А за зимой пришла весна... записки подростка

Осень  не закончилась, зима не началась… Девочка Наташа - накануне пятнадцатилетия….     Нет, не Наташа Ростова. В отличие от героини Льва Толстого: стремительной, полной  неуёмной энергии, любимой всеми, - её тёзка была вдумчивой, спокойной, томной особой, но уже наполненной мыслями из прочитанных книг и стихов. Портретного сходства тоже не было. Ростова черноглаза, с большим ртом, с тёмными кудрями, некрасива, но мила своей непосредственностью. Наташа так же кудрява, с пепельным цветом волос и мила не непосредственностью, а внешним стандартом: кудряшки, чёрные реснички и бровки. Правда, глаза были не стандартные, а цветные серо-зелено-голубые, меняющиеся от настроения и времени года. И этой Наташей была Я…                Жила на Сретенке, в одном из переулков. В то время улица представляла собой этакий Торговый путь. Магазины, магазины и, в виде исключения, кинотеатр Уран, знаменитое Художественное училище им.1905 года и моя Средняя школа.                Магазин Ткани, один из лучших в городе, с ивановским ситцем и молдавским крепдешином притягивал женщин  не только ассортиментом, но и витриной Времена года с одноимёнными моделями.                Напротив магазин обуви, исключительно отечественной: Парижская коммуна, Буревестник, Скороход - поэтому дешёвой. Названия какие! Как призывы! И буква " р" в каждом призыве. Эту обувь не сносишь никогда! Я делала покупки там дважды в год по сезону.                Далее чудесный магазин Карты, плакаты, открытки. Я покупала в нём всё из перечисленного. Карта политическая висела над моей кроватью вместо ковра. По ней я путешествовала и знала что-где наизусть. Над постелью бабушки висел плакат "Мир. Дружба" с бело-желто-черными  лицами рядком. В кухне - " Мойте руки перед едой ", а в ванной " Уходя, гасите свет". Магазин меня притягивал ещё и как выставка репродукций, множества художественных открыток. Всё можно посмотреть, потрогать. И запах там стоял особый: типографской краской и бумагой.            Ещё фирменный магазин Часы отечественных марок: Полёт, Слава, Луч, Заря. Ехали туда покупатели со всей страны. В то время, помимо книги, как лучший подарок ко дню рождения, дарили часы, но уже на Юбилей. Часики фирмы Заря, маленькие на панцирном браслете были мечтой любой девушки. Куплены и подарены моим дядей, который мыл золото на Севере и в отпуск отсчитывал некую сумму на День рождения племяннице.                Ещё был магазин Овощи/Фрукты с постоянно льющейся водой по стеклу витрины и цветной подсветкой. Бежишь из школы, остановишься и любуешься   "хрустальным водопадом".                Школа моя находилась рядом и была классической средней школой 60-х годов с образованными, профессиональными учителями, с любознательными учениками и интересной и разнообразной, внеклассной работой.                Походы! Это внеклассное занятие, любимое и популярное! Да, ещё значок Юный турист СССР маячил впереди! Правда, чтобы получить, надо сдать спортивные нормативы плюс туристические маршруты (не менее суток).                Наш класс был "впереди планеты всей"! Раз в месяц всем целеустремлённым коллективом отправлялись путешествовать по Подмосковью. Нет, это не прогулка на природе. Это  был настоящий спортпоход с препятствиями.                Собрались на этот раз в Звенигород. Уже на месте углубились далеко в лес. Всё как водится: костёр, палатки, песни, разговоры. К полуночи улеглись на мёртвую, дышащую ледняком, майскую землю. От холода даже лапник не помогал. Поэтому все ещё до зари вскочили как "отмороженные." И дальше по плану…                Река - какой то приток Москва-реки - глубокая, стремительная, но не широкая. В качестве переправы дерево, поваленное с одного берега на другой. Ступив на этот "акробатический снаряд", поняла: ещё один шаг... и утопленница будет смотреть снизу. С диагнозом " паническая атака" я была не одна. Решили для нас, нецирковых, натянуть ещё и канат.                