Сценарий Монастырские тайны

«МОНАСТЫРСКИЕ ТАЙНЫ»
Татьяна Первушина
Оригинальный сценарий 7-й истории
24-серийного проекта по произведениям Татьяны Первушиной
«12 УДАЧ ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА БЫСТРОВОЙ»
предположительно: 1 сезон – 18 серий (сюжетов 9, каждый сюжет - 2 серии примерно по 45 мин). 2-й сезон – 6 серий примерно по 45 мин (3 сюжета)

















+7(965)184-44-49
pvtanja@mail.ru
СЕТТИНГ: Действие происходит в Москве и Подмосковье в первом десятилетии 2000-х гг. Есть 2 ретроспективы – 1925год и 1976 год.
ГЛАВНЫЕ СКВОЗНЫЕ ГЕРОИ СЕРИАЛА:
(полные характеристики главных героев сериала даны в отдельном файле)
Яна Быстрова (35)
Маргоша, Маргарита Пучкова, закадычная подруга Яны (33)
Дмитрий Быстров, муж Яны (42)
Олег Соловьев, следователь прокуратуры (42), армейский друг Дмитрия (Батон – армейское прозвище)
ГЕРОИ 7-Й ИСТОРИИ:
Патриарх Тихон (Василий Белавин) (60) – 1925г.
Чекисты (ГПУшники) (40 и 30) – 1925г.
Настя Михайлова в детстве (12) – 1976г.
Анастасия Михайлова (35)
Антон Дягилев (40), муж Анастасии – долговязый, худой.
Монах, инок Владимир (30)- 1976г. - черноволосый
Иеромонах Ферапонт (35)- 1976г. - рыжий
Епископ Владимир (70)- 1976 г.
Епископ Меркурий (65)- 1976 г.
Епископ Амфилохий (70)- 1976 г.
Протоиерей Первушин (75)- 1976 г.
Епископ Кирилл (60) – 1976 г.
Епископ Серафим (60)- 1976 г.
Федор Могиленко, Лазарь (30), монах-«оборотень» - 1976 г.
Парень в гимнастерке (30) – 1976 г. – коренастый
Монахиня (Варвара) (60)
Монахиня Михайла (50)
Николая («монахиня) (40), в миру Ирина, зэчка, худая, жилистая
Михаил, напарник Николаи (50) – бывший зэк
Послушница (12)
Акимыч – старик-сторож в монастыре (70)
Подмосковный следователь Отрыжин (40) – наглый, самодовольный
Сергей Репнин, Ёжик (30), помощник Олега Соловьева
Тетка Анастасии (60)
Деревенский мужичок (50)
Спецназовец (30)
Командир спецназа (40)
Архиерей Самсон (75)
МАССОВКА:
Монахини в монастыре
Девочки-послушницы (12-15)
Подмосковные оперативники
Спецназовцы
АВТОМОБИЛИ:
Автомобиль Яны
Автомобиль Олега Соловьева
«Жигули» Сергея Репнина
«Газель» подмосковных оперативников
Вертолет спецназовцев
Микроавтобус кгбэшников (1976год)
ИНТЕРЬЕР:
Квартира Яны (коридор, кухня, гостиная, спальня)
Кабинет Олега Соловьева
Деревенский дом Яны (беседка, комната в избе)
Деревенский дом тетки Насти Михайловой (комната)
Монастырь (келья монахини, библиотека Анастасии)
Больничная палата (1925г.)
НАТУРА (ЛЕТО):
Около монастыря (двор, дорожки)
Лес, балка
Деревня (дом Яны, дом тетки Анастасии)
Шоссе
Земляная пещера и катакомбы (подземный ход)

1. ТИЗЕР. ИНТ. МОСКВА - БОЛЬНИЦА – ПАЛАТА – КОРИДОР - ВЕЧЕР
Весна 1925 года
В окна Бакунинской больницы хлещет косой дождь. Просторная светлая палата. Иконы в свете теплившейся лампады бросают таинственные блики на стены; удобное кожаное кресло; небольшой письменный стол, маленькая тумбочка с медикаментами. На постели лежит умирающий: ПАТРИАРХ ТИХОН (60) (Василий Белавин, последний патриарх Всея Руси), иногда стонет. Рядом с кроватью Тихоном на стуле сидит ЧЕКИСТ (40) в белом халате, накинутом на штатскую одежду.
ТИХОН
Так и не подвязали мне челюсть. Как я ни просил вас об этом.

ЧЕКИСТ
Святейший, скажите, не держите груз на душе, кому вы все-таки отдали жезл?

Тихон ничего не отвечает, тяжело вздыхает.

ТИХОН
Скоро наступит ночь, темная и длинная…

Тихон дважды осеняет себя крестным знамением. На третьем крестном знамении рука его падает на грудь. Тихон умирает.
Чекист щупает пульс у Тихона. Выбегает из палаты.

ПЕРЕХОД В БОЛЬНИЧНЫЙ КОРИДОР
У палаты сидит второй ЧЕКИСТ (30). Вскакивает навстречу первому чекисту.
ВТОРОЙ ЧЕКИСТ
Ну, что, сказал, где сокровища?

ПЕРВЫЙ ЧЕКИСТ
Нет.

ВТОРОЙ ЧЕКИСТ
Хреново. Что будем докладывать товарищу Тучкову?
ПЕРВЫЙ ЧЕКИСТ
Скажем, что эти попы, что приходили к Тихону, ухитрились унести жезл и тайну сокровищ. Надо бы их снова допросить.

ВТОРОЙ ЧЕКИСТ
Когда они у него в палате были, я подслушал из-за двери слова: «Передаю тебе тайный жезл и вверяю судьбу церкви…»
ПЕРВЫЙ ЧЕКИСТ
Но мы же их обыскивали. И ничего…

ВТОРОЙ ЧЕКИСТ
Может, через окно кому-то передали? Эх, не надо было им давать закрываться в палате. Надо было сразу дверь вышибать. Ээх, упустили мы сокровища…

2. ФЛЕШБЭК. НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ - ЛЕС – ДЕНЬ
1976 год
Инок ВЛАДИМИР (30) и иеромонах ФЕРАПОНТ (35) сидят в выдолбленной в огромной балке земляной пещере, пьют чай с баранками. Оба одеты в черные монашеские рясы. На головах камилавки. На груди у каждого висит наперсный крест на серебряной цепочке. Пол пещеры густо выстлан лапником, а у входа, сбоку, в вырытой неглубокой ямке, тлеют угольки костерка. В стены вбито несколько деревянных колышков, видимо, заменявших хозяину вешалку и полки. На них висят деревянные четки, льняное полотенце, какие-то сухие венички и холщевые мешочки.





ВЛАДИМИР
Слыхал про инока Димитрия, нашего связника? Говорят, под поезд его сбросили. Недалеко от Уфы. Возвращался от епископа Феодосия. Хорошо хоть письма успел тому отдать. Жалко его, совсем молодой был. Царствие ему Небесное…

ФЕРАПОНТ
(истово крестится)
Да, наши сказывали, что кто-то выследил его. Официальная версия властей – был пьян, вот и свалился под поезд. Вот ироды. Ничего святого у них нет!

ВЛАДИМИР
Да, чуть не забыл. Евстафий всем просил передать, что на Соборик приедет Лазарь Могиленко. Так старец опасается провокаций. Евстафий знает Могиленко еще по лагерю и очень плохого мнения о нем.

ФЕРАПОНТ
Слышал, слышал. Будто он чуть ли не гомосексуалист и псих.

ВЛАДИМИР
Ну, насчет этого я не ведаю, а вот что провокатор и плут, то это скорее всего.

ФЕРАПОНТ
А странно все-таки. Многие архиереи знают, что Лазарь мошенник и доносчик. А все равно согласились, чтобы тот присутствовал на Соборике.
ВЛАДИМИР
Да, может, просто не верят. Ведь его протекционирует сам епископ Андрей. Там, за границей-то, они думают, что у нас любой священник гоним. Но Могиленко, думаю, действительно самозванец и тайный осведомитель… Почему они не отказали ему?
ФЕРАПОНТ
Да погоди ты волноваться. Может, еще, и не приедет.

