Блюз в осенних декорациях

ФАНФИК (БУНИН "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР")

Это было давно…
Сентябрь...
К остановке с задумчивым лицом медленно шла женщина, милая пышноволосая, лет тридцати, Ольга Михайловна.                Только что закончились факультативные занятия по литературе в школе, где она преподавала уже пять лет. И в этом учебном году первый её выпускной десятый класс! Как всё быстро пролетело!
Для старших классов уж она постаралась, организовав  для любителей словесности и для атмосферы общности Литературный кружок.
“Сегодня - вспоминала Ольга Михайловна - читали “Солнечный удар” Бунина. Поняли ли, почти взрослые дети, этот “взрослый” рассказ?
Хотя страсть - чувство без возраста… Правда, Гоголь писал, что страсть - это для юных, а для зрелых - привычка, превыше всего.
 А Цвейг?! Сочинил новеллу, где говорится, что любовь дорого обходится старикам.
Если продолжить сюжет у Бунина,  - получится финал “Дамы с собачкой” Чехова: пыльная гостиница, слёзы Дамы, чувство вины Господина …
В любом возрасте страсть - это удар, который надо не только прочувствовать, но и выдержать его силу, причём обоим… “ - так под стук каблучков рассуждала молодая учительница.
“Молодые люди из Кружка говорили о Бунине сухо и равнодушно. А на вопросы:” Какими литературными средствами пользуется автор, чтобы подчеркнуть это явление - удар, страсть? Сколько раз Бунин употребил слова: жара, зной, душь, солнце и т. д., которые и подчеркивают накал чувств,  -  не ответили вовсе”. - думала и думала о недавнем занятии Ольга Михайловна, ища причины “холодности” ребят к рассказу.
“Неужели, потому что не зрелы, ещё не готовы к восприятию. Но почему мы музыку-классику воспринимаем с малых лет… Потому что классика - это гармония, это естество. А страсть - это разрушение гармонии … Это триггер - “спусковой курок” эмоций! Если ты “поймал” его и ответил,  то потом всю жизнь  будешь помнить это состояние. Если перевести словами - лучше не будет никогда!
Могут ли дети, даже 16-ти лет это понять? Нет, конечно. Для них ближе образы Тани из Дикой собаки Динго, Наташи Ростовой, Ассоль - все эти героини, хотя и неоднозначны, но любимы кружковцами.
Им не тридцать, как мне… И я не верю ни в первую любовь ( особенно школьную), ни в страсть ( признак безумия или таланта, не знаю)”. - мысли Ольги Михайловны наконец оборвались. Впереди остановка!
     Осень вокруг в красно-оранжевых тонах была сухой и молчаливой. Опавшие листья заглушали звуки шагов и редко проезжающих машин. Воздух прозрачно-холодный был наполнен запахом какой-то старины. Так пахнут подрамники, маслом написанных старинных  картин. Именно этот запах чувствовала Ольга Михайловна. Осенняя пора призывала к томности, неспешности, раздумьям…
В таких природных декорациях наша героиня оказалась на остановке, где собралась растущая толпа людей. Значит, автобуса давно не было!
Толпа была по осени одетой, немного усталой, но возбужденной долгим ожиданием.
Ольга Михайловна остановилась, надеясь сесть в переднюю дверь, т. к. в заднюю норовили протолкнуться крепкие мужики или хронически опаздывающие. Они же утрамбовывали впереди стоящих пассажиров в “щебень”.
Вот и транспорт! Ольга Михайловна медленно ступала с очередью в переднюю дверь, глядя на тех, кто осаждал последнюю. Среди мужских голов выделялась одна, которая была повёрнута в её сторону. Параллельно проплывая эти несколько минут среди толпы, голова незнакомца и её не выпускали друг друга из вида…
Вот уже салон! Она попыталась вытащить проездной и показать водителю. Но толпа сзади надавила и дотащила её до середины. Она остановилась, ища какое-то свободное пространство, и столкнулась  со смотрящими на неё издали, из самого конца, глазами. Это был тот мужчина, его взгляд! Но не просто взгляд, а взгляд, как магнит или гипноз. Он излучал невероятной силы энергию! Эта сила заставила Ольгу Михайловну  замереть… и почувствовать какое-то оцепенение и зависимость… Да, зависимость от притягательности глубинных, тёмных глаз мужчины, который, оттесняя пассажиров, шёл,...нет, не шёл, а надвигался на неё.
И вот он возвышается над ней, глядя сверху вниз на эту, вдруг ставшей беззащитной и обмякшей, женщину.
Черноволосый, смуглый с миндалевидными карими глазами, чуть скуластый с лёгким восточным налётом  и таким же ароматом, исходящим от него, - красавец!
У Оленьки закружилась голова. Никогда ощущения кисейной барышни она не испытывала и слыла, несмотря на весёлый нрав и лёгкий характер, женщиной больше сильной, чем слабой. А сейчас?! Она растерялась…
- Николай!  - с улыбкой произнёс мужчина.
 - Оля - ответила она.
-  Места освободились. И вам особо, у окошка! Проходите. Занимайте место. И я рядом. Не возражаете? - говорил Николай, мягко, как ребёнка, направляя Ольгу к окну.
- Вам далеко?
Оказалось, конечная у них одна на двоих!
Начался светский разговор. Но слова, вопросы, ответы тонули в атмосфере волнения и непонятной радости, которые окутывали   обоих …
Вдруг Николай воскликнул:
“ Оленька, у вас ремень на сумке развязался! Давайте, я завяжу узлом. Я, уж, завяжу, так завяжу, - никогда не развяжется! “
И он ловко продемонстрировал своё мастерство рядом сидящей женщине, которая привыкла всё делать сама и женскую, и мужскую работу. Оленька смотрела на этого незнакомца, и в голове стучала мысль:” Мне хочется, чтобы он ехал и ехал со мной, нигде и никогда не выходя”.
Он поднял голову и, будто,читая её мысли, тихо, но твёрдо произнёс:
“ Всё! Привязал я себя к вам, Оленька. Крепко привязал - не отвяжешь! … “
Вышли и разошлись в разные стороны. Он оставил ей номер телефона, так как она, следуя правилам хорошего тона, не осмелилась бы этого сделать.
      Долго-долго Ольга Михайловна не решалась звонить. Но ощущения от встречи не покидали её. Лицо, руки, запах - везде этот близкий незнакомец: в музыке, в окнах класса, куда она смотрела, слушая учеников. Даже в их ответах звучал его голос.
От этого внутреннего чувства она похудела, похорошела и наполнилась какой то живой энергией…
    И тогда… она позвонила…

