Организация убийства дочери Фатх-Али-хана

Организация убийства дочери Фатх-‘Али-хана ал-Кубали со всем семейством [1826]

«Желая прекратить производимые в границах наших вольными кайтагцами разного рода мошенничества, делаемые большею частью по внушениям ‘Абд Аллах-бека ал-Йарси, я поручал исправлявшему в Дербенте должность коменданта майору фон Ашенбергу употребить старание захватить сего изменника с семейством чрез преданных нам людей; если же окажется сие невозможным, то истребить ‘Абд Аллах-бека и сыновей его, причиняющих беспрестанные беспокойства, возмущая против нас народ, уверенный по глупости своей в их могуществе.

К исполнению сего были секретно приглашены майором фон Ашенбергом бывшего Кара-Кайтагского уцмия Адил-хана сын — Мухаммад-хан [Хан-Мамед-бек], всемерно и старающийся оказать правительству свои услуги и неоднократно испытанный в преданности к нам, [а также] расторопнейший, полезный и отважнейший, известный старик, житель Терекемейской деревни Падар — Навруз-бек. Предложение таковое охотно было принято из ревностного усердия к правительству, и в последствии повторено через Кара-Кайтагского пристава подпор. Федцова заступившим место фон Ашенберга, майором Говорецким.

Но Мухаммад-хан и Навруз-бек, не имея средств достать в руки в живых ‘Абд Аллах-бека с детьми, решились истребить их, в чём успели с 27-го на 28-е число апреля [1826 года], подорвав ночью с помощью пороха большой двухэтажный каменный дом, в коем имел пребывание с [своим] семейством ‘Абд Аллах-бек, в дер. Пилягат [приграничное с Табасараном кайтагское сел. Пиляки, ныне в Кайтагском районе современного Дагестана; отметим также что село со схожим названием, сел. Пилиг, есть в Табасаранском районе Дагестана — прим. А.А.] Ирчамульского магала.

При случае сем погибли: сам ‘Абд Аллах-бек, две жены его, из коих одна, известная Чимназ-ханум, дочь Фатх-‘Али-хана [ал-Кубали], две дочери изменника [т. е. ‘Абд Аллах-бека — прим. А.А.] Умм Кульсум и Мисеик [?], сын Али-бек; восемь душ обоего пола хозяев дома изувечены, и нет надежды к выздоровлению 3-х чел. из хозяев, другой сын ‘Абд Аллах-бека — Агаси-бек; старший же [сын] Заал, находившийся в соседней дер. Хурик, один только спасся из всего семейства; но Мухаммад-хан и Навруз-бек обещают и его или живого поймать и представить в руки правительства, или убить.

В совершении дела сего способствовали Мухаммад-хану и Навруз-беку бывшие при первом [т. е. при Мухаммад-хане — прим. А.А.] нукер его чанки Альбури, а при последнем [т. е. при Навруз-беке — прим. А.А.], родной сын его Гул-Мухаммад, и жители деревень Падар — Урудж, и Великент — Гул-Ахмад, коим поручено было внести в нижнее жилье дома, занимаемого ‘Абд Аллах-беком, и потом поджечь порох до 2-х пуд. [свыше 30 кг. — прим. А.А.], полученный Навруз-беком от майора фон Ашенберга [всего исполнителей шесть человек — прим. А.А.]. При взрыве жителю деревни Падар — Уруджу вышибло в плече правую руку, больно обожгло лицо и повредило ребра; не спасся бы он вовсе от рук кайтагцев, тотчас по взрыве начавших стрелять по поджигателям и бросившихся их преследовать, если бы отважный сын Навруз-бека — Гул-Мухаммад, не взирая на предстоявшую самому ему гибель, не вынес на плечах своих его, Уруджа, который не в силах был сам следовать. По случаю тревоги, последовавшей вскоре за взрывом, не успели забрать с места происшествия вещей своих: нукер Альбури — оправленный в серебро пистолет, Урудж — турецкое ружье, чоху и шапку, Гул-Мухаммад — ружье и кинжал, коим расчищал отверстие в стене для вноса пороха. Кроме сего, погибли у них 2 лошади, оборвавшись со скалы, коих они вели за собою во время преследования их кайтагцами.

Невозможно было Мухаммад-хану и Навруз-беку исполнить описанного дела, не имев никого на своей стороне из кайтагцев и потому заблаговременно были ими подговорены два жителя дер. Пиляки — Исма’ил и Аслан-бек с тем, что за содействие их получат 100 червонцев, которых не отдали ещё им по неимению собственных. Почтеннейше донося о сем в. высочеству, осмеливаюсь всепокорнейше просить о следующем:

1] удостоить милостивым вниманием усердие и преданность правительству людей, истребивших фамилию ‘Абд Аллах-бека;

2] потерявшим при действии собственные вещи пожаловать, по сколько заблагорассудить изволите, денег и преимущественно Уруджу, изувеченному и едва не пожертвовавшему жизнью, и

3] Мухаммад-хану и Навруз-беку оказать пособие к удовлетворению подкупленных ими кайтагцев и позволить мне представить в. выс-у как Мухаммад-хана, так и Навруз-бека в поощрение к награждению, тем более ими заслуживаемому, что первый ревностно стремится оказывать правительству свои услуги, а последний неоднократно доказал это на деле и из преданности к нам не щадит ни собственно своей, ни детей своих жизни и готов во всякое время к исполнению делаемых ему поручении, в коих всегда по расторопности своей успевает, а по усердию своему во многом может быть нам полезен.

