На Святой Земле. Святыни Востока
Невольно приходит на ум сравнение царствования Михаила Федоровича, возможно, с царствованием ветхозаветного правителя Иудеи Соломона, одаренного от Бога великой премудростью, все силы, на первых порах, отдававшего благоустройству своего царства, могущество и богатство которого крепло на глазах. Об этом говорит Третья книга Царств: «Серебро во дни Соломоновы считалось ни за что… И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями» (3 Цар. 10, 21–27) (2).
Во времена царствования Михаила Федоровича особую ценность во всем мире представляло не серебро, а меха (3). Качество и вид меха в одежде мужчин в XV-XVII веках сразу зримо указывало на их социальный статус. Особо ценился мех животных, проживающих в холодном климате. К ним относились соболя из Сибири и калан с берегов Ледовитого и Тихого океанов, которые отличались особой густотой меха.
С освоением Россией Сибири появляется возможность для русского царя щедро дарить и дарить иерархам Восточных Церквей по «сорок сороков» соболей – и житницы в стране «не оскудевали», и средства на строительство в России новых храмов и монастырей находились. Сибирские меха выручали царскую казну, как серебро выручало Ветхозаветное царство. Сибирь была тогда важным источником поправления финансов. «Государь отделывался соболями повсюду, где только нужно было платить и дарить», – писал историк (4) XIX в.
Путешественники-дипломаты из южных восточных стран, прибывавшие по морским и речным путям в Москву, оставляли в записках свои впечатления. Сохранились любопытные сведения у архидиакона Антиохийской Церкви Павла Алеппского (5) из г. Алеппо в Сирии, посетившего многие города в 1654–1656 гг. в составе делегации патриарха Антиохийского Макария. Архидиакон Павел оставил ценные воспоминания о России, ее жителях, которые позволяют в наши дни XXI века прикоснуться к тайнам давно минувшего.
Больше всего архидиакона поразила сила христианской веры в народе. Вот цитаты из его произведений: «Московиты множеством своих молитв превосходят, быть может, самих святых, и не только простолюдины, крестьяне, женщины, девицы и малые дети, но и визири, государственные сановники и их жены…»;
«Больше всего мы дивились их чрезвычайной скромности и смирению перед бедными и их частым молением с утра до вечера перед каждой встречной иконой. Каждый раз, когда они увидят издали блестящие кресты церкви, то хотя бы было десять церквей одна близ другой, они обращаются к каждой и молятся на нее, делая три поклона. Так поступают не только мужчины, но еще более женщины…»;
«У всякого в доме имеется бесчисленное множество икон, украшенных золотом, серебром и драгоценными камнями, и не только внутри домов, но и перед всеми дверями, даже за воротами домов; и это бывает не у одних бояр, но и у крестьян в селах, ибо любовь их к иконам и вера весьма велики. Они зажигают перед каждой иконой по свечке утром и вечером…»;
«У всех них на дверях домов и лавок и на улицах выставлены иконы, и всяк входящий и выходящий обращается к ним и делает крестное знамение. Равно и над воротами городов, крепостей и укреплений непременно бывает икона Владычицы внутри и икона Господа снаружи в заделанном окне, и перед ней и ночью и днем горит фонарь. Также и на башнях они водружают кресты. Это ли не благословенная страна? Здесь, несомненно, христианская вера соблюдается в полной чистоте… Исполать им! О, как они счастливы!».
Хваля мудрое управление русским государством, архимандрит Павел Алеппский прибавляет: «Все это происходит оттого, что они знают о случившемся с греками и о потере ими Царства. Да расширит Бог их разум и умение управлять еще более того, которое мы видели! Пусть никто не говорит, что христианам господство не подобает, ибо кто не видел собственными глазами, тот, быть может, не поверит этим известиям и описанным нами превосходным качествам, но Бог – свидетель, что я лжи не говорю… что так хвалю их ум и хорошее управление» (6).
Патриарх Антиохийский Макарий (7) – в письме к царю Алексею Михайловичу жаловался на притеснения православия на своей родине: «Мы, … пребываем в великой смуте и в обиде неизчетной, будучи в работе у христианских недругов, которые как бы дикие и лютые звери, хотят нас поглотить» (8).
Митрополит Московский Макарий (Булгаков) (9), изучая архивные документы государственных учреждений - московских Столов и Приказов XVII в., в своих трудах отмечает, что, не ограничиваясь той милостыней, какая раздавалась грекам, приходившим в Россию, царь и патриарх посылали еще сами на Восток свои дары.
Так, например, «В 1623 г. русские послы Кондырев и Бормосов раздали за здравие государя в Царьграде, Иерусалиме и на св. горе Афонской 1206 золотых, Антиохийскому патриарху 144 золотых и Александрийскому – 140, да от патриарха Филарета передали Цареградскому патриарху 500 золотых на помин души умершего князя Федора Ивановича Мстиславского. В следующем году через других своих послов послал еще государь заздравную о себе милостыню Цареградскому патриарху семь сороков соболей и Иерусалимскому – один сорок соболей. В 1625 г. отпущено: В Иерусалим к Святому Гробу чаша серебряная для освящения воды и 100 золотых; в придел к Распятию, что на Голгофе 300 золотых, самому патриарху три сорока соболей да от государевой матери два сорока соболей; в Вифлеем церкви Рождества Христова 20 золотых и митрополиту 20 золотых, патриарху Александрийскому три сорока соболей; на святую гору Афонскую Ватопедской обители 100 рублей от царя и 100 рублей от патриарха. В 1629 г. роздано царскими послами: Иерусалимскому патриарху 170 рублей, Антиохийскому 200 ефимков, на Синайскую гору 52 золотых, а в следующем году Цареградскому патриарху Кириллу от царя десять сороков соболей. В 1634 г. послал государь на помин души своего отца Филарета Никитича ко всем патриархам Востока и для раздачи тамошним церквам и монастырям 1700 рублей. В 1645 г., незадолго перед своей кончиной, царь Михаил Федорович послал милостыни Цареградскому патриарху пять сороков соболей.
