История Украины и Беларуси в Слове о полку

   Начало:

   Почему на памятнике Тысячелетия нет Грозного? Ответ
http://proza.ru/2024/12/31/1293
 
   Читатель, знакомый с сюжетом повести о полку по академическим аннотациям, должен бы задаться одним вопросом, как это могло так случиться в рассказе, что герой - удельный князь Новгород-Северский Игорь, положив костьми дружину, отсидев в плену, вернулся в стольный Киев князем Русским с повышением по чину, да Земле - Солнцем? Произошло необъяснимое чудо. И все вокруг рады, грады веселы, страны ликуют, девицы из-за моря поют. От зачина до аминь ничего не понятно. Стоят ли степняки кочевники столь пристального внимания средневекового Автора и напряжения общества российского в этом вопросе, что публикация состоялась аж в Париже? Настало время вспомнить о том через 600 лет. Предположив, что Тмутаракань - это земли современной Прибалтики (и окрестностей), а половцы - прежние жители Полоцка (и окрестностей), картина начинает казаться более правдоподобной, определившись с местом событий. Если век 9-й это просто тёмный лес для нашей истории, то 11 и 12 века – уму не постижимые в логике происходящего, как минимум. Напрашивается вопрос, а есть ли историческая взаимосвязь событий, описываемых в повести с событиями в летописях? История от филологов (Слово о полку – в переводе) совпадет ли с историей от историков? Убедившись, что на верном пути в исследовании повести, не терпится найти подтверждения после ряда филологических открытий. После изучения сказок академических (о русских, половцах и Иване Грозном никому не нужном), и сказок любимых народом (о Золотой Рыбке), хочется провести параллель с повестью рассказов исторических. Три ветви должны бы переплестись на пути к миру и цивилизации от племён. Рассматриваю тему как разматывание клубка или изучение изделия по материалу от заготовки. Была чурка – стал папа Карло. Когда-то давным-давно, когда не было России, но русский язык был (чудо первое), в тридевятом царстве жили-были русские князья и женились исключительно на половчанках, и традиция эта сохранилась у царей России до самой революции (чудо второе). А чудо третье в том, что если такие обычаи сохранились до нашего времени, то и половцы те, соответственно - живы и здоровы, только называются иначе. Тмутаракань стала называться иначе, Пруссией. После объединения германских государств, прусские короли заняли трон единой Германской империи. Теперь герб с медведем лишь свидетель, что Берлин и Ярослав побратимы по крови и вере. Пруссия как королевство просуществовала до конца 1918 года и затем вошла в состав Веймарской республики как Свободное государство Пруссия… и исчезла вслед за половцами. Та же участь забвения ожидала Беларусь и Украину, а бывшая Тмутаракань, сменившая рыцарскую амуницию на танки с крестами под неизменным духовным руководством продолжает движение с запада на восток. Крестовый поход принято изучать в учебниках как отдельные войны, спонтанно возникающие с жадности князей или супружеских измен. Филология же такова: Preu;en (нем. - прайсен; reu;en – русские основатели), язык нам повествует, что Пруссия – Пруска (серб.) - Russland – Россия. Таков исторический путь с накопленным багажом терминов и понятий: Preu;en (кат.) – Цена, жена, Сена. Недобитые половцы – Беларусь и Россия. Тем интереснее оценка событий в повести киевским профессором Довнар-Запольским, уроженцем Беларуси, написавшим историю Белоруссии полтора века тому назад, не знавшим о предстоящей революции и последующих войнах. Книги 19 века подкупают искренней наивностью, смешением фактов и личностных рассуждений, но тем они и вызывают неподдельный интерес. Стоит изучить труды дюжины-другой писателей разных земель, как правило выходцев из религиозных семей, то можешь получить неплохую солянку в области историографии.
 

     СЛОВО о ПОЛКУ и БЕЛАРУСЬ

     Митрофан Викторович Довнар-Запольский. История Беларуси. Цитата:
Самой интересной является история Полоцкой земли. Она выразилась в своеобразном развитии политической жизни и первый период ее ознаменовался вековой борьбой с крупнейшими центрами тогдашней Руси — Новгородом и Киевом. Уже преемник Изяслава, его сын Брячислав сделал очень удачное нападение на Новгород и ограбил его. Но особенно прославился Всеслав Брячиславич, занявший полоцкий престол по смерти своего отца в 1044 г. Неукротимая энергия Всеслава, проявленная в борьбе с киевскими князьями, стяжала ему славу чародея, каковым он и характеризован в «Слове о полку Игореве» в словах: «Всеслав князь лядеме суды судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше: из Киева дорыскаше, до кур, Тьмуторокани; великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотьсте позвониши заутренюю рано у святыя Софии, а он в Киеве звон слышаше. Аще и веща душа в друзе теле, но часто беды страдаше. Тому вещий Баян и первое припейку смысленный рече». «Ни хытру, ни горазду, ни пьтычу горазду, суда Бажия не минути». Современники не умели иначе объяснять его успехов после понесенных им неоднократно поражений. Ему пришлось вынести борьбу почти со всей тогдашней Русью. Эта личность произвела на народ такое сильное впечатление, что сохранилось предание, будто он родился от волхования и что вследствие этого у него на голове было родимое пятно, имевшее особую волшебную силу. Волхвы велели ему носить на голове повязку, прикрывавшую его пятно. И вообще, Всеслав слыл сверхъестественным человеком, чародеем, даже и между более образованными людьми тогдашнего времени.
   Приведенный выше взгляд древнего поэта вполне верно, хотя своеобразно, характеризует кипучую деятельность Всеслава: он был умен, хитер и изворотлив, но в то же время жизнь его сложилась так, что он многое должен был перенести, перетерпеть. Своим умом, своим беспокойным предприимчивым характером этот князь остался надолго в памяти народа; рассказы эти, передававшиеся в народе, попали в письменные памятники — летопись и «Слово о полку Игореве». После смерти Ярослава в 1054 г. Всеслав Брячиславич жил некоторое время в мире с Ярославичами — Изяславом Киевским, Святославом и Всеволодом и даже принимал участие в делах всей Руси: так он ходил со всеми князьями в 1060 г. на Торков. Однако согласие его скоро нарушилось; между князьями, не известно по какой причине, произошел раздор. Всеслав предпринял целый ряд нападений на северные русские области, осаждал в 1065 г. Псков, хотя безуспешно, а в 1066 г. подступил к Новгороду и пожег его окрестности. Тогда великий князь Киевский Изяслав и его братья Святополк и Всеволод решились сообща наказать Всеслава за нападения. Глубокой зимой 1067 г. они втроем, во главе многочисленного войска, отправились в Полоцкую область. Союзники осадили Минск, один из важнейших полоцких городов, взяли его после упорного сопротивления, причем почти все население, мужчины, женщины и дети или были перебиты, или взяты в плен. От этого города они пошли далее и на реке Немиге, (река под Минском) произошла битва, в которой Всеслав был разбит. Об этой битве известный автор «Слова о полку Игореве» так картинно говорит: «На Немиге снопы стеляют головами, молотят стальными цепами, на току жизнь кладут, веют душу из тела». После этой битвы Всеслав бежал. Союзные князья не погнались за ним, но направились на восточные части полоцких владений, к Днепру и остановились у Орши. Должно быть, наступившая весна помешала продолжению военных действий, так как воевали в то время почти исключительно зимой. Собравшись у Орши, Ярославичи в июне месяце призвали Всеслава для переговоров в свою ставку, причем они целовали крест, что не сделают ему никакого зла. Однако, едва только появился Полоцкий князь в стан союзников, как был схвачен ими, скован и отправлен Изяславом в Киев в заточение. Но здесь, в тюрьме, он сидел не долго. Киевляне прогнали своего князя Изяслава и выбрали на княжение находящегося в заключении Всеслава, дав ему войска, и отправили против Изяслава. Однако полоцкий «чародей» бежал из воинского стана к себе на родину и здесь проявил ряд бранных подвигов и, между прочим, ограбил Великий Новгород и пр. Всеслав умер в глубокой старости, прокняжив 57 лет. При нем Полоцкое княжество достигло высшего своего развития: вся русская земля во главе с великим князем не могла справиться с полоцким «чародеем». Прежде всего, оно разделилось на несколько княжений и это было первой причиной его ослабления. Затем борьба с Киевом не прекратилась. Теперь киевские князья били полоцких поодиночке. В 1116 г. знаменитый Владимир Мономах сильно опустошил Минское княжество, где княжил Глеб Всеславович, отнял у него два важные города — Оршу и Копысь и присоединил их к Смоленской земле, а жителей целого города Друцка пленил и увел в Переяславльскую область. Через три года Владимир Мономах захватил и самый Минск, пленив его князя Глеба и увел в Киев. Таким образом, значительнейшее княжение Полоцкой земли [было]от нее отнято. Но и на этом борьба еще не кончилась. Преемник Мономаха Мстислав в 1127 г. повел русскую землю на полоцких князей, разгромил их, забрал в плен и выслал в Византию. Правда, через пять лет потомки Всеслава снова появились в Полочине и пользуясь наступавшими на Руси смутами, возвратили себе свои княжения. Но теперь Полоцкая земля была раздроблена и обессилена. Теперь Всеславичи уже не пытались вмешиваться в общерусские дела. Началась своеобразная эпоха в жизни самой Полочины. Так печально кончился вековой спор полоцких князей с Киевом и Новгородом. В настоящее время не совсем понятна причина этого спора, столь необычайного даже в среде древнерусских усобиц. Но едва ли не самым подходящим объяснением его будет тот факт, что Новгород явился колонией полоцких кривичей; очевидно, полоцкие князья, хорошо помня происхождение богатого и быстро развивающегося города, предъявляли на него свои притязания и делали беспрестанные нападения. Но Новгород находился в сфере влияния киевских князей, сначала Изяслава Ярославича, а потом Всеволода, его сына и внука. Для киевских князей Новгород был также очень важен, как торговый центр и как город, который давал князю большие доходы. Новгородцы также тянули[сь] к Киеву вследствие торговых связей. Ясно, что спор был неравен, и Полоцкая земля в результате оказалась разгромленной...