ВЛАДИМИР
Как же, не приедет! Он уж такую возможность не упустит. Епископ Иосий занеможил, так этот «оборотень» Могиленко и поедет вместо него! Подольстился к старику. И ничего не сделаешь тут…

ФЕРАПОНТ
А остальные-то знают? Что Могиленко на Соборик примазался?

ВЛАДИМИР
Да вроде бы я всех оповестил. Но архиереи считают, что не опасен он здесь-то, в лесу. Ну, мало ли, зачем несколько человек встретились? Не приведет же он «хвост» за собой?

ФЕРАПОНТ
Кто знает, кто знает…


ВЛАДИМИР
Ну, уж ты совсем меня в отчаяние приводишь, брат Ферапонт. Не допустит Господь, чтобы «проклятый Лазарь» вред какой причинил пастырям.

ФЕРАПОНТ
(крестится)
Ладно, Господу виднее. Давай-ка лучше отдохни часок, а то нам в подземелье скоро спускаться нужно. Мы ведь должны с тобой все проверить – нет ли где завалов, работают ли воздушные колодцы. В общем, работы будет много. Ты давай поспи пока, а я тем временем запас воды сделаю, снаряжение проверю, да помолюсь за нас.

КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА

3. НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ - ДЕРЕВНЯ – БЕСЕДКА У ДОМА ЯНЫ - ВЕЧЕР
НАШЕ ВРЕМЯ
ЯНА (35) и МАРГОША (33) сидят в беседке рядом с деревенским домом родителей Яны. Яна хлопает себя по коленке, убивает комара, чешет коленку.
ЯНА
Ну что за сволочь, а? Ведь пять раз отгоняла его, нет, все-таки улучил момент и цапнул.

Маргоша вздыхает. Отгоняет комаров.

ЯНА
Что-то Димка не едет, уже половина десятого, а его все нет.
МАРГОША
Да в «пробке», небось, мается, бедолага. Ты представь, сколько народу мечтает вырваться из раскаленного города и уткнуться носом в экологически чистую траву, да еще с росой!

ЯНА
Думаешь, не звонить?

МАРГОША
Да чего звонить-то? Только мешать человеку рулить. Да вон он, кстати, и едет! Смотри!

Маргоша показывает рукой в сторону дороги, петлявшей меж полей и перелесков.
ЯНА
Ну, слава богу, а то я уж было волноваться стала.

4. НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ - ДЕРЕВНЯ – ВО ДВОРЕ ДОМА ЯНЫ – ВЕЧЕР
Автомобиль Дмитрия подъезжает к воротам. Из автомобиля выходят ДМИТРИЙ (39) и АНТОН (40).

ЯНА
Ой, а кто это с ним? Какой-то нелепый, долговязый, в нашей деревне таких нет. Неужели наш доброхот в гости додумался кого притащить в такую жару?





МАРГОША
(вздыхает)
Могу констатировать лишь, что приехавший с твоим мужем, увы, явно не следователь Соловьев.

ЯНА
Но кормить-то его, видимо, все равно придется. Так что хватит сидеть, пошли встречать гостя.

Маргоша с кряхтением встает со стула и выходит встречать гостей.
Дмитрий приветливо улыбается.

ДМИТРИЙ
Знакомьтесь, голубушки! Это Антон Дягилев. Мой сослуживец. Между прочим, у него для вас работенка имеется. Но сперва мы спокойно поужинаем, а уж потом о делах поговорите.

Антон смущенно улыбается и роняет пакет с продуктами. Ярко-красные помидоры рассыпаются по траве.

ДМИТРИЙ
Ну я же говорил, все дела после ужина.

Яна и Маргоша кидаются помогать Антону собирать помидоры в траве.
ЯНА
Да ладно, ладно, не ворчи, мы подождем, что мы комары что ли?

Дмитрий вздыхает и несет тяжелые сумки с провизией в дом.

5. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВЕНЯ – ДОМ ЯНЫ – КОМНАТА – ВЕЧЕР
Яна, Маргоша, Дмитрий и Антон сидят в комнате. за столом, ужинают.
ЯНА
Антон, скажите, а вы женаты?

Антон смущается, роняет вилку на пол. Давится куском пищи, закашливается.
ЯНА
Не смущайтесь, пожалуйста, сейчас гражданские браки в моде.

Дмитрий толкает локтем Яну, сурово смотрит на нее. Яна молчит.

АНТОН
(с грустной улыбкой)
Дим, ты все же не прав. Давай-ка я сначала расскажу все, а уж потом продолжу ужинать, а то опять подавлюсь.

Антон выразительно смотрит на Яну.

АНТОН
Яночка, вы не угадали. У меня не гражданский брак. Просто моя жена со мной развелась и ушла в монастырь.

ЯНА и МАРГОША
(хором)
В монастырь?! А что произошло? Зачем она это сделала? Она что с ума сошла?




АНТОН
(поднимая кверху ладонь)
Давайте, милые дамы, я уж все по порядку. Все события произошли со мной и моей женой Настей несколько лет назад. Дело в том, что именно тогда Насте стал сниться один и тот же тревожный сон.

6. ФЛЕШБЭК (СОН АНАСТАСИИ). НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ЛЕС - ДЕНЬ
АНАСТАСИЯ (27) стоит в незнакомом лесу возле высокой ели. Поют птицы, солнце играет на ветках деревьев.
СУБЪЕКТИВ АНАСТАСИИ
Из чащи к Анастасии приближается неясный силуэт мужчины в черной длиннополой монашеской рясе, на голове клобук, но самого лица не видно – лишь смутные, неясные очертания.
Анастасия всматривается в огромный золотой крест у него на груди.
МОНАХ
(глухо)
Ты должна помочь! Отвези в монастырь святыню. Ты должна помочь!

Настя вскрикивает и просыпается.
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 5. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВНЯ – ДОМ ЯНЫ – КОМНАТА – ВЕЧЕР
АНТОН
Настя очень пугалась этого регулярно повторяющегося сна. Кто-то советовал сходить к батюшке, кто-то к экстрасенсу. Мы испробовали всё. Но сон повторялся.

ЯНА
Прямо мистика какая-то…
АНТОН
Наконец я психанул, отвез Настю в деревню к ее тетке. Подумал, что свежий воздух, природа помогут ей избавиться от этой напасти. И сам взял отпуск и поехал вместе с ней.

МАРГОША
Правильно!
АНТОН
Однажды Настя вспомнила историю из своего детства. Рассказала мне.

7. ФЛЕШБЭК (ВОСПОМИНАНИЯ АНАСТАСИИ). НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВНЯ – ДЕНЬ
1976 ГОД
Рядом с деревней, в поле, на стогу сена лежит НАСТЯ (12), покусывая соломинку, смотрит по сторонам.
СУБЪЕКТИВ НАСТИ
По краю одного из соседних полей движется какая-то черная точка. Точка продолжает расти и постепенно превращается в человека. Высокий человек с бородкой в монашеском одеянии, на плече холщовый мешок, в руке посох. Размашистым шагом, оглядываясь, переходит поле и скрывается в лесу.

НАСТЯ
(сама себе)
Значит, монах шел не из деревенской церкви. Она же не действует, стоит всеми заброшенная. А может, он шел из подземного хода?!

Настя сползает со стога. Сердито топает ножкой и медленно бредет в деревню.
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 5. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВНЯ – ДОМ ЯНЫ – КОМНАТА – ВЕЧЕР
АНТОН
Когда Настя это вспомнила, то поделилась со мной своими тревогами.