А там ещё одно ЧП. Один из мальчиков, самый лучший актёр школьного драмкружка, подвернул ногу. Сделав носилки, тащили орущего от боли, всё по очереди. Оказалось, по прибытии, что все эти трудности и манипуляции были заранее спланированы, так как входят в нормативы Туриста СССР.                Ну, что же!? В последний поход на Истру я не пошла, поняв: ни Маугли, ни туриста из меня не получится. Цивилизация милее комаров, каши с дымком и даже песен Окуджавы.  Значок я не получила. Никто не получил, кроме старшей пионервожатой школы. Этот знак выделялся на школу только один! Так то!                Помимо походов, скрепляющих нас "дружбой навек", была  самодеятельность, где наша творческая энергия выплескивалась вместе с природной. Концерты, драмкружок,  Устные журналы - выбирай, выступай:  пой, пляши, играй, читай...                Правда, после Концерта, где я читала Анну Ахматову, стоя в Центре зала со стрижкой ( до этого коса до пояса), в малиновой юбке-плиссе и чёрном свитере, лодочках розового цвета и чулках телесного (что девочкам-подросткам запрещалось) - всё  из маминого гардероба - лишилась первоочередности принятия в Комсомол с формулировкой " незрелая личность”.                Жила эта " незрелая личность " в большом каменном доме построенном по проекту немецкого архитектора  Ханса Ремеля. С 1936 года и по сей день внешний вид его не изменился. Квартира была коммунальная, уже третья по счету. Но с улучшением: раньше соседских семей было пять, сейчас одна.             Не знаю, закономерность или случайность, но соседи во всех наших квартирах были одного социального статуса: учителя, инженеры, служащие. Впечатление, что так было задумано. Самой рабочей специальностью в нашем районе были продавцы, да дворники. Дворники - особый народ, если не главный на месте. Он знал всех, всё знали его; имел ключи от всех ворот.                На первом этаже здания находилась Булочная, настоящая, со своей пекарней с горячим хлебом, сайками, булками и пышками. С раннего утра по квартирам ходила разносчица в белой кофточке и фартуке с оборками, неся корзину горячей выпечки. Эта услуга не вызывала удивления. Это московский стиль не более.                Наша квартира была четырёхкомнатной: две у соседей, две у нас. Но необычной с маленькими окнами, выходящими на Садовое кольцо; стенами, глубиной, как в замках  и наличием множества стеклянных дверей. Всё  продумано с умом: окна и стены, чтобы шум и грохот Кольца не слышался, а обилие стекла внутри, чтобы компенсировать недостаток света.    В коридоре висел график уборки. Сколько человек в семье, столько недель убираешься: соседи -  две; мы - четыре. Чистота идеальная!                Бабушка моя, женщина крепкая сибирской закалки, имела мечту, пошить драповое пальто с норковым воротником и такой же шапочкой, как у нашей соседки. Для этого она убиралась, конечно, за деньги и за соседей, и за соседей по лестничной площадке. И наконец-то, в Ателье заказ готов! И даже два пальто из одинакового материала, синего цвета: одно с норкой, другое - нет и шапочка впридачу.  "Теперь я москвичка" - говорила она, примеряя обновки. "Новая москвичка" общалась словами сибирского  говора: пимы, морква, зипун, этна, каралька;  ходила в валенках с калошами и пальто с норкой, а на голове шапочка из норки с вязенкой поверх. Москвичка и сибирячка! Всё в одной! Но столицу она любила всем сердцем, приговаривая:" Ничего вы, москвичи, не цените. Вам булки из белой муки "ко рту подносят" и дохтор домой приходит, бесплатный. Всё в магазинах есть! Ничего делать не надо: ни сеять, ни жать, ни молотить, ни прясть - прямо-таки коммунизм,  а вы не замечаете."  Слово "коммунизм" тогда было очень популярно, как слово "демократия" сейчас. Хрущёв сказал, что мы строим и построим коммунизм ( и даже дату назвал, 1980 год), и все, разом поверив, "на ура" принялись за работу. Но, бросив недостроенной стройку, начали другую - капитализм. В результате 50/50, переводя на язык опытов, этакий гибрид - зубробизон… Вообще-то бабушка с нами жила лишь полгода, остальное время на родине, в Сибири. Поэтому и я под надзором была частично.
