переменюсь: Елену видел я;
Она мила, как нежная Мария!
Подвластна ей навек душа моя.
Моим речам придай очарованье,
Понравиться поведай тайну мне,
В ее душе зажги любви желанье,
Не то пойду молиться сатане!
(3)
АС Пушкин – 1829-1830, сентябрь, Болдино, с порога …
БЕСЫ
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..»—«Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?»—
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Комментарии:
1. БЕСЫ (стр. 167). Напечатано в «Северных цветах» на 1832 год. Написано 7 сентября 1830 г. в Болдине. См. «Из ранних редакций». Томашевский Б. В. Примечания Пушкин А. С. Т. 3. Стихотворения, 1827—1836
Без указания мотивации…
2. Напечатано Пушкиным впервые в альманахе „Северные Цветы на 1832 год,“ СПб., 1831, стр. 169—171 отдела „Поэзия“ (СЦ). Вошло в „Стихотворения А. Пушкина“, часть третья, 1832, стр. 80—83, в отдел стихотворений 1830 г. (СП3).
Рукописи: 1. Черновой набросок в тетради ЛБ № 2371, л. 83. Факсимиле в статье Б. С. Мейлаха „Из творческой лаборатории А. С. Пушкина“ — „Резец“ 1935, № 14 (июль), стр. 20. 2. Черновой автограф в тетради ЛБ № 2382, лл. 101 об. —102. Л. 101 об. Воспроизведен факсимиле в указанной статье Мейлаха, стр. 21. 3. Перебеленный, со многими поправками, автограф — ПД № 125, лл. 1 — 2 об. Л. 2 воспроизведен факсимиле в указанной статье Мейлаха, стр. 22. Тексты всех трех автографов напечатаны со значительными неточностями (1 — полностью , 2 и 3 — в извлечениях) Б. С. Мейлахом в статье „Пушкин и реакционный романтизм“ — „Звезда“ 1935, № 2, стр. 202—206, в статье „Из творческой лаборатории А. С. Пушкина“ — „Резец“ 1935, № 14 (июль), стр. 19—22 и в книге „Пушкин и русский романтизм“, Лгр., 1937, стр. 248—254. 4. Копия, с поправками и пометами рукою Пушкина и П. А. Плетнева, в цензурной рукописи третьей части „Стихотворений А. Пушкина“ — ПД № 420, лл. 42—43 об.
Вошло под обозначением „Бесы“ и с датой „1829“ в списки стихотворений, предназначаемых для издания, составленные не позднее середины сентября 1831 г. (ПД №№ 515 и 716; см. „Рукою Пушкина“, стр. 256 и 259—260). Включено в рукопись 1836 г. — ЛБ № 2393, л. 127—129. Печатается по СП3.
Датируется: черновики в ЛБ 2382 и 2371 — октябрем — началом ноября 1829 г., окончательная отделка стихотворения, согласно помете в перебеленном автографе ПД № 125, —7 сентября 1830 г. (H. И.)
Бонди С. М.и др.. Примечания к Стихотворениям 1826—1836
3. Наше мнение: Заметьте – Пушкин ведь сам нам л дал ориентир для дефиниции мотивации и души растерзанной прострации:
4. Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
В НОЯБРЕ! Пельменееды….
Бесы были созданы в ноябре 1829-го по возвращению поэта из Путешествия в Арзрум … после отказа Гончаровых отдать ему руку Натали для брака и создания потом семьи. В этом туре на Кавказ Пушкин посетил: столицу донских казаков (где проиграл игрокам в карты всю свою наличность и чуть не загремел в долговую яму, не выручи его Мусин-Пушкин, увезший грешника в Шемахы – столицу горских евреев прорицателей, Тбилиси с его гордой оппозицией и в конце - армию СВО на Кавказе. Поэтому мотив его Бесов связан, скорее всего, с чередой пограничных (экзистенциальных) встреч Поэта с Роком, Судьбой и Случаем (РСС): абшид сватовства – крупный проигрыш в карты – вещие предсказания горский горцев «Не играй с Нами – с РСС! Не женись! Ведьму замуж выдают!» и в финале = СВО (карательные акции).
Проигнорировав пророчества, Пушкин, добившись руки бесприданницы, пожив после помолвки с Натали у Гончаровых и взявши на себя обязательства выкупить невесту за большие (для него) деньги и устроить свадьбу с «приданным наоборот», понял в какую бесовщину он сам себя впутал и что ему это все сулит … Бесом завыл. И уже не влюбленным ,а порабощенным словом чести.
(4)
Бесы русского поэта Владимира Высоцкого, написанные в 1979 году.
Слева бесы, справа бесы, Нет, по новой мне налей!
Эти - с нар, а те - из кресел,- Не поймешь, какие злей.
И куда, в какие дали, На какой еще маршрут Нас с тобою эти врали По этапу поведут!
Ну, а нам что остается? Дескать - горе не беда? Пей, дружище, если пьется,- Все - пустыми невода.
Что искать нам в этой жизни? Править к пристани какой?
Ну-ка, солнце, ярче брызни! Со святыми упокой...
(5)
Высоцкий - Французские бесы (посв. М. Шемякину) 1978
Открытые двери Больниц, жандармерий - Предельно натянута нить,- Французские бесы - Большие балбесы, Но тоже умеют кружить.