8. ФЛЕШБЭК (ВОСПОМИНАНИЯ АНТОНА). ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВНЯ – ИЗБА ТЕТКИ АНАСТАСИИ – КОМНАТА – НОЧЬ
НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД
Антон и Анастасия лежат в постели. Анастасия вскрикивает и просыпается.
АНАСТАСИЯ
Тоша, я, кажется, знаю, кто мне снится…

АНТОН
Кто?!
АНАСТАСИЯ
Помнишь, я рассказывала тебе, что в детстве я почти каждое лето проводила в этой деревне? Так вот я однажды видела, как днем какой-то монах прошел через все эти поля, луга, перелески и скрылся в дальней чаще…

АНТОН
Ну, ну, говори, говори, не молчи!

АНАСТАСИЯ
А потому, что сказать мне больше и нечего. Я ведь так и не узнала, куда шел тот монах и зачем…




АНТОН
Нужно поговорить с каким-нибудь специалистом в области психологии, может быть, твой «синдромчик» как-нибудь и называется. Что-нибудь вроде «неудовлетворенного детского желания». Или еще как…

АНАСТАСИЯ
Да ну тебя с твоими «детскими желаниями», вечно ты все в шутку стараешься обратить.

АНТОН
Милая, если не шутить, то с твоими снами и действительно спятить можно.

АНАСТАСИЯ
(целует Антона)
Антош, не обижайся на меня. Давай сейчас спать, а завтра «на свежую голову» и поговорим обо всем этом.

КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 5. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВНЯ – ДОМ ЯНЫ – КОМНАТА – ВЕЧЕР
Яна, Маргоша и Дмитрий внимательно слушают рассказ Антона. Маргоша даже перестает кушать.

АНТОН
С той ночи Настю словно подменили. К ней вернулось радостное настроение, она смеялась, напевала какие-то песенки.

Антон какое-то время молчит, потом, словно решаясь на что-то, выпивает рюмку коньяку.
АНТОН
Однажды утром мы с Настеной решили сходить за грибами в лес. Эх, лучше бы не ходили…

9. ФЛЕШБЭК (ВОСПОМИНАНИЯ АНТОНА). НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ - ЛЕС – УТРО
Анастасия и Антон с корзинками бредут по лесу. Ищут грибы.

АНТОН
Смотри, далеко от меня не отходи, знаю я тебя, как начнут грибы попадаться, так забудешь про все на свете.

АНАСТАСИЯ
Да вот же они, грибочки!

Анастасия начинает собирать грибы, аккуратно складывая их в корзинку.
АНТОН
(восхищенно)
Ну, глазастая!

Анастасия набирает почти полную корзинку грибов.

АНАСТАСИЯ
Антош, давай немного отдохнем, посидим, вон хотя бы на той поваленной сосне. Я что-то устала очень.

АНТОН
Ну хорошо, пойдем посидим. Давай корзинку, понесу, а то тебе и так тяжело.
Анастасия и Антон садятся на широкий ствол поваленного дерева. Антон ставит корзинки с грибами в тень, закуривает, вытряхивает кусочки хвои из сапог и широко зевает.

АНТОН
Эх. Сейчас бы попить чего-нибудь…

Анастасия протягивает ему маленькую пластмассовую бутылочку с водой.
АНАСТАСИЯ
На, держи, родниковая, налила еще с вечера.
АНТОН
Какое счастье!

Антон большими глотками пьет воду.

АНТОН
Ой, а ты? Я почти что все выдул.

АНАСТАСИЯ
Да мне и глоточка хватит. Я и пить-то не хочу. Здесь так красиво, смотри, словно в старой-старой сказке какой – дубы-колдуны, сосны-великаны. Ой, смотри-ка, какое интересное дерево!

Анастасия показывает рукой на огромную сосну.

АНАСТАСИЯ
А корни-то, корни у нее смотри какие смешные! Все повылезали из земли. Пойду поближе рассмотрю это чудо-юдо.

Анастасия встает, подходит ближе к дереву, спотыкается и падает.
АНАСТАСИЯ
Ой! Мамочки! Все-таки упала!

Антон вскакивает. Побегает к лежащей на земле Анастасии.

АНТОН
Не ушиблась? Давай, помогу тебе подняться.
АНАСТАСИЯ
Да нет, сама встану. Все нормально. Ой, тут что-то лежит.

АНТОН
Осторожно! Ничего не трогай! Может, змея какая!
АНАСТАСИЯ
Никакая не змея, а что-то металлическое. Ну вот же,
(скребет пальцем по корню сосны)
Ух ты! Что это могло бы быть?

На ладони Анастасии лежит серебристая овальной формы капсулка.

АНТОН
Ну, на пулю не похоже, наверное, от машины какой-нибудь кусок.

АНАСТАСИЯ
Скажешь тоже! Ну какие здесь машины? Здесь и человек-то еле пройти сможет.
(разглядывает капсулку)
Что бы это такое могло быть? Никакой резьбы, чтобы открыть. Похоже на большой поплавок, только металлический. Странная штучка.
Антон с улыбкой смотрит на Анастасию.

АНТОН
Ты вставать-то собираешься? Или так и останешься здесь? Я уже кушать хочу. Пошли-ка домой. Брось ты эту штуковину от греха подальше.

Анастасия кладет капсулку в карман и поднимается с земли.
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 5. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВНЯ – ДОМ ЯНЫ - КОМНАТА – ВЕЧЕР
АНТОН
После этого случая у Насти начался жар. Врачи ничего не могли диагностировать. Предлагали госпитализацию. Но я отказался. Настя очень просила.

ЯНА
А что же дальше было?

АНТОН
А дальше стало еще хуже. По ночам Настя стала бредить, стонать. Кричала «стойте!», «и я с вами!», «не бросайте меня», «все равно не отдам…»

МАРГОША
Какой ужас.





АНТОН
Потом Настя уснула. Проспала почти двое суток. Я все время сидел у ее постели, щупал пульс, плакал. Наконец она проснулась и попросила попить.

10. ФЛЕШБЭК (ВОСПОМИНАНИЯ АНТОНА). ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВНЯ - ИЗБА ТЕТКИ АНАСТАСИИ - УТРО
Анастасия сидит на постели. Рядом сидит Антон. Анастасия берет Антона за руку.
АНАСТАСИЯ
Спасибо, Тоша, что не отдал меня врачам на растерзание.

АНТОН
С ума сошла, благодаришь за такое. Да я места не находил себе, пока ты тут в беспамятстве валялась… Я же люблю тебя, Настюша, ты же знаешь…

АНАСТАСИЯ
И я люблю тебя, Антоша, только не можем мы более жить вместе…

АНТОН
Чего удумала? Ты что несешь такое?!

АНАСТАСИЯ
Развестись нам с тобой нужно, Антон, иначе меня не примут в монастырь.

Антон аж подскакивает на кровати.

АНТОН
Куда?! В какой такой монастырь?
АНАСТАСИЯ
Мне Господь жизнь даровал для того, чтобы я через монастырскую жизнь смогла людям помогать, вносить в их души благоденствие и радость.

АНТОН
(обиженным тоном)
Ты бы с самой себя бы начала. Значит, разлюбила меня ты, Настя.

АНАСТАСИЯ
(улыбается)
Ты ничего не понял, Антон. Никаких мужчин, кроме тебя, у меня никогда не будет. Ты мой единственный мужчина. Но у меня другая задача в жизни. Я должна не о себе заботиться, а о душах людских.

АНТОН
Ладно, поспи, авось дурь твоя из тебя вместе со сном выйдет.

КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 5. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВНЯ – ДОМ ЯНЫ – КОМНАТА – ВЕЧЕР
Антон обхватывает голову руками, смотрит вниз.

АНТОН
Настя была тверда в своем решении уйти в монастырь. Целый месяц я сражался с ней. Но она сказала, что теперь она сестра.


ДМИТРИЙ
И ты что – отпустил ее в монастырь?!

АНТОН
А что я мог поделать? Я ведь люблю ее. Я с горя стал пить. Меня уволили с работы.