ОТ АВТОРА ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ
    Роман их длился тридцать лет.
 Он стал крупным чиновником, его показывали на экранах телевизоров среди полей и строек.
 Она - зав. учебной части школы - любимица  детей и родителей.
Первые двадцать лет они встречались, как только у обоих перед глазами настойчиво возникали образы друг друга. Тогда, не доверяя медлительности  времени и своим ватным ногам, они буквально заскакивали в такси, каждый в своё, и мчались друг к другу…
Последние десять -  Ольга отказалась от встреч, так как  “не хотела стареть на его глазах”, сведя к минимуму даже телефонные разговоры. Они же никогда не заменят теплоты живого общения.
Её опасения оказались напрасными. Стареть не пришлось…
Его просто не стало… Он ушёл в мир иной, попросив у неё прощения за ранний уход…
     Но в День знакомства, в сентябре Она приходит на остановку, но никуда не едет…
 Улица  уже не та! Нет тех прекрасных тополей, которые сплетались в кронах и заглушали звуки. Множество машин затмевало  дорогу и отвлекало от раздумий. Вместо садов напротив стеклянные блоки офисных зданий. Ни автобусов, ни толпы людей - всё чужое…
Да и сама Ольга Михайловна постарела и поседела…
Но в этот День она та! … Оленька…




Октябрь 2024г


Рецензии
Рассказ понравился атмосферностью и психологической достоверностью. Отсылки к Бунину, Чехову, Цвейгу хорошо дополнили образность размышлений героини... Удачно показана ее внутренняя неуверенность (как черта ее характера) и ее боязнь (или неумение) проявить поток любви, скажем так... Вместо душевного порыва — сдержанность.
Дальнейших творческих успехов вам и всех Благ! С уважением,

P.S. Картинка к рассказу своим эмоциональным фоном не полностью соответствует сюжету...

Сергей Софиенко   09.06.2025 09:30     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию!
Добавлю лишь. Сдержанность героини, о которой Вы пишите, - это самая сильная форма проявления чувства, т. к. находит другие пути проявления, например, в творчестве и далее.
А иллюстрация? Это ДОРОГА, по которой шла героиня к остановке. Конечно, она должна быть в осенней раскраске... Согласна...

С уважением!

Мила-Марина Максимова   09.06.2025 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.