    Митрофан Викторович своими словами, близко к тексту передал события, описанные в повести и сделал вывод, что Всеслав потерпел поражение на Немиге. Читаем: "Трубы трубятъ Городеньскi: и Ярославе, и вси внуце Всеславли уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени — уже бо выскочисте изъ д;дней слав;: Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которое бо, б;ше насилiе отъ земли Половецкыи!

На седьмомъ в;ц; Трояни връже Всеславъ жребiй о д;вицю себ; любу. Тъй клюками подпръся окони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружiемъ злата стола Кiевскаго, скочи отъ нихъ лютымъ зв;ремъ въ плъночи изъ Б;ла-града: об;сися син; мьгл;, утръ же ваззни с три кусы — оттвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу — скочи влъкомъ до Немиги съ дудутокъ. На Немиз; снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоц; животъ кладутъ, в;ютъ душу отъ т;ла. Немиз; кровави брез; не бологомъ бяхуть пос;яни, пос;яни костьми Рускихъ сыновъ. Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше — изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя — Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотск; позвониша заутренюю рано у Святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыев; звонъ слыша.
Аще и в;ща душа въ друз; т;л;, — нъ часто б;ды страдаше! Тому в;щей Боянъ и пръвое прип;вку смысленый рече: ни хытру, ни горазду, ни птицю го разду, суда Божiа не минути!
О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельз; б; пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ: с его бо нын; сташа стязи Рюриковы, а друзiи Давидовы нъ рози, нося имъ — хоботы пашутъ, копiа поютъ на Дунаи...

      Не вдаваясь в подробности (мы уже проходили этот эпизод повести), конечно же, всё не так. Здесь о смерти "русских сынов" на той речке Немизе, сегодня закопанной в трубу в историческом центре Минска. Место события и герои названы верно, а вот результат не очень. Да и вывод Автора повести по Бояну и Владимиру (старому) не счёл упомянуть. Путь Всеслава очерчен от Киева через Минск в Тмутаракань - Прибалтику. Прямая линия. Не на Кубань же. Конкретный путь с конкретной целью - "до Куръ Тмутороканя — Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше", то есть немцу (херманцу и крестоносцу). Топонимика местности и прозвища (куръ - хер/herr, священник католик) соответствует издревле доставшейся земле. Война с целью пресечь путь - Хръсови влъкомъ - их бога. Следующей статьёй разберёмся отдельно что означают домашние птицы и животные в повести: конь, лошадь, собака, петух и что дикие волки с лебедями. Каким образом "Полоцкая земля в результате оказалась разгромленной", вскоре поймём, проследив историю торговых отношений с западом на договорах. Если раньше бани Византии были бесплатными для русских купцов по договору Святослава (907), то теперь немцу въезд бесплатный по Двине вплоть до неподчинения союзных торговых городов, вновь созданных и прежних, законам вече. К этой привилегии орден пришёл не без помощи меча, освободив от бремени княжения в Тмутаракани Ольговичей. И не без помощи Галицко-Волынских князей, того же Кончака-Осмомысла, женатого на половчанке. Полоцк оказался на перепутье торговых путей из варяг в греки и северного в арабы. Продолжу цитировать.


   ПОЛОЦК, ТУРОВ, СМОЛЕНСК

   В половине 12 в. политическая жизнь Полоцкого княжества оказалась втиснутой в узкие пределы земли. И эта жизнь богата своеобразными особенностями. Мстислав отправил в Грецию пятерых Всеславичей: возвратились в Полоцк, по видимому, из них только трое. Потомство их быстро разрослось и уже к концу 12 в. мы видим Полоцкую землю раздробленной на много отдельных княжений. Таких княжений было более десяти, а именно: Полоцкое, Минское, Друцкое, Витебское, Изяславское, Логойское, Слуцкое, Новгородское (Новогрудок), Гродненское, Клецкое, Свислоцкое, Лукомльское, Кокенгаузенское и Герсике. Между князьями поднялись бесконечные усобицы. Борьба поддерживалась еще вмешательством вечевых собраний. Мелкие пригороды не желали подчиняться центральному городу Полоцку и оспаривали его значение. Вече различных городов изгоняло неудобных ему князей, приглашая на место их других. Таким образом, происходила беспрестанная борьба, ослаблявшая землю. Некоторые предприимчивые князья в стремлении добыть себе уделы, обратились в соседнюю Литву и здесь основали свои княжества; так появились княжества в Городее, а также на нижней Двине — в Кокенгаузене и Герсике. Близко сживаясь с Литвой, князья впутывали это воинственное и жадное к добыче племя в свои отношения. Но отсюда же возникла для Полоцкой земли и серьезная опасность: отряды литовцев, приходившие на помощь князьям, начали самостоятельно появляться с целью грабежа. Другая опасность стала угрожать Полоцку со стороны усилившегося к концу 12 в. Смоленского княжения. Наконец, на западе появился еще опасный враг в лице немцев, захвативших в самом начале 13 в. устье Двины. Так ослабевшее Полоцкое княжество оказалось среди сильных соседей. Смоленские князья на востоке захватили полоцкие волости, немцы на западе захватили соседние княжества, середина оказалась угрожаемой литовскими набегами. В этой борьбе и в войнах друг с другом погибли потомки Всеслава и уже к половине 13 в. род их прекратился. Так постепенно замирала самостоятельная политическая жизнь в Полочине.

    ...История Турова сравнительно с историей Полоцка и Смоленска представляется очень бледной; притом, она вообще очень мало известна. Туров играл крупную роль только во второй половине 10 и в начале 11 вв. Тогда связи древней Руси с Польшей были очень прочны и интересны, а Туров находился как раз на водном пути из Польши в Киев. Кроме того, политика Владимира Св[ятого] и Ярослава Мудрого была еще иным образом связана с западными окраинами Руси; она стремилась к удержанию за собой червенских городов, оспариваемых Польшей; наконец, политика обоих князей ставила своей целью походы на ятвягов и др. литовские племена. Все эти причины давали Турову значение важного центра, базиса для военных операций. Вот почему Туров первое время находился во владении старшего из сыновей великого князя Киевского. При Владимире Св[ятом] здесь сидел старший сын его Святополк, при великом князе Ярославе — такие старшие сыновья — сначала Владимир, а после его смерти Изяслав, при Изяславе Святополк. Таким образом, Туров являлся в 10 и 11 вв. вторым по своему значению на Руси городом после Киева, переходным княжением к Киевскому. Но такое его значение продолжалось недолго, обстоятельства на Руси стали складываться так, что центр княжеской политики перешел на юг — в степь, где кочевали половцы, а колонизация направилась на северо-восток; Литва и Польша совершенно исчезли поэтому временно с политического горизонта русских князей. Таким образом упало и значение древнего Турова. Действительно, после смерти великих князей Святополка, Мономаха и его потомства, он играл роль лишь придатка к Киевскому княжению. Подвергалась даже раздроблению территория Туровского княжества, так как города Клеческ (Клецк), Рогачев на Днепре и Городно (в Пинском у[езде]) перешли во владение линии черниговских князей Ольговичей, а Мозырь на Припяти перешел окончательно в состав Киевского княжества. Только в половине 12 в. в Турове осела самостоятельная княжеская линия в лице князя Юрия Ярославича (из потомков Святополка Изяславича). Главными центрами княжества явились города Туров и Пинск. Впрочем, все это княжение скоро разделилось на ряд мелких уделов. Таковы уделы в Пинске, Несвиже (Минской губ.), в Дубровице и Стопани (в северной Волыни), в Волковыске Гродненской губ. и др. В 13 в. раздробившаяся на уделы Турово-Пинская область потеряла всякое политическое значение, и князья ее то зависели от Галицкого княжения, то подчинялись власти великого князя Литовского. Последнее свидетельство о самостоятельном князе этой области относится к пинскому князю Юрию Владимировичу, умершему в самом конце 13 в. При первых литовских князьях Турово-Пинское княжество, значительно уменьшенное в своем составе, продолжает свое существование в качестве удельного княжества, зависящего от Литовского князя. Вместо Рюриковичей на Турово-Пинском столе мы видим Гедиминовичей, начало которым было положено Наремунтом Гедиминовичем.