ЯНА
А Настя-то ушла в монастырь?

АНТОН
Ушла. На прощание сказал мне, что всегда будет молиться за меня. Сказала, что едет в монастырь насельницей, а через год ее сделают послушницей. Обещала писать мне регулярно. И писала…

МАРГОША
Но, судя по всему, ты теперь не пьешь? Как это произошло?

АНТОН
Когда пришло первое письмо от Насти, меня словно обухом по голове ударило. Я бросил пить, устроился на работу. Дима помог.
(благодарно смотрит на Дмитрия)
Теперь Настя работает в монастырской библиотеке. Регулярно пишет.

МАРГОША
А в каком монастыре Настя?



АНТОН
В Анастасьинском.
(вздыхает)
Но дело-то не в этом. Недавно она прислала мне письмо, которое испугало меня. Я посоветовался с Димой. А он, в свою очередь, посоветовал обратиться за помощью к вам.

ЯНА
А от нас-то вы какой помощи ждете? Надеюсь, вы не собираетесь попросить нас выкрасть Настю из монастыря?

МАРГОША
Вы же понимаете, что это довольно дикая и глупая затея?

Антон машет руками.
АНТОН
Да что вы, что вы! И в мыслях подобной ерунды не держу. Как можно! Ах, я и забыл ведь совсем,
(выскакивает из-за стола, убегает в коридор, возвращается с конвертом в руке)
Это последнее письмо от Насти. Сейчас прочитаю.

МАРГОША
Вы будете нам читать письмо жены? А будет ли это этично?

Антон читает вслух отрывки письма Насти.


АНТОН
(читает)
«… привезли много книг всяких. Вот и засиделась я допоздна… Была ночь. Я стала пробираться меж цветников и часовни к себе в келью. Иду себе, под ноги гляжу, чтобы не споткнуться о каменные неровные плиты. И вдруг слышу совсем близко голоса чьи-то…»

11. ФЛЕШБЭК (ВОСПОМИНАНИЯ АНАСТАСИИ). НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ – МОНАСТЫРСКИЙ ДВОР – НОЧЬ
Анастасия стоит за большим раскидистым дубом. Очень темно. Невдалеке стоят мужчина (МИХАИЛ, 50) и женщина (НИКОЛАЯ, 40) в монашеской одежде.
НИКОЛАЯ
Нет, не смогу я… Вот так сразу-то… Нужно выждать еще немного… Вдруг увидит кто…

МИХАИЛ
Тогда пеняй на себя, дура. Смотри, я твои делишки-то вмиг на свет Божий вытяну, монашка-замонашка – тебя из монастыря и попрут в тот же час… Ишь, пристроилась, курва…

НИКОЛАЯ
Не делай этого, прошу тебя! Ведь идти-то мне из монастыря некуда. Я получила письма с инструкциями, но пока все не решалась… Не губи ты меня…




МИХАИЛ
Тогда сделаешь то, что говорю, и уговор наш останется в силе. Уеду из этих мест, словно меня и не было здесь. И тебя оставлю в покое. «Молись» тогда, сколько влезет.
НИКОЛАЯ
Ну ладно, сделаю, только погоди еще денек. Я сделаю все, как ты просишь.

МИХАИЛ
Смотри же, не вздумай меня кинуть!

Михаил удаляется к воротам монастыря. Николая стоит, потом идет в сторону келий. Анастасия выходит из-за дерева и бежит в сторону келий.
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 5. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ – ДЕРЕВНЯ – ДОМ ЯНЫ – КОМНАТА – ВЕЧЕР
АНТОН
А вчера я получил письмо от Насти, в котором она сообщила, что их настоятельницу кто-то убил. Вот отрывок из ее последнего письма.










АНТОН
(читает вслух)
«Вчера вечером в своей келье нашли убитой матушку-настоятельницу. Кто-то ударил ее чем-то тяжелым по голове… А нашла ее сестра Михайла, наш эконом. В комнате настоятельницы все буквально было перевернуто вверх дном, будто искали что… Но ценные иконы в дорогих окладах не тронуты, да и золотой массивный крест с жемчугом и финифтью так и остался на теле настоятельницы. Сама же матушка Марфа лежала в луже крови на полу, а на лице ее отразились и удивление, и испуг одновременно. Милиция, конечно, убийцу не нашла. Тело настоятельницы забрали на экспертизу.»

МАРГОША
М-да… Вот это история…


АНТОН
А Настя пишет, что ей очень страшно. Поможете?

Антон с надеждой смотрит на Яну и Маргошу. Потом с силой стукает кулаком по столу. Тарелки и вилки жалобно звякают. Одна кружка с квасом опрокидывается, разлив коричневато-бурую жидкость по белой скатерти.





АНТОН
Блин горелый! Да я готов хоть сейчас ворваться в монастырь этот и увезти насильно Настю домой. Я чувствую,
(с силой ударяет себя кулаком в грудь)
я знаю, что Настена там глубоко несчастна, она запугана, просит у меня помощи, защиты. А я тут лясы точу… Э-эх!

Яна вытирает лужицу на скатерти салфеткой. С жалостью смотрит на Антона, который пытается вытереть лужицу рукавом.

ЯНА
Не нужно извиняться, Антон. Мы все понимаем. Надо обязательно помочь Насте. Это ясно, как Божий день.

АНТОН
Да, да! Она просто стесняется попросить о помощи. Что же мне делать, Господи?!

Антон начинает метаться по комнате.

АНТОН
Может, и правда, поехать туда, да и выкрасть Настю?

МАРГОША
Не сходи с ума. Тебя там тут сцапают или милиционеры, или те, кто убил настоятельницу. Да и Настю свою опозоришь. Только испортишь все дело.



ДМИТРИЙ
(подмигивает Яне)
Ага. Значит, вы уже в деле?

ЯНА
А то! Поедем мы с Марго.

ДМИТРИЙ
Я не ослышался, любимая? Ты, стало быть, тоже решила податься в монахини?!

ЯНА
Так это ж не всерьез и для пользы дела. Не надо заранее всего бояться. Мы с Марго поедем туда как паломницы. Мол, имеем расположение отдалиться от дел мирских и ищем, так сказать, монастырь по душе. Это «рабочая легенда». На самом же деле мы разыщем Анастасию, все объясним ей и попытаемся помочь, а заодно и разберемся во всем.

ДМИТРИЙ
(закуривает)
Не забывай, голубушка, что там совершено убийство, и ваше посещение может быть сопряжено с большой опасностью.


ЯНА
Ну а вы-то у нас на что? Вы ведь с Антоном поселитесь в ближайшей к монастырю деревне и будете носить нам "передачки".

АНТОН
Я согласен. Едем прямо с утра.

МАРГОША
Так, господа хорошие, а меня почему-то никто не удосужился спросить, хочу ли я участвовать в вашем шоу или нет?

ЯНА
Да ты просто прирожденная сестра Аглая! Брось, Марго, кого ты хочешь обмануть? Ты же обожаешь приключения!

МАРГОША
Только в кино и в книжках.

ЯНА
Тем более у тебя появилась такая шикарная возможность - не просто посетить монастырь, а немного пожить там в качестве насельницы.

Яна начинает смеяться. Глядя на Яну, Дмитрий и Антон тоже смеются.
МАРГОША
Да кто нас туда просто так пустит-то.



ЯНА
Предоставь все дело мне, я знатный «пиарщик»-импровизатор. Все будет «супер-пупер».

12. ФЛЕШБЭК. НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ – КАТАКОМБЫ НЕДАЛЕКО ОТ ДЕРЕВНИ – НОЧЬ
1976 ГОД
Владимир и Ферапонт помогают спуститься через воздушный колодец нескольким пожилым мужчинам и одному мужчине средних лет. Держат в руках по две свечи и ведут их вдоль подземного хода к небольшой пещере под землей.

