Перевал дятлов

Выбор машины на прокат – дело нехитрое: смотришь, что там подешевле, понадежней (что уже противоречит пункту номер один), заводится, едет, не коптит.
Когда берешь машину на два дня, последние три пункта становятся условными, и ты выбираешь все то же самое, но с приставкой «желательно».
Мы выбрали Форд Фокус.
Ниче так попался пацан, шустрый, верткий, оптимистичный, с убитой амортизацией и горящей всеми цветами панелью. Разбираться, почему там светится гаечный ключ, мы не стали, а вот значок движка напрягал первые двадцать минут, потом как-то прижился и стал почти родным, тем более что машинчик ехал, не пыхтел, исправно тормозил на поворотах и даже пытался карабкаться в гору без ощутимой одышки.
Маршрут мы выбрали надежный, не какие-то там Казбеги с их серпантинами и дрифтами. Мы двинули на Дидгори, чтобы воочию убедиться, что воткнутые в землю мечи так прекрасны, как о них говорят, сделать пару эпических фоток и завируситься на просторах Меты и тик-тока.
Вируситься за рулем убитого форда – такое себе, но никто ж и не собирался тащить в кадр старичка – американца без задних копыт и с пердящим круппером.
Идея была зависнуть над обрывом на фоне исполинских мечей и радужных пони. Подставить солнцу ладони, поймать восходящий поток турбулентных завихрений, воспарить над повседневностью… ну, или что-то из Дэвида Линча.
С погодой, как водится, не прокатило.
Денек выдался унылый, серый, вязкий и беспросветный, короче, типичный выдался душнила.
Мы закупили тонну кофе, четыре шоколадки на двоих и мелкой рысью затрусили на восток.
Не знаю, куда народ мотается по субботам, но явно не в Дидгори. Навстречу попалось несколько седанов, один рыдван и куча оптимистичных псов, уверенных в бессмертии собачьих душ. Любимый трюк «кусни за колесо» был исполнен раз десять с подкатами разной степени тяжести
Постепенно собачки отстали, и на нас навалился подъем.
Нельзя сказать, что мы его не ожидали, но приключился он внезапно без указателей, табличек, знаков, и предчувствий.
За очередным поворотом из прямоходящих мы превратились в вверх ползущих.
Три «в» подряд. Увесисто – наглядно!
Вввалились мы в горы совсем без пафоса: ни тебе волос по ветру, ни цоканья копыт, фыркнули выхлопной трубой и начали буднично карабкаться по серпантину.
Поворот - сто метров по прямой - поворот – и снова левый галс.
Туман придвинулся чуть ближе, долина отступила, укрылась плотной тенью, и тут же навалилась тишина.
Только скрип колес по асфальту да рокот движка.  Мы въехали во мглу и на долгих четыре минуты потеряли внешний мир. Навигатор исправно тянул нас вперед, то приближая, то отдаляя время прибытия.
Семь километров – это ничего, вот сейчас за поворотом развиднеется, и мы быстренько доцокаем до вожделенной долины, сделаем кучу снимков и с чувством выполненного долга по какой-то синей пунктирной дорожке свалим с этого убитого маршрута.
Немного развиднелось, и мы смогли разглядеть волнистые вершины, покрытые пятнами снега.
Новый поворот накатил очередным обрывком тумана и резким порывом ветра. Асфальт подернулся коркой зловещего льда. Еще один отрезок по прямой, вираж и отвратительный сюрприз: сугроб по встречной полосе. Сошедший снег укрыл часть дороги неряшливым слоем. В этой ватной тишине его хруст оказался особенно жестким, похожим на эхо стрельбы.
Пейзаж за окном сразу сделался зимним.  Там внизу за углом осталось межсезонье, а на этом витке поселилась зима, суровая, харкающая ледяной крошкой из-под колес.
Наш фордик изо всех сил цеплялся несуществующими когтями за поверхность, но все отчаяннее скользил и буксовал на льду.
- Давай, старичок, напрягись! – Прошептала я. – Скоро станет полегче.
Но полегче не стало.
Туман накатил, отступил и снова налип, создавая ощущение подставы. Лобовое и боковухи потели, все больше осложняя авантюру.
Следующий виток мы двигались по снегу. Двигались шепотом, почти наощупь. Сцепление с дорогой прекратилось, и вариант оставался один: убрать ногу с педали тормоза и попытаться не отъехать за обрыв.
Чат GPT упорно выдавал советы по борьбе с запотевшими стеклами, которые так же упорно не давали результата.
Послышался рокот движка, и навстречу нам выкатился внедорожник. Сидевший за рулем джигит притормозил, окинул нас безумным взглядом и скрылся в приступе тумана. На полном приводе и зимнем протекторе получилось по-ковбойски - грациозно и немного театрально.
- Ничего, получится и у нас. – Прошипела я сквозь зубы. – Главное: не придется тащиться назад по тому же маршруту. Мы пойдем другим путем, на котором не будет ни льда, ни заносов, ни тумана, ни запотевших окон! Вот и навигатор исправно чертит пунктир по ту сторону перевала! И представлялись мне на том пунктире пальмы, магнолии и стая страусов - жар-птиц.