     Заметна несуразица повествования, когда профессор теряется в рассуждениях о Туринском княжестве, самом крупном и значимом на то время и не только. Одно название "Туринская плащаница" чего стоит через 6 веков из замка Турина. "История Турова сравнительно с историей Полоцка и Смоленска", а ещё с географией по местоположению. Княжество непосредственно соседнее с Прибалтикой, "Туров находился как раз на водном пути из Польши в Киев", находился внутри как бы своей земли, граничил с Киевом и Смоленском, так причём тут "южные окраины" в поисках половцев? То есть "центр княжеской политики перешел на юг — в степь, где кочевали половцы, а колонизация направилась на северо-восток...", чудны пути твои Господи. Они пятились раком и вышли на Полоцк. Не отрицая зависимости от "Галицкого княжения, упоминая при том "ятвягов и др. литовские племена". Дополню: Деремелы, Литва и Ятвязи - в повести присутствуют как страны, порабощённые рыцарскими орденами. А вместо Рюриковичей на Турово-Пинском столе мы видим Гедиминовичей. Возможно, профессор упустил из виду княжение соплеменников в Тмутаракани (Глеб, Олег, Ростислав), поэтому такая каша в голове и получилась для его учеников, за отсутствием логики происходящего, ну абсолютно. Заглянуть в его разделы истории труда не составляет на 11 век, но, видимо, он искренне верил в существование Тмутараканского камня. Мне же больше нравится камень - мера веса - на то время. Сравнивая Полоцкое княжество и Смоленское с Туровским, вывод делается (о белорусских княжествах), на первый взгляд парадоксальный. Учитывая что в Полоцке старейшая церковь св.Софии, то вполне возможно, ибо их всего три на Руси (ещё Киевская и Новгородская), и выстроены практически в одно время. Если относить Смоленск племени белорусов, то город незаметно оказывается в подчинении Киева, под властью Мономаховичей, с которыми боролись Ольговичи - Стародубские, Черниговские и Курские, нашедшие продолжение в Ольгердовичах и Витовте.

    Цитата: Другие два княжества — Смоленское и Туровское не достигли такого общественного развития. По смерти Ярослава Смоленск находился во владении сына его Всеволода, а затем внука Владимира Всеволодовича, но не имел тогда значения самостоятельного княжества. Только в первой половине 12 в. Смоленск получил особого князя в лице Мономахова внука Ростислава Мстиславовича. Ростислав много сделал для поднятия своего княжества. Он учредил здесь самостоятельную епископию и наделил ее обширными доходами. В политическом отношении при нем княжество было сильным. Поддерживая своего брата Изяслава в знаменитой борьбе против его дяди — Юрия Долгорукого, Ростислав достиг, однако, того, что Смоленская земля не подвергалась опустошениям. Ростислав по своим семейным традициям был тесно связан с вопросом о киевском великокняжеском столе и сам в глубокой старости умер на великом княжении. Несмотря на широкие политические задачи, поставленные княжеству первым его основателем, оно не получило серьезного значения, как политическое тело. Это объясняется в значительной мере географическим положением земли: Смоленское княжение находилось среди сильных земель — Новгородской, Суздальской, Черниговской; ему некуда было расширяться, заняться колонизацией. Излишки смоленского населения, правда, уходили, но их уход способствовал только ослаблению княжества, так как направлялся в Суздальскую землю и усиливал соседа. Княжество не было сильно еще потому, что раздробилось на уделы. Уже четыре сына Ростислава разделили между собой уделы. Несмотря на такое положение вещей, Смоленская земля просуществовала до конца 15 в. и только пала под ударами такого замечательного политика и полководца, каким был великий князь литовский Витовт. Политическое значение Смоленского княжения к концу 14 в. сделалось очень затруднительным: на востоке вырастала Москва, на западе — Литовское княжество. Тот факт, что Смоленск продержался так долго, объясняется как обширностью его территории, так и рядом других причин. Среди них надо прежде всего указать на характер самих Ростиславичей. Разветвляясь довольно быстро, они, однако, не теряли прочной семейной связи. Междукняжеские усобицы были не известны Смоленской земле, так как князья ее жили между собой мирно. Многие смоленские князья отличались большими дарованиями, особенно в военном деле. Они не довольствовались поэтому мелкими уделами в родной земле и искали счастья вне ее, иногда претерпевая различные превратности судьбы. Такова, напр., судьба Рюрика Ростиславича, бывшего князем у черных клобуков в Поросье (на юге Киевской земли), постриженного в монахи и променявшего клобук на великое княжение Киевское. Не менее интересна судьба двух прославленных героев древней Руси — двух Мстиславов — Храброго и Удалого, отца и сына. Своими подвигами и своей кочевой жизнью они напоминали типы первых князей — богатырей, вроде Святослава, отца Владимира Св[ятого].

     Описание портрета Мстислава профессором, подобно песне Бояна, а племени "правильных христиан" - перу Нестора, когда он одних изображал тихими и кроткими, послушными старшим, а других изображал - дикими с лесным образом жизни, питающихся немытым да грязным, и способными умыкнуть девку. Ну это чистой воды теология, когда о природе как о политике и наоборот. Продолжим.

     В политическом отношении древне-белорусские княжения не выработали одинаковых государственных форм. Наиболее слабым политическим развитием отличается Турово-Пинское княжество, хотя, впрочем, о его внутренней жизни до нас дошли весьма слабые сведения вследствие отсутствия местных источников. Наибольшее развитие получила Полоцкая земля, государственный строй которой является так же развитым, как и государственный строй Великого Новгорода. Древнейшее устройство древне-русских племен состояло в том, что каждое племя имело свои вечевые сходки, веча, на которых решались все важнейшие дела. Эти веча собирались и тогда, когда племя имело своего особого князя. Когда Русь разделилась на особые княжения, в одних княжениях веча имели большое значение, в других — меньшее. Уже древний летописец выдвигает те города, в которых была развита особенно вечевая жизнь. Такими городами были: Новгород, Киев, Смоленск и Полоцк. Вече в Полоцке собиралось в двух местах — или у Св[ятой]Софии или у Св[ятой] Богородицы — Старой, т. е. на площадях двух наиболее почитаемых церквей. Вече собирал князь, но иногда вече собиралось без князя, когда его не было совсем, или когда оно что-нибудь замышляло против него. Кроме того, на вече присутствовал епископ и все свободные граждане, являвшиеся главами семейств. Взрослые, не отделившиеся сыновья, не участвовали в вече. Это была народная сходка, на которую собирались «люди», «мужи полочане», «добрые люди полочане», «вси люди добрыи и малыи», т. е. собирались все без различия сословий богатые (добрые) и бедные (малые) или, как, иногда, определяет летописец — «все горожане». Вече имело громадное значение. Прежде всего, от него зависела передача власти тому или другому князю: оно избирало князя, заключало с ним договор. В виде примера, для иллюстрации сказанного, мы приведем такой факт из числа многих других. В 1151 г. полочане посадили у себя князя Ростислава Глебовича, а своего князя Рогволода Борисовича держали в заточении в Минске. Через восемь лет Рогволод освободился из тюрьмы, нашел себе сильных союзников в лице черниговского князя и появился в Полоцкой земле под Друцком. Тут нашлись у него сторонники. Они превозмогли на вече, прогнали своего князя Ростислава Глебовича и взяли к себе на стол Рогволода. Когда в Полоцке узнали об успехах Рогволода, то в городе началась борьба партий — «великий мятеж». На Полоцком вече начало расти число сторонников Рогволода, хотя полочан смущала клятва, данная ими Ростиславу — без причины ни в чем не обвинять своего князя. Все же партийные соображения превозмогли. Сторонники Рогволода начали с ним тайно сноситься, предлагая ему выдать Ростислава. Тогда последний бежал в Минск, а в Полоцке водворился Рогволод. Таким образом, избрание князя или его удаление было предметом ведомства веча, как главного города, так и его пригородов. С каждым новым князем вече заключало договор-ряд, скреплявшийся крестоцелованием и клятвой с обеих сторон. Договоры были устные, но, вероятно, были и письменные. Так, и позднейшие акты уже литовского периода сохранили нам некоторые черты этих договоров. Полоцкое вече самостоятельно сносилось с другими землями и заключало договор без согласия и участия князя. Так, известен случай в 1226 г., когда полочане заключили договор с князем Давидом Смоленским. В 1191 г. они заключили договор с новгородцами и обещали последним помощь в походе или на литву или на чудь. Не раз полочане заключали торговый договор со своими соседями немцами. Интересен титул, которым себя именовало полоцкое вече в договорах: «А се мы, полочане, вси добрыи люди и малыи». Вече главного города Полоцка имело значение для всей Полоцкой земли и от ее имени вело все переговоры.

     Прокомментирую время и последующие события. Это период времени, когда уже нет Игоря и его сыновей, погибли 15 лет назад, повешены в Галиции против всех правил обращения с пленными князьями. Через 20 лет (1255) будет выстроен Королевский город (Кенигсберг-Калининград), который станет новой столицей для земель, именуемых ранее Тмутараканью. По аналогии: Визант-Царьград-Константинополь, не дай бог - Стамбул (Истанбул) если дальше так пойдёт. Турки сохранили историческую память в названии "святого быка", как никак сами от быка тура в самоназвании, но с приставкой - Один. Соответственно и Босфор - "коровий брод" - на ихнем.