ЕПИСКОП ВЛАДИМИР (70), ЕПИСКОП МЕРКУРИЙ (65), ЕПИСКОП АМФИЛОХИЙ (70), ПРОТОИЕРЕЙ ПЕРВУШИН (75), ЕПИСКОП КИРИЛЛ (60), ЕПИСКОП СЕРАФИМ (60), ЛАЗАРЬ МОГИЛЕНКО (30) при входе в пещеру целуют Святой Крест и Евангелие, которые на белом рушнике держит Владимир. Каждому из них Владимир выдает заготовленные листки канона. Все садятся в полукруг на лапник.

ЕПИСКОП ВЛАДИМИР
(печально вздыхает)
Андреевские общины скоро окажутся на акефальном положении. Это печально.

ЕПИСКОП КИРИЛЛ
Климентовцы готовы слиться с Андреевской ветвью. А нас, поверьте, немало, более тридцати тысяч. Мы и на Алтае, и в Забайкалье, и в Поволжье, и в Приамурье, много нас, много. И скиты наши надежно укрыты от лишних глаз.

ЕПИСКОП АМФИЛОХИЙ
Предлагаю проголосовать за отказ в перерукоположении пяти клириков умершего епископа Антония, который за всю жизнь так и не признал Советской Московской Патриархии, а своих монахинь, посетивших «советские» храмы, отлучал на полгода.
Епископы дружно поднимают руки.

ЕПИСКОП МЕРКУРИЙ
Негоже «обнагленцев» к народу допускать. Нужно вернуть матушке-России истинную веру. Подвижники нужны. Нужны страдальцы за веру. Молодые должны идти вперед, не убоявшись красного змея!

Владимир и Ферапонт гордо распрямляют плечи.

ЕПИСКОП СЕРАФИМ
А если нужна России истинная вера, то ни к чему было на Собор волка в овечьей шкуре пускать.
(указывает пальцем на МОГИЛЕНКО)
Прочь, оборотень!

МОГИЛЕНКО
(вскакивая с лапника)
Я гонимый священник Катакомбной Церкви! Меня хиротонисал епископ Вениамин! Я в лагерях сидел за веру!


ЕПИСКОП ВЛАДИМИР
Ты, Федя, не шуми. Сядь и объясни-ка нам, какую ветвь Катакомбной Церкви ты представляешь.

МОГИЛЕНКО
(визгливо)
Я представляю заграничную ветвь гонимой истинно-православной церкви!

ПРОТОИЕРЕЙ ПЕРВУШИН
Дозвольте мне, как участнику всех тайных Собориков, призвать собрание к выполнению своей истинной цели. Нам необходимо предать анафеме ересь экуменизма. Поэтому как в экуменизме содержится предательство Христа и отступление от православной веры.

Все с уважением смотрят на протоиерея Первушина. Могиленко сидит в углу, скрючившись и трясется мелкой дрожью.

ПРОТОИЕРЕЙ ПЕРВУШИН
Мы должны выразить свой категорический протест желанию экуменистов уравнять в правах Русскую Православную Церковь с какими-нибудь сектантскими течениями, ведущими к деградации личности.

ЕПИСКОПЫ
(хором)
Истина! Нельзя позволять Западу превращать православных в звериное стадо бездушных потребителей!

ПРОТОИЕРЕЙ ПЕРВУШИН
Вспомните слова апостола Павла, который говорил: «Разве разделился Христос?» и отвергал всех тех, кто рвался к церковной благодати под чужими знаменами.

Владимир и Ферапонт обходят епископов, собирая подписи под решением Соборика. Ферапонт подходит к воздушному колодцу. Взбирается по ступенькам. Высовывает голову наружу. Начинается восход солнца.

ИНСЕРТ
Крик совы.

ФЕРАПОНТ
(шепчет)
Странно, совы-то уже кричать не должны, почти светло уже.

ИНСЕРТ
Внезапно где-то справа слышится хруст ветки. Ферапонт одним мигом спускается в пещеру, хватает за руку Владимира.

ФЕРАПОНТ
Нас предали! Облава! Уводи преподобных по подземелью. Лазаря я беру на себя.

Ферапонт набрасывается на Могиленко. Могиленко рухает, как подкошенный под тяжестью тела Ферапонта. Ферапонт связывает руки и ноги Могиленко.
ВЛАДИМИР
Святые отцы, нас окружают. Срочно выбирайтесь вслед за мной.

Владимир помогает старикам подняться с лапника и быстро уводит их по катакомбам к другому выходу – в балку.

ИНСЕРТ
(голос Ферапонта)
Спасайся, братья! За Русь Православную! Не посрамим земли русской!

КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА
13. ФЛЕШБЭК. НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ – БАЛКА НЕДАЛЕКО ОТ ДЕРЕВНИ – УТРО
1976 ГОД
Ферапонт бежит, ломая ветки. Его преследуют кгбэшники в штатском и милиционеры. Изредка стреляют в воздух. Кричат «Стой!». Владимир выводит старцев из балки (в противоположном направлении, в котором бежит Ферапонт). Владимир помогает снять рясы преподобным. Указывает тропинку, по которой они должны уйти.
ВЛАДИМИР
Советую разделиться по двое, чтобы не вызывать подозрений при подходе к железнодорожной станции.

ЕПИСКОП ВЛАДИМИР
Спасибо тебе, Владимир, за отвагу и помощь. Сын мой, отдаю тебе на сохранение реликвию Русской Истинно-Православной Церкви. Это духовное завещание последнего русского Патриарха Тихона. Его удалось спрятать от большевиков. До сих пор его хранил я. Но теперь вижу, что силы мои уже не те.

ВЛАДИМИР
Епископ Владимир! Я во имя Господа нашего…
ЕПИСКОП ВЛАДИМИР
Сын мой, не перебивай. Ты молод, горяч, отважен. Можешь считать, что в этом и есть подвиг всей твоей жизни. Придет время – и все узнают правду. Теперь в твоей руке судьба всей православной России-матушки, а ты станешь Хранителем Великой Тайны! Да хранит тебя Господь Всемогущий!
Епископ Владимир осеняет крестным знамением Владимира, пожимает руку Владимиру и оставляет в его руке что-то холодное. Епископ Владимир исчезает за деревьями. Владимир стоит, как вкопанный. Не сразу раскрывает ладонь. Раскрывает: на ладони лежит серебристо-стальная капсулка.

ВЛАДИМИР
Господь Всемогущий! Не оставь меня, раба твоего! Помоги сохранить реликвию российскую!

На полянку, на которой стоит Владимир, выскакивает парень в гимнастерке.
ПАРЕНЬ В ГИМНАСТЕРКЕ
(вытаскивает револьвер)
Вот он! Стой! Стрелять буду!

Владимир, сжав в руке капсулку, петляя, словно заяц, кидается в кусты орешника. Его хлещут по лицу ветки, руки обжигает крапива. Владимиру удается немного оторваться от парня в гимнастерке.

ВЛАДИМИР
Не оставь меня, Господи!

Владимир на бегу спотыкается и падает прямо на корни огромной сосны. Пальцы его непроизвольно хватаются за один из корней. В корне с внутренней стороны углубление. Владимир помещает туда капсулку. Парень в гимнастерке подскакивает к нему, стукает по затылку. Владимир теряет сознание.

ПЕРЕХОД В МИКРОАВТОБУС
Владимир приходит в сознание в микроавтобусе. Руки у него связаны. Вокруг на сиденьях хмурые мужчины в коричневых и серых костюмах-двойках. На полу лежит какой-то куль, накрытый рогожей. Внезапно Владимир видит прядь рыжих жестких волос, выбившуюся из-под рогожи. Часть пряди в крови.

ВЛАДИМИР
Ферапонта убили…

ПАРЕНЬ В ГИМНАСТЕРКЕ
(заливисто ржет)
Очнулся, красавец? А как от меня-то припустил! Еле догнал, мерзавца! Но от Андрюхи-рыжего еще никто живым не уходил!