У меня, как у всех в этом возрасте, были две подруги, ЗАКАДЫЧНЫЕ. Друг друга они терпеть не могли, но втроём мы как то загадочно ладили.                Подруга Лена - миловидная блондинка, ярая общественница, певунья, участница неисчислимых кружков, секций. Когда-то, лет пять назад, она ввела меня в этот класс, как Председатель Совета отряда и опекала до сих пор, чувствуя во мне инертность и колебания в "море" энергетики пионерско-комсомольской жизни.  Лена, принципиальная девочка, запомнилась случаем, подобным в фильме "Друг мой, Колька." Только в жизни был не Колька, а Толька из нашего класса: второгодник, хулиган и воришка ( украл булочку с голодухи). Лена, как Председатель Совета отряда, тогда 5- го класса, поставила  вопрос  об исключении его из пионеров, а потом и из школы. Меня эта твёрдость в решении потрясла. И, когда было голосование, я была "против". Его, конечно, исключили и выгнали, но устроили в Детдом, где то на Волге.  Лена всё это время с ним переписывалась до самого выпуска. (Толя стал учителем в будущем, что было бы невозможным при другом раскладе.)                Другая, Инна - девочка из интеллигентной еврейской семьи , не семитской внешности, скорее, просто красивая, много знающая и способная в науках. И та, и другая очень нравились мальчикам и удивлялись, что я не вижу в противоположном поле пол.                Обе, как я поняла позже, повлияли на моё становление.  Лена -  верой в принципы; Инна подтвердила вывод, что красивая может быть и умной.     Но я была индивидуалисткой от природы и быстро почувствовала дружескую " удавку": всё вместе, всё под контролем. Дружба подразумевает, что в этом и есть твоя сила. Я же думала обратное.
В это время произошло событие, которое на длительное время отвлекло меня от дружеских уз.             У Инны был двоюродный брат Илья.  По нашим понятиям взрослый: 17 лет, уже учится в техникуме, причём, в престижном, значит, пройдя большой конкурс. Молодой человек, как и Инна, обладал выразительной, производящей впечатление внешностью: шапка мелко вьющихся волос, изящный нос и рот, полуулыбка,  яркие серые глаза и высокий рост. Если сравнивать, то это, любимый всей страной, Ван Клиберн! И брата, и Клиберна я видела лишь на фотографиях. Инна часто рассказывала  об Илье, демонстрируя семейный альбом. Подруга  часто ко мне приходила, выражаясь её языком, на междусобойчик. И в один из дней дала брату номер нашего телефона, где её можно найти, не вдаваясь в подробности, кто с ней и адрес…                И вдруг! Илья позвонил. Инны у меня не было.                Он поинтересовался, кто я.                Я ответила, что соседка.                Он: “Какой приятный у  Вас голос!”           Я, воодушевлённая взрослым комплиментом, решила ответить умно, ему подстать:                –Голос, как и глаза, - выражение души человека. Но голос со временем не меняется, а глаза, теряя яркость, становятся глубокими.                - Это же твоя мысль?                -  Конечно!  - возмутилась я, гордясь собой про себя.