     КАК НЕМЦЫ ПОБЕДИЛИ в ТМУТАРАКАНИИ

     С конца 12 в. северная торговля начинает получать главное значение в Западной Европе. Быстро развившиеся северные немецкие города получили непосредственный доступ к русскому рынку через устье Двины, где в первые годы 13 в. утвердился Ливонский орден. Эти обстоятельства произвели переворот в направлении торговли, выдвинувший самостоятельное значение Смоленска. Кроме того, на севере рос Новгород, бедный хлебом, и для соседнего Смоленска открывался еще хлебный рынок. Действительно, на пространстве Полоцкой и Смоленской земель находят многочисленные клады византийских и арабских монет 8-11 вв., свидетельствующих и о древности и об интенсивности торговли с этими странами. Смоленских купцов можно было встретить и в Суздальской земле и в Константинополе. В немецкой торговле замечается несколько иное явление: немецкие купцы сами предпочитали приезжать в Смоленск; полочане, впрочем, в большом количестве сами отправлялись в Ригу для тех же целей. Уже в конце 12 в. немцы прочно устроились в Смоленске. Здесь жила целая немецкая колония, имевшая свою церковь. Немецкая колония находилась на берегу Днепра в р[айоне] Рачевки. Она имела своего старосту и общественный капитал, пускавшийся в оборот подобно банковому. Сначала обычай, а затем и заключенные немцами со смоленскими князьями договоры (начало их относится к началу 13 в., к княжению Мстислава Давидовича) определяли взаимные отношения русских и немецких купцов. Договоры заключались с городами Любечем, Данцигом, Мюнстером, Состом, Бременом, Дортмундом, Грегойцем, Брауншвейгом, Касселем, о[стро]вом Готландом и, конечно, с Ригой. В заключении договоров с русской стороны вместе со Смоленском принимали участие и города Полоцк и Витебск. С усилением торговли в устье Западной Двины, в Риге, Полоцк заключал многочисленные договоры с рижским купечеством. Самые обстоятельные договоры с немцами и самые интересные — это договоры Смоленска. Первоначальный текст их был выработан при князе Мстиславе Давидовиче в 1229 г. и затем возобновляется, иногда с мелкими изменениями, его преемниками в течение целого столетия. Интересно, что над заключением первого договора «страдал», по выражению текста, купец из Касселя некто Рольф и смольнянин Тумаш Михайлович. Эти договоры, или как их еще называют Смоленская торговая Правда, состоят из двух частей: из уголовного кодекса, принятого в столкновениях между немцами и смольнянами во владениях обеих договаривающихся сторон, и из постановлений, определяющих торговые обычаи. Так, обе стороны пользовались правом беспошлинного ввоза товаров. Определены способы провозных пошлин и весовая пошлина.

     Преимущество имел немецкий купец, когда со своими товарами подъезжал на судах к волоку между притоками Двины и Днепра, по торговому пути. Заведывающий этим волоком тиун должен был доставить необходимое количество подвод купцам. Все это свидетельствует о широте торговых сношений Полоцка и Смоленска. Они передавали иностранные товары на Русь и в свою очередь сами вывозили на иностранные рынки продукты местного производства.

   О торговле Полоцка мы имеем сведения более позднего времени, но эти данные свидетельствуют об установившейся торговой традиции. В Полоцке был немецкий двор, на котором была и церковь. Кроме немцев, в Полоцке торговали с немцами же новгородцы и москвичи, которые, однако, могли покупать товары при посредничестве полочан. Особыми договорами были определены нормы уголовного и гражданского права, применяемые при столкновении с немцами на полоцкой территории. Торговля доставляла жителям богатство. В Полоцке и Смоленске было много людей, считавшихся по тому времени очень богатыми...

    Полоцк находился на важнейшей артерии того же пути на Двине, шедшей мимо Новгорода прямо в Рижский залив. К западу и северу от Полоцка открывался рынок для сбыта восточных товаров — в землях прибалтийских латышей и финнов, а за ними открывался путь в богатые торговые немецкие города. На восток от Смоленска в древнейшее время лежала на средней Волге торговая Булгария с ее рынками восточных товаров и целый ряд финских племен. Смоленск являлся, таким образом, центральным торговым пунктом, так как лежал еще между Киевом и Новгородом. В древней торговле Смоленска и Полоцка, как и вообще в древнерусской торговле, есть два периода — период арабско-византийский, древнейший, и период немецкий, позднейший. В торговле с Византией, по словам Константина Багрянородного, принимали участие смольняне и дреговичи. Но к концу 11 в. и началу 12 в. торговля с Византией начинает падать, так как в южнорусских степях утвердились половецкая орда, перехватывавшая караваны. Тогда обновляется и получает значительное развитие северная торговля. Она велась и раньше с Готландом и другими скандинавскими городами. Эта торговля была отчасти передаточного характера, отчасти русские земли принимали самостоятельно в ней участие. Множество арабских и византийских монет на территории Верхнего Днепра свидетельствуют о торговом значении этих местностей. Заметим, что еще римляне знали путь по Днепру и Двине к Балтийскому морю, где они получали редкий товар — янтарь.

    Вкратце если прокомментировать ситуацию, то - немцы усилили своё положение, ибо они уже диктовали условия Магдебургского права и Ганзейского союза (аналог - современные ВТО и визовой зоны). Религиозные распри плюс глобализация как идея мирового господства - способствовали наложению санкций. Всё как сегодня. Убери из истории кочевников половцев, рассказ профессора зайдёт в тупик (коммунизма). Изыми татаро-монголов из текста и читать неинтересно. Сведения о коренном населении Побережья такие.

    Несмотря на соседство с русью, литовское племя весьма поздно становится известным русским летописям. Правда, еще Владимир Св[ятой] ходил воевать на ятвягов, но летописец сообщает об этом самое краткое известие. Только к концу 12 в. имя литовцев чаще встречается в наших летописях. В этом веке, в его начале, литовцы иногда совершают набеги на земли соседнего Полоцкого княжества. В то же время галицко-волынские князья рядом походов в Ятвягскую землю, порабощают ятвягов и имя их скоро исчезает. Только около половины 13 в. среди литовских племен замечается стремление к образованию государства. Долгое время литовское племя живет в весьма первобытных условиях быта. Оно делилось на несколько отдельных племен: пруссы, собственная литва (в б[ывшей] Виленской губ.), жмудь (в б[ывшей] Ковенской губ.), лейтголла (латыши), корсь(куроны в Курляндии) и, наконец, ятвяги. Все эти племена жили в условиях родового быта, имея многочисленных родовых старейшин. Наша летопись и древнейшие немецкие хроники называют этих старейшин «князьями», насчитывают многие десятки их. Эти князья пользовались почетом и уважением литовцев и остальное население находилось у них в подчинении. Ни торговлей, ни ремеслами литовцы не занимались и даже не имели поселений городского типа. Они жили в лесах, в бедных хижинах, занимались земледелием или бортничеством. Культурное их развитие стояло очень невысоко. Сведения о религии литовцев сохранились у позднейших писателей. Эти сведения придают литовской религии характер стройно выработанных религиозных представлений. Но в этих сведениях имеется немало домыслов позднейшего характера. Около половины 13 в. в среде литовских племен замечается стремление к объединению. Трудно объяснить причину этого стремления, но толчком ему послужили, видимо, военные обстоятельства. В походах на Полоцк или с полоцкими князьями литовцы должны были научиться объединять свои мелкие отряды под начальством одного из князьков; для того, чтобы отбиваться от нападений галицких князей, им приходилось прибегать к тому же средству. В самом начале 13 в. на Балтийском побережье появляются два немецких ордена крестоносцев. Один поселился по приглашению мазовецкого князя среди пруссов, другой — Ливонский орден — укрепился у устья Западной Двины. Оба ордена получили благословение от папы силой оружия распространять христианство. Это предвещало покорение и неволю для литовцев. Пруссы были очень быстро порабощены. Ливонский орден укрепился среди латышей, покорял их и угрожал литве и жмуди.


    ПОЧЕМУ ЛИТВА ПОБЕДИЛА в КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ ?