Традиция визитов иерархов восточных церквей не прерывалась после смерти царя Михаила Федоровича. В 1649 г. прибыл в Москву Иерусалимский патриарх Паисий, который уже приезжал в 1636 г. от имени Иерусалимского патриарха Феофана (10) для сборов на Гроб Господень, будучи тогда только игуменом. В январе 1649 г. государь получил известие из Путивля от воеводы Плещеева, что туда прибыл Иерусалимский патриарх с большой свитой. Царь тотчас же приказал выслать в Калугу навстречу патриарху сани с царской конюшни да царского жалованья ему на две шубы, соболью под камкою и песцовую под тафтою, какие были высланы прежде приезжавшему патриарху Феофану. Послал также государь нарочного от себя Федора Мякинина, чтобы он встретил Паисия в Калуге и приветствовал царским именем.
Патриарх о себе сообщил, что уже четыре года патриаршествует в Иерусалиме и на время своего отсутствия поручил ведать духовные дела Вифлеемскому митрополиту; вообще же о патриархах передал, что трое из них, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, всегда живут между собою в союзе и общении, а у Цареградского патриарха со своими властями бывают по временам смуты, и часто его сменяют.
Относительно Гроба Господня сказал, что православным христианам приходить к нему для молитвы свободно, только турки берут по семи ефимков с человека, и что на Гроб Господень благодать нисходит по-прежнему в Великую субботу огнем небесным… 25 июня патриарх Иерусалимский прибыл из Москвы в Путивль, а 3 июля выехал из Путивля в порубежный литовский город Конотоп (11).
Восточные святители и другие духовные лица, получавшие столько пособий от государя Михаила Федоровича, старались служить ему, чем только могли. Они тщательно собирали и сообщали ему, письменно и устно, известия не только о церковных событиях на Востоке, как-то: о перемене патриархов, о разорениях церквей и монастырей турками, – но и о политических делах в Турции, в Крыму, в Валахии, Молдавии, Польше и других странах.
Чаще других сообщали такие известия в Москву патриархи: Цареградские Парфений и Иоанникий и Иерусалимские Феофан и Паисий, митрополиты: Халкидонский Даниил и Тырновский Даниил, архимандриты Цареградские: Амфилохий и Венедикт. Цареградские патриархи принимали под свое покровительство государевых послов, приходивших к султану, давали им наставления, охраняли и защищали их в случае нужды» (12).
Источники.
1 - Каптерев, Н. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Изд. 2-е. – С. 33; Россия перед вторым пришествием. Т. 1. Общество святителя Василия Великого. – М., 1998. – С. 264–265. – с. 560.
2 - Священник Александр Круглов. Последняя война. – М.: Издательство «Просветитель», 2005. – С. 565. – 762.
3 - Ценные меха использовались не только для тепла, но были однозначным показателем статуса в костюме мужчин. Соболь, песец, а со временем морские млекопитающие – каланы с островов Тихого океана, ценились дороже золота. Плотность меха калана имеет максимальное значение среди других животных, в 2000 раз превышая плотность меха кролика.
4 - Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Изд-во «Эксмо», 2003. – С. 399. – 1024 с.
5 - Павел Алеппский (1627–1669 гг.) – архидиакон Антиохийской православной церкви из города Алеппо, родной сын Антиохийского патриарха Макария. Сопровождал отца в путешествии к царю Алексею Михайловичу в 1654–1956 гг.
6 - Каптерев, Н. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Изд. 2-е. – С. 227.
7 - Патриарх Макарий III (Юсеф Юханна Мелетий Макарий Заим) (1600–1672) – епископ Антиохийской православной церкви; патриарх Антиохийский (1648–1667; по другим данным, 1647–1672).
8 - Там же. С. 396.
9 - Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков) – епископ Русской православной церкви. Окончил Белгородское уездное духовное училище, Курскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию, доктор богословия. С 1850 г. – ректор СПб духовной академии, редактор журнала «Христианское чтение». Епископ Харьковский и Ахтырский (1859–1868 гг.), восстановил в епархии несколько ранее существовавших крестных ходов. Митрополит Московский и Коломенский (1870–1882 гг.). Автор капитальных трудов в области богословия и истории. Главный исторический труд – «История Русской Церкви» в 12 т. Издан в 1883 г., переиздан в 1994–1996 гг. в издательстве Валаамского монастыря.
10 - Феофан III (1570–1644 гг.) – Патриарх Иерусалимский и всея Палестины в 1608–1644 гг. Осуществил визит в Россию и Речь Посполитую в 1619–1621 гг., после встречи с Константинопольским патриархом Тимофеем II. Совершил интронизацию Филарета Никитича Романова на престоле Патриархов Московских и всея Руси 24 июня 1619 г.
11 - Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга шестая. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – С. 348–351. – 800 с.
12 - Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга шестая. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – С. 398–399. – 800 с.
Свидетельство о публикации №225010700109