Парень в гимнастерке сильно пихает в спину Владимира.
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА

14. НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ - ОКОЛО МОНАСТЫРЯ – ДЕНЬ
НАШЕ ВРЕМЯ
Автомобиль Яны паркуется невдалеке от монастырских ворот. Кругом – поля, луга.
ЯНА
(показывает рукой вправо)
Видите, вон там, недалеко, деревенька. Так вам надо снять там комнатку у какой-нибудь бабульки.

ДМИТРИЙ
(прикладывает два пальца к виску)
Есть,шеф.

Яна выходит из машины, вынимает из багажника большую сумку. Достает из сумки темное тряпье, часть кучки дает Маргоше.



ЯНА
Так, Марго, быстро переодеваемся. И идем с монастырь.

Маргоша, сопя и вздыхая, берет свою часть одежды и напяливает сверху сарафана. Яна проделывает то же самое. Дмитрий и Антон разевают рты от изумления.
 
АНТОН
Вот это дааа…

ЯНА
Спокойно, господа. Это спецмаскировка, судя по всему, прошедшая проверку.


ДМИТРИЙ
Ну вы и выдумщицы, вот уж не подумал бы, что вы так можете измениться.

Яна хлопает Маргошу по плечу.

ЯНА
Аглая, это комплимент, слышишь?

МАРГОША
(поправляя съехавшие на переносице очки)
О, Господи, меня все это пугает. И ты тоже меня напугала. Чего толкаешься?

ЯНА
А ты не спи, Ишь, размечталась. Мы не должны расслабляться ни на минуту.

Яна поворачивается к Дмитрию и Антону.
ЯНА
Ну а вы, господа, отправляйтесь в деревню и ждите от нас вестей.

ДМИТРИЙ
Как будем действовать?

ЯНА
Если нас вытурят из монастыря уже сегодня, то мы вас разыщем сами. А если нам удастся зацепиться там, то я отправлю тебе, Дим, SMS-ку. Бери ключи от машины и дуйте в деревню. А мы с тобой, дорогая Аглая-Маргоша, потопаем в монастырь. Эх, нужно поскорее настроиться на волну импровиза.

15. НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ - МОНАСТЫРЬ – ДЕНЬ
Яна тянет за рукав Маргошу.

ЯНА
Пошли, "сестра Аглая", а то я растеряю весь свой запас храбрости.

Яна и Маргоша идут по асфальтированной узкой дорожке к открытым воротам монастыря. Входят на территорию монастыря. Озираются по сторонам. К ним навстречу спешит в развевающихся черных одеждах монахиня. Монахиня на ходу периодически взмахивает руками. Наконец монахиня подходит к Яне и Маргоше вплотную.

МОНАХИНЯ
Монастырь закрыт для посетителей! У нас чрезвычайные обстоятельства. Пожалуйста, покиньте территорию!

ЯНА
А в чем, собственно говоря, дело?

МОНАХИНЯ
Вам что, сто раз повторять нужно? Говорю же, в монастырь временно посторонних не пускаем. Покиньте немедленно территорию. Вы что, глухие? Не слышите, что вам говорят?
ЯНА
Мы приехали по приглашению вашей настоятельницы. Матушка Марфа очень просила нас посетить ее вотчину, вот мы наконец-то смогли выбраться. Так что проводите нас скорее к ней. Матушка Марфа очень обрадуется нашему приезду.

Внезапно лицо монахини принимает совершенно другое выражение. Она приветливо улыбается.

МОНАХИНЯ
Уж вы извините нас, гости дорогие, но… дело в том, что матушка Марфа… отдала Богу душу.

Монахиня трижды истово крестится.

ЯНА
(делает вид, что рассердилась)
Что-о? Что вы такое говорите? Да как такое может быть? Вы, наверное, не поняли нас. Мы приехали к настоятельнице этого монастыря, игуменье Марфе. Проводите нас к ней немедленно, а то вам попадет от нее!
МОНАХИНЯ
Да я же вам и говорю, нету больше у нас матушки-настоятельницы.
(начинает рыдать)
Убили ее…

МАРГОША
Как убили? Кто?! Когда?!

Монахиня нервно перебирает четки, висевшие у нее на поясе.

МОНАХИНЯ
Мы до сих пор все в ужасном состоянии. Ее убили три дня назад. Такой кошмар.

ЯНА
Да расскажите же вы толком. Если матушку Марфу убили три дня назад, то, вероятно, ее уже похоронили. Где же ее могила?

МОНАХИНЯ
Да в том-то и дело, что ее, как увезли на экспертизу, так еще не привозили обратно. И до сих пор нам никто ничего не сообщил. Да вы проходите.
(суетливо машет рукой)
Пойдемте, я вас хоть чаем напою. А то устали, наверное, с дороги. Издалека, небось, едете?

МАРГОША
Ох, издалека. Мы почти что два дня до вас добирались, измучились все. И поездом, и на автобусах, и на попутных. Ноги гудять.
Монахиня ведет Яну и Маргошу к домику с кельями. Показывает рукой вправо.
МОНАХИНЯ
Вот сюда, пожалуйте, вот сюда. Вон за тем палисадничком и стоит мой домик. Размещу вас пока у себя, а там, Бог даст, разберемся, как с вами быть.

ЯНА
Как у вас здесь красиво! Какие великолепные цветы!

МОНАХИНЯ
Да, это у нас сестра Инесса занимается цветоводством. У нее просто руки золотые, дар Божий, все цветы у нее растут, словно на дрожжах. И все многолетники. Сам преподобный нахваливал сестру Инессу за прилежание и усердие. А ведь в миру была журналисткой-непоседой.

16. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ - МОНАСТЫРЬ – КЕЛЬЯ – ДЕНЬ
Яна и Маргоша входят в келью монахини. Осматриваются.
СУБЪЕКТИВ ЯНЫ
Узкая кровать, заправленная темным холстом с ручной вышивкой, небольшой шкаф, изящный круглый деревянный столик на высокой ножке, стул, полочка с церковными изданиями. На стене висят иконы, деревянные четки, литографии и большой перекидной календарь с ликами святых. На столике, рядом с открытым молитвенником, стоит большой керамический подсвечник-тройник, в котором желтеют загашенные свечи. На столе сваленные в кучу бумаги.



МОНАХИНЯ
Вот, не успела разобрать. Как вас в окно увидела, все так и бросила, побежала сказать, что монастырь закрыт.

Яна наклоняется к низенькому узкому окну с узорной решеткой снаружи, смотрит в окно.

ЯНА
Вы, наверное, в курсе всех передвижений обитателей монастыря.

Монахиня заваривает в круглом чайничке чай, наливая кипяток из электрочайника. Горделиво подбоченивается.

МОНАХИНЯ
Так мне по должности положено все про всех знать. Я ведь благочинной здесь служу, наставляю сестер на путь истинный, слежу за порядком и дисциплиной. Ой, а ведь мы так и не познакомились! Меня зовут сестра Варвара.

Яна и Маргоша пьют чай с конфетами.

ЯНА
А меня зовут Янина, можно просто Яна, а мою подругу Маргаритой зовут. Мы приехали сюда немного погостить, присмотреться, потому что хотим уединиться от мирской суеты. Марго уже и имя себе выбрала на будущее. Хочет быть сестрой Аглаей.

МОНАХИНЯ
Сестрой Аглаей? А у нас тоже была сестра Аглая, ризничая, правда, она в прошлом году преставилась… на Михайлов день… Ей уж много лет-то было… Теперь у нас ризничей служит сестра Николая…

ЯНА
А скажите, сестра Варвара, а паломницы у вас сейчас здесь проживают? Или такие же, скажем, как мы, выбирающие монастырь?

