О Таинстве брака
Всякая власть призвана решать две главные задачи – предотвращение хаоса и упорядочение отношений (выстраивание иерархии) внутри одной системы. Богословская и светская науки знают три вида власти: государственная, церковная и родительская. Церковная – призвана обеспечить управляемость и непоколебимость Церкви как общества верных или «малого стада» Христова (Лк.12:32), имеющего своего пастыря, наделенного священнической властью. Вне пасторства существование Церкви невозможно, ибо как сказал ее Глава Христос: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф.14:27). Задача Церкви – быть проводником воли Божьей, оберегать паству от хищников (ересей) и вести ее ко спасению. Поэтому она имеет власть наставлять в истине и карать волков в овечьей шкуре, расхищающих стадо Христово.
Родительская власть менее заметна, но более таинственна и сильнее. Поэтому о ней мы поговорим подробнее, тем более что она неразрывна с Таинством брака. Ее природа весьма сложна и является не естественной по отношению к церковной власти. Если власть Церкви исходит от Господа, а значит – естественна, то появление родительской власти обусловлено грехопадением Адама и Евы. Это звучит парадоксально, но, тем не менее, это так. Проблема заключается в следующем. В приведенной заповеди Бог наделяет безгрешное человечество, каковыми по замыслу Творца должны были стать прародители и их потомки, особой властью над флорой и фауной будущей земли или рая. Вся земля до грехопадения предполагалась как один рай, не подверженный тлению и смерти. Поэтому рассматривать его отдельно от остального мира нельзя, ибо, в противном случае, надо признать, что Бог на земле что-то сотворил лучше, а что-то хуже. Несколько отвлекаясь о темы, хотел бы сделать одно замечание. В богословской литературе и среди христиан принято отождествлять рай и Едем, точнее говоря, рай называть «Едемом». На самом деле – это разные понятия, поскольку в Писании сказано: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт.2:8). Как мы видим, Бог насадил рай на востоке, то есть в некоей области уже обустроенной земли (Едема), ограничив пребывание первых людей конкретным местом, называемом «раем», чтобы они не бродили бесцельно по земле; а в раю они были заняты конкретным делом – возделыванием сада. При этом, в своем достоинстве, рай и Едем ничем не отличались. Иначе говоря, рай – это Едем в Едеме, или рай в раю. В беседе «О сотворении мира» я говорил, что Божественный Промысел Домостроительства состоял из идеи (логоса) или плана, что отражено в первой главе Книге Бытия и его фактической реализации, о которой повествует вторая глава. Благословляя людей властвовать над всем творением земли, Бог ни слова не говорит о родительской власти, лишь упомянув: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Здесь мы соприкасаемся с величайшей и до конца не раскрытой тайной размножения первых людей в условиях безгрешного и бесстрастного состояния, каковым обладали Адам и Ева до падения. Точнее с тем, как это было предусмотрено Планом Домостроительства. Сведения об этом в Священном Предании крайне скудны и более напоминают догадки, ибо святые отцы не рискнули проникать умом в столь великие и страшные тайны Божественного Промысла. Однако, исходя из общего учения Церкви о человеке (Православной антропологии), можно заключить, что плодиться и размножаться в раю, – что, кстати, не одно и тоже, – люди должны были особым образом, не связанным со страстностью, которая неизбежно сопутствует плотскому зачатию. Суть первородного греха в том и состоит, что в основе рождения лежит плотское желание, влекущее за собой всю остальную греховность человека. Далее на эту тему мы распространяться не можем, заметив лишь, что изначальное благословение Бога не подразумевало возникновения отношений «отцы – дети», а значит не предусматривало родительскую власть. Эти отношения возникли после грехопадения и были призваны упорядочить жизнь на земле, подверженных смерти и тлению людей. Следовательно, родительская власть не является естественной, то есть не была предопределена как часть божественной природы праотцов, а возникла вследствие грехопадения и как условие выживания человеческого рода.
