Замок Брунсвик, Венгрия
Истинно говорю вам: Земля налетела на небесную ось. Начнём с того, что Червеных замков в Чехии не меньше двух. Соната написана в соседней с Чехией Венгрии в имении недалеко от Будапешта и была озаглавлена композитором скромно под номером 14. Только спустя 30 лет после смерти Бетховена первая часть сонаты была названа Лунной. Всё это я почерпнула в музыкальной школе, которую после окончания двух классов и трёх коридоров с ошеломительным успехом я забросила.
Но вернёмся к месту написания сонаты. Имение в Мартонвашаре, пригороде Будапешта, изначально принадлежало венгерскому аристократу Шандору Беницки. История умалчивает, что случилось с династией Беницки, потому как имение меняет владельца. Им становится новоиспечённый граф Антал Брунсвик, особа приближённая к императору. За личную преданность Габсбургам ему было пожаловано имение в Мартонвашаре.
Новая метла по-новому метёт. И новый хозяин имения, имея за плечами солидный счёт с лавэ, перестраивает усадьбу в неоготическом стиле, разбивает сад в английском стиле и на территории усадьбы выстраивает семейную церковь в стиле барокко.
Сын Брунсвика, Антал Анталович, продолжает дело отца. Так как большая часть работ по устройству имения была проведена отцом, Антал-младший занимается благотворительностью. После турецкого господства во вновь обретённой государственность Венгрии нужны были меценаты. Именно благодаря ему семейство Брунсвиков считается родоначальниками венгерского Просвещения.
Сын и дочь Антала-младшего дружили с Бетховеном. И не просто дружили, двери гостеприимной усадьбы всегда были широко распахнуты для композитора. Здесь он пережил две своих влюблённости, одна из которых и стала причиной написания Лунной сонаты.
Помните песню из кинофильма «Большая перемена»: «Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает». Вот и у Бетховена не совпало. Та, кому он посвятил бессмертную сонату, поставила не на того. Легкомысленная галичанка Джульетта Гвиччарди вышла замуж за австрийского композитора Галленберга, посчитав его более выгодной партией, чем Бетховен. Вот и скажите мне, какие тараканы бегают в головах юных пианисточек?
А бедная Тереза Брунсвик продолжала довольствоваться статусом своего парня для Бетховена, хотя была в него влюблена по уши. И даже успела побывать в статусе официальной невесты композитора. Но и у неё тоже ничего не совпало. И от всего этого горя Тереза ушла. Нет, не в монастырь, а по стопам отца - в благотворительность. Знакомство Терезы с швейцарским педагогом Песталоцци круто перевернуло ее жизнь. Она считается родоначальницей детских приютов и садов в Венгрии.
Обо всех перипетиях любовных треугольников и особенно творчестве Бетховена расскажут и покажут в музее, который находится на территории усадьбы и занимает аж целых пять залов.
Загородная идиллия для Брунсвиков закончилась в 1893 году. Франц Брунсвик пустил усадьбу с молотка. Выгодоприобретателем оказалась монаршая семья Габсбургов. Что неудивительно, с этих станется.
В годы Второй мировой войны на территории усадьбы размещался немецкий военный госпиталь. Естественно, военное учреждение и загородная резиденция не одно и то же. И бомбёжки никто не отменял. От всего этого усадьба сильно пострадала. А парк тот вообще был уничтожен на корню.
В 1949 году заброшенная усадьба вместе с 70-ю гектарами некогда английского сада была передана на баланс НИИ сельского хозяйства.
Но не рассчитывайте осмотреть всю усадьбу. Большая её часть закрыта для посторонних глаз. Музей Бетховена тесно соседствует с Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Венгрии. Возможно, там хранятся документы государственной важности и проводятся разработки в области генной инженерии. Кто знает.
Не стоит расстраиваться. Лучше погулять по дорожкам восстановленного парка. Вас там ждёт сюрприз. Особенно воспитателей детских дошкольных учреждений. Здесь вы можете посетить Музей истории детских садов.
Свидетельство о публикации №225010701379