МОНАХИНЯ
Да нет у нас сейчас никаких паломниц. Мы вообще редко кого допускаем. Матушка-настоятельница, упокой, Господи ее душу, очень строгих правил была, старалась не допускать случайных людей в монастырь. И если я замечала, что вновь прибывшая насельница не соблюдает правил нашего монастыря, то докладывала матушке Марфе, а та вмиг ей отказывала от места и выдворяла из обители.

МАРГОША
А не мог ли кто-нибудь затаить злобу на строгую и неподкупную игуменью? Может, кто и решился отомстить ей за подобное выдворение из монастыря?

МОНАХИНЯ
Да Господь с вами, милая!


ЯНА
(переходит на шепот)
А где и как была убита матушка Марфа?

МОНАХИНЯ
(трижды осеняет себя крестным знамением)
Да голову ей размозжили чем-то тяжелым, упокой Господи ее душу. Прямо у нее в келье это случилось. Поздно вечером. К ней зашла сестра Михайла, это наш эконом; так вот, зашла, да и споткнулась о тело распростертое. Кровищи там было! Ужас! Все разгромлено.

ЯНА
Что, значит там боролись, что ли?

МОНАХИНЯ
Да вроде бы нет. Только искали, видно, что, все вверх дном перевернули. Уж и не ведаю, нашли ли, что искали.

МАРГОША
Может, матушка Марфа вошла к себе, когда там орудовали воры? Вот они и «убрали» свидетельницу.

МОНАХИНЯ
(прихлебывая маленькими глоточками чай из блюдечка)
Ну уж если и воры это были, то уж слишком разборчивые. Потому как ни икон в золотых окладах, ни четок драгоценных матушкиных они не взяли.

ЯНА
Значит, искали что-то особенное. Значит, это были не просто воры, а люди, действовавшие по чьей-то наводке, исполнявшие чью-то волю. Тогда трудно понять, из-за чего матушка Марфа жизни лишилась.

МОНАХИНЯ
Да вы правы, милиция-то, похоже, так ничего и не добилась. Сначала-то переполох был ужас какой!

МАРГОША
А что, собственно говоря, было, когда милиция приехала?

МОНАХИНЯ
Милиционеры суетились, бегали, фотоаппаратами щелкали (хотя у нас это строжайше запрещено), свидетелей все пытались допрашивать… А где их взять-то, свидетелей этих… Когда никто ничего не видел… Вот и уехали ни с чем…

ЯНА
А тело настоятельницы увезли сразу же?

МОНАХИНЯ
Конечно. И тело матушки-настоятельницы до сих пор земле не предано… Как-то не по-христиански это. В общем, беда одна у нас. Не знаю, стоит ли у нас вам даже и останавливаться. Сами видите, как все получилось.
ЯНА
Ничего, мы привычные ко всему. Уж больно места у вас заповедные, красотища-то какая.

МАРГОША
А скажите, сестра Варвара, вот матушка Марфа нам писала, что есть у нее очень толковая библиотекарша. На все вопросы ответ найдет. Кажется, ее Анастасией зовут. Как бы нам с ней повидаться? Вы поможете?

МОНАХИНЯ
(устало машет рукой)
Сестра Анастасия? А зачем она вам? Она только в книжках и разбирается, а так…

ЯНА
А что с ней не так? Расскажите.

МОНАХИНЯ
Анастасия сюда попала совсем плохая. Все мерещилось ей что-то, видения у нее были. По ночам кричала. Вот матушка Марфа и пожалела «блаженную», приютила, определила библиотекаршей, чтобы от дум-то ее страшных отвлечь, бедную.

МАРГОША
Как интересно.




МОНАХИНЯ
И Анастасия поправляться стала, как в библиотеке работать стала. Но Анастасия эта странная какая-то. Мы, правда, все ее жалеем, потому как она добрая очень, только не такая, как все. Да вы и сами все увидите.

Монахиня встает со стула.

МОНАХИНЯ
Пойдемте, провожу вас к ней. Она сейчас у себя, в библиотеке. Совсем перестала в трапезной да в храме появляться. Сестры из жалости ей прямо в библиотеку еду приносят.

ЯНА
Почему?

МОНАХИНЯ
Смерть матушки-настоятельницы на нее очень уж сильно повлияла. У них прямо какая-то особенная духовная связь была. Поэтому все мы очень любим Анастасию эту, блаженную. С нами ни с кем она теперь не говорит, все головой кивает только и крестится. Может, с вами поговорит, хотя вряд ли, конечно.

17. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ - МОНАСТЫРЬ - БИБЛИОТЕКА - ДЕНЬ
Монахиня стучит в дверь библиотеки кулачком.



МОНАХИНЯ
Сестра Анастасия! Это я, сестра Варвара. Привела к вам двух посетительниц. Приехали издалека. Они хорошо знали матушку Марфу.

Дверь бесшумно открывается, на пороге возникает хрупкая фигурка АНАСТАСИИ (35)
МОНАХИНЯ
Анастасия, ну что же ты встала, словно вкопанная, на пороге? К тебе вот гости приехали. Эти женщины дружили с матушкой Марфой и очень опечалены ее кончиной. Вот с тобой хотели поговорить.

АНАСТАСИЯ
(бесцветным голоском)
Проходите.

Монахиня удаляется в сторону жилых корпусов. Яна и Маргоша входят в библиотеку монастыря. Маленькие решетчатые окна. Шкафы с книгами до потолка. Письменный стол. Стулья.

ЯНА
Настя, мы не причиним вам зла. Как вы думаете, нас могут сейчас подслушивать?

Анастасия с удивлением смотрит на Яну.

АНАСТАСИЯ
Кто вы такие?

Яна указывает рукой на стулья возле массивного письменного стола, заваленного книгами.

ЯНА
Давайте присядем куда-нибудь.

Яна и Маргоша садятся на стулья. Анастасия остается стоять, перебирая четки.
ЯНА
Настенька, мы приехали к вам, чтобы помочь. Меня зовут Яна, мою подругу Маргоша. А в соседней деревне остановились мой муж Дмитрий, и ваш бывший муж Антон.

Анастасия шатается, хватает ртом воздух.

ЯНА
Бедная вы наша, до чего вас тут довели. Вы же перепуганы чем-то до крайности. Это из-за убийства матушки Марфы?

АНАСТАСИЯ
Так вы не подруги матушки Марфы?

ЯНА
Настя, послушайте. Это очень важно. Ваше решение стать монахиней мы, разумеется, обсуждать не собираемся.

АНАСТАСИЯ
Я инокиня, я еще не давала обетов послушания и целомудрия.





ЯНА
Мы выполняем просьбу Антона. Он очень переживает за вас. Как ему, да и нам тоже, показалось, в вашем последнем письме прозвучал немой крик о помощи.

МАРГОША
Мы частные сыщики и мы приехали на самом деле выяснить, кто же убил настоятельницу вашего монастыря. Мы должны оградить монахинь от опасного соседства с убийцей, раз этого не может сделать милиция.

ЯНА
Мы пришли к вам не только, чтобы передать вам привет от Антона, который по любому нашему зову тут же вместе с моим мужем примчится к нам на помощь. Мы хотим еще раз услышать от вас о тех событиях, которые предшествовали трагедии.

МАРГОША
Расскажите нам снова о случайно подслушанном вами ночном разговоре. Может, мы и заметим какую-нибудь важную деталь.

Яна и Маргоша вынимают из карманов удостоверения частных сыщиков.
АНАСТАСИЯ
Но если вы читали мое письмо Антону, вы уже все знаете. Больше мне добавить нечего.
ЯНА
Вы говорите, что этот мужчина назвал женщину «монашка-замонашка»? Такое впечатление, что он что-то знает о бурном прошлом этой женщины или, наоборот, о какой-то тайной деятельности в ее настоящей жизни. Да… над этим стоит поразмыслить, правда, Маргоша?

Маргоша, задремавшая, вздрагивает и утвердительно кивает головой.
ЯНА
Анастасия, постарайтесь вспомниать, не поступала ли к вам в монастырь какая-нибудь новая сестра? Подумайте, не спешите с ответом.