Став смертным и грешным, человек утратил силу и власть управлять природой. С падением, изменился его первозданный облик, и звери перестали узнавать в нем своего господина, проявляя враждебность и неповиновение ему. Более того, они начали пожирать друг друга, чего в Едеме не было. Поэтому, владычество над животным миром, умалилось в потомках Адама до власти над собственными детьми. Однако, при этом, благословение Божие не исчезло, и особая власть, данная в райском браке Адаму и Еве, сохранилась в их потомках, поскольку сначала Ева стала женой Адама, а потом свершилось их падение. Другими словами, Божественные качества брака, заложенные в прародителях, перешли в латентном [скрытом] состоянии на всех людей, но уже в усеченном виде и проявились как власть родительская. Тем не менее, царское достоинство брака сохранилось, символом чего стали венцы брачующихся. О природе отношений родителей и детей я уже говорил в беседе «Как нас воспитывают дети» и возвращаться к этой теме не будем, предоставив любомудрым возможность с ней ознакомиться. В Таинстве брака или венчания, Господь активируют Божественную власть, заложенную в человеческой природе изначально, оставляя супругам право ею воспользоваться. Это касается, в первую очередь, воспитания детей, ибо условием одобрения Церковью брака является намерение чадородия. Все сказанное не означает, что вне Таинства брака невозможно добросовестное воспитание детей. И у невенчанных, и у иноверцев, и у неверующих бывают весьма воспитанные и добрые дети. Однако принципы воспитания в таких семьях совершенно отличны от природы семейных отношений православных. В их семье, как в малой церкви, незримо присутствует Сам Христос по Его слову: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Это означает, что в воспитании детей незримо участвует Сын Божий, непосредственно наставляя и оберегая всю семью. Разумеется, это происходит в том случае, если супруги являются православными не только по крещению и названию, а по образу жизни. До октябрьского переворота и воцарение богоборческой власти в 1917 году, церковный брак являлся единственным законным оформлением супружеских отношений, в чем проявлялась синергия церковной и светской властей. В силу этого развод становился весьма сложной и затруднительной процедурой, ибо требовалось согласие не только высшей светской, но и архиерейской власти. Такие препятствия, с одной стороны, удерживали супругов от необдуманного разрушения семьи, а с другой – предостерегали от смертного греха прелюбодеяния, поскольку развод на этом основании, компрометировал человека в глазах общества и Церкви, что могло стоить ему не только карьеры, но и доброго имени. В светском государстве, каковым является Россия, церковный брак давно утратил свое первоначальное значение, поскольку является вторичным по отношению к государственной регистрации в органах ЗАГС. С умалением и оскудением церковной и духовной жизни, исказилось и извратилось представление о Таинстве венчания. Сейчас в нем видят не благодать и покровительство Божие будущей семье, а красивый обряд и дань традиции. Причем, такое понимание преобладает не только среди мирян, но и духовенства. Толкования большинством отцов Таинства брака сводятся к следующему определению, приведенному одним из священников: «Брак – есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Особенно загадочно звучат слова: «чистого единодушия». Подобное понимание брака поражает своим выхолощенным, мертвым и сухим академическим формализмом, лишенным какого-либо живого участия Духа. Примечательно, что до IX в. венчание совершалось только во время литургии и было немыслимо без Евхаристии, что подчеркивало его божественное происхождение.