    Любимая тема балтов на сегодня - прокомментирую, - это рассказывать как пришли славяне и всех предков уничтожили, но племя балтов оставило след в топонимике земли аж за Урал. Тут я, пожалуй, соглашусь с идеей от папы, раз место свято и пусто, то надо в него что-то засунуть. Представ на 13 век дремучим языческим царством, не занимающимся торговлей, не путешествующим по свету, что они могли где и чего назвать? Курам на смех. Пруссы - предки древних русских (бело-), были вытеснены с нажитого места. А возня с противостоянием орденам исто князей литовских - слабая комедия в стремлении к объединению. Возьмём Псков на это же самое время, 1242 год. Александр Невский (женат на половчанке княжне Полоцкой, к слову), разгромил Тевтонский ордер на Чудском и чуда не случилось. Имя получил на Неве двумя годами ранее, разбив шведа. Как-то эти события профессором остались не освещены. В продолжение о местной оппозиции:

    Все эти обстоятельства дали мысль одному из очень предприимчивых князьков Мендовгу начать дело образования государства, для борьбы с врагами. Может быть у него были предшественники. Литовские летописи передают целый ряд преданий, но все эти рассказы не носят характера достоверности... В Полоцке прекратилась местная династия, и на Полоцком столе мы уже видим Мендовга, племянника Товтивила. Мендовгу было трудно справиться с галицкими князьями, которые даже устроили против Мендовга сильную коалицию, объединив с собой Ливонский орден и возбудив против Мендовга Товтивила...  Мендовгу пришлось выдержать очень сильную борьбу, причем он показал себя искусным политиком. Мы видим его во главе собственной литвы, во главе с городо[м] Керновым. Он захватывает соседние русские земли и даже свою столицу переносит в Новгородок (н[ынешний] Новогрудок), где устраивает свою столицу (прим. - под Витебском, отступив от Полоцка). Он вообще стремился подкрепить себя силами русского населения. Тогда Мендовг вошел в сношения с Ливонском магистром, принял крещение и даже был коронован королем литовским — папским представителем. Галицийская коалиция разбилась. Но кроме того он вошел в связь с галицкими князьями при посредстве своего сына Войшелка. Последний был князем в Слониме и Волковыске. Благодаря влиянию Войшелка состоялся мир с галицкими князьями. Сам Войшелк, крещенный по православному обряду, удалился в монастырь. Таким образом, Мендовг в сильной мере опирался на поддержку ордена. Он даже подарил ордену часть своих земель, в том числе и Жмудь, хотя жмудины и не пустили к себе рыцарей. Появление немцев на литовских землях стало вызывать ропот. Начались восстания, во главе которых стал Мендовг, превратившийся опять в ревностного язычника. Однако возвышение и политика Мендовга вызвали против него заговор его же родственников. В 1263 г. он был убит вместе с двумя своими сыновьями князьями Тренятою и Довмонтом. После смерти Мендовга начались смуты в среде его родственников и взаимное их истребление. Сын Мендовга Войшелк, поддерживаемый русскими городами, княжил некоторое время и жестоко расправился с врагами отца, но затем опять ушел в монастырь. Княжение Мендовга положило основание государству, составленному из Литвы и соседних русских областей. Уже политика Мендовга намечала пути последующей политики литовской династии. Мендовг колебался в выборе между крестоносцами и католичеством с их западной культурой и между русскими областями с их восточной культурой. Малочисленное литовское племя, притом мало культурное, в этом выборе значения не имеет. Княжение таких замечательных лиц, как Гедимин (ум[ер] 1341) и Ольгерд (ум[ер] 1377) блестящим образом выполнили задачу, указанную Мендовгом. Они окончательно объединили под своей властью все литовские племена, скрепили с новым государством Жмудь, наконец, распространили свою власть на все западно-русские земли. Полоцк с 1307 г. окончательно перешел во власть предшественника Гедимина — Витеня; некоторое время здесь еще сидели подручные князья в качестве правителей (последним был князь Андрей, старший сын Ольгерда, участвовавший в Куликовской битве).

    И так далее, а сын Дмитрий - князь Брянский, а вместе - бренки, сыгравшие основную роль вначале битвы (с переодеванием и знаменем в руках) и решающим выходом запасного полка, ну и, как не вспомнить Ослябля и Пересвета? Затем внук Ольгерда князь Остей защищает Москву от Тохтамыша в 1382 году, как на зло в той ни попов, ни Донского с дружиной. Факт. Зато как ругают историки Ольгерда, что он не пришёл на помощь Мамаю! Вот он итог и причина поражения! А его уж самого нет в живых 3 года, а Ягайло стал на сторону поляков.
 
    Ещё с княгиней Ольгой такой же похожий случай, она умерла в 969 году, а историки приписали ей основание Витебска в 974, через 5 лет после смерти. К слову, "уроки", которые она раздавала по Мсте и Луге в 953, то есть "полюдие" по научному, это от слова рок, дань. Уроки - перечень повинностей с единицы надельной земли - на день. Все историки делятся на две партии, только не на норманн и анти их, а на прикормленных и купленных, обе - не страдают угрызением совести и ничего не смыслят в филологии и теологии. Чисто историки, кто по "Ленину в Горках" специалист, кто "Задонщину" пишет, не разбираясь в сторонах света и географии.

    Дмитрий призвал из Коломны идти на русь и сводные дружины пошли на юг вместо севера. Не менее интересная история. И так далее. Если проследить взаимоотношения земель Минск-Киев, то "мати городов русских" - политическая проститутка, а белорусы просто дураки, отдав историю земли на откуп бездарной Литве и поздно народившейся Москве. Молодцы немцы - вовремя подсуетились и справили обалденную историю от Рюрика (немца). Краеведы Стародуба и Курска - люди подневольные, слова не имеющие в науке. Москва - лукавая, принимающая День празднования Единения от изгнания поляков, - поляков, которых в войске было 15% от силы, а Дмитрия на трон снаряжал в поход древний Стародуб. Если проследить историю Ивана Грозного по маме, окажется рода Глинских, папа Елены был женат на Сабуровой (сестре жены царя Василия).

   
     К ВОПРОСУ ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ

     Елена Васильевна Глинская (ок.1508, Великое княжество Литовское — 4 апреля 1538, Русское государство) — вторая жена государя всея Руси Василия III, мать царя Ивана IV Грозного, регентша на время его малолетства с 3 декабря 1533 года и до своей смерти, княгиня Московская и великая княгиня Владимирская. В 1526 году Елена Глинская была выбрана невестой великого князя Василия III, который развёлся с первой женой Соломонией Сабуровой по причине отсутствия у неё детей. Герберштейн сообщал, что великий князь настолько стремился понравиться своей избраннице, что даже сбрил бороду на европейский манер, чем вызвал ужас у консервативно настроенного общества. Что тут не понятного? Словами СЛОВА - старика по молодили - примерно такой же по смыслу и  содержанию плакат висит на стене музея в г. Полоцке. Полоцк - Медовая столица и Центр Европы (памятник подарили немцы перед выбором Лукашенко). Елена родила Василию — Ивана (1530). В 1533 году она овдовела и согласно воле мужа и его завещанию вступила в управление государством при малолетнем Иване Грозном. В декабре 1533 года Елена Васильевна фактически совершила переворот, отстранив от власти семерых опекунов (регентов), в том числе деверя и своего дядю.  Таким образом, она стала первой после великой княгини Ольги (если не считать Софью Витовтовну, власть которой во многих русских землях вне Московского княжества была формальной) правительницей единого Русского государства. Софья Витовтовна - дочь могущественного белорусского князя Витовта, правившего после Ольгерда княжеством ВКЛ. Как женщина не московских, а скорее литвинских (не литовских) нравов и воспитания, Елена Глинская не пользовалась симпатиями ни у бояр, ни у народа. Ближайшим союзником Елены был женатый фаворит, князь Иван Фёдорович Овчина Телепнев-Оболенский. Эта связь и в особенности заносчивое поведение любимца правительницы вызывали неодобрение у бояр. За выражение этих настроений князь Михаил Глинский был посажен племянницей в тюрьму. И дядя, и два брата мужа умерли в тюрьме от голода. Двадцатилетнее бесплодие в первом браке великого князя, «позднее» (спустя четыре года после свадьбы) появление детей у молодой и здоровой княгини породило новые слухи о бесплодии самого Василия III. Не на пустом месте. Сплетни ходили и о том, что реальным отцом княжичей был приближенный к Елене князь Иван Федорович Овчина Телепнев Оболенский, назначенный конюшим. Должность самая властная с правом посещения кремля и покоев. Через год царица родила. Сейчас большинство ученых признают, что слухи о неверности Елены в годы её брака — не более чем выдумка злопыхателей. Прямых доказательств связи Елены и Овчины Телепнева Оболенского до смерти Василия III нет. Нет так нет, и суда нет. Защищал эту позицию бывший министр культуры лет 10 назад. Аргументировал тем, что Оболенский был женат и Елена замужем. На что автор сей статьи завершил исследование его докторской словами, ****ства в Кремле не было и впредь не допустим! Прозвище: Обо-Ленский куда надёжнее и кучерявей. Исполнив супружеский долг, 30-летняя Елена Глинская неожиданно умерла (4 апреля 1538 года). Дед Ивана IV Васильевича Грозного по материнской линии, отец великой княгини Елены Васильевны Глинской - Василий Львович Глинский по прозвищу Тёмный или Слепой - князь из рода Глинских. Его брат Михаил - участвовал в Итальянских войнах на стороне Максимилиана I (императора германского). В Италии перешёл из православия в католицизм. В Испании научился говорить на европейских языках. По возвращении в Литву в 1490 году стал крупнейшим магнатом, оказывал большое влияние на короля Польши Александра Ягеллона. Рыцарь Германской империи, служил в войске Альбрехта Саксонского, получил из его рук орден Белого Орла за победы, одержанные им во Фрисландии (в России ордена появились при Петре I более чем через два века). Был не только другом Альбрехта, но и приобрёл дружбу князей-электоров, магистров рыцарских орденов, епископов и кардиналов.

