Что я могу?

            
                «ЧТО Я  МОГУ?»
     50 лет со дня смерти  выдающейся советской артистки театра и кино   Любови Орловой.(1902-1975)
                …Что я смогу ещё сказать?
                Теперь, я знаю, в вашей воле
                Меня презреньем наказать…
                А.С. ПУШКИН
       
      Что я мог? Что я могла? Что я могу? Таким вопросом на вопрос всегда  отвечали и продолжает отвечать   самим себе и всему  миру великое  множество зависимых, подневольных людей разного ранга, высокого и низкого социального положения.
       Из мировой истории известно, что человек, даже самый маленький и простой, иногда способен на  многое, на самое немыслимое и почти невозможное. Побеждать время и смерть, совершать подвиги ради того, чтобы люди знали правду о своём времени, навевать своим согражданам "золотые сны и грёзы"  в мире  полного бесправия и тотального насилия над естественной природой народа-землепашца и хлебороба.
      Человек может жертвовать собой во имя правды и справедливости, и человек способен  в жизни и в искусстве красиво "лгать во спасение" в порядке развлечения и утешения миллионов страдающих простых людей.
       Человек может многое, пожалуй, кроме одного — побороть в себе раба, преодолеть в себе животный страх и трусость перед слепой силой зла. Человек слаб на искушения, но человек многое может, если он твердо  верит, что все его нечеловеческие, запредельные и немыслимые  усилия, жертвы и утраты не окажутся  напрасными, что ему  в итоге не будет мучительно стыдно за самого себя, за своих современников и  свою эпоху. Об этом говорили многие русские религиозные писатели и философы, пророки и мыслители, социальные прогнозисты, политологи и  футурологи. Сегодня, когда идёт на Украине странная и затяжная война России с Большим Западом, вопрос национальной  гордасти и/или  национального позора и стыда за своё прошлое и настоящее, стоит особо злободневно, спорно и не однозначно. Призывы и обращения  Путина  и его команды к гражданам России гордиться подвигами своих предков, особенно героизмом советского солдата и лейтенанта, политрука и маршала во время войны с Германским  рейхом, без упоминания  массового героизма русских солдат и офицеров в Первой мировой  войне, звучат не очень обоснованно и убедительно. И этому  есть несколько веских причин, имевших место  50 лет назад, во время  борьбы с культом личности вождя советского народа И.В. Сталина, и совсем недавно, 30 лет назад, после развала СССР, когда  в миазмах социального  нигилизма и в чаду криминально-сексуальной революции Смуты 90-х и нулевых годов началась  мутная волна ниспровержения идолов и кумиров  недавнего  и далёкого  советского прошлого.  Люди, которым было  мучительно стыдно за своих правителей-современников и за патриотов-перевёртышей в русской истории были всегда. Среди них были  святые старцы и «юродивые Христа ради», духовные наставники и учителя нравственности, деятели науки и культуры -вспомним добрым словом келаря Троице-Сергиевой  лавры Авраамия Палицына, автора записок  о Смутном времени, или  неистового борца за старинное благочестие   протопопа Аввакума  и его убийственную фразу брошенную в адрес московского священноначалия: «Аще в Москву антихрист не явился, а вы  уже  все скурвились!»  Вспоминаются одновременно и «Окаянные дни» Ивана Бунина и «Солнце мёртвых» Ивана Шмелева, а также и совсем  недавние многие горькие воспоминания  ушедших в мир иной наших выдающихся  современников, например, книги логика, социолога и философа  Александра Зиновьева «Русская судьба.  Исповедь отщепенца» (1990); «Русская трагедия. Гибель утопии» (2002). 
       В  этом 2025 году 26 января исполнится 50 лет со дня смерти  «советской Марлен Дитрих», выдающейся советской актрисы театра и кино, певицы, танцовщицы, народной артистки СССР, кавалера ордена Ленина, лауреата двух Сталинских премий I степени (1941,1950) Любови Петровны  Орловой, которая являлась для многих советских женщин примером небывалой жизнестойкости и непоколебимого оптимизма, светлым образом  показной  невыносимости легкости бытия  в условиях почти инфернальной  реальности. 
      «В какой бы тяжелой ситуации ты ни находилась, никогда не опускайся, будь красивой. Лопни, а держи фасон!» — не раз говорила своим поклонницам и почитательницам  кумир советского зрителя и любимая актриса  Сталина Любовь Орлова (1902-1975).