При сем имею честь присовокупить, что ‘Абд Аллах-бека до смерти своей имел намерение, настоящею весною собрав шайку мошенников, пуститься с ними в границы наши на грабительство; но по принятым со стороны нашей строгим мерам к недопущению его исполнить свое предприятие, нашелся принужденным отложить оное до удобного времени, а между тем, явясь в вольные Табасаранские магалы Кухрук и Чуркул, склонил жителей оных и Дивсийцев [?] дать ему присягу в содействии мошенническим его против нас подвигам. Некоторые, весьма в малом количестве не согласившиеся на его предложение, потерпели разорение сожжением домов; потом успел было также склонить на свою сторону три повинующиеся нам магала: Суак, Дирче и Нитриг, кои имели уже намерение перегнать овечьи отары свои в Вольную Табасарань. Узнав о этом, предписал я майору Говорецкому приказать прапорщику Ибрахим-беку Карчагскому не допустить их к перегону отар своих, каковым средством отнята от упомянутых магалов возможность отложиться от повиновения нам и предаться по совету ‘Абд Аллах-бека общее с ним мошенничеству.

Теперь в вольных Табасаранских и Кайтагских магалах по смерти ‘Абд Аллах-бека водворилось всеобщее уныние, отнимающее у них смелость отважиться на предпринятые убитым ‘Абд Аллах-бека плутовства».

Подготовил с примечаниями: ‘Али Албанви

Примечание: Ирчамул [ЯрчIамул] — на кайтагском диалекте даргинского языка означает девять, а в данном тексте — название территории девяти верхнекайтагских населенных пунктов [ирчамульский магал], куда в средневековье — примерно в XIV в., заселились девять кайтагских тухумов. Согласно преданию, рассказанному мне в 1981 г. Абдурагимом Саламовым и другими жителями ирчамульского магала, примерно до XIV в. предки современных ирчамульцев жили на равнине. Тогда в их руках находились нефтяные месторождения, соляные озера, пахотные поля, сенокосы и другие угодья, расположенные ниже современного селения Янгикент Кайтагского района. Войска Тимура сожгли селения этих предков ирчамульцев, захватили их имущество и издевались над их женщинами. Не вытерпев издевательства чужеземных грабителей, предки ирчамульцев вынуждены были покинуть обжитые места и переселиться в горы. Переселилось девять тухумов. Один из них построил селение. Пока строили каменные дома, они жили в шалашах, построенных из бурок [по кайтагскому диалекту даргинского языка — варен] и столбов [—тIал]. Поэтому это селение стали называть ВарситIал или ВарситI. Другой тухум обосновался на вершине горы, возле огромного дерева под названием Бажли, и построенное здесь селение стали называть Бажлук. Третий тухум переселился в местность Кирки [Хъирхъи] и это селение называли так же и т. д. Со временем увеличилась численность населения и количество населенных пунктов, и Ирчамульский магал стал одним из мощных и крупных в Кайтаге. По сведениям Е.И. Козубского, в конце XIX в. из всех 49 селений с общей численностью 11492 человека Кайтагского наибства, в Ирчамульский магал входили 21 селение с 3503 жителями. В настоящее время на территории, считаемой Ирчамульским магалом, имеются следующие одиннадцать селений: Антил [ГIантил], Пиляки [Пиляхъи], Кирцик [ГъаргъечIи], Шурагат [Шурагъат], Варсит [ВарситI], Эклуга [Пекьлугъа], Кирки [Хъирхъи], Турага [Турагъа], Шиланша, Бажлук. Кроме того, в этом регионе сохранились остатки более 10 древних населенных пунктов, п том числе средневековых:Джалаги [Жалагъи], Бартуга [Бартугъа], Ургаха [Ургагьа], Чидажа и др., а также многочисленные древние кладбища и иные памятники средневековья.

Литература

1. Из истории освободительной борьбы в средневековом Кайтаге / (пер. А. А. Исаева)
Текст воспроизведен по изданию: Из истории освободительной борьбы в средневековом Кайтаге // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала. АН СССР. 1986. [Электронный ресурс] Режим доступа свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.01.2025). — Яз. рус.

2. Нагиева М. Посемейные списки населения Дагестанской области 1886 года и переписи населения 1897 и 1926 годов (Статистический справочник) / ИИАЭ ДНЦ РАН. — Махачкала: ИД Наука плюс, 2005. С. 70. [Электронный ресурс] Режим доступа  свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.01.2025). — Яз. рус.

3. 157. Рапорт ген.-м. фон-Краббе ген. Ермолову, от 22-го мая 1826 года, № 18. — Тарку. [Электронный ресурс] Режим доступа свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.01.2025). — Яз. рус.


Рецензии