    Между тем, в литовскую столицу прибыл королевич Сигизмунд I. Враги Глинского, особенно Ян Заберезинский, добились того, что Глинскому воспрещён был свободный вход в покои государя и он лишился всех чинов и привилегий. У брата Михаила Львовича — Ивана отнято киевское воеводство, вместо которого он получил второстепенный Новогрудок. Тогда Михаил Львович, вместе с братьями Иваном и Василием, уехал в свой Туров, созвал к себе слуг и друзей и назначил королю срок, к которому ему должен быть дан суд. Великий князь московский Василий III воспользовался случаем и предложил всем Глинским защиту, милость и жалованье. Воевал за Москву на западе, но угодил в московскую тюрьму по обвинению в измене. В 1526 году великий князь Василий III и женился на племяннице Михаила, Елене Васильевне. Молодая жена великого князя через год выхлопотала дяде свободу, за поручительством трёх бояр в сумме 15.000 рублей и за этих бояр поручились 47 бояр (двойная порука) обязавшихся, в случае бегства Михаила Львовича, заплатить в казну 5 тысяч рублей. В свою очередь, Михаил Львович Глинский был женат на княжне Елене Ивановне Телепневой-Оболенской, дочери князя Ивана Васильевича Немого-Оболенского и двоюродной племяннице князя Ивана Фёдоровича Овчины-Телепнева-Оболенского (фаворита Елены Глинской). От брака у него были: сын Василий (ум. 1565) и дочь, неизвестная по имени, ставшая женой князя Фёдора Ивановича Троекурова. А брат Василий - на сестре жены царя. Тут не просто тройная порука верности, а кровная связка белорусских и московских семей.

     Многие думали, что думой и правительницей будут располагать двое: Михаил Глинский и конюший боярин Иван Фёдорович Овчина-Телепнев-Оболенский (фаворит Елены Васильевны, подозреваемый в отцовстве). Случилось иначе: Глинский смело говорил племяннице о неприличии её отношений к Оболенскому. Вследствие этого, его обвинили в замыслах овладеть государством, он был заключён в темницу, где и умер в 1534 году.

     Первая жена Сабурова царя Василия происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых-Сабуровых). Дочь Юрия Константиновича Сабурова - Соломония. Рано лишилась матери, была воспитана тётей — сестрой отца. Сестра Соломонии, Мария, была женой князя Василия Семёновича Стародубского. Василий Семёнович (ум. около 1517/1518) — последний князь князь Стародубский (северский) (1508;1517) из рода Рюриковичей (Можайская ветвь). Василий Тулуп был единственным сыном и наследником удельного князя и московского «слуги» Семёна Ивановича (князя стародубского северского). После смерти своего отца, Василий Семёнович Тулуп унаследовал обширное Стародубское княжество (Северское), Стародуб Северский, Чернигов, Гомель, Любеч, Карачев и Хотимль. Целое государство. Василий Семёнович участвовал в двух войнах с Великим княжеством Литовским в 1507;1508 и 1512;1522 годах. Осенью 1507 года князья Василий Семёнович Стародубский и Василий Иванович Шемячич с московскими воеводами предприняли разорительный набег на пограничные литовские владения. Они отправились на выручку Михаилу Львовичу Глинскому, поднявшему мятеж против великого князя литовского Сигизмунда Ягеллона. Несмотря на это, Василий Семёнович Стародубский испытывал сильную неприязнь к своему соседу князю Новгород-Северскому Василию Ивановичу Шемячичу и пытался оговорить его перед своим свояком, великим князем московским Василием III. Однако, в январе 1511 года Василий III в опасной грамоте на имя Василия Шемячича снял с него все обвинения в измене. Василий Семёнович (ум. около 1517/1518) — последний князь князь Стародубский (северский) (1508;1517) из рода Рюриковичей (Можайская ветвь).

     Теперь сравните историю про царя Василия Тёмного и Василия Шемяку, который сбежал в Новгород, назвал себя царём всия Руси, правил год, да отравился за обедом съев куру. Его сыновья бежали в Новгород-Сиверский. Глинские вполне могли происходить от Ольговичей (одной из ветвей Рюриковичей). До изгнания Глинские владели городами и землями на территории нынешней Левобережной Украины, ср. Мглин (Суражский, на Ипути). Дочь князя Василия Львовича из рода Глинских и его жены Анны Якшич, которая была родом из Сербии; по одной из версий является дочерью сербского воеводы Стефана Якшича. И следы родства Елены по линии бабушки ведут до Раецких и Комнинов

    В вопросе родства Ивана Грозного рано ставить точку, пока исследователи не дадут ясного ответа, почему нет царя на памятнике Тысячелетия в Новгороде? Велес рюрико-немецкий победил Перуна и Перкуна славяно-балтийского, очевидно. Замысел скульпторов и идейных вдохновителей на то ясен. Сказать забыли, будет самым правдивым ответом.


    ПОЧЕМУ у ПОЛЯКОВ и ПРУССОВ - СЕЙМ - СЕЙМ ?

    Ольгерд управлял русскими областями, а Кейстут, убежденный язычник, управлял литовскими землями, где он пользовался популярностью. После смерти Ольгерда начался краткий период соправительства Ягайлы и Кейстута. Ольгерд был сам женат на тверской княжне Юлиане, а сын Ягайло оказался распорядителем судеб государства. Ягайло принял предложение польских панов жениться на польской королевне Ядвиге и возложить на себя корону Пястов. Поляки, однако, ставили очень важные условия: принятие Ягайлой католичества и крещения по католическому обряду всех Ягайловых подданных. Ягайло крестился, крестил языческую Литву и Жмудь. За Ягайлой последовали многочисленные князья Гедиминовичи, многие из которых при этом изменили православию. Однако, Ягайло встретил решительный отпор своего двоюродного брата Витовта. Но племянник не мог примириться с соправительством влиятельного Кейстута. Началась борьба, среди которой престарелый Кейстут был лишен жизни Ягайлой. Место Кейстута занимает его сын Витовт. Но между двоюродными братьями завязалась многолетняя борьба, пока, наконец, Витовт не заставил Ягайлу признать себя великим князем литовским (1395 г.) и принес Ягайле, как королю польскому, данную присягу. Таким образом, с формальной стороны Литовско-Русское государство оказалось в вассальной зависимости от Польши. Впрочем, эта вассальная зависимость была вскоре (1401 г.) заменена актом унии между Литвой и Польшей. Иное положение создалось со смертью Витовта, когда Ягайло оказался распорядителем судеб государства. Ягайло был известен, как ярый проводник католицизма. Сын русской княжны, он, однако, не пользовался популярностью в русских областях и был там мало известен. Как решила вопрос Москва? Затянувшийся спор славян решён на первых порах таким образом. После Ферреро-Флорентийской унии в Москве и Владимире сменилось духовное руководство, и 150 лет не выплачивалась дань в пользу запада.

     Некогда могущественная Земля распалась на уделы. В удельных княжениях сидели частью Рюриковичи, частью Гедиминовичи. Рюриковичи с своими княжениями или сами переходили в вассальную зависимость от великого князя, или принуждаемы были к тому великими князьями. Гедиминовичи получали удельные княжения там, где пресекался род Рюриковичей и где, по соображениям политическим, великий князь не считал возможным устранить самостоятельность земли. В положении Рюриковичей и Гедиминовичей замечается немалая разница: в смысле большей зависимости от великого князя, и в смысле большей легкости, с которой великие князья лишали уделов непокорных им Гедиминовичей. В смысле территориальном уделы были разбросаны в различных частях государства. Густой ряд княжений, составлявших почти сплошную территорию, находился на востоке. Здесь были почти исключительно княжения Рюриковичей. Так, в пределах бывшей Смоленской земли важнейшими уделами были: Вяземский, Торопецкий, Бельский. В пределах Чернигово-Северской земли важнейшими уделами были: на землях древних радимичей разделившиеся с 1356 г. на Трубчевский и Новгород-Северский и потерянный Литвою в 1499 г. Стародубовский [уезд] с городом Гомелем, бывшем в составе Литвы по 1432 г., причем, однако, Гомель остался за Литвою. На крайнем юго-востоке были уделы Новосильский, Белевский, Одоевский, Воротынский, Мазецкий, Тарусский (в Калужской губ) и др., отошедшие к Москве большею частью в 15 и начало 16 в. Общий принцип, исторически заведенный в эту сложную конструкцию государства, состоял в признании «старины», т. е. из старинного уклада жизни каждой обособленной части государства, и в признании господства древне-русских правовых норм. Хотя эти политические учреждения, рада и сейм, совпадают с аналогичными польскими учреждениями, но не следует думать, как это иногда делают многие историки, что здесь мы имеем дело с учреждениями, механически заимствованными из польского государственного права, потому что оба эти учреждения выросли органически из основ древнерусского права и даже наименование их не является заимствованием их из польского права. В самом деле, термин «сейм», в смысле съезда, известен древнерусскому праву с 11 в.: сейм — съезд для совещания, вече — сходка. «Рада» — общеславянское слово и в западно-русских актах употребляется взамен слова «дума» с 13 в., т. е. до проникновения польского влияния.