Однако, вернемся к власти в браке. Именно она является основой Таинства венчания, а не «благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей», к тому же эту мудреность еще нужно понять. В ней заложены такие взаимоисключающие понятия, что перевести сие изречение на понятный язык практически невозможно, не только мирянину, но и опытному богослову. Если же рассматривать семью, как малый Едем, или малую Церковь по учению апостола Павла (1Кор.16:19), а детей как разумных тварей, его населяющих, то власть, о которой говорит первая глава Книги Бытия – абсолютна, совершенна, и поэтому распространяется как на семейные отношения, и зачатие с рождением, так и на христианское воспитание детей в целом. Мы уже кратко разбирали понятие церковной власти, суть которой в иерархии внутрицерковных отношений: Главой нашей Церкви является Христос, а управляет ею Предстоятель в лице Патриарха. Христианская семья построена аналогичным образом, где ее глава – муж. Всякий начальствующий обладает необходимой властью для исполнение своих обязанностей. Патриарх эту власть получает от других, а муж – от Бога в Таинстве венчания. Родительская власть венчанных и нет существенно отличается по своему содержанию. Первая строится на основе любви, уважения, благочестия и единой жизни во Христе, при условии их добродетельного благочестия, а власть вне православия по духу, уподобляется светской и основана на принуждении или подкупе. Следовательно, такая семья не долговечна, и не в плане совместного проживания всех членов, а в части духовного единения, делающего семью одним организмом и телом Христовым. Родительская власть формально венчанных и далеких от православия лишена благодати Духа, сколько бы ее не испрашивали в венчальных молитвах. Такая внутрисемейная иерархия основана на власти силы или денег и, следовательно, уподобляется дому, построенному на песке, то есть непрочна и не долговечна. И только Таинство брака, благословленное Богом, придает родителям и детям божественную силу вечно живого организма, уподобляя бессмертию Адама и Евы. Их единение не разрушается со смертью кого-либо из членов семьи, и она в полном составе, как единое целое, восстановится в день Всеобщего Суда. Поэтому для одних Таинство венчания является действительно Таинством, ведущим к вечной жизни во Христе, а для других - красивым обрядом на усладу родителям и гостям. Однако нужно понимать, что Божественные дары брака влекут за собой огромную ответственность, поскольку обязывают супругов не только к чистоте отношений, но и к благочестивому, а не просто христианскому, воспитанию потомства. За неисполнение своих обязанностей Господь будет судить нерадивых супругов как нечестивых слуг, зарывших Богом данный талант в землю плотской жизни. Именно поэтому, венчанию предшествовало обручение, чтобы муж и жена могли лучше узнать друг друга и оценить свои силы для грядущей семейной жизни в чистоте и благочестии. К сожалению, предварительное обручение оказалось не востребованным в современной церковной жизни за ненадобностью, что лишний раз свидетельствует о формальном подходе к Таинству венчания.
В силу современных условий и традиций, Церковь вынуждена обуславливать совершение венчания предварительной регистрацией брака в органах ЗАГС. Поэтому время и возраст венчающихся не имеет значение для свершения Таинства. Его можно принять и молодоженам, и супругам, проживших в законном браке всю жизнь, ибо и они становятся работниками единодесятого часа, то есть не лишаются благодати Божьей. Главное заключается в том, что церковный брак, как один из величайших даров Святого Духа, уподобляет человека Богу и наделяет властью приведения к Творцу детей и супруга. Это власть основана на авторитете мужа и отца, который неоспорим для жены и детей в силу благословения свыше. Наделяя животных именами и властвуя над ними в раю, Адам был проводником воли Божьей. Звери это чувствовали и безропотно подчинялись своему господину, ощущая в этом благость своего бытия. Если муж и отец сподобляются благословения Божьего, то и повиновение им будет не из-за страха наказания или лишения благ, а из уважения и почитания. Но все это приходит только через благословенный Богом брак, то есть через венчание. Поэтому всякий, кто пренебрегает Таинством венчания или относится к нему пренебрежительно, полагая красивым обрядом, сам себя лишает Божественной власти и возможности построения семьи как единого, Богу угодного живого организма, предизбранного для вечной жизни.
В заключении необходимо подчеркнуть, что целью нашей беседы было не воспитание супругов или устрашение их карами небесными за пренебрежение своими обязанностями, а раскрытие природы церковного брака, установленного Богом задолго до сотворения человека. Зная суть Таинства венчания, каждый сам решает, принимать его или нет, руководствуясь теми норавственными ценностями, которые в нем заложены. Благословенный брак является одним из путей спасения, которое, как известно, дело свободного выбора каждого. Но желающий сохранить семью, как единое целое и в любви друг к другу, воспитывая детей в душевной читоте, а затем обрести вечную жизнь с ней в Царствии Небесном, должен понимать, что вне венчания это невозможно.
Свидетельство о публикации №225010600747