Я где-то точно - наследил,- Последствия предвижу: Меня сегодня бес водил По городу Парижу, Канючил: "Выпей-ка бокал! Послушай-ка гитары!"- Таскал по русским кабакам, Где - венгры да болгары. Я рвался на природу, в лес, Хотел в траву и в воду, - Но это был - французский бес: Он не любил природу. Мы - как сбежали из тюрьмы,- Веди куда угодно,- Пьянели и трезвели мы Всегда поочередно. И бес водил, и пели мы, И плакали свободно. А друг мой - гений всех времен, Безумец и повеса,- Когда бывал в сознанье он - Седлал хромого беса. Трезвея, он вставал под душ, Изничтожая вялость,- И бесу наших русских душ Сгубить не удавалось. А то, что друг мой сотворил,- От бога, не от беса,- Он крупного помола был, Крутого был замеса. Его снутри не провернешь Ни острым, ни тяжелым, Хотя он огорожен сплошь Враждебным частоколом. Пить - наши пьяные умы Считали делом кровным,- Чего наговорили мы И правым и виновным! Нить порвалась - и понеслась,- Спасайте наши шкуры! Больницы плакали по нас, А также префектуры. Мы лезли к бесу в кабалу, С гранатами - под танки,- Блестели слезы на полу, А в них тускнели франки. Цыгане пели нам про шаль И скрипками качали - Вливали в нас тоску-печаль,- По горло в нас печали. Уж влага из ушей лилась - Все чушь, глупее чуши,- Но скрипки снова эту мразь Заталкивали в души. Армян в браслетах и серьгах Икрой кормили где-то, А друг мой в черных сапогах - Стрелял из пистолета. Набрякли жилы, и в крови Образовались сгустки,- И бес, сидевший визави, Хихикал по-французски. Все в этой жизни - суета,- Плевать на префектуры! Мой друг подписывал счета И раздавал купюры. Распахнуты двери Больниц, жандармерий - Предельно натянута нить,- Французские бесы - Такие балбесы! - Но тоже умеют кружить. 1978
***
Ликбез-ное от Ноя из забоя после запоя и не ноя и не стоя … ни гроша. Ша!
Бес https://ymadrodd.blogspot.com/2015/08/bes.html
БЕС [b;es], злой дух.
В славянской мифологии часто можно встретить это интересное существо, которое делает маленькие пакости людям.
В старинных источниках бес описывается как существо, сбивающее с пути праведных.
В этом отношении христианское представление о бесах переплетается с языческим славянским, но имеет совсем иные черты.
Интересно, что бес был и в древнеегипетской мифологии, но, в отличие от славянского беса, он был добрым духом, покровителем домашнего очага. И имя его не связано со славянским бесом. Откуда же, собственно, происходит слово?
Этимологами было предложено несколько версий, но здесь прозвучит лишь одна наиболее признанная.
Исследуя индоевропейские языки, несложно обнаружить сходства слова с литовским bais; "страх", bais;s "отвратительный, мерзкий, ужасный", латинским foedus "мерзкий", греческим ;;;;;;; "обезьяна".
Траутман ссылался на литовское baid;ti "пугать" и русское "бояться" (праслав. *bojatis;), как ключ к поиску пракорня (им оказался корень *bh;i-). Из старославянского б;съ произошло также слово "бесить" и "бешеный" (ср.: словен. besen, чешск. b;sn; и др.).
ЧЕГО РОПТАТЬ (1976)
Чего роптать, коль всё у нас в
порядке!
Успехи есть — сиди и не
скули.
А с нашей мощной стартовой
площадки
Уходят в небо тонны и рубли.
В дебатах, словопрениях и
спорах
Решаем судьбы мира, а пока
Уйдут пододеяльники на
порох,
И от ракет трясутся облака. #ВладимирВысоцкий
***
РСЛ
Персональный Бесогон 040125
Вот бессонницы страда
Воют Бесы Кружат мессу
Невидимкою судьба
Муть на сердце - Жуть-душа
Офигели что ли бесы
Х*уй-ти что, а не страна
Бесы, бесы, бесы в Зле
Бесподобны, безобразны,
В мутной санкциев игре
Закружились бесы разны,
Будто бабы в шабаше...
Сколько их! куда нас гонят?
Что бесстыже нам поют?
Снова, блять, бойца хоронят?
Женку ль замуж выдают?
Мутно небо, жизнь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
С воем, воем, воем
Раскраснелася Луна
Кружат бесы горизонтом
В адской страшной темноте,
Плачем вещим, визго-стоном
Надрывая сердце мне...
Бесогонов эшелоны
Кличут: Нам нужны герои
У пустой казны войны
В голове одни помои
И не слышно тишины
Вот и гость – одни погосты
Вереницею кресты
кресты…
кресты …
Только тем все до … П … звезды
Что ж за еб твою не мать
Лезьте парни под кровать
Ипотеку подымать
Да кредиты отдавать
Демос-графью устранять
И женушек обнимать
Да детишек цаловать
И чего теперь роптать
Вот и бесы…
Прилетели, сука, псы
Вот… ну, вот … опять, блять
Свидетельство о публикации №225010600354