   Сейм - сын - буквально, поэтому и все слова от него. На Сейме - Курск, Рыльск, Фитиж и Суджа чуть южнее на реке своего имени. Топонимика Курска связана с Курской косой у Калининграда равно как имя городу - реке Куръ и Тмутараканскому болвану. Рядом с Трубчевском Севск и Радогощь (быв. Глинских), в повести СЛОВО бог радимичей РАДОМ (был упрятан среди буквиц), полки Косожские - по реке Сож, притока Ипуть (Путь бога) с питающими Туросной и Иорданью. Древнейшая топонимика, этимологически русского языка: ардонь = люди. Кругом селения Людиново и Погар на Судости. Стародуб на реке Бабинец, в 145 км к юго-западу от Брянска, в 130 км от белорусского Гомеля, в 180 км от украинского Чернигова. Герб - дуб, а в 1654 году Гетманщина объединилась с Россией, и Стародуб стал полковым городом, его сотни - пример административного деления. Селения Бабино расположены несколько по трассе Питер-Новгород, на берегу Волхова, в Беларуси и где только нет.

    Имя московского царя неугодно католикам, потому что по их представлению, в скором будущем страна шагнёт в новые горизонты под грифом Тартария, и лишний свидетель, "меняющий профессию" с местом работы Кремль, им не нужен. Лишние вопросы от школьников. Почему российские и советские учёные в рот воды набрали, это удивляет. Умаляет ли роль Москвы само происхождение царя, или ему ещё ищут достойных пращуров по линии Путина для коронации, вот это вполне возможно и поручено Мединскому.

    Ознакомившись с содержанием истории до рождения Ивана Грозного, тем легче будет нами восприниматься начальное повествование. Однако. Страна Белоруссия существовала раньше России, что само собой, но когда читаешь труды политизированные в коей мере, кто не без греха, но названия-то там фигурируют!


    БЕЛАЯ  РУСЬ

    Нелегко определить (Митрофан Викторович Довнар-Запольский начинает этими словами книгу - История Беларуси), когда появилось название Белоруссии и белорусского народа. Во всяком случае, этим именем наш народ называется с очень давнего времени; несомненно и то, что значительно раньше появилось название Белоруссии, чем название Великой и Малой России. Это наименование появляется приблизительно тогда, когда в окончательной форме начинает складываться сама белорусская народность, когда отдельные племена дреговичей, радимичей и кривичей полоцких и смоленских окончательно отрываются от остальной Руси и образуют самостоятельное государство вместе с литовским племенем — государство Литвы и Руси. Этот период приходится на первое время сложения этого государства, т. е. 13 и начало 14 вв. В самом деле, польские и немецкие писатели уже с половины 14 в. называют этим именем нашу страну. Великие князья Литовские называют эти земли Белой Русью, а народ этой страны белорусами. Следовательно, в то время это наименование уже прочно сложилось. С половины 15 в. и в Москве называют уже жителей Смоленска, Полоцка и окрестных местностей Белоруссией и белорусами. Даже итальянцы в половине 15 в. знают также это название. Очевидно впоследствии в подражание термину Белая Русь появились названия Руси Великой и Руси Малой. Центральная и восточная часть Белоруссии упрочила, по-видимому, за собой это название, тогда как юго-восточный угол ее в 15 в. получил название Черной Руси. Это — Новогрудок с прилегающими к нему юго-западными частями Белоруссии, Гродно и др. города. Ученых очень смущает вопрос, почему эпитет «белый» придан был данной части русского народа. До сих пор высказано два предположения: одно из них заключается в том, что это наименование произошло от белого цвета одежды. Но это предположение не имеет никакого основания прежде всего потому, что мы вовсе не знаем о преобладавшем цвете одежды в 14 в.; напротив, вероятнее надо считать преобладающим черный цвет, соответствующий цвету материй курганных раскопок. Кроме того, тогда было бы непонятно столь древнее наименование Черной Руси, ибо два различные эпитета были бы приложены к одному и тому же народу. Гораздо основательнее другое мнение, что эпитет «белый» означает «вольный», «свободный». Действительно, в древнейшем русском языке слово «белый» имело такое значение, тогда как слово «черный» имело значение, указывающее на обложение податью по принуждению. И это совершенно соответствует действительности. Страна, которая в древнейшее время называлась Белоруссией, не была покорена татарами и пользовалась совершенной самостоятельностью в 13 и последующих веках в составе Литовско-Русского государства. Это была действительно свободная часть Руси, не обложенная податями по принуждению и имеющая самостоятельную форму управления. К востоку от нее на огромном пространстве тоже была Русь, получившая позже наименование Великой России, но с половины 13 в. почти до конца 15 в. подчиненная татарам и обложенная ими податями. Около Киева и на Волыни был еще остаток редкого русского населения, разбитого и разогнанного татарами, которым сначала владели татары и который впоследствии стал называться Малой Русью. Юго-западная же часть Белоруссии была тогда действительно Черной Русью, потому что она вошла как составная часть в собственную Литву, принадлежала ей и была обложена податями в пользу великого князя Литовского. Поэтому Витовт совершенно правильно различал в составе новообразовавшегося своего государства Русь, принадлежавшую ему и обложенную им податями, несвободную — Черную Русь, и Русь пользовавшуюся политической свободой, по договору соединившуюся с князьями литовскими, Русь свободную, Белую Русь.
Этот термин дожил и до наших дней, распространившись на остальную часть белорусской народности, лежавшую к юго-западу от Новогрудка, т. е. на Русь Черную. В самом деле, наименование этой последней в последующее время потеряло всякое значение и лишь по традиции дожило до наших дней. Этот народ усвоил себе также наименование белорусов, хотя в последующее время, когда он стал тесно сливаться в государственном смысле с Литвой, то наряду с термином белорус появился и другой термин — литвин. И теперь часто на вопрос о народности наш белорус называет себя «литвин». И в прежнее время особенно польские писатели Литвой и литвинами называли Белоруссию и белорусов, несмотря на то, что они хорошо знали о существовании собственной Литвы, но последнюю называли Жмудью по господствующему в ней племени. Эта тенденция замечается у писателей с конца 16 в. и получает права гражданства в 18 и первой половине 19 в. Наши писатели 40-х гг. 19 в. заметили это несоответствие этнографического термина и одни из них пользовались господствующим термином Белоруссии, другие иногда называли белорусов древним наименованием кривичей. Но во всяком случае наименование Белоруссии и белорусов никогда не забывалось с конца 13 в. и всегда имело реальное значение. Этот термин не искусственно придуманный, но исторически сложившийся и национальный.


     ЭПОХА ДОИСТОРИЧЕСКАЯ

     Долгое время мысль ученых искала тех мест, которые были прародиной и всех индо-европейских народов и в частности славянского племени. Сначала наука выводила все народы из Азии, и в частности находила славянскую прародину в Европе, т. е. те места, на которых славяне впервые поселились здесь на некоторое время, — на Дунае. Но теперь, и притом на весьма прочных научных основаниях, — эта мысль о поисках прародины индо-европейцев в Азии совершенно оставлена. Сравнительное языкознание сделало большие успехи. В настоящее время прародину всех индо-европейских народов указывают в Европе, причем одни ученые ищут ее в пределах южной России, другие — в средней Европе. В этом вопросе для нас важно то обстоятельство, что прародину славян во всяком случае определяют в пределах древнейших славянских поселений. Эта территория определяется на западе бассейном Вислы, на востоке Березиной, на юге — от среднего Днепра, у Киева, линией до северного склона Карпат. Все это пространство характеризуется господством славянской географической номенклатуры, что означает, что никакой народ раньше не жил на этом пространстве. К северу от славянской территории жили литовцы или литобалты. Был период, когда славяне и литовцы составляли один народ и говорили одним языком, чем объясняется близость литовского языка к праславянскому. Но с течением времени оба народа разделились и каждый выработал свой особый язык. Литовцы занимали в глубокой древности более обширную территорию, чем в настоящее время. Они занимали пространство между славянами и Балтийским побережьем, занимали почти все течение Немана, частью бассейн Западной Двины, и поселения их на востоке от Днепра клином врезались между славянскими и финскими поселениями, доходя до восточных пределов нынешней Калужской губ. Свидетелями литовских поселений к востоку от славян остались многочисленные археологические памятники — длинные курганы и курганные древности, роднящие эти местности с типичными древностями Люцинского района. Долгое соседство с финнами отразилось на литовском языке и даже на религиозных верованиях финнов и литовцев. В общем финны оказались подверженными литовскому влиянию, заимствовали от них много слов и даже некоторые идеи в области культуры (литовский Перкун и финский Перкино). В свою очередь и литовцы восприняли некоторые части финской демонологии, напр., мистическое отношение финнов к окружающей природе.
   Трудно сказать, когда и в силу каких причин та часть литовцев, которая разделяла славян от финнов, ушла из восточной части Приднепровья и присоединилась к своим соплеменникам на Балтийском побережье. Любопытно только одно, что небольшое литовское племя, называющееся голядь, осталось на прежнем месте своих поселений и только в 11 в., окруженное со всех сторон русскими славянами, оно окончательно исчезло, будучи обращено русскими князьями в рабство. Это племя известно еще по Тациту под именем галиндов на том самом месте, на котором знает их летопись в 11 в. Во всяком случае, как только сдвинулись литовцы с указанных мест, эти места были немедленно заняты славянами, вследствие чего оба племени теперь пришли в непосредственное соприкосновение. Движение, начавшееся в среде славян, было отражением того движения, которое начато германскими племенами и которое известно под именем Великого переселения народов. Германские племена готов и вандалов продвинулись через славянские поселения с севера на юго-восток. Движение готов и вандалов к берегам Черного моря привело в движение славянские племена, из которых одни были отброшены на восток, другие вслед за готами двинулись на юг. По-видимому, пространство в бассейне Западного Буга на некоторое время оставалось не занятым, чем воспользовались литовские племена и клином врезались в между славянские поселения. Так славянское племя ляхов оказалось отдаленным от своих восточных сородичей литовским племенем ятвягов, поселившимся в пределах Гродненской губернии.