Я представилась ему не только как соседка подруги Инны, но и как ученица какого-то класса, какой-то школы.                С этого начался наш диалог длиной три месяца.                Позвонил через несколько дней.            - Судя по номеру, ты живёшь в Центре.                - Да, почти.                - Сегодня мороз. Чем заниматься будешь?                - Мороза я не заметила. Собираюсь на лыжах завтра, мастикой натираю.                - Может, я с тобой?                - Н е е т! С подругами договорилась в Останкино, в Парк Дзержинского.                - Снега вам... Я позвоню завтра узнать, как прогулка. Забыл спросить твоё имя?                - Наташа. До свидания!                - Илья. До завтра.
- Ну, как лыжи?                - Прекрасно! Нарезали кругов пять. Там через замёрзший пруд что то страшное строится, как космодром. Самосвалы с дом;  краны, таких размеров я не видела! И всё это в лучах прожекторов.                - Это вышку, телевизионную строят! Самую высокую в Европе!            - Но её ещё в помине нет, только какое-то чудище на лапах стоит.                - Это основание. Надо съездить посмотреть.                - Мы после лыж в Пончиковую зашли ещё. Таких как там нигде нет. При тебе обжаривают в масле в специальной машине. Мы - по 4 штуки! С аппетитом!                - Как пончиков захотелось! Есть ещё блинная на Кирова, такая же уникальная! Блины с икрой, красной рыбкой, вареньем. Ой, есть захотелось. Пойдём вместе, а потом в Политех. Там выставка истории печатных машин.                - Очень любопытно... Но про себя подумала:" Вот уж! Не люблю технику. Но надо с девчонками сходить, чтобы потом с Ильёй было что обсудить”.                - Ну, как пойдешь в субботу?                - Нет. У меня репетиция. Конкурс намечается среди старших классов на исполнение лучшего отрывка из какого нибудь произведения. Мы готовим письмо Татьяны. Объяснение из Онегина... Помнишь? Другие  репетируют "Маскарад", ещё “Разбойников” Шиллера. У нас все дни расписаны. Задумано в форме концерта, где проза будет сменяться ариями из опер и в конце хор.  Как тебе?                - О-о-о-о! Грандиозно! Но я не любитель самодеятельности. Да, ещё в таком объеме!                - Поэтому мы репетируем постоянно, чтобы ни-ни, чтобы от зубов отскакивало.                - А кто Татьяна?                - Я…                - Ты?!  И по сути?                - Что-то есть. Написать письмо - да, могу. Но, скорее, напишу, чтобы пожонглировать словами, не из-за чувств.                - Значит, ты формалист в литературе. "Содержание - ничто; форма - всё" . Брюсов, по моему.             -  Я об этом не думала. Люблю и содержание, и красоту слов, и оригинальность изложения. Объяснить не смогу.                - Ну, кого к примеру?                - Ахматова - моя любимая поэтесса. Сдержанна на эмоции, но глубока;  грустна, печальна; её чувствуешь... Я стихи редко читаю вслух, как то мне неловко душу открывать. Есть  высказывание о ней Чуковского. Сейчас тебе прочитаю: " Очарование её лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано ".                - Ахматова - это поэт! Она же акмеистка. Ты знаешь?                - Нет.                - Прочитай в учебнике для ВУЗов. Я помню только, что это противовес символизму уже с ясным поэтическим языком, образы конкретны. Зайди в Читалку посмотри!                - Я ещё Асадова люблю.                - Асадова?!?!?! Как можно любить "поэта для кухарок? "                - Я не кухарка! Но и не богема! Читаю, нравится своей простотой. Да, и биография у него трудная.             - Ладно. Оставим поэзию. Театр как? Увлекает?                - Конечно. С подругой, гуляя, иногда доходим до Большого и покупаем у студентов, им же вы данные, билеты за копейки, правда, стоячие. Послушали "Кармен" с Архиповой, Милашкину в "Евгении Онегине". Но я  поклонница балета. Собираемся на Плисецкую.                - Как тебе наша Прима Архипова?         - Не вдохновила меня. Голос мощный, но и тело такое же. Оно мне мешало видеть роковую красавицу.   По радио лучше.                - Милашкина лучше. Голос глубже и с вариациями.                А  в драму ходишь? Ты у Ефремова в Современнике была? Это на Маяковке, рядом с гостиницей Пекин. Это нечто! Казаков, Дорошина, Толмачёва и сам. Билетов не достать!  Иди туда, в первую очередь! Давай я билеты достану. Ночь отстоять надо! Зачем мучиться!                Заодно и познакомимся ещё раз по настоящему.                Договорились?                - Было бы неплохо.  -   мямлю я, лихорадочно думая: Как бы увильнуть от очной встречи." Понимала интуитивно, что в разговорном жанре я с ним на равных, а в визуальном?! Проиграю. “Как пить дать, проиграю”.                Надо что-то придумать!                - Ты знаешь, у нас скоро Устный журнал. То есть его надо создать -  написать сценарий. Я эту идею выдвинула, мне и писать поручили. Так что занята буду.                - Хотя это оригинально, знакомство по телефону. Раньше письма писали, сейчас телефон. Но хотелось бы увидеть воочию, живьём.                -  А тебе не страшно разочарование? Вдруг, мой образ, который ты создал, не совпадёт с реальным.                - Не может такого быть! Ты легко общаешься, у нас много общего в увлечениях. Любопытно встретиться.                - Отложим! Я - вся в сценарии...
… Через какое-то время
- Ну как? Написала?                - Составила план.                - Тема какая?                - Эдит Пиаф. Я недавно пластинку с её песнями достала, а книжка в мягком переплёте о ней есть. Зачиталась! Решила поделиться.           - А что в ней примечательного?                - Биография! Прежде всего. Родилась в семье артистов-циркачей. Жила у бабушки, хозяйки борделя. Та примешивала в питьё алкоголь, чтобы девочка спала и лишнего не видела и не мешалась. В детстве Эдит ослепла от катаракты. И тогда, всем публичным домом во главе с бабушкой отправились к св. Терезе в г. Лизье  вымаливать чудо. После исцеления внучки бабушка обещала хорошее вознаграждение. Молились все с 19  по 25 августа. И 25 маленькая  Пиаф прозрела. До конца жизни св Тереза была её покровительницей.                Умерла певица в 47 лет. Её не отпевали, сказали, что слишком  грешна была. Но хоронило тысяч 100 человек!                Ну, как тебе эпизод? И это не всё...
- Впечатляет. Но вызывает страх и оторопь. Хочется спрятаться и от женщины, и от истории её, чтобы не заразиться дном горя и ещё чем то. Надо песни послушать.
- "Гимн любви", " Жизнь в розовом цвете " - это обязательно! Тебе должно понравиться.
Через какое-то время, дней 10, наверное, звонит:
- Я прослушал Пиаф. Голос в песне  поднимает вверх, а потом опускает. Сейчас я тебе напою немного. И начинает петь на французском "Падам", потом " Гимн любви".                Тут уже я "взлетела и не опустилась”. Голос у Ильи -  бархатистый баритон. Произношение, как надо: быстрый темп, слитная ритмика слов, ударения, - слышится французский, настоящий. Оказывается, все эти дни он учил фонетику языка, чтобы произвести впечатление.
Шло время... Разговоры стали необходимостью друг для друга. Звонили, чтобы просто сказать: “Доброе утро” или "Спокойной ночи”.
- Опиши себя. Какая ты внешне? - просил он.                - Я.  “Высокая 1 м 69 см, 54 кг, талия 47 см. " - начала я читать обложку учебника Астрономии, где я записала все свои параметры.                -  Глаза изменчивые: и серые, и зелёные, лицо круглое, губы пухлые. - Ну, как портрет?
-- Скудно! Целостности нет. Надо видеть. Тебе себя описать?                - Нет. Мне достаточно твоих вопросов и ответов.                - И, что ты узнала?                - Ты образован, начитан. Целеустремлён. Честолюбив. Самолюбив. Любишь оригинальное, но не до крайностей.                - Уточни.                - “Оригинальное!” Это наше знакомство. “Крайность” - это оценка Пиаф, проявление брезгливости к ней.                - Конечно, бордель меня не вдохновил.
