Смерть Сталина

Помню 5 Марта 1953 года  - день смерти Сталина.
У бабушки с дедом тарелка-радио работала от гимна до гимна. С утра лилась классическая музыка, которая была для нас с братом естественным фоном.
Пришёл дед с завода  раньше обычного. Младшая тётка-старшеклассница  прибежала из школы, сказав, что всех отпустили с уроков.
И вдруг! По радио стали передавать Сообщение...
Что я понимала?! Ничего... Мне было четыре года, брату седьмой. Но, глядя на застывших и притихших деда и бабушку, на ревущую тётку, мы насторожились и спросили: "Что случилось? " "Умер Сталин" - сказала бабушка.
Имя Сталина нам было давно знакомо: во-первых, у нас  на стене висел его портрет; во-вторых, мы ходили на демонстрации в праздники и видели его изображение на транспарантах; в-третьих, играя "в войну", кто-то был Сталиным, кто-то -  Жуковым;  а кто-то -  даже Лениным ( с какого бока он там присутствовал - до сих пор не могу объяснить. Удивительно, что Маркса с Энгельсом среди нас не было!?).
Поэтому, услышав имя наших игр, мы радостно залезли на никелированную кровать, только что привезённую, с панцирной сеткой...И  стали прыгать, как на батуте, причём, брат был Ленин, и он выкрикивал это имя, когда от прыжка летел вверх; а я - Сталин, тоже летя вверх…
И так по очереди: " Ленин! Сталин! Ленин! Сталин! "
Было ощущение полёта от новой кровати с чудесной сеткой и от каких-то, для нас сказочных, имён, которые были с нами от рождения и стали родными.
Но этот "взахлёб" вдруг прекратился, так как дед стоял, мрачный и серьёзный, с ремнём в руках. Стало страшно: он нас никогда не бил, только "в угол ставил” в качестве наказания. А тут, ремень! Два раза попало брату, мне - нет, но пригрозили.
Выставили нас в чулан со словами: “Когда смерть, не веселятся и не играют! "
Сами стали готовиться к завтрашнему дню: шить траурные повязки; дед принёс флаг, на который повязали чёрную ленту; приготовили одежду для  траурного митинга...
Дальше... в моей памяти ничего не отразилось. Хотя потом была Амнистия 1953 года.


Рецензии
Мила, в данном рассказе Вы умело отразили детское отношение к описываемому событию.
Читатель может судить о воспитании подрастающего поколения в данной семье.
В первую очередь это патриотизм. Вам внушали, что умер значимый для страны человек. Прививался политический принцип, социальное чувство, преданность Родине, готовность встать на защиту её интересов.
Во -вторых, вырабатывалось особое чувство эмпатии, способности переживания, проявления эмоций и чувств, которые испытывают люди страны, потерявшей вождя.
В дальнейшем, конечно, изменилось отношение к этой личности. До сих пор люди высказывают различные мнения и они обоснованы.
Но Вы пишите о том, как это воспринималось в детстве.
Как и всегда, повествуете всё прямо, открыто, с особым авторским прочтением.
Ждем новых рассказов.
С уважением

Ольга Суханова 4   12.03.2025 14:36     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик!
Всегда "разбор" подробный, объемный, с Вашим отношением. Очень ценный!
С теплом и уважением!
P. S. "Новые" у меня есть, лишь вчера разместила .на Портале

Мила-Марина Максимова   12.03.2025 15:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.