Анастасия хмурит брови и отрицательно качает головой.

АНАСТАСИЯ
Да здесь самая новенькая – это, пожалуй, лишь я. Девочки-послушницы не в счет.

ЯНА
Вот как? Это уже интересно.

АНАСТАСИЯ
Мне кажется, я уже слышала однажды этот голос. Погодите, погодите…

Внезапно дверь в библиотеку распахивается, и в помещение входит высокая, но сутулая и худая монахиня (Николая). На голове повязан черный плат, из-под которого виднеется белая полоска. На длинной цепочке, спускаясь к животу, висит довольно большой серебряный крест. В нелепо длинных руках у монахини какая-то книга. Вошедшая стремительно приближается к Анастасии, неодобрительно глядя на Яну и Маргошу.

НИКОЛАЯ
Сестра Анастасия. Я пришла сдать вам обратно молитвослов. Теперь мне бы хотелось ознакомиться с письмами игуменьи Марии.

Анастасия дрожащими руками берет у Николаи книгу, пытается поставить ее на полку. Но начинает шататься. Яна быстро подхватывает Анастасию и усаживает ее на стул.

ЯНА
Думаю, что письма сестра Анастасия найдет и передаст вам, как только будет чувствовать себя лучше.

Николая продолжает стоять, как вкопанная.

ЯНА
Вы что, не слышали, что я сказала?

Николая охает, злобно смотрит на Яну и, развернувшись, быстро семенит к выходу.
МАРГОША
И скажите там, чтобы принесли горячий чай и чего-нибудь покушать Анастасии. Ей нужно подкрепиться.

18. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ - МОНАСТЫРЬ – БИБИЛОТЕКА – ДЕНЬ
Яна достает из сумочки пузырек с жидкой валерианой, капает в стакан, доливает из графина воды, подает Анастасии. Анастасия выпивает. Приходит в себя.

МАРГОША
Пришла в себя? Слава Богу, а то я уж испугалась.

Анастасия показывает рукой на дверь и всхлипывает.

АНАСТАСИЯ
Она. Это сестра Николая. Она…

МАРГОША
Чья сестра? Какого Николая?

АНАСТАСИЯ
(слабо улыбается)
Да ее так зовут, Николая.

МАРГОША
Надо же, вот бы никогда не подумала, что это женское имя. Чего только не бывает в…
ЯНА
Да погоди ты трындычать.
(обращаясь к Анастасии)
Настя, продолжайте, пожалуйста, что вы хотели нам рассказать об этой сестре Николае.

АНАСТАСИЯ
Да, мне кажется, это она и есть, мне кажется…

МАРГОША
Ну, приехали…


ЯНА
Вы хотите сказать, что слышали тогда голос этой самой сестры Николаи?!

АНАСТАСИЯ
Да, да. Ее голос, он такой, знаете, со скрипинкой что ли. Вы заметили?

ЯНА
Честно говоря, я не обратила внимания, поскольку с вами приключился обморок, и мне стало не до этой самой Николаи. А кто она такая? Просто монахиня?

АНАСТАСИЯ
Инокиня Николая у нас ризничая, она подчиняется сестре Варваре, благочинной, ну той монахине, что вас сюда привела. У нее ключи от ризничей и от храмов. Она ведает всей церковной утварью и храмовым имуществом, а также облачением.

МАРГОША
Типа завхоза что ли?

АНАСТАСИЯ
(грустно улыбаясь)
Ну да.

ЯНА
Настенька, а вы точно слышали именно ее голос тогда вечером? Может, вам просто показалось? Вроде бы с виду она такая строгая и правильная.

АНАСТАСИЯ
Вы что мне не верите? Да говорю же вам, она это была. Она когда произнесла слово «письма», у меня все внутри похолодело – ну точь-в-точь как тогда вечером. Она произнесла это слово с каким-то присвистом. Вы не заметили, а меня словно ножом резануло. Она это была, она, я вам говорю!

В этот момент входная дверь открывается, на пороге возникает девчушка лет двенадцати с подносом в руках.

ПОСЛУШНИЦА
Сестра Николая приказала принести вам чаю, сестрица Анастасия.

Послушница ставит поднос с чайничком и чашками на стол и убегает.

19. ИНТ. ПОДМОСКОВЬЕ - МОНАСТЫРЬ – БИБИЛОТЕКА – ДЕНЬ
Яна разливает чай по чашкам.

ЯНА
Ну что, попьем чайку или сначала подумаем, как нам быть?

МАРГОША
Я бы лучше чего-нибудь съела.

ЯНА
Если это действительно была сестра Николая тогда вечером, тогда нужно установить за ней наблюдение.

Анастасия начинает креститься.

ЯНА
Нам нужно, чтобы и вы, Настенька, сказали сестре Варваре, что матушка Марфа вам рассказывала о нас, предупреждала о нашем приезде. Тогда она окончательно успокоится и разместит нас на постой. Сделаете это?

АНАСТАСИЯ
Конечно, мне даже как-то спокойнее будет, если вы поживете пока тут.

МАРГОША
А то! Мы всегда придем на выручку. Чип и Дэйл спешат на помощь, правда, Ян?

ЯНА
Погоди ты, Маргош, со своими Чипами. Нам нужно срочно составить какой-то план действий.

Яна вынимает из сумочки мобильный и печатает смску Дмитрию: «Внедрились. Есть объект».

ЯНА
Скажите, Настя, а как бы нам повидать место гибели матушки Марфы? Нам бы хотелось осмотреть место преступления, даже если все следы уже затоптаны милиционерами и монахинями… Вы можете нас туда проводить?


АНАСТАСИЯ
Попробую. Правда, келья матушки-настоятельницы сейчас опечатана, а ключи находятся у благочинной Варвары. Но она ведь уже вас знает, а я скажу, что вы хотите помолиться на месте гибели матушки Марфы. Ведь вы же на благое дело приехали сюда…

МАРГОША
Да вы не волнуйтесь, мы только посмотрим и сразу же выйдем оттуда. Только, конечно, не хотелось, чтобы кто-то наблюдал за нами, пока мы там будем «молиться». Лучше всего, если вы немного посторожите у входа. А если кто-то подойдет, то покашляете, мы сразу же поймем, что пора выходить.

АНАСТАСИЯ
Ну, пойдемте тогда скорее, а чай потом попьем.

Яна, Маргоша и Анастасия выходят из библиотеки.
20. НАТ. ПОДМОСКОВЬЕ - МОНАСТЫРЬ – ВОЗЛЕ БИБЛИОТЕКИ – ДЕНЬ
Яна и Маргоша сидят на лавочке. Анастасия уходит (за ключом от кельи настоятельницы).

ЯНА
Давай-ка подумаем, кто бы мог убить настоятельницу и почему. Иначе мы будем блуждать в потемках. А время не ждет.



МАРГОША
Может, сначала проследим за инокиней Николаей? Надо узнать у Насти, где та проживает. Тем более, если мы разместимся у благочинной в домике; у нее из окошка все видать.

Из-за куста жасмина выходит Анастасия с ключом в руке.

АНАСТАСИЯ
Пойдемте скорее. Благочинная разрешила вам посетить место убиения матушки-настоятельницы, но лишь на десять минут, не больше. Поторопимся, а то мне больше не будут доверять.

Яна, Маргоша и Анастасия идут по мощеной камнем дорожке. Подходят к небольшому одноэтажному деревянному зданию.

АНАСТАСИЯ
Это домик игуменьи Марфы.

ЯНА
Очень отдаленное местечко, думаю, поэтому никто и не услышал ничего в тот злополучный вечер.

АНАСТАСИЯ
Да, это случилось намного позже того, как закончилась вечерняя служба. Все монахини уже разошлись по кельям читать «Псалтырь».

Анастасия открывает ключом небольшую железную дверь. Крестится. Входит в здание. Яна и Маргоша входят следом за ней.

Продолжение - по требованию.


Рецензии