      Удивительно, но факт, благодаря «весёлым фильмам» с участием Любови Орловой, многие обитатели и насельники  русской  глухомани, Русского Севера  и Сибири дети ссыльных  крестьян, кулаков, середняков и спецпереселенцев, дети ГУЛАГА, девочки и мальчики, впервые в жизни  познакомились с настоящими женскими нарядами, с женскими чулками и  туфельками на высоком каблуке, с мужскими костюмами, с гастулком и запонками, с зонтом и тростью, с белыми дамскими  перчатками  и прочими неведомыми  предметами неведомой и почти фантастической цивилизации. (Галина Дениско «Дети ГУЛАГА», М., Горная книга,2013)
    Любовь  Орлова, дворянка по происхождению и воспитанию,  многое могла. Она  могла делать то, что не могли делать многие  герои и  кумиры Советского Союза. Она могла побеждать время, она действительно вела титаническую борьбу с временем — оставаться долго молодой, привлекательной и энергичной. Ей было далеко за шестьдесят, а выглядела она как  двадцатипятилетняя. Она была  необыкновенно высоким   совершенным   человеком, идеалом настоящей женской красоты, которую  она  умела нести с достоинством по всей жизни.  Она могла противостоять один на один  времени и смерти, но не могла противостоять зооморализму и властительному цинизму  наследников Сталина — этих   политических животных, которые  на глазах одного поколения в течение шести лет   утратили свою прежнюю  харизму, былое достоинство и величие.  Любовь Орлова была одной из тех людей, кому было мучительно стыдно, как за саму себя, так и за своих современников, за всё советское общество. Увы, бывает так, что  в истории любой страны — побед и достижений много, а гордиться в итоге нечем —  один позор и стыд, одни потери и утраты. И конечно же, глубокое разочарование в тех людях, которые призваны самой Судьбой и Роком вершить судьбы миллионов людей. Особо остро переживала Любовь Орлова спешный и трусливый снос  памятников Сталину и ночное его перезахоронение из Мавзолея в обычную могилу у Кремлевской стены. Еще острее переживала она своё бессилие противостоять очередному политическому вандализму, который проявили во всём своём безобразии  по отношению  памятников и мемориалов, могил святых угодников и героев Российской империи. Увы бывает так, что даже  всенародный кумир, и национальный герой не может  прекратить  снос памятников  и прекратить тотальное разрушение исторической памяти.  Сегодня, когда  в  отечественных СМИ почти ежедневно  речь идёт о гордости  за своё героическое прошлое, весьма  полезно будет вспомнить  и  запретные когда-то  мемуары  Любови Орловой «О Сталине с Любовью» (М.ООО «Яуза-пресс»,2015),  где есть глава,  посвящённая     «борьбе» Никиты Хрущева и его прислужников с   культом  личности Сталина подлыми и варварскими методами.
      «Что я могу? Я бы поставила ему памятник, только кто же мне даст это сделать? — сокрушалась лауреат двух Сталинских премий. — Подлые, подлые люди. Тысячу раз написать это слово, все равно будет мало для выражения их подлости. Всех ругательств мира недостаточно для того, чтобы выразить мое мнение о них, негодяях, предавших своего вождя! Кем бы они были без него. Когда Сталин был жив, не знали как подольститься, пресмыкались перед ним, раболепствовали. А сейчас — торжествуют! Пытаются одолеть покойника после смерти. Подло и мерзко! Начали с осуждения, которому ханжески придали вид «секретного». Закрытый доклад! Это же смешно! Опорочили, убрали памятники, постарались стереть имя отовсюду, где только возможно. Но этого им оказалось мало. Они боятся его даже мертвого, иначе бы не вынесли из Мавзолея. Тайком! Яко тать в нощи».
     Как видим, возмущению  Любови Орловой нет предела. Вероломство тех, кто сносит памятники Сталину, кто пытается вымарать его имя из памяти советских людей, равносильно  предательству и вызывают в душе актрисы отвращение: ибо именно  такого сорта люди, по её мнению, всегда  готовы предать в свою пользу государственные и национальные интересы страны.
      Любовь Орлова не дожила до распада СССР, но многие из нас, из  поколения детей Войны и Беды, стали  живыми свидетелями этого грандиозного и трагического по своим последствиям, невиданного в мире  предательства трёх видных партийных функционеров, и готовы подписаться под этими горькими строками выдающейся   советской кинодивы,  послевоенной «девушки моей мечты» — нашей  русской Марики Рёкк.