Проходит время...
- Я заниматься не могу, а у меня семинар важный. Ты - в голове… Хочется набрать номер и говорить, говорить.                - А я в Читалку хожу. К сочинению готовлюсь.                - В какую?                - В Тургеневку на Кирова.                - Давай, я тебя встречу и пойдём по бульварам к Трубной. По дороге монастыри, Сретенский и Рождественский. Они закрыты, но притягивают тайной.                - Я боюсь культовых зданий.                - Потому что ничего не знаешь об этом явлении.
- Наташа, я достаю билеты в театр, и мы идём. Обещаешь?                - Обещаю.
Я начала готовиться к неизбежному -  к встрече, реально оценивая свои возможности. Нет, комплексов не было. Среди равных я была своей. Но Он был из "другой песочницы", другой среды. И его и моя семья относились к интеллигенции ( так тогда называли работников умственного труда). Корень в истоках: его семья имела многолетнюю историю - все врачи, профессора медицины, начиная с царских времён.                Моя семья, так называемый, Советский новодел. Предки крестьяне.                Семья Ильи - это представители  классической интеллигенции с комплектом традиций, правил поведения, литературной речью. За эти месяцы я узнала, что у них есть День, обязательный для всех, когда собираются всей семьёй, без исключения. Правда, стол готовит домработница и всё остальное по дому тоже она.  Дачу они снимают в одном и том же месте и у тех же хозяев. И летом все там.  С детства учат языки, все остальные  занятия на выбор.  Но это быт.                Образование? Не обязательно высшее, можно и техникум, как у Ильи, но обязательно с новейшей, редкой специальностью.  Театры, Абонементы в Концертные залы - обязательно! Все эти составляющие говорили о том, что Илья не потерпит рядом с собой простенькую девочку.                В моей семье тоже были традиции: много читали, выписывали газеты, журналы на вкус каждого от Юности до Науки и жизни. Собирались семьёй у бабушки за городом, там и "дача" была.  Но в отличие  от той семьи мы были будто бы учениками или детьми, которых учат, как хорошо себя вести. Но  мы обладали сильной природой, естественностью, какой то свободой и непринуждённостью действий.  Там протокольно, по правилам, без спонтанности. Наверное, случайное  знакомство по телефону - это взрыв в его размеренной жизни.
Настало время встречи. Он позвонил, сказал, что билеты достал, простояв полдня  у кассы Современника. Спектакль "Двое на качелях" Гибсона, режиссёрский дебют Волчек; играют Татьяна Лаврова Михаил Козаков ( один их моих любимых актёров). Пьеса, шедшая в театре с 1962 года имела успех, как и всё в Современнике.
Оглядев себя в зеркало, поняла, что шансов произвести впечатление у меня нет. Дело не во внешности. Этакая симпатичная мордашка! Но ему нужна не хорошенькая, даже не красавица, а “с изюминкой “. не похожая на других. Я сразу представила Настю Вертинскую. Вот такую!  Я же полная противоположность.!                Но надо ещё что то надеть на себя!  Конечно, стиль формируется вместе с личностью годам к 30, но ты именно сейчас должна выглядеть или модно, или "радовать глаз".                Мне без недели пятнадцать. Я до сих пор хожу в перелицованном  бордовом зимнем пальто на ватине с меховым, бурым воротником. И то и другое выцвело от времени. Платок на голове и ботинки, как с памятника, на меху. ( Сапожек в то время не было). А это же первое впечатление! Представьте героиню Любови Орловой Таню в "Светлом пути". Такая же нелепая: ничего от девочки и от женщины.  Можно было у подруг взять что-то модное или у мамы. Но зачем? Я решила:" Будь, что будет! ". В голове звучало:" Человека надо принимать таким, какой он есть, без прикрас.Вот такой кулемой!? “   Но сравнила  напиток в хрустальном стакане или простом граненном. Что лучше смотрится?! Нет! Не в мою пользу... Я надеялась: " Он же умный, интеллигентный. Ему безразлично, что на мне”.              Много позже я поняла, что образ, как результат нашего телефонного общения, был уже им создан. Конечно, такой, какой  нарисовало его воображение.