Скрип под колесами усилился, порывы ветра стали жестче. Мы сделали изящный поворот и выкатились на петлю. Вот тут и приключился долгожданный Дэвид Линч.
От неожиданности я выжала тормоз и метров шесть проабээсила по снегу.
Пейзаж оказался настолько монументальным, что ехать дальше не хватило духу.
Картинка подернулась и замерла, явив первобытную суть перевала.
Вершины куда-то испарились, а на их месте образовалась условная равнина, укрытая одеялом бело-серых островков.
Слева - рыхлое плато, испачканное широкими проталинами, спокойное, задумчивое, немного сонное. Справа – пустота, дышащая бездной. Пара замерзших колючек и обрыв, из которого вынырнула стая птиц, сделала круг и рассыпалась крылатыми черными кляксами.  Дорога, по которой предстояло проехать, превратилась в сугроб, который заканчивался ничем, вернее, плотной синевой тумана, за которой притаилась Вечность.
- Если сядем на брюхо, уже не выберемся! – Произнесла я вслух.
- Попробуем проехать? – С надеждой спросила Алиса.
Мы молча двинулись вперед, с каждым оборотом колес проседая все ниже.
-  Ехать дальше опасно!
 Я выжала тормоз, встала на паркинг, открыла дверь и вышла из машины.
Ноги тут же разъехались на скользкой корке льда, предательски укрытой слоем снега.
- Совсем беда, - пронеслось в голове, - тормоза не зацепят, а выбираться как-то надо. Ехать вперед – безумие – там снег и туман, за которыми не видно ни черта! Спуск, крутой поворот, и нас вынесет на край обрыва. Остается один вариант: развернуться на месте и сделать попытку вернуться назад.
Алиса выглянула из окна:
- Поздравляю! Связь накрылась! Мы здесь совершенно одни!
- Выдыхай! – Скомандовала я, оценивая ширину петли. – Мы, кажется, едем назад!
Алиса с сомнением покачала головой.
- Нереально. Слишком мало места. Справа пропасть. Машина по уши в снегу. Дорога узкая. По ходу мы в дерьме.
Я вернулась в машину, погладила кулису, положила руки на руль и тихо прошептала:
- Ты справишься, малыш! Мне надо чуточку помочь! Давай попробуем? Я очень в тебя верю!
Разворот в сугробе
на катке
на лысой резине
в тумане
в двух метрах от пропасти
– аттракцион на миллион.

Миллион в студию!
Через минуту мы стояли спиной к Дэвиду Линчу, а впереди красовался подъем по кромешному льду.
Малыш урчал и подрагивал от напряжения, приоткрытые окна перестали потеть и только плакали слезами конденсата. Задние бесприводные колеса, отдувались и чиркали снег.
Дело оставалось за малым: подъем на льду - по серпантину с горки вниз – крутейшая петля - отвесный спуск - веселый поворот - выезд на встречку, чтобы объехать занос - пара старых знакомых сугробов – еще один заезд по встречной полосе - метров пятьсот кофейного тумана - и бодрый выезд на сухой асфальт!
Всю эту радость предстояло исполнить, не выжимая тормоз.

Отдышавшись, мы тронулись в путь. В голове крутились два сюжета: в отсутствие сцепления с дорогой машина скатывается вниз на подъеме, и машина скатывается вниз на спуске, теряет управление и на повороте вылетает за борт.
Оба варианта были гротескными, увлекательными, живописными и очень трагичными. Хотелось обойтись без них, но для этого нужно было отключить всю нервную систему, врубить полный привод терпелки и многолетний опыт вождения, нет, не в горах (такого просто не нашлось), по городу, на трассе, в диких джунглях российских дорог, без освещения, асфальта, разметки, знаков и признаков цивилизации. На нечищенных трассах, убитых грунтовках, поворотах в никуда и раздолбоном проселочном бездорожье.
Спуск на первой передаче по льду без тормозов с последующим поворотом на сто восемьдесят занял целую минуту.
Огромную минуту моей жизни.
- Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста. – Шептала я, накатывая на обочину. – Пусть все получится! Пусть мы еще немного поживем!
Слева и снизу проплывали долины, холодные гребни, исполинские кроны, волшебные ущелья кинематографической красоты. 
Мы медленно скользили по петле навстречу живописному обрыву.
Когда в очередной раз удалось перестроиться со встречки в правый ряд, объехав глыбы сошедшего снега, избежав неминуемого лобового (благослови господь грузинских автолюбителей, не посещающих Дидгори по субботам!), когда дорога из катка превратилась в асфальт, а серпантин – в условный зигзаг, мы хором выдохнули «ФАК!».

Малыш заметно приободрился и заскакал по равнине беззаботным престарелым жеребцом. Мы залпом выпили запасы кофе, засунули по шоколадке за каждую щеку, врубили   Uptown Funk и не сговариваясь заорали:
- Don’t believe me, just watch!
Don’t believe me, just watch!
Don’t believe me, just watch!
Don’t believe me, just watch!
Hey, hey, hey, oh!

Впереди показался первый населенный пункт с домами, огородами, садами, вкуснейшим сыром сулугуни, сванской солью, аджикой и перезрелыми гранатами на простуженных ветках.
Запахло жильем, безопасностью, жизнью.
Вершины спрятались за край кулисы, освобождая сцену новым безумствам и приключениям.
Туман обиженно надулся, поморщился и плюнул нам вслед.

И под задорный лай собак мы выкатились в этот Мир.


Рецензии