     Однако не будем забывать, что  образ Сталина как политика и человека в мемуарах  Любови Орловой слишком идеализирован, перед нами не просто одна из исторических и трагически противоречивых фигур   XX века-людоеда, а идеальный, самый    совершенный, самый человечный Человек. Иного портрета вождя у его любимицы-красавицы  и не могло быть, а  любые противоречия  в характере и поведении кумира,  никогда ещё  не мешали становлению культа личности, и даже делали его более  значимей и величественней. 
     Любовь Орлова видела в Сталине  не только тонкого  ценителя её искусства и тайного воздыхателя, но и Героя-Демиурга, великого Провидца, Прозорливца   и Пантократора: «О прошлом Сталин говорил гораздо меньше, несравнимо меньше, нежели о будущем. Он смотрел вперёд, как и положено Вождю. Слишком уж огромного, необъятного масштаба личность. С кем ни сравнить Сталина, сравнение неизменно будет в Его пользу. Что бы сейчас ни говорили некоторые...».
       Любовь Орлова в своих мемуарах отмечает необыкновенную скромность Сталина, его  удивительную вежливость в общении с людьми.
         По признанию актрисы, Сталин постоянно удивлял её своим отношениям к людям. Несмотря на то что он занимал самый высокий государственный пост и отвечал за судьбу всей страны, он никогда не демонстрировал своё превосходство: «Сталин сам был скромен и ценил скромность в других. «Любое руководство – дело коллективное, — не раз повторял Сталин. — Все заслуги и свершения не единоличны, они принадлежат коллективу, а не одному человеку. Единоличными бывают только промахи и ошибки».
       У каждого времени, есть свои  идолы и кумиры, и  каждый кумир по-своему  отображает дух своего времени, будь это  первобытный коммунизм эпохи неолита или военный коммунизм  эпохи Ленина и Троцкого, крепостное право Петра Великого или колхозный строй  великого вождя товарища Сталина.  У  истоков всех цивилизаций, в том числе русской и советской, всегда стоял идол, поклонение которому порождало  в свою великое множество  новых идолов. Представители древнейшей цивилизации Египта эпохи неолита Меримде, ещё  не имея  основных духовных практик о вечной жизни и загробном мире, уже имели своего терракотового идола, символизирующего власть, покровительство и защиту. 
       Приходится признать, что  нормально существовать   без идолов и развиваться далее без кумиров    человечеству  никак нельзя, без героев, идолов и кумиров  все социумы ощущают себя как бы неполноценными и недоразвитыми, стагнирующим  ущербными.
     На протяжении всей дописьменной и письменной истории  идолы и кумиры меняли свою  мистическую ипостась и свою социальную и психо-эмоциональную значимость в сторону  десакрализации и бездумного массового  фанатичного поклонения.
 