И вот я еду! В пальто, платке, но ботинки заменила на мамины осенние туфли.  А на улице мороз   -  20°! Пока сидела в троллейбусе  “Букашка” уже ног не чувствовала. (В то время троллейбусы обогревались дыханием пассажиров!) Но ноги, что! Ещё вырастут! А, если подошва отвалится от холода? Мама прибьёт...
Вот и театр.  Остановилась в стороне, под корявым, замёрзшим  деревом, чтобы соответствовать. Вход ярко освещён. Я сразу увидела высокого, молодого человека без головного убора с шапкой курчавых волос, с белыми гвоздиками в руке, - Илью.  Он внимательно рассматривал, проходящих мимо, девушек.                Я решила, что, если он остановит на мне взгляд и подойдёт, то я " обрадую его своим обществом”.
Прошло, наверное, минут пятнадцать. Я стояла, стеклянная от мороза, от предчувствия окончания чего то важного.
Он с беспокойством смотрел на публику, которая спешила к началу. Времени до третьего звонка оставалось совсем чуть-чуть. Он скользнул по моей фигуре взглядом, но лишь скользнул, не задерживаясь. По сути, мы остались одни, друг против друга. Он ещё раз посмотрел в мою сторону, развернулся  и... пошёл  в открытые двери театра.
Я осталась под деревом, перед театром, ледяная во всех смыслах. "А, как же я!? Умница и почти красавица!" - пронеслось в голове. Попыталась сдвинуться с места, но подошва примерзла  ко льду и нога вылетела из туфли. На глазах изумлённого прохожего отодрала руками мамину обувь, сунула свои " протезы" и... домой.
Вот и вся история, казалось, с плохим концом. Но переживала я этот "провал" больше пафосно, будто в романах.  На самом деле, провалявшись неделю с горчичниками и микстурой, получила через подруг записку от школьного друга со словами: " Туся! Без тебя скука смертная! Давай приходи! Кто подсказывать будет на географии? Я на тебя рассчитываю.  И 8-е Марта на носу! Надо поздравления писать девчонкам, без тебя никак. Настроя нет! И  на КВН заявку подали... Жду, Тусеныш!... Все ждём.          Вовка. 25.02.1964г.
Звонков больше не было. Всё пошло своим чередом… За зимой пришла весна…

2024г


Рецензии
Как кинематографично описана ретроспекция Сретенки! Магазины ушедших 60-х, коммунальные квартиры, их планировки на две семьи… Атмосфера советской школы. Сколько юмора – про бабушку: «Новая москвичка» общалась словами сибирского говора: пимы, морква, зипун, этна, каралька». Жизненно.
Единственно, что бы посоветовала – исправить синтаксическую «архитектуру» текста: например, разговоры героев оформить по правилам диалога (столбиком), так легче воспринимается текст. И замечательный финал «телефонного романа», драматургический! Рассказ достоин печатной публикации.

Ольга Вереница   09.04.2025 14:09     Заявить о нарушении
Благодарю, Ольга, за прочтение такого объемного текста и отзыв!
По поводу "архитектуры" диалогов. В оригинале, т.е. в Вацапе,(я же "старорежимная", у меня нет Комп.) было правильно! Когда же переносила текст на Портал, всё "поехало"...
Сейчас печатаю в Документах - всё нормально!
Надо попытаться отредактировать рассказ!
Замечания принимаю... 😊
С уважением!

Мила-Марина Максимова   09.04.2025 15:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.