Послание к римлянам ап Павла - комент 25г

Послание к римлянам ап Павла - комент 25г

Уже не буду сильно растекаться, напротив, покажу только самую суть...

Прежде всего, Павел - это высочайший уровень развития личности - и, как видим, он совершился именно в христианстве. Кто с ним может сравниться?!

Соответственно, уровень его писаний крайне высок, тут мне не приходится возражать и унывать на каждом шагу, как было с евангелистом Иоанном (да и с другими евангелистами и апостолами из рыбаков да мытарей). Надо просто иметь ум, чтобы понимать его речи...

1гл

"открылся Сыном Божиим в силе" - будь силен как бог умом, душой и телом!

"чтобы во имя Его покорять вере все народы" - оптимизм и замах, конечно, богатырские

"благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа" - нам всем нужны благодать и мир, благодать и мир, чтобы не корежило, не тревожило, не нахлобучивало и так далее

"я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное" - без пафоса: "некое дарование духовное"

"открывается правда Божия" - нам нужна настоящая правда

как написано: «праведный верою жив будет» - если не веришь, то, конечно, развалишься

"открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою" - честно говоря, этот гнев никогда и не закрывался.
"подавляющих истину неправдою" - у людишек это вечная история

"что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны." - да, рассмотри ту же природу и легко увидишь, что в ней всюду бог, что это он сияет солнцем с небес. Или рассмотри душу и разум...

"они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце" - суета и мрак со всеми нами. И даже прославления бога ничего не меняют, потому что они больше на словах

Далее он вломил грешникам от души

2гл

"неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же." - вечная история, других ругаем, себя оправдываем

Рекомендует "постоянство в добром деле", а не упорство в неправде

Делай доброе, не делай злое, иначе на душе будет скорбь и теснота

"нет лицеприятия у Бога" - нет любимчиков, нет "избранного народа "

Вне закона, под законом - один хрен. Есть свои преимущества и недостатки у того и у другого

"не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут" - да, что толку слушать, когда исполнить всё равно не получается

Совесть - вполне закон

Дальше иудеям вломил от души
Павел всё время смотрит в суть, внутрь и не на слова, а на дела.

3гл

"как Иудеи, так и Еллины, все под грехом" - да, оба хуже

"как написано: «нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного»." - мрачная картина, но вполне реалистичная. И вечная - до сих пор всё так же

"законом познаётся грех." - да, правилами себя не исправишь

"ныне, независимо от закона, явилась правда Божия" - да, например , "будьте как дети" никак не уложить в законы...

"Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников" - разумеется, бог - это бог всего мира, а не одного народца и даже не одной расы

"Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем." - да, бездушные правила никто не будет исполнять, но с доброй верой они сами исполнятся

4гл

Авраам поверил правильному богу - и это главное. (Мог пойти убивать сына совсем неправедно! Случай, конечно, крайний... Я лично бы не поверил, что именно бог просит меня убить собственного единственного сына - но, значит, Авраам имел какие-то свои доказательства того, что это просит именно бог)

"Блажен человек, которому Господь не вменит греха»." - он не вменяет, если ты искренен, если ты стараешься, но у тебя пока не очень получается

"пред Богом, Которому он поверил, животворящим мёртвых и называющим несуществующее, как существующее." - имеется в виду невидимое. И мертвость тоже скорее не телесная, а душевная и умственная (хотя в спорте тоже популярно выражение: "ты  сегодня мертвый")

Авраам так же и надеялся в казалось бы безнадежной ситуации - пример для подражания

5гл

"оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати" - да, важно иметь мир и благодать. И веру в бога и Иисуса, как источников мира и благодати

"хвалимся и скорбями" - да, трудности закаляют; и заслуг прибавляют

"Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками." - ну, это классика, одна из немногих правильных вещей, которую и религии тростят.

"если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его." - раскаялись, поняв, что убили бога -  но теперь надо спасаться, подражая жизни Иисуса (и жизни природы, а так же ума)

"грех не вменяется, когда нет закона" - только стремление к совершенству порождает неудовлетворённость...

"как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие." - и грех, и праведность "заразны", могут иметь подражателей.

"Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" - когда из-за законов все стали выглядеть преступниками, не-исполнителями и настали суровые времена, тогда не могла не пойти реакция: неверие в закон и поиск благодати (правда, большинство ищет её в вине и девках, в кабаках)


6гл

"Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак." - тут речь о  том, что не надо "почивать на лаврах": мы, мол, грешные, зато живые, благодатные, честные и талантливые, а не как вы, сухие законники. Нет, грех и несовершенства  будут всё портить, просто это можно  не заметить, ведь своё говно не пахнет и каждый для себя жив и талантлив... Надо стремиться не только к живости, но и к совершенству, причём изо всех сил стремиться, с крёстным напрягом...

"возмездие за грех — смерть" - нельзя быть "весёлым, добрым , благодатным грешником" - грехи на самом деле убивают благодать, добро , веселье и правду - и ты незаметно превратишься в обычного навозного жука (типа какого-нибудь Коломойского) Мои грехи во многом сделали меня слабее, хуже, беднее, ограниченнее,  и блуждал я намного больше, чем мог бы, и время терял иногда целыми вагонами

7гл

"ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве." - в Риме была иудейская община и там хозяйничали законники, религиозники - с ними Павел и воевал, проводил разъяснительную работу.
В буквах, в словах невозможно расписать жизнь - надо полагаться на дух (ум) и совесть.   (А если  кое-как и распишешь жизнь, то ведь получатся такие огромные талмуды, что в них самих уже не разобраться - успеешь состариться, потеряешь жизнь!)

Сначала надо жить, а потом закон - а если сразу закон, то мы как роботы. Если же живёшь, то закон уже лишь как рекомендация к совершенству и обличитель твоих недостатков ("грехов")

"не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю." - да, люди не могут командовать собой; в них два командира : бог и дьявол

"Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю." - вот так каждый должен каяться. Ситуация вопиющая...

"Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое." - да, иногда это прямо как наваждение. Закон компенсации. ("Благие намерения заводящие в ад ")

"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих." - да, только надо говорить не о членах, а о члене!

"Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" - на самом деле, в теле столько же жизни и смерти, как и в душу и в уме, просто тут сказалось, что Павел - человек городской, телом недостаточно пользующийся, недостаточно его понимающий. Мог бы и наоборот телом жить праведно, на природе, в труде, а вот умом быть занятым какой-то завиральной теорией...

8гл

"закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти." - только что говорил, что не смог освободиться! Это типичная психология: мы "встряхиваемся", приободряемся и опять исполняемся оптимизма и самоуверенности.

Далее он опять осуждает плоть и превозносит дух (ум), т.е. не понимает троицы... (А ведь без такого понимания не может быть гармонии, а без гармонии не может быть мира - и благодати)
Это типичная история: он чувствовал, что силен умом и слаб плотью и вместо того, чтобы выровнять силы, налегал только на свою сильную сторону.
Если учесть, что до него люди жили в основном телом, то такая реакция, такой "обратный ход" были неизбежны; и ведь это пир - иметь такой ум, какой был у Павла...
В итоге, Павел, конечно, становится слишком абстрактным и умозрительным - и не близким крестьянам... (Зато для горожан - самое то)
Ещё минус - плодятся умозрительные богословия... (Гораздо более глупые и ложные, чем у Павла)

"все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии." - да, все -  сыны бога; у кого ум - тот сын бога ума, у кого душа - сын бога души и так далее. И лучше всего быть трижды сыном!

"мы — дети Божии." - другой вариант, подчёркивающий, что мы хоть и сыны бога, но ещё не выросли

"думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас." - оптимизм; и Павел ожидал многого (не византийского или римского "христианства"!). Наверняка никак не думал, что он останется в единственном числе!

"если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности." - нет, это заблуждение: грехи есть и у тела, и у ума. Мертво для греха только мёртвое тело! - или же совершенное...

"тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих" - "ну, чё, твари, небось ждёте откровения?! Ща, будет!"

"знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего." - всё-таки признался, что тоже стенает, потому как, как бы ни был умен, всё равно это только начаток (и у меня начаток - и тоже стенаю)

"когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении." - приходится надеяться и верить, что когда-нибудь всё изменится и мы заживём...

"Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" - да, но есть и обратная логика: если сына не пощадил, то нас - тем более...

"Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" - "с нами бог, он сильнее всего и он любит нас, поэтому не стоит слишком беспокоиться"

9гл

Опять с евреями разбирается... Мол, еврейскую историю надо понимать как притчу, иносказание... В общем , раньше бог любил евреев, а теперь он любит христиан...

Бог "кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает." - с этой теорией предопределения я тоже совершенно не согласен. Просто нам для полного понимания всех ситуаций ума не хватает, с одной стороны , и наличие дьявола мы не учитываем, с другой... Про дьявола надо говорить столько же, сколько про бога - только говорить спокойно и без мракобесия.

"А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой — для низкого?" - ну, это даже  и смешно уже! Бог никого не делает ночными горшками!!

"Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною».
26 «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого».
27 А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасётся" - хоть и пытается он утешить евреев, а всё же не верит в них и все надежды его связаны с язычниками. А потому что судьба Иисуса и многих первых христиан из иудеев перед глазами...

"Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона." - язычники - это часто крестьяне, живущие в гармонии с природой, богом природы. А евреи хотели ехать, но не понимали, что нужна не только машина, но и бензин для машины - причем, с этим "бензином" человек сам становится быстр и силен как машина и она ему уже ни к чему...

"Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится»." - этот камень - душа. И как бы стыдно суровым мужикам-строителям (и воинам, и пахарям) говорить о душе, о нежной материи, о той же любви - но надо верить в этого бога души и не стыдиться...

10гл

"имеют ревность по Боге, но не по рассуждению." - у евреев вечно так: то коммунизм не додумав строят, то демократию. И ветхий завет их был тоже недодуманный.... Не додумав, они переходят к красноречию и начинают эмоционировать - это их любимые занятия... Так, кстати, абсолютно у всех семитов - это характер такой

"конец закона — Христос" - да, бродяга беззаконный. "Вы со своими законами  его убили? - Убили. Значит, всё, не работает ваша лавочка". У души как у воды один закон - течь и струиться. Такова живая жизнь...

«всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» - это он цитирует. Я против веры в имена - это идольское... Требование волшебства от своего кумира.

В конце опять обличает евреев с помощью пророков:
«Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
21 Об Израиле же говорит: «целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» - крестьянам и искать не надо - бог вокруг них. А евреи  упорны, потому что считали, что это ради бога упорство, ради пользы и выгоды - и у них есть немало доводов в свою пользу, не так ли? Их бог в цене, сами они тоже люди богатые...

11гл

Опять объясняет евреям, что: во-первых, они и раньше в массе своей были нехороши, убивали пророков и прочее, а во-вторых,  и тогда были и сейчас есть среди них отдельные избранные, настоящие, христиане. Т.е. с их "избранностью" ничего на самом деле не изменилось, и всё на общих основаниях с другими народами...

Ещё утешает их тем, что зато, мол, ваше падение послужило хорошим уроком для других и возбудило в них ревность!

Дальше долгие рассуждения на тему "отвалился - привился"...

"не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасётся, как написано: «придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова." - как по мне, так это лютая отсебятина. И история это уже доказала... И нет никакого "полного числа язычников"! Не надо вообще людей в штуках считать...

"В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию — возлюбленные Божии ради отцов." - вот к каким идиотским конструкциям даже умнейших людей приводит национализм и местничество!  "Враги ради вас"!! И нет никаких особенных отцов, чтобы с ними носиться тысячелетия....

"всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!" - да уж, бездны тут немаленькие! Выверты такие, что нога, считай, сломана...

 "разумное служение ваше"

"не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная." - лучше не скажешь.

"не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил." - прекрасно

"имеем различные дарования" - разумно

9-21ст: своего рода тоже нагорная проповедь, только без "экстремизма". "отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру" и так далее...

13гл

1-7ст: а вот это место уж слишком похоже на вписку со стороны  начальников!
"начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых." - и всё в таком духе.

"он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое." - нормально, да?!!  И ведь на голубом глазу терпят такое в евангелиях. И не только терпят, но и опираются...

Дальше уже Павел:
Тоже говорит о "возлюби ближнего как самого себя", и: "любовь есть исполнение закона." Прекрасно сказано (а ведь "меч отмстителя"  в тексте совсем рядом!)

"наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали." - нет, это всё продолжение сна - то, что кажется, что спасение ближе. (Человек - это существо в полусне! Он по уши в иллюзиях и миражах днём и ночью)

"отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света." - простенько, но пока большего ничего нет, только прекрасные благие намерения...

"Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти" - я в общем-то, не предаюсь ничему из перечисленного, и все равно несчастлив. Благочинным меня, правда, тоже не назвать (матом даже не ругаюсь, а разговариваю!)

Всё-таки, Иисус вряд ли верил в "благочинность"...

"попечения о плоти не превращайте в похоти." - я знаю похоти члена, а вот с остальными похотями мне неясно. Может, и переедаю, но это если и грех, то совсем небольшой и против самого себя же...

"Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест"
"Всякий поступай по удостоверению своего ума." - хорошая позиция, корректная, либеральная...

"Перед своим Господом стоит он или падает" - но разве бог у всех не один и тот же?! Этот плюрализм далеко может завести. Хотя я скорее согласен: каждый творит бога по своему образу и подобию и доказать другому, что его образ плохой и неправильный всё равно не получится...
Настоящий либерализм всё-таки добрый (или хотя бы добродушный и  приветливый)
Хотя если бы люди (христиане ) достигли полноты ума, то они могли бы доказательно рассуждать и о таких вопросах...

"А ты что осуждаешь брата твоего?" - как коршун набросился на осудителя, в свою очередь осудил его! Я тоже ненавижу любителей всё и вся охаять. И ведь Иисус тоже ясно на эту тему говорил. Всегда надо понимать, что у нас мало ума для суждения по многим вопросам...

Похоже, были в той церкви серьезные трения между мясоедами и веганами - очень плохой признак, когда людьми правят вопросы третьего ряда...
Павел советовал уступить веганам - и это тоже правильно; тем более, что убивать животных  действительно грешно. Сам Павел, однако, веганом не был - почему? Иисус вроде мяса не ел (и вряд ли по слабости!)

"Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает." - а может он хочет его раскрепостить и сделать сильнее?! Почему надо ориентироваться сильным на немощных, а не наоборот?!  Всё-таки, если уж не есть мяса, то только из любви к животным....

Я уже писал, что общины - это не то, чего хотел Иисус - а Павел верил именно в них. Но в общинах неизбежной становится забота о чинности - а там и до чинов недалеко! И до правил с законами... (С другой стороны, там легко воцаряется скука - а от скуки люди начинают шалить, бузить и препираться)

15гл

"Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию" - по-прежнему, убеждает только  наполовину. Можно превратиться в терпил, в подкаблучников - да, так слабые бабы вяжут сильных мужиков по рукам и ногам - вместо того, чтобы самим усиливаться...
Опять-таки, в общинах иначе нельзя, там всегда будут править бал слабаки, бабы и терпилы - сильным там и делать нечего.

"быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа." - излишнее единомыслие убивает развитие, но,  опять же, иначе община развалится. И пустое, чисто словесное и формальное "прославление бога" тоже будет преобладать....

Далее опять аргументирует для иудеев права язычников цитатами из пророков. Старается примирить всех и гармонизировать.

"сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга" - конечно, это только аванс, желание их подбодрить (к ним подольститься?!) и дать им правильные ориентиры. До благости и познания людишкам обычно очень далеко, погрязли в сварах и делишках у себя под носом...

Далее описывает своё служение очень четко. Вообще, владеет словом он даже  слишком замечательно (кстати, это очень распространенный среди евреев дар - они легко могут ошибаться по сути, но всё равно будут очень красноречивы - это помогает им не только в религии, но и в журналистике, в юридической и бизнес работе. Да что говорить - везде важно уметь убеждать и общаться...)

16гл

Рекомендует своих сотрудников... - конечно, чувствуется, что таким сотрудникам недалеко и до начальников...

"остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились" - в общинах неизбежно придется всего остерегаться, а это приводит к застою. "Как бы чего не вышло". При этом злоречивые и лукавые люди всё равно продолжат делать своё дело втихомолку, на кухнях - и преуспеют.


Рецензии