         Неизменными  кумирами народов до второй половины  XX оставались, как  и прежде, великие вожди и цари-завоеватели, военачальники и полководцы-победители, но уже в начале века   к ним в качестве новых  идолов и кумиров добавились новые — писатели-философы и поэты, композиторы и художники,  артисты кино и театра, звёзды эстрады и шоу-бизнеса.  Чем больше становилось  в социуме героев и кумиров в  быту, в мирном  и ратном труде, в  культуре и и политике, тем чаще происходила  «саморотация»  кумиров года и кумиров дня, кумиров-однодневок, тем стремительнее происходило их  превращение в жалких ничтожеств.
    Невероятно, но факт —   сегодня мы живём в эпоху острого дефицита  в социуме ярких выдающихся  личностей, культурных героев и демиургов. Среди лидеров  множества развитых держав и политиков мирового уровня нашлось всего лишь  два кумира нашего времени —  это Путин и Трамп.(Анатолий Апостолов. Каждый день в ожидании Трампа. —  Проза.ру)
     Чем больше в жизни социума обретается разного сорта и калибра кумиров, чем чаще они меняются на глазах одного поколения, тем более  нездоровым и  нравственно ущербным становится социум, тем чаще наблюдается у старших поколений ностальгическая тоска по великому кумиру прошлого и  категорическое неприятие новых идолов и кумиров. (Анатолий Апостолов. Кумиры в беге времени. — Проза.ру)
      Кто-то из русских патриотов  по-хрущёвски в Интернете  проклинает русофоба  Ленина и хвалит русофила  Сталина.  Кто-то продолжает каждый год устраивать  каток на Красной площади, и призывает перенести  Красное кладбище  с главной площади страны на Федеральное военное мемориальное кладбище в Мытищах, в Пантеон Героев России и Советского Союза  и граждан с особыми заслугами перед государством,   а кто-то призывает наследников  имперцев-сталинистов установить на месте захоронения И.В. Сталина самый величественный в мире Мавзолей, — «не трогая тела Сталина, а только сам гроб — поставить на мавзолейном гранитном постаменте самый крупный из всех  в мире памятник И.В. Сталину в самом подходящем  и самом видном месте». (Владимир Вселенин) 
  Как видим,  сотворение кумиров  и почитание  кумиров  продолжает жить в сознании постсоветских граждан, политическая шизофрения крепчает и набирает силу в ирреальности  первой четверти XXI   века. Осуждается-возрождается культ кумира прошлого, а заодно  порождается культ личности героя   культуры нашей повседневности, а вместе с этим возникают новые проблемы и новые  опасные заблуждения.
     Трудно быть вечным идолом, ещё труднее быть  богом или его заместителем. Мир вечен. Недолог век земных  идолов и кумиров, время их порождает и  время их уничтожает, стирает их имена и прозвища  с гранитных плит и из памяти людей.  Трудно быть кумиром, но ещё труднее  приходится тем, кто вынужден из века в век    валяться  во прахе под железною пятой очередного  великого Властителя, Инквизитора и Благодетеля.
   Что я могу? И что в моих силах?  Я могу многое, особенно в области того, чему я был  научен добрыми людьми  и в чём имею богатый опыт. Я могу служить добру, даже  ничего не делая дурного и сомнительного. Например, всегда следовать заповедям Христа и его учеников — не создавать себе кумира, не восхищаться им,  не поклоняться ему, и  ни в коем случае не никого не призывать  следовать за ним туда,  где над болотной трясиной  блуждают гнилые и  холодные огни.

07.01.2025, Рождество  Христово


Рецензии
"Я могу служить добру, даже ничего не делая дурного и сомнительного."

Анатолий, уже одной этой цитатой можно охарактеризовать вашу работу.

Думая сегодня о настоящем, а тем более думая о будущем, невозможно, не вспоминая прошлого: «О прошлом Сталин говорил гораздо меньше, несравнимо меньше, нежели о будущем... Что бы сейчас ни говорили некоторые...».

Анатолий,вопрос, а о кумирах надо говорить или о роли личности... Тут, как по мне, пластинка с двухсторонним проигрышем.

Хотя по большому/в главном вы правы — сегодня мы живём в эпоху острого дефицита ярких лидеров, что и на самом деле не в лучшую сторону действует на социум и его жизнь.
А ностальгическая тоска по великому кумиру — это скорее мечта о том нашем молодом прошлом... А помните, какие мы молодыми были!

С уважением,

Николай Скороход   17.03.2025 14:59     Заявить о нарушении