    Таким образом, пояс литовских поселений оказался теперь не с восточной стороны у восточных славян, но с западной.

   
    БЕЛОРУССКМЕ  ПЛЕМЕНА 

    С этим надо что-то делать, подумал я, а то статья получилась неприлично длинная и рекламирующая невесть что, на самом деле весьма знающего и интересного историка Довнар-Запольского. Премного благодарствую. Что такое голядь я знаю, это такое племя, несущее в самоназвании "главного бога", головного, даже в прозвище Темучин оно спрятано и в русском изречении "с миру по нитке - голому рубаха". И мальчик подтвердил, король-то голый! Литва (жмудь) изображается отсталым и некультурным племенем, сидящем на берегу Залива (моря Варяжского), не интересующимся торговлей, не замеченным в путешествиях, и на тебе. Всё вокруг литовское, всё вокруг моё? Чудес не бывает, разве в Рождество.

    Указав разделение славян на племена (от Р.Х на шестой век), Геродот и готский историк Иордан (который лучше византийцев знал расположение славян!), далее сообщает и ещё два наименования племен. "Так как анты тянулись от южного Дуная к Днепру, а под венедами Иордан разумеет преимущественно западных славян, то очевидно, наименование антов прилагается к юго-восточной ветви славян, и просто под именем славян разумеются северные славяне, жившие к северу от Припяти...",
как это возможно, я начинаю путаться. Если они с юга. "Последнее совпадает и с тем, что еще в 9 и 10 вв. эти племена преимущественно называли себя славянами, различая свои поселения по центральным городам и рекам. Это как раз группа тех племен, которых летописец называет дреговичами, радимичами и кривичами. Правда, на востоке в 9 и 10 вв. тот же летописец знает живущими на Оке еще одно обширное славянское племя вятичей, но это племя, легшее вместе с кривичами в основу великорусской народности, пришло, как теперь основательно доказано, с юга, с Придонья, и притом пришло в довольно позднее время. Следовательно, из трех названий обширного славянского племени, название славян могло быть приложено только к припятским славянам, жившим между верхним Днепром и Припятью". В отношении Белоруссии догадку в этом направлении подтверждает тот факт, что часть племени дреговичей в 7 в. живет в Македонии около Солуня. Греки называли их драгувитами. Это указывает на то, что часть этого племени оторвалась от своего ядра и увеличенная общим движением, направилась к Дунаю. Это наиболее древнейшее напоминание о наших предках. Македонские драгувиты были воинственным народом, составляли целую область и имели своего епископа в 9 в. Обособленность их от других племен в смысле названия уже указывает на то, что отсюда она вынесла не только имя, но и некоторые диалектологические особенности в языке, например твердое «р» (как у белорусов).
   
   Язык драгувитов был тем самым языком, которому учились св[ятые] Кирилл и Мефодий и на котором, следовательно, впервые появились книги священного писания. Все сказанное подготовляет нас к тому, что выделение из среды др[евних] славян предков белорусов произошло в очень давнее время.

   Иное дело — родство радимичей с ляхами. Для ученых историков это сообщение летописца представлялось догадкой, ибо казалось очень странным появление польского племени оторванным так далеко на востоке. Однако, благодаря новейшим изысканиям в области филологии и в области славянских передвижений, уже не существует сомнений в том, что сообщение начального летописца соответствует действительности: племя радимичей является частью обширного ляшского племени. Те же данные филологии дают основание вообще говорить о том, что северное Приднепровье было занято частью ляшского племени. Филологи с большой достоверностью признают и дреговичей по языковым особенностям ветвью ляшского племени (академик Шахматов). У радимичей и дреговичей был один язык — предок белорусского языка. Дреговичи получили свое название от древнего слова дрягва, что означает болото, трясина... Наибольшие трудности вызывает вопрос о кривичах.

    Поэтому напрашивается уже указанное филологами сопоставление литовского кривичи с литовским же словом Krievi, что означает топь, трясина, болото. Если мы остановимся на этом объяснении, то тогда отпадает целый ряд сомнений и для нас будет ясно, что северо-восточная часть Белоруссии была занята также дреговичами, название которых литовцы просто перевели на свой язык и применили вообще к славянам, с которыми они столкнулись. Тогда не придется искать причин совпадения языковых особенностей у кривичей и дреговичей, не придется переселять кривичей с места на место, на что не уполномачивает ни один источник и придется принять естественный вывод о том, что дреговичи, будучи частью ляшского племени, имели тяготение к колонизации на север и восток, где столкнулись с финнами и вятичами и потеряли здесь, под влиянием скрещиваний, некоторые особенности своего наречия.

    Итак (подводит черту под древностью профессор), все эти данные и соображения приводят нас к тому выводу, что белорусское племя, хотя в глубокой древности делилось на три ветви или даже на две, искони жило в указанной местности и по происхождению своему отличалось от других русских племен, ибо было частью ляшского племени, было отрезано от последнего с запада литовскими племенами и в последующей исторической жизни в сильной мере восприняло черты окружавших их русских племен. Это сближение предков-белорусов с восточно-русскими племенами могло произойти потому, что от ляхов они отделились в очень раннее время, когда языковые особенности еще не резко разделяли славянские племена на ветвь западную и ветвь восточную, когда еще в общем господствовали основы славянского праязыка, однако, уже с некоторыми подразделениями. Этим именно объясняются те немногие, но чрезвычайно характерные и важные черты в языке белорусов, которые он имеет общими с польским языком. Это не только черты говора, но черты, покоящиеся на физиологических основаниях. Мы имеем в виду такие особенности, как белорусское дзеканье и цеканье; сюда же надо отнести и отвердение мягкого «р». Белорусу и теперь физиологически трудно подавить в себе эти особенности родного языка, несмотря на образование на русском языке и на жизнь среди русских. Окончательно эти особенности среди языковых явлений теряются только под влиянием скрещиваний и изолированной жизни целых поколений.


    О РУССКОМ  ЯЗЫКЕ от СОЗДАТЕЛЯ

    Похоже на то, что Митрофан Викторович окончательно запутался, двигая племена и тасуя колоду. Если этого не делать, а представить белорусов "чистой расой", как предложил выше по тексту, с пониманием местоположения настоящей Тмутаракани, то напрашивается вот что. Белорусы княжили в ней, пока религия не разорвала исторические связи и не испортила древний русский язык. Ведь совершенно прав профессор, что "В историческом прошлом Белоруссии нет никаких элементов скрещивания, потому что никакие народы в массе не поселялись в этой стороне. В этом смысле белорусы в сильной мере отличаются от украинцев и великороссов. Хотя северная Украина является также местом исконного поселения славян, однако, она была страной нередкого отлива и прилива чужеродного народа, что в сильной мере способствовало изменению славянского типа украинцев. В нем очень много примесей тюркской крови, остатков печенегов, черных клобуков, торков, половцев и, наконец, татар..." Ну, куда нам без половцев? Если Полоцк соседняя империя. С Припяти славяне разошлись в три стороны (юг, восток, запад), не замечено только ветви северной. Таки она местная. Следом на круги своя явилась русь варяжская, спасибо немцам историкам что нас запутали.

    "Подобного рода планомерного заимствования в белорусском языке нет, от древнейшего периода встречаются отдельные слова. Следовательно, не к нему шли заимствования культурных благ, а напротив, соседние менее культурные народы заимствовали эти блага от дреговичей и кривичей". Именно так - Русский Язык от Создателя. Всех с Рождеством!

    С Рождеством и вас, сябры! Сябры - друзья, товарищи, пользующиеся землёй на долевой основе. Так объясняют знающие. Сябры - от совместного ведения хозяйства на одной земле, поэтому они с сербами - братья во Христе!

    07 января 2025 года, Санкт-Петербург

Поэтессе в ухо Кулаком!
http://proza.ru/2025/01/05/1714

Преголь река или какой горе молиться?
http://proza.ru/2024/11/29/1186

Сказка о Золотой Рыбке и стариках...
http://proza.ru/2025/01